Проблема положительного героя временив романе «Накануне». Система образов и т.п.
Как художник, быстро откликавшийся на все крупные события современной ему общественной жизни, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Этого нового героя Тургенев стремится описать с максимальной объективностью в романе «Накануне» (1860). Материалом для романа «Накануне» «послужила подлинная история взаимоотношений помещика Каратеева и болгарина Катранова с русской девушкой. В 1855 г. молодой помещик Василий Каратеев сосед Тургенева по имению в Мценском уезде влюбился в Москве в девушку, которая склонна была ответить ему взаимностью. Однако, познакомившись с яркой личностью болгарином Катрановым (прототип Инсарова), она предпочла его Каратееву. Полюбив Катранова, девушка уехала с ним в Болгарию, где он и умер. Каратеев же, оставив свои записки об этом факте Тургеневу, отправился на русско-турецкую войну, где вскоре погиб. Записки Каратеева и были положены в основу сюжета «Накануне»; Тургенев их художественно обработал, придав большое значение теме борьбы болгарского народа против турок». Едва ли не каждый из главных героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета или Дон Кихота – классических литературных персонажей. В интерпретации Тургенева Гамлет – это умный, образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом человек, но вместе с тем болезненный эгоцентрик, предельно зафиксированный на себе. Дон Кихот во всем противоположен Гамлету. Он – прирожденный альтруист, всего себя готовый отдать идеалу, которому служит, ни на минуту не сомневаясь в его истинности. Так же жертвенно и возвышенно его отношение к женщине, которой он поклоняется как Идеальному Существу. Отражает эта Тургеневская характерология и социально- исторические воззрения писателя: читателям-современникам не составляло труда понять, что Гамлет- это символ русской дворянской интеллигенции с её высоким уровнем образованности. Дон Кихот- символ молодого, гораздо менее культурного, но гораздо куда более мобильного поколения разночинцев, которые как раз в середине века вышли на авансцену русской общественной жизни с которыми Тургенев в тот период связывал надежды на её результативное преобразование в духе новоевропейских идеалов. В романе “Накануне” он создает образы героев, чья связь с традицией, предполагающей зависимость человека от Судьбы или Бога, уже не столь прочна, поскольку почти полностью заменена в их сознании идеей служения иному богу – богу исторического прогресса, требующего не внутреннего преобразования личности, а ее самореализации вовне путем совершения общественно значимых поступков. Такими героями в романе являются пришедшие на смену не знающим жизни дворянским “гамлетам” разночинец Инсаков, болгарин, фанатически преданный идее освобождения своей родины от турецкого владычества, и его духовная сподвижница русская девушка Елена Стахова, потомственная дворянка, ставшая против воли родителей его женой, променяв жизнь “для себя” в довольстве и богатстве на полную лишений и опасностей жизнь “для других”, тех, кто страдает от общественной несправедливости. В психологическом плане хар-ры Инсакова и Елены есть достаточно парадоксальное соединение типа Дон Кихота, готового принести себя в жертву во имя идеала, и нового типа цельного человека вроде Андрея Колосова, не знающего расхождения м/д словом и делом, а также чувством и долгом. Главный герой значительно превосходит всех остальных героев и словно возвышается над ними. Исключение составляет только главный женский персонаж, который так же по-своему выделен среди персонажей второго ряда. Его функция- проверка состоятельности героя и «суд» над ним в случае, если он не вполне и не во всём соответствует возложенной на него исторической миссии. Чаще всего такая проверка осуществляется в ситуации, обозначенной Чернышевским: состоятельность героя проверяется его способностью выдержать испытание любовью. Разумеется, речь идёт о любви нового типа, чувственной и раскрепощённой, но поскольку герой претендует на статус «нового человека», не скованного историческими традициями, он и должен быть подвергнут такого рода испытанию. Инсаров-фигура, сознательно идеализированная автором, как персонаж он получился не очень живым именно потому, что изначально был задуман как герой-образец. Тургенев избегал каких бы то ни было черт в его облике, которые могли бы быть восприняты читателем как нарочитая героизация Инсарова или придали бы ему нечто эффектно-романтическое. Характер Инсарова во многом раскрывается через отношение к нему других персонажей романа, которые при этом выявляют и самих себя, свою истинную сущность». Инсаров полностью человек новой эпохи. В нем нет ни разъедающего гамлетизма, ни мучительной рефлексии, ни склонности к самобичеванию. Он не увлекается и музыкой красноречия, что так характерно было для «лишних людей» типа Рудина или Бельтова. Инсаров, если применить добролюбовскую характеристику нового поколения, новых людей, «не умеет блестеть и шуметь. Однако проблема русского положительного героя в романе «Накануне» по многим причинам так и не была решена. Она по-прежнему осталась на повестке дня. Это хорошо чувствовал сам писатель. В одной из последних глав «Накануне» он не только прямо поставил вопрос: «Когда же наша придет пора? Когда у нас народятся люди?», но и заставил одного из персонажей романа столь же прямо ответить на него: «Дай срок <...> будут». По тем временам такой ответ имел огромное значение.
Отцы и дети» Тургенева. Особенности конфликта, образ положительного деятельного героя, проблематика, худ.мастерство писателя. Роман в оценке критики и современного литературоведения. Русская классическая литература всегда выверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Конфликт романа в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями. «Отцы и дети» – социально-психологический роман. Социальная его сторона воплощена во взаимоотношениях демократа – естественника Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, в политических и философских рассуждениях с Аркадием. Психологическая сторона – раскрывается в его нравственно – эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали. Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. Верный своей реалистической манере обобщения жизненного материала, Тургенев не выводил образы героев романа из предвзятых идей, а отталкивался от конкретного реального лица. Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий, в отличие от Базарова, намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же Прямым влиянием обычных свойств возраста. А. добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Однако он подавляет эти свои привязанности — так возникает конфликт между ним и отцом. Конфликт этот, впрочем, оказывается таким же неглубоким, как и сам «нигилизм» А. Время и жизненный опыт сглаживают различия между отцом и сыном. В А. со временем все более очевидно обнаруживается главное для Тургенева свойство людей «золотой середины» — готовность вступать в компромиссы с жизнью. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой — огромной и мучительной — почти комична способность А. примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья. Умением ладить с реальностью объясняются и его хозяйственные успехи. Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову—даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно- по-иному. Однако эта холодная. Для самой героини ее холодность оказывается источником жизнеспособности. Ей легко удается справиться с порывами опасных для нее чувств. В конце концов героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению» — с обычной перспективой благополучия, вознаграждающей за умеренность желаний. Образ демократа – разночинца 60-х годов получился у Тургенева сложным и противоречивым. Эта сложность проявляется во взглядах Базарова на народ, науку, искусство. С одной стороны, герой ощущает кровную связь с народом. С другой – Базаров порой как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Базаров – экспериментатор. В его душе есть чувста, которые герой скрывает от других. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв во второй части романа. в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. В спорах он не выдерживает и выражает собственные мысли. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Не вполне искренен с самим собой антагонист Базарова, Павел Петрович. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Его манеры вызваны внутренней слабостью. Значительную роль в произведении играют и второстепенные герои. Ситников и Кукшина – жалкие подражатели, усвоившие лишь внешние признаки нигилизма, но выдающие себя за представителей передовой молодежи. Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне. Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять “отцов”, их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. “Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...”. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться (“Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...”). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
12. Поздние романы Тургенева «Дым» и «Новь» От предыдущих романов «Дым» отличается отсутствием в нём центрального героя. «Дым» - самый пессиместический роман Тургенева. Потугин и Литвинов, убеждённые сторонники цивилизации и культуры, призванные умерять и успокаивать силовые вихри соц.хаоса., сами, несмотря на всю свою интеллект.трезвость, оказываются жертвами стихии страсти, «рокового» чувственного влечения к одной и той же женщине. Важнейшее место романа, объясняющее смысл его названия, - размышления Литвинова, глядящего на дым, вырывающийся из трубы паровоза, увозящего его в Россию. Сознавая своё полное бессилье перед подчинившей его страсти, он признаёт «дым»,т.е. чем-то призрачным, иллюзорным и бессмысленным, сначало всё русское, а потом и речи Потугина. Тем самым в его глазах – и в глазах автора – «дымом» оказывается ВСЯ человеческая жизнь. В романе «Новь» Тургенев описывал народников, провинциальных. В романе создан целый ряд симпатичных автору персонажей: Нежданов. Элемент сатиры остаётся на 1ом плане. Мысль о непонимании народом добрых дел. Живое поведение и авторская оценка подчёркивает балаган, лицемерие. Тургенев показал несостоятельность народа. В романе много психологич.глубины. Россия охвачена сном. Тургеев находит 3ю силу, к-рая он доверяет: Соломин и Мариана. Тургенев отразил реальную историч.картину эпохи, характеры и типы взяты у самой действительности. Романы Тургенева оказали большое влияние на русский и зарубежный роман. Тургеневский роман связан со своей эпохой. Тургенев умел уловить самые смелые и новые явления и процессы в обществе. Тургенев создает диалогический идеолгический роман. В центре романов – борьба идей, убеждений. В центре романа – мцены спора. Психологизм – тоже ещё одно свойство романа. Герой у него сформирован, он – сложившаяся личность.
|