Студопедия — Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.






 

Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли выражение прежде всего в его лирике как непосредственном отклике поэта на окружающую действительность. По сравнению с лирикой предшествующего, пушкино- декабристского периода стихотворения Лермонтова отличаются иным эмоциональным тоном. Это верно почувствовал Белинский. Если лирические стихотворения Пушкина, как отмечает критик, «полны светлых надежд, предчувствия торжества», то в лирических произведениях Лермонтова «уж нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие…»

Стихотворения Лермонтова «Гляжу на будущее с боязнью», «И скучно и грустно», «Благодарность». Поэт готов признать полную бессмысленность, ненужность жизни.

И СКУЧНО И ГРУСТНО

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

 

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

 

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил. 1840

 

Чувства глубокой скорби и горечи, острой тоски и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно- политических надежд, которыми жили представители предшествующего поколения- декабристы.

Не случайно Лермонтов в стихотворении «Нет, я не Байрон» (1832), утверждая национальную оригинальность своего творчества, говорит о «разбитых надеждах» как основном содержании того «груза», который «как в океане», лежит в душе поэта. Печальный вывод, который сформулировал Лермонтов:

Никто не получал, чего хотел

И что любил… («1831-го июня 11 дня»)

Сознание одиночества, отчужденности от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. В стихотворении «Поэт» (1838) он с горечью признает, что его современники перестали понимать «простой и гордый» язык поэта. Вскоре после этого в стихотворении «Не верь себе» (1839) Лермонтов подвергает сомнению самую возможность понимания поэта людьми, которые не желают знать его страданий, тем более что и сам поэт бессилен выразить свои чувства «стихом размеренным и словом ледяным». Тема поэта находит завершение в одном из последних стихотворений Лермонтова – «Пророк» (1841). Как бы продолжая одноименное пушкинское стихотворение, Лермонтов рассказывает о том, какова была судьба общественной миссии пророка-поэта: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке».

ПРОРОК

 

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

 

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

 

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

 

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

 

Своеобразным итогом всех этих горьких и тяжелых переживаний явилось стихотворение «Прощай, немытая Россия» (1841), в котором поэт, полный гражданского негодования, называет родную страну «страной рабов, страной господ», а ссылку на Кавказ осознает как возможность получить хотя бы относительную свободу.

Причина гнетущего состояния – общественно- политическая обстановка периода разгрома революционного движения. Закономерность подобных настроений подтверждается тем фактом, что они были знакомы и многим, притом лучшим современникам поэта. Герцен писал: «Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли…». Огарев пишет о поэзии Лермонтова: «Мне трудно оторваться от его стихов, как от какой-то собственной страсти». Белинский называл стихотворение «И скучно, и грустно» «молитвой». В письме Боткину он писал: «она есть полное выражение моего моментального состояния».

Одним из самых значительных произведений русской революционно- политической поэзии явилось стихотворение «Смерть поэта» (1837). Горько оплакивая гибель великого национального поэта, Лермонтов гневно обвиняет в этом реакционные верхи дворянства, «против мнений» которого «восстал» Пушкин:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

 

Стихотворение, написанное под первым впечатление разнесшейся по Петербургу вести о дуэли, первоначально заканчивалось скорбными строками о замолкшем поэте. Но когда Лермонтов увидел, что аристократические и придворные круги не только не разделяют национальной скорби о безвременно погибшем поэте, но даже берут сторону его убийцы, стихотворение было дополнено новыми 16-ью строками, в которых автор призвал к ответу правительственную верхушку, угрожая ей неотвратимым возмездием.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда- все молчи!...

 

Так, незаконченное стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоской» (1837) тематически и стилистически близко к стихотворению «Смерть поэта». Лермонтов для себя ждет участи Пушкина- погибнуть жертвой людской «злобы».

 

 

Тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о том, что общественное служение писателя остается безрезультатным. В стихотворении «Пророк» не чувствуется примиренности с горьким уделом поэта. Наоборот, в нем звучит протест против непонимания поэта обществом.

Лермонтов не только жаждет вмешательства поэта в общественную жизнь, но и рассматривает это вмешательство как акт протеста и борьбы. Поэт в понимании Лермонтова- деятель, борец. Лермонтов не изменяет идеалу поэта-гражданина, выдвинутому передовой русской поэзией.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия