Студопедия — Скрытая угроза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Скрытая угроза






Л. С. Выготский строил научную секту[313] не один. Организованная группа лиц, помогавшая вождю, получила среди ученых прозвище «круга Выготского». Это была «система неформальных личных связей учёных, объединённых Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. В группу входили психологи, педагоги, психиатры, физиологи и неврологи преимущественно из Москвы, Ленинграда и Харькова. Участниками круга на его периферии [с краю, на отшибе] были также и кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн и немецко-американские психологи К. Левин и К. Коффка. В разное время «круг» включал в себя более 40 научных, медицинских и партийно-административных работников, а также деятелей образования и культуры». [dxxix]

Членов этого кружка объединял не только особый греколатинский научный жаргон, но и деятельность по получению известности среди профанов[314]. Во многих государствах успех этой деятельности давал и дает ощутимые материальные преимущества. Члены круга Выготского широко известны: «В. А. Артёмов, Р. А. Авербух, Ф. В. Бассин, Н. А. Бернштейн, Э. С. Бейн, Г. В. Биренбаум, Р. М. Боскис, Л. И. Божович, Б. Е. Варшава, К. И. Вересотская, С. Г. Геллерштейн, Л. С. Гешелина, И. И. Данюшевский, Н. Ф. Добрынин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, Н. Н. Каулина, В. М. Коган, Т. Е. Конникова, Ю. В. Котелова, К. Коффка, М. С. Лебединский, К. Левин, М. А. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Н. Г. Морозова, Е. И. Пашковская, М. С. Певзнер, Н. В. Самухин, Л. С. Сахаров, Л. С. Славина, И. М. Соловьёв, Ф. И. Фрадкина, А. А. Шейн, Ж. И. Шиф, В. Ф. Шмидт, М. Б. Эйдинова, С. М. Эйзенштейн, Д. Б. Эльконин». [dxxx] Филологов-классиков среди них нет.

Плохое знакомство с двухтысячелетним учением классической филологии сильно повредило молодым советским исследователям из Выготского кружка. Это заметно не только в косноязычии определения своего ремесла, которое после долгих прелюдий далА. А. Леонтьев: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является отношение между системой языка (языком как предметом) и языковой способностью». [315] Затем, Леонтьев сравнивает психолингвистику с двуликим Янусом, говоря, что «она смотрит в обе стороны». [dxxxi]

Однако Янус не страдал косоглазием и не был уродом. О его редкой способности видеть прошлое и ближайшее будущее написал Овидий:

Как же прославить тебя, о Янус, бог двуобразный?

В Греции нет божества, равного силой тебе. [316]

Ты нам скажи, почему из всех небожителей ты лишь

Видишь, что сзади тебя, видишь, что перед тобой?

Так размышлял я, стараясь в своих разобраться табличках,

Вдруг замечаю, что весь светом наполнился дом:

Это предстал предо мной двойным изумляющий ликом

Янус священный, и сам прямо взглянул мне в глаза.

Я испугался, мои от ужаса волосы встали,

Холод внезапный объял оцепеневшую грудь.

Левой рукою держа ключи, а правою посох,

Он обратился ко мне сразу же, так говоря:

«Страх позабудь и внимай мне: о днях возвещая прилежно,

Дам я ответ, и пойми то, что скажу я тебе.

Хаосом [317] звали меня в старину (я древнего рода), [dxxxii]

Слушай, какие дела прошлых веков я спою. [dxxxiii]

Примечательно, что Овидий называет греческим именем то, что ранее назвал отсутствующим в Греции. Сейчас греческим словом хаос ремесленники лингвопсихистики именуют нечто противоположное— беспорядок, однако в пустоте беспорядка нет.

Упомянутый А. А. ЛеонтьевымЯнус был богом дорог и времени, ведущим счет дням, месяцам и годам. На идоле его правой руки (на пальцах) накалывали число 300 = CCC, а на левой — 65 = LXV, что означало число дней в году.[dxxxiv]Главным местом в храме Януса была брама (англ. frame): дверь, ворота, порог, то есть обрамленное чем-то пространство. Такие брамы русские, японцы и китайцы раньше ставили даже в чистом поле, а тибетцы в горах.[dxxxv]

Изображение Януса — брама.[318]Янус — это все погосты и врата, «бог богов»,[dxxxvi]с его именем закрывали-открывали святилище Гемина (Двойного)[dxxxvii]на форуме[dxxxviii]. Современник Цезаря Варрон[dxxxix] со ссылкой на анналиста Пизона написал, что ворота должны быть закрыты, когда царит мир.[dxl] С распространением греческой учености сочинители перестали понимать, что это означает. Как считали одни, запирается война,[dxli] а другие — удерживается мир.[dxlii] Янус — Клузий, Запирающий, в игрушках его делали двуличным, ведь он есть дух каждого начала.

За русским словом время скрывается половина понятия, скрытого за санскритским Бра́ма — имени бога творения в индуизме.[dxliii] Время = бремя,исходное — пламя[319] от лат. flama [320]. Здесь известное изменение произношения, подобное превращению греческого Басилея в Василевса да Василису (из βᾰσῐλεύς) и Бизантия в Византий да Византию (из Βυζάντιον, лат. Byzantium), еще и расщепило единое понятие на два.Таких расщеплений одного понятия в русском языке было немало и до появления психолингвистики. Психологи, психиатры, психотерапевты, психолингвисты, философы и юристы[dxliv]лишь довели их до зияющего отсутствия смысла, чем сослужили определенную службу русской и мировой науке.

Память о вратах Януса осталась у славян. Слово brana в чешском значит башню с проездными воротами: «Есть общеславянская игра, которая у чехов носит наименование Na zlatou branu — У золотыхворот, или Mosty — Мост[321].[dxlv]В эту игру играют 12 мальчиков, из которых двое заранее отделяются. Это — ангел и черт; они образуют "ворота", остальные выстраиваются гуськом, цепочкой, во главе с "вождем", который ведет переговоры с "воротами". "Ворота" поют:

Zlata brana otevrena, Золотые ворота открыты, [322]

Kdo v ni pujde — Кто в них пойдет —

strati hlavu, потеряет голову,

Pojd', vojsko, poid'. Иди, войско, иди!

После этих угроз войско обращается к стражам ворот:

Войско: "Просим вас пропустить нас в золотыеворота".

Стража: "Что нам за это дадите?"

Войско: "Краюху хлеба с маслом и последнего (из состава войска) стража". — "Идите!"

Войско проходит, а последнего в цепочке стражи ворот хватают руками и спрашивают, к кому он хочет — к ангелу или к черту. Действия повторяются, и когда играющие разделены на две партии, они тянут канат.[dxlvi] Известна подобная игра и у русских:

Ходи в пекло, ходи в рай,

Ходи в дедушкин сарай,

Там и пиво, там и мед,

Там и дедушка живет...

Такие игры есть у поляков, у украинцев, а у русских они доходят до Урала (игра "Ворота")[dxlvii]».[dxlviii]В современных городах храмы Янусу превратились в станции подземки-метрополитена и общественные отхожие места. В случае войны с применением РЯО ямы и дыры подземки являются убежищами.Таким образом, сравнение А. А. Леонтьевым психолингвистики с Янусом выглядит опрометчивым.

Славянские языки дали превосходные примеры расщепления одного понятия в двух разных словах.[dxlix]Забавны, но показательны соответствия, например, в русском и сербском языках: карась (русск.) = бабушка (серб.), мама = майка, клубника = ягода, слово = реч, буква = слово, борец = рвач, мусор = отпад, лопнуть = пукнути, медленно = споро, лебёдушка = лабуда, дом = куча, безопасность = безбедность, золушка = пепелюга, скула, щека = ягодица, дорого = скупо, хорошая жена = вредна жена. [dl]

В XVIII–XIX в. тогдашние хипстеры[323] ввели в живой русский язык из мертвой латыни слово партия (от pars / partis, часть / части, соврем. русск. парш и парша). Это слово понимают ныне как некую отдельную часть, однако его значение в живой русской речи было шире. Христианин (Christianós) — человек партии Христа, подобно греческому Kaisarianós — человек партии Цезаря. Русские люди помнили, что Бога распяли на кресте, однако не одобряли греческих баек о его еврейском происхождении. Партия— сословие,община —не потерявших память и совесть русских называлась крестьянство.

Ленинские требования к политической общине (сословному обществу, греч. πόλις, лат. civitas)Сталин слил в единый образ: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность». Однако прозорливость вождя понимания у коммунистов не нашла, Ю. А. Жданов, ссылаясь на отца утверждает, что Сталин назвал в 1946 г. сословие ВКП(б) «хором псаломщиков».[dli]Участники общины ВКП(б)-КПСС, основанной В. И. Лениным и укрепленной И. В. Сталиным, довольно быстро забыли значение слова партия, ярко очерченное В. В. Маяковским. В отличии от коммунистов крестьяне свою общинную принадлежность помнят по сей час.

Малочисленную русскую интеллигенцию в так называемых гуманитарных[324] науках в значительной части заместили исследователи, для которых русский язык не был языком детства. Некоторые из них относились к языку русских держиморд[325] враждебно или высокомерно, ошибочно деля его на «правильный» и «не правильный», нецензурный. Основатели психолингвистики плохо знали русский язык, так как язык их детства имел иную природу. Прошлое повторилось, подтвердив распространенную в древности и утвержденную Вергилиеммысль, о движении жизни по кругу.

О борьбе большевиков с наследием царского режима и русской великодержавностью написано много. Главной жертвой этой борьбы стал живой язык великороссов. В борьбе с ним и его «неправильными» носителями родились и окрепли советская психология,а затем порожденныя ею психолингвистика и множество других ученых ремёсел; лингвистика заменила языкознание, юриспруденция подменила правоведение, из русских психологии и философии выросли их советские тезки.

В меру своего понимания русского слова и понятия служения сектанты верно служили КПСС; вот как начинается предисловие к неоднократно переизданному учебнику лингвосоциопсихологии, бывшему обязательным для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика»:

«Эта книга знакомит читателя с предметом, понятийным аппаратом и прикладными возможностями дисциплины, возникшей на стыке языковедения, общей и социальной психологии, социологии и социальной семиотики. Указанная дисциплина, носящая название лингвосоциопсихологии, илиширесемиосоциопсихологии [326], опирается, таким образом, не только на накопленные наукой знания о языке-речи, но и на знания о человеке как активном субъекте деятельности, который не только познает, но и творит окружающий его мир.

"В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов",говорится в Отчете ЦК КПСС XXV съезду партии. [dlii] Продуктивность общественной деятельности человека в значительной мере зависит и от того, умеет ли этот человек, получая знания, отбирать главное, сформирован ли у него навык к целесообразному оперированию элементами смысловой информации…» [dliii]

Из отрывка заметно, что в 1976 г. психолингвистический жаргон уже проник в письменную речь писателей из ЦК КПСС. Если отбросить красоты слога отрывка,[327] то остаются неясными и задача, которую ставит ЦК, и задачи, которые призван решить учебник.

После распада СССР, гибели КПСС и перемены вероучения в бывшем ЦК с «коммунизма» на «антисоветизм», это пособие остается обязательным для будущих вестников (греч. ἄγγελος) РФ, однако оно поменяло редактора, который поместил свое предисловие в издание руководства «Язык и социальная психология» от 2009 г.; Е. М. Акимкин: «О книге и ее содержании лучше всех сказала сама автор в Предисловии, я же хочу сказать об актуальности работы и о личности создателя интересного и важного направления в науке. В конце апреля 2009 года в Институте социологии РАН прошел Методологический семинар памяти Г. С. Батыгина, посвященный проблемам междисциплинарного взаимодействия и "обсуждению перспектив исследования социальных процессов и феноменов в семиотическом ракурсе". Подобный ход, по мнению организаторов, "предполагает расширение познавательных возможностей социологии за счет использования ресурсов других наук, социогуманитарных и естественных, имеющих опыт семиотического анализа"».

Глубину сказанного далее следует осмыслить с учетом всего сказанного уже об особенностях психолингвистической речи:

«Произошло формирование принципиально нового подхода в социальном управлении. Была создана оригинальная социальная технология, преодолевающая разрыв между научным знанием и практикой управления. Одним из ее оснований стала семиосоциопсихологическая парадигма социальной коммуникации. Для целей прогнозного проектирования применяется также ситуационная концепция социокультурной динамики, разработанная ранее в соавторстве с Э. А. Орловой. Кратко суть подхода выражается в том, что в центр социального управления ставится человек, живущий в определенной среде, решающий проблемные ситуации, возникающие в его жизни, вступающий в общение, порождая тексты и обмениваясь ими с другими людьми. Масштабные социокультурные изменения в обществе есть проявления сдвигов в этом фундаментальном слое общественной жизни в процессе социальной коммуникации». [328]

Умозрение о «центре общественного управления» уже было давно известно и ошибочно приписано королю Франции Людовику XIV: «Государство это я!».[dliv]

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия