Оттенки серого
Упоминание серов появляется у латинских авторов впервые при Августе.[cdxxvi]Тит Ливий в отрывках-эпитомах Луция Аннея Флора сообщает:[cdxxvii] «Скифы и сарматы отправили послов с просьбой о дружбе. Серы (seres) и живущие под самым солнцем инды, принеся в дар геммы, жемчуг (margarita) и слонов, сочли наибольшей данью длительность пути, на который у них ушло четыре года. Уже цвет кожи этих людей допускал, что они пришли из другого мира». [cdxxviii]Гораций, обращаясь к Меценату,пишет о серах: Для граждан ты силишься знать И Рима, блюститель закона, Что Серы готовят опять, Что Бактры, что жители Дона. [cdxxix] Римское плебейское родовое имя Caesius [cdxxx] значит серо-голубой, голубоглазый, сероглазый. Такого цвета были и знамена Красса.Белые волосы, седина, серость — один из точных признаков породы потомков Энея и его ребят.[251] Седина среди китайцев и тамилов является скорее исключением, чем правилом. Природный носитель латыни Плиний пишет, что двумя товарами серов, в которых была крайне заинтересована Римская империя, были шёлк и сталь, причем последняя держала пальму первенства (palma, ладонь[cdxxxi]) у любых других народов, в Парфиимечи делали хуже[252].[cdxxxii]Словом ferrum (железо) Плиний говорил о стальном оружии вообще и о мечах в наибольшей степени. Среди римлян, попавших в лагеря Тохаристана был или были выдающиеся кузнецы, в достижениях которых надо искать исток качества знаменитых японских дворянских сабель (лат. sabella, сабельская, сабинская, простая), одну из которых получил И. А. Гончаров в 1853–1854 гг., путешествуя на фрегате «Паллада».[cdxxxiii] Рисунок из Беш-тепе вблизи Нукуса дает изображение корабля, в котором можно увидеть и египетскую, и русскую ладью, и драккар викингов, и коч поморов. Реку серов, Серский дар / Серское начало, Сырдарью,[253]ранее саки называли Яксартом, греч. Ἰαξάρτης. Это длиннейшая и вторая по водности после Амударьи река Средней Азии.[cdxxxiv] Серые римляне много путешествовали, их речь оставила очень много следов. Первым известным нам согдийцем-мореплавателем был отец знаменитого Кан Сен-ху — первого проповедника буддизма в Юго-Восточном Китае. Предки его жили в Индии, куда перебрались из Согда, а затем отец переехал в Изяочжи, т. е. Северный Вьетнам, где торговал.[254]В Индии флот царя Черы (Серы) Сенгуттувана нанес поражение яванам, которым связали руки за спиной и лили на головы топленое и растительное масло. В Махавамше упоминаются морские суда, везущие 700 человек, морские походы были частыми.[cdxxxv] Война серов с яванами является продолжением Гражданской войны в Риме; ее подробности надо искать в индийских эпосах Махабхарата и Рамаяна,[cdxxxvi] русских сказках, Ветхом завете, армянских мифах и других преданиях. Парфяне и персы, с завидным постоянством и долгое время переселяли пленных римлян на Восток. Парфянский топоним Wek-Andiyỗk-Sabuhr —Лучшая Антиохия Шапура (Сабура) — город, в который тот переселил римлян.[cdxxxvii] В эдикте Ашоки царем Явана назван Антиох. В надписи из Пальмиры 19г. н.э. упоминаются «люди Явана в Селевкии».[cdxxxviii]Военное, как и Ассирия,[255] государство Селевкидов по недоразумению считают греческим[256].[cdxxxix] Меж тем римский орел чеканился на монетах Птолемея I Сотера (Спасителя),[257] который пытался связаться с Клеопатрой, сестрой Александра Великого, находившейся в Сардах; однако враг Селевка Антигон сорвал планы Птолемея, распорядившись, не мешкая, убить 47-летнюю Клеопатру.[258] Тезка Митры селевкид Деметрий I Спаситель защищал свое право первородства[259] перед римским сенатом. Его соперниками были дети Антиоха IV, бродившего по улицам своей столицы одетым в римскую тогу. Главным занятием двух вождей яванов на Востоке, как и в республиканском Риме,[cdxl] была переписка, о чем шутил (лат. sunt, русск. суть, шут) престарелый основатель династии Селевк: «Если бы люди знали, какое бремя возлагают на царей письма, которые они должны диктовать и читать, никто не поднял бы диадему ( венец ), даже если бы она валялась на земле». [cdxli] Между Чандрагуптой[260] и Селевком I был брачный союз. То ли Селевк дал в жены Чандрагупте гречанку, как Август Фраату парфянскому Музу, то ли дочь Чандрагупты стала наложницей Селевка, как наложницей у Фраата стала Муза. Сейчас общепринято мнение, что Селевк I отверг Апаму из дома Ахеменидов (персов), чтобы жениться на Стратонике из Лагидов (египтян).[cdxlii] В этом Селевк схож с Марками Антонием и Агриппой. Из Маргианы в Селевкию и Вавилон везли вино. Все потомки македонца Селевка много пили. Об Антиохе VII, убитом на поле боя в войне с парфянами, победитель будто бы сказал, что «во время своих великих попоек он надеялся проглотить до последней капли царство Аршакидов». [cdxliii] Словосочетание «римское влияние» давно используется археологами для описания кушан в Северной Индии. Влияние[cdxliv] это утверждалось римскими мечами вплоть до Индии Южной. Эти мечи (тип Помпеи) найдены там археологами. Статуя Канишки, выставленная в музее Матхура, имеет два прямых меча.[cdxlv] Это римские spatha и gladius. [261][cdxlvi] Республиканское военное дело породило военное дело кушан: пресловутое влияние (этимология глагола влиять неясная[cdxlvii])[262] прослеживается во всем их оружейном деле.[cdxlviii] Два меча, gladius (русск. глад, голод) и spatha (шпага), и у богатого молодого сака из могилы кургана Иссык. У него жена шее— золотая булла и наборный военный пояс.[cdxlix]Привычка японских самураев таскать с собой два меча также идет отсюда: все железные мечи, впервые появившееся в Японии еще в эпоху Яёй,[cdl] имеют происхождение с материка.[cdli]Меч является одной из трёх древних регалий (от rex) японского императора и имеет особое значение в японском обществе.[cdlii] Лев японских масок гигаку — лев ассирийских масок. [cdliii]Ашшур или Ассур — столица древней Ассирии, первый город, построенный ассирийцами и названный в честь ассирийского Верховного бога Ашшура.[263] Ашока[264] Великий — правитель империи Маурьев (от лат. mas / maris, муж / мужа), подчинивший земли от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Через восемь лет после восшествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса). «Перевод эдиктов ( лат. edictum — объявление ) Ашоки позволяет всмотреться в личность переводчика: человек с хорошим (в том числе философским) греческим образованием, отчетливо понимающий смысл буддийских текстов, находящий точные греческие соответствия для пракритских форм, видящий сходства и различия двух вступивших в контакт культур и, в соответствии с этим, то буквально переводящий текст, то несколько отступающий от оригинала, когда нужно приблизить индийские установления к читателю-греку». [cdliv] Данные нумизматов (знатоков монет)[cdlv]гласят, что индо-скифский царь Азес I установил новую династию в Западном Пенджабе после 53 г. до н. э.[cdlvi] Аш-аз это окончание имен в оскско-умбрских языках древней Италии, соответствующее привычному латинскому ус-уз в названиях: узбеки, усуни, ушкуйники и т. д.[cdlvii] В русском языке оно осталось как Аз (Я) в азбуке. Самыми умелыми воинами среди италиков считались люди племени марсов.[265]Говорили марсы на собственном наречии умбрского языка (наиболее близким ему считается оскский).[266]Среди пленных Красса Гораций выделилмарсов[cdlviii] особо вместе с апулийцами, отмечая, что они состарились под царем мидийцемс оружием в рядах тестей-врагов.[cdlix]Основателем Персидской державы был мидиец Кир. Матерью Кира была Мандана (русск. Манда) — дочь мидийского царя, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Оски (Osci, Opsci, Όσκοι, Όπικοί) считали себя изначально италийским племенем и занимали Среднюю Италию, часть Лация и Кампанию. Самниты, победив осков, усвоили их язык. Литературный памятник оскского языка — Ателланы, — был распространен в Риме и понимаем всеми. На оскском языке говорили апулийцы, самниты, гирпины, северные кампанцы (со времени самнитского завоевания), луканцы, брутийцы, мамертинцы. В Геркулане и Помпее оскский язык был в употреблении до самой гибели городов. Приметой осков было остроязычие. Острословы-тролли из осков особенно доставали цезарей. Калигула велел принародно сжечь одного из них в цирке. Имя осков породило русские родовые имена Оськин, Опискин, Очкин; слова острый, остров и очко, глагол опускать и т. д. Оски любили сочинять и исполнять частушки(лат. fescennini,совр. русск. басни). Стихи Ригвед местами напоминают оско-русские басни-частушки. Связано с латинском scrabo-scribo (шкрябаю-пишу) прозвище скобари. Очевидно и название одного из городов осков-опсков — Псков[cdlx]. Русская=римская история на Востоке трудно, но захватывающе читается в тамошних преданиях.[cdlxi] Мать Ашоки Субхадранги была дочерью бедного брамина Чампаканагара. Отец отдал её в гарем, потому что получил предсказание, что ее сын станет великим правителем. Этим Субхадранги напоминает начавшую карьеру в гареме Семирамиду. Ашока известен распространением буддизмаи женитьбой на сачке Кумари — дочери богатого торговца, родившей ему двух детей (Махендра и Сангхамитра).[cdlxii]По преданиям джайнов, Ашока царствовал после Чандрагупты и Биндусара[267].[cdlxiii]Ашока построил сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр., обновил дороги. В этом его строительство на Востоке напоминает стройки сына Саргона II-го —Синаххериба и Семирамиды, а сам он смахивает на основателя Вавилонаи страстного охотника Нимрода.Имя Нимрод-Немврод приравнивают к имени шумеро-аккадского бога войны и охоты Нинурты. Это имя принял ассирийский царь Тукульти-Нинурта I, захвативший Северную Месопотамию, земли к югу от озера Ван. М. Хоренаци отождествлял Немврода с Белом.[cdlxiv] Сын Шивы и Парвати, обязанный своим рождением необходимости возглавить войско богов в борьбе против асуров,[268]— бог войны Сканда;от лат. scando, восхожу. Ср. с Не́мрод, Не́мврод; др.-евр. נִמְרוֹד — букв. восстанем. У дравидов Сканда носит имя Murukaṉ;и известен как Юный — Kuḷakan. [cdlxv]Бог-прародитель Муруган, убивший злого Сура, юный как Ашока, — главный герой древнетамильской лирики.[cdlxvi] Его мать Коттравей является властительницей района палей (смерть, кровь, страдания, сухость, огонь; от pala, лопата). Касситского [269] бога Мурудаш отождествляли с Нинуртой, возможно, давшим свое имя Нимроду. [cdlxvii] В надписях Ашоки есть название yona(ka). Римлянам должно было льстить, что их называют Эны, Яны, Янусы, Yona. Разбившие флот яванов серы устроили судоходство в междуречье Средней Азии.В первой половине I в. шелководство пришло в Хотан,[270] «носивший санскритское название Кустана [271]... Известный буддийский паломник Фа-Сянь описал (IV в.) Хотан как изумительный город, где процветал культ Будды». [cdlxviii] С I-го века шелк стал важным товаром, товарищества, которые вели им торговлю, мало отличались устройством от тыловых артелей римского легиона[cdlxix] и хорошо изучены.[cdlxx]В первые века новой эрыв Риме был особый шёлковый рынок. Фунт шелку стоил фунт золота,[cdlxxi] сквозь шелковые одежды просвечивало тело.[cdlxxii]Шелк делали шелковые люди, серы, seres,[cdlxxiii] поставляя его в двояком виде, как сырец и в виде обработанном.[cdlxxiv] Природный носитель латыни понимал слово seres в духе народной этимологии: se res, где se равно русской возвратной частице –ся при глаголах, с ее помощью в русском выражают страдательный залог: вешаться, теряться, мучиться. Однако в словосочетании se res это личное местоимение при имени res, многозначительность которого в латыни примечательна: вещь, дело, обстоятельство, власть и т. д. Самый простой перевод se res на русский: самодел, вещь в себе, то есть Self, [272] thinginitself, Dingansich, choseensoi, cosainsè.[cdlxxv] В бытовом языке русских до сих пор таких людей называют серыми. Производить шелк очень просто, этому можно научить женщин. Личинка шелкопряда живет на листьях шелковицы. В первые тридцать дней жизни, превращаясь в гусеницу, она съедает листьев в двадцать раз более ее веса. Поэтому для выращивания шелкопряда серы высаживали большие плантации шелковицы. Тысячи шелкопрядов выращивали на подносах. Когда гусеница окукливалась и кокон созревал, бабочку убивали горячим паром. Коконы заливали кипятком, очищая от серицина (шёлковый клей, альбуминоидное протеиновое тело[273] от вываривания бабочек; порошок без цвета и запаха, растворим в горячей воде). После этого волокна разматывали, получая более или менее тонкую нить: от шести-семи волокон для самой тонкой до двадцати пяти для более грубой. Длина нити, из которой сплетен кокон достигает 1200–1500 м. Из одного кг коконов можно получить 100 г. шелка-сырца. Женщин требовалось много. «После размотки коконов остаются куколки шелкопряда. Высушенные куколки служат ценным кормом для пушных зверей (и крыс ): 1 кг их заменяет 2,5 кг живого мяса. Жир куколок пригоден для варки мыла, а получаемые при этом жмыхи служат кормом для сельскохозяйственных животных». [cdlxxvi] Некрашеный шелк — серый. Грязно-бел и окрас шелкопрядовых крыльев.[cdlxxvii] Шелковые ткани вместе с китайскими поделками лишь на одном Алтае найдены в курганах Шибе, Катанды, Каракола и Яконура.[cdlxxviii] «Бесчисленные караваны доставляли шелк из далекой Серики. В 125 г. Дионисий Периегет писал: «Серы… собирая пестрые цветы в пустынной окраине, изготовляют одежды искусные, знаменитые окраской, подобные цветам луговой травы, не напрасно бы с этим и труд пауков состязался». Греку вторит китаец в трактате «Жемчужный лес в Саду закона», VII в.: «Когда западные иноземцы видят многоцветную шелковую ткань, то они не верят, что она произведена из нитей, которые выделяют шелкопряды, питающиеся листьями». [cdlxxix] Ткань sericae — это гладкая шелковая ткань, изготовленная в Сичуе (букв. Западная граница, район Ганьсу и Шэньси). В тех же краях находятся главнейшие памятники зрелого буддийского искусства:[274] «Там, где мастер не связан требованиями канона — в фигурах стражей и шествиях дарителей — обнаруживается такое совершенное знание человеческого тела, которое прямо перекликается с искусством античной Европы, превосходя его иногда силой страсти и уменьем компоновки [275]. Мастер не ставит себе других задач, кроме отображения прямой выразительности человеческого тела в его простейших проявлениях». [cdlxxx] Сари (sārī;) — название древней игры, похожей на шахматы в Индии,[cdlxxxi]а са́ри[cdlxxxii] — обычная там женская одежда.[cdlxxxiii]Ради красивых тряпок, пользовавшихся бешеным спросом у женщин и модников в Риме и Китае, были убиты многие миллиарды живых существ: бабочек. Эффект бабочки (Butterfly effect) — словосочетание-термин в естественных науках, обозначающий свойство некоторых хаотичных систем (неопределенных целых): незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.[cdlxxxiv] Красочно эффект бабочки показан в одноименном американском фильме.[cdlxxxv]Случай с убийством миллиардов серых бабочек ради ниток вряд ли можно назвать незначительным.[276] Слово серый есть во многих мудростях, записанных В. И. Далем: «Серый, примесь черного, темного к белому; оттенки серого различны, но главных два: избура и изсиня: избурасерый, буросерый: серый волк, серый заяц, серое (некрашеное) сукно: изсинясерый, голубосерый: серые глаза, зола, пепел, серый конь; дикий, железистый, пепельный; близкий к сивый, сизый, седой. Серая бумага, грязного цвета, самая простая, низкой руки. Серые нитки, суровые, небеленые. Серая погода, пасмурная, сумрачная. Серый мужичек, серяк, серячек, простой, грубый, рабочий, черный, лапотник-лопатник. Серяк, серый заяц, русак. Ему серая (либо пегая, саврасая) не ко двору приходится. И серо, да сбойливо. Мыло серо, да моет бело. На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт (не волк) съел. Серо, серо — да волюшка своя! Сера, что свинья; а зла, что змея. Есть в нем серой шерсти клок. У меня хоть кафтан сер, да я за пазухой смел; а у тебя кафтан синь, да люди говорят: его скинь (я богаче, а ты продувной).Что серо, то и волк. Вали на серого, серый все свезет. Серее волка на четверть. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.Сер козел, сед козел, а все псиной несет. На дворе серо. Все серо от пыли. Наше небо серо». Просторечное русское обращение Серый значит еще Сергей — мужское личное имя, возводимое к древнему римскому родовому Sergius, ведущему родословную от троянцев и имеющему этрусские корни[277].[cdlxxxvi]В. В. Колесов рассуждал об оттенках серого: «Каждый цвет воспринимался [русскими] конкретно [предметно] чувственно, по своей типичной вещи (как признак в отношении к денотату [обозначаемому предмету]). Виды серого сохранили номинации [именования] сер, зекр — голубовато-серый (очи), сив — темно-серый с сединой (борода), дик — темно-серый (зверь), голуб — светло-серый (оперенье птиц), модр — желтовато-голубой (полевой цветок), пелес — серовато-бурый, полов — желтовато-серый (туча, шерсть, [cdlxxxvii] старая солома), сед — грязно-белый и пр. — также по соответствующим «вещам». [cdlxxxviii] Серые кафтаны и мундиры носили в России стражники и чины батальонов внутренней стражи; серыми были кафтаны и шаровары (лат. sarabara) народного ополчения в 1812 г. Серыми были шинели, введенные в Русской армии Павлом I. С подачи Н. В. Гоголя в русской литературе появилось еще одно определение серым:[cdlxxxix] маленькие люди. Саму свежую кличку дал им нувориш (франц. nouveau riche — новый богач) из РФ конца XX — начала XXI вв. О. В. Дерипаска — ватники. О таких пел В.С. Высоцкий: Мы, маленькие люди, — на обществе прореха, Но если вы посмотрите на нас со стороны — За узкими плечами небольшого человека Стоят понуро, хмуро дуры — две больших войны. [cdxc] У всех восточных славян обычна сермяга, у русских известная под тюркским именем зипун, у белорусов и украинцев — свита, сiрак.[cdxci] Сермяга — это современный ватник. Имя шелка serika дало название распространенной на востоке Украины, в Полтавской и Харьковской губерниях женской повседневной одежде: дерга, джерга, жерга. Эта понева (кусок материи в 160 см ширины и 90 см длины) делается из трех кусков иногда неокрашенной шерсти. Подвязанная на талии поясом, она закрывает нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывают передником.[cdxcii] Римский плебейский лагерный Либер долго пировал среди кочевых Либерт. Для того, чтобы изготавливать из серой шелковой пряжи много крашеных тканей, женщин и детей требуется еще больше. Увеличение населения сопровождалось размножением грызунов. На полуострове Индостан серо-рыжие крысы (пасюки) появились не ранее I в. до н. э., то есть одновременно с римлянами.[cdxciii] Перебои с поставками шелка на Запад начинаются при Юстиниане в середине VI в.[cdxciv]Война ли, или космическая катастрофа[278]превратили Таримский бассейн в основном в пустыню, истощение почв вынудило жителей уйти на север, северо-запад и юг. Потомки дошедших до Русской равнины известны ныне как малоросы, великороссы, белорусы и др. Их речь заметна в языках родственных племен и ныне. В языке коми слово сер значит: узор, расцветка, рябь, уменье, обычай, нрав, лад.[cdxcv]М. Р. Фасмер: «Сары, непромокаемая обувь (колымск.). Заимств. из диал., в котором s- соответствует č-. См. близкие формы на чарки́. Ср. венг. sarú;, башмак». В. И. Даль: cары, сиб. якутские коневьи сапоги, бахилы. Из арабских и византийских источников известно около 60 хазарских личных имён и несколько географических названий: sār — белый, sārïg — жёлтый[279].[cdxcvi] В речи хазар название столицы каганата[cdxcvii] Саркел звучало как Шаркил (в греческом звука ш не существует, поэтому он передан через с). А. Ф. Гильфердинг вывел русский глагол шарить из санскр. hṛ; = хватать, отнеся туда же начало слов шараборить (тоб.) и шарабошить (волог.) = искать.[cdxcviii] Город Саркел (хазарск. Белый дом, русск. Белая Вежа) был построен между 834 и 837 гг. в районе пересечения торговых сухопутных дорог с водным путём по Дону. В татарском: сары = жёлтый, желтуха; аксыл сары — светло-жёлтый, белокурый; кара сары — тёмно-жёлтый. Саран: скупой, прижимистый, жадный. Сарымсак: чеснок. Cарай: 1) дворец, хоромы, палата; 2) двор (царский).[cdxcix] Выражение «сарынь на кичку» дошло до нас из воровского языка волжских разбойников ушкуйников.Половцы-куманы являлись потомками сары-кипчаков, то есть «жёлтых кипчаков». Русское слово кум от имени половцев. Подобно тому, как имя шведов (свеи) живёт в русском свояк (свой).[d] «Половцы (куманы, команы, шары, сары, сорочины) — тюркско-кипчакское население степей Восточной Европы XI–XIII вв. Позднее были частично истреблены монголами или вошли в состав ряда народов Евразии. Русское слово половый — светло-желтый — является калькой тюркского сары — желтый, в другом значении — западный». [di] Тюркский эпос — это романтический (от Roma, Рим) эпос.[dii] Следы языков италиков широко присутствуют в тюркских языках.[diii] История серов еще не написана, но путиих кораблей ясно видны в названиях Сарат (совр. Сераб),[280]Саратов (Сарытау, желтая гора) и Саранск (мокш. Саранош, эрз. Саран ош). См. также: Сара-булак, Саралы-юс, Сарасинская волость, Саратан, Сара-тау, Сарман-увак, Сартан, Сары-копши, Сарыса, Сары-тарбагатай, Сары-узек, Сары-чеку, Шарабалык, Шарачамагун, Шараша, Шар-хусун, Шары-сумбе и т. д.[div] Становится ясен смысл и происхождение звучащего гордо в пьесе А. М. Пешкова (М. Горького) имени человек — серая сила (věkъ), серая стража (vigilia), белая вежа.[dv]
|