Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество А.К. Толстого, его место и значение в лит-м процессе. Основные мотивы лирики, сатира, драматургическая трилогия.




А.К. Толстой – поэт с ярко-выраженным своеобразием. Его представления о поэзии, её месте в жизни человека, назначении, характере поэтич. Творчества развивались под влиянием идеалистических идей. Сам себя он называл «певцом, державшим стяг во имя красоты». Наивысшим проявлением красоты жизни была для Толстого любовь. Значительное место в поэзии Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений, связанные с образом С.А. Миллер («Средь шумного бала», «Колышется море») Толстой разнообразен в формах, выражения лирич.чувства. Слова «грусть», «печаль» наиболее часто употребляются при определении собственных любовных переживаний. В стихотв.-ях, стилизованных под народ.песни, интонация иная – стихийное чувство свободы, независимости («Коль любить, так без рассудку…»). Красотой для А.К. Т. Полон не только мир чувств человека, но и мир природы. Воссоздавая красоту природы, поэт прибегает к звуковым, зрительным, осязат.впечатлениям. Часто картины природы сопровождались историч.и философ. Размышлениями («Колокольчики мои»). Миру красоты противопоставлен мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности («Против течения»). Поэт обладал ярким юморист.и сатирич. Даром. Одной из значит.удач в юмористике был созданный им в соавторстве с бр. Жемчужниковыми образ Козьмы Пруткова. Осмеянию Толстой подвергал всё то, что с его позиции нарушало законы естественности, свободы, красоты. Одни произв-я были направлены против демократич.лагеря (сатирич. Баллада «Порой весёлой мая», «Поток-богатырь»), другие – проив официальных правительств.кругов (сатира «Сон Попова», высмеивающая русск.бюрократию). В 1860-70-е гг. появляется историческая драматическая трилогия – «Смерть Иоанна Грозного» (1866) - гордыня.самовластие правителя и неизбежность Божьего возмездия – ведущая тема трагедии, «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) – Фёдору не удаётся мыслить как гос.деятелю, что приводит страну к новому кризису, «Царь Борис» (1870) – образ Б.Годунова – центр.во всех 3х пьесах Задача этой пьесы – создать трагедию, в к-рой характер Бориса был бы логически продолжен и в то же время представлен с новой худ.силой. В трилогии представлены трагич.события русск.истории рубежа 16-17 вв. – 3х эпох царстовования 3х русских монархов, различных по своим убеждениям. Причины, породившие трагич.события, характеры участников данных событий, соотношение политич. Деятельности и нравственности, психология самовластия становятся объектом изображения Толстого.

 

6. Сатира и сатирич.жанры. Сатира Н.А. Некрасова. Лит.образ Козьмы Пруткова. Расцвет сатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее с других исходных позиций «чистое» искусство выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений — как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между двумя поэтическими движениями проходит достаточно четкий водораздел. Вообще в демократической сатирической литературе 50—60-х гг. пародия в разных вариациях, пожалуй, излюбленный жанр. Пародия оказывалась и действенным орудием идейной критики, и средством зарождения новой литературной формы или, во всяком случае, способом освобождения от старой. Здесь-то решающую роль и сыграл Некрасов. В демократической поэзии 60-х гг., развивавшейся под влиянием Некрасова, сформировалось целое особое направление, разрабатывавшее повседневную сатиру, условно называвшуюся юмористической поэзией. Исключительно велико значение сатиры в становлении творческого метода Н. А. Некрасова. Некрасов пишет непритязательные однодневки в ряде «развлекательных» жанров, в том числе водевили. «Изюминкой» водевиля были куплеты, печатавшиеся и в качестве самостоятельного жанра в театральных журналах. Некрасов помещает в «Пантеоне» и куплеты из своих водевилей, и фельетонные обозрения в куплетной форме. Первый фельетон — «Провинциальный подьячий в Петербурге» — появился почти одновременно с «Мечтами и звуками» и удостоился похвалы Белинского, в то время как «Мечты и звуки» были им сурово отвергнуты. Петербургские новости даны в фельетоне в восприятии провинциального простака. Это типичный водевильный прием. И вся манера фельетона — стих, характер рифм, обязательные каламбуры, обращения к публике и т. д. — идет от водевиля. К середине 40-х годов сатира Некрасова достигает большой типичности и социальной остроты. Появляются сатирические очерки социальных типов. Крупным достижением на этом пути явился очерк в стихах «Чиновник», помещенный рядом с прозаическими «физиологическими очерками» Григоровича, Панаева, самого Некрасова и других в сборнике «Физиология Петербурга» (1845). Сатира Некрасова 40-х годов устремляется на широкие явления социальной жизни. Некрасов бичует жестокость, некультурность, безделье и разврат помещиков, подхалимство, мошенничество и бездушие чиновников, жадность и свирепость «приобретателей», чванство и высокомерие богатых и знатных, общую потерю человеческого достоинства и чести, себялюбивое равнодушие к ближним, отрыв от жизни.Козьма Прутков пародирует стихотворения антологические и «как будто из Гейне», испанские серенады, средневековые баллады, «новогреческие песни»; пародирует и Фета, и Полонского, и А. Григорьева, и Ивана Аксакова и других поэтов; но, в отличие от «Нового поэта», Козьма Прутков — определенная и характерная творческая личность со своим отношением к пародируемым авторам. Три любимых объекта пародий Пруткова — это Бенедиктов, Щербина и Хомяков, — притом преимущественно не славянофил Хомяков 40-х годов, а «любомудр» Хомяков 20-х — начала 30-х годов, стремящийся воплотить в поэзии идеи шеллинговской натурфилософии и с особой настойчивостью разрабатывающий темы вдохновения, как слияния с мировым целым, и высокого призвания поэта (поэт — «венец творенья», «глас природы»). Индивидуальные особенности стиля каждого поэта пародируются очень тонко, но основная цель пародий — разоблачить не индивидуальное, а общее для всех эпигонов романтической поэзии: условность, позерство, эстетство, оторванность от жизни. Вымышленный автор этих пародий, Козьма Прутков, осознает себя не пародистом, а подражателем; он отнюдь не для смеха, а самым серьезным и простодушным образом воспроизводит любые штампы романтической поэзии, полный уверенности в своем поэтическом величии:Образ Пруткова превращался в руках его создателей в острое оружие борьбы с психологией человека, воспитанного на казённой мудрости. В 1860-63 гг. прутковские произведения печатались в «Свистке» (сатирич. Циклы «Пух и перья», «Мысли и афоризмы»). В 1863г. «опекуны» Пруткова объявили о конце его литерат.деятельности. Объективно Прутковская сатира служила демократич. России и широко использовалась в идейной борьбе 60-х гг.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7