Студопедия — Тема искусства и судьба таланта в пьесах Островского
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема искусства и судьба таланта в пьесах Островского






«Лес» 1871, в комедии описание быта и нравов провинциально-поместного дворянства. Островский обнажает грубость, осоловную спесь(бодаве), ханжество, бессердесность, жадность, чественность(гурмыжская). Атмосфера произвола, грубого эгоизма заражает и калечит нравственно слабых людей(Улита,Буланов). Тут же выведены на сцену и хищнические свойства буржуазии(Восмибратов). Этому эгоизму в пьесе противоптсалвены в пьесе честные, гуманные, благородные труженики (нестчастливец,Аксюша,Карп),притесняемые богатыми,властвующими. Сатирический пафос «Леса» носит явно выраженный социально-полит. Характер особенно отчетливо это сказывается в заключительном монологе Несчастливцева, направленном против дворян.

Публикуя пьесы «таланты и поклонники»1882, без вины виноватые 1884., островский изображает в них продолжавшийся духовный распад дворянства и трагическую гибель нравственно чистых людей, устремленных к правде и красоте, но живущих в гнетующей атмосфере морального цинизма,купли и продажи. Пьесы посвящены театру и актерам. Пьесы являются своеобразным итогом борьбы за народно-реалистический театр, за театр – школу нравов и воспитания зрителя, которую Остр. Вел на протяжении все жизни.

Таланты и поклон. пьеса о трагедии искусства и его деятелей в условиях буржуазно – дворянского общества. Остров показывает, как власть имущие, важные бары Дулебовы, видные чиновники Бакины и богатые помещики Великатовы превращали искусство в средство своих пошлых забав, артистов- в шутов, а артисток- в своих наложниц.

Талантливая Негина,страстно любящая театр, не может проявить своего сценического дарования, не продавая себя. Судьба Негиной была типична в ту эпоху.

Если определяющим конфликтом пьесы «т.и п.» служит трагедия негиной, артистки и женщины, то основным конфликтом пьесы «без вины виноватые» явл-ся любовь матери к потерянному незаконнорожденному сыну, ее переживания и поиски ребенка, наталкивающиеся на противодействие со стороны его отца. По смыслу пьесы, без вины виноватые все обездоленные униженные и оскорбленные властью золота и сословных привилегий.

Островский ставит в пьесе вопрос о роли искусства. Страстная, идущая от сердца игра Кручининой содействует пробуждению людей от общественной спячки, от пошлости и зовет к проявлению самых лучших качеств. Артистка Кручинина стал известной благодаря своей сильной воле, а также благодаря счастливому случаю (получение наследства).

Создавая образы Негиной, Кручининой и др. артистов, видевших в театре школу общественных нравов, Островский выражал свою веру в лучшее будущее русской сцены, в победу ее реалистических традиций.

Творческий путь А.И.Герцена. Эволюция мировоззрения писателя и ее отражение в творчестве. Роман Герцена «Кто виноват?»: своеобразие жанра, проблематика, диалогический конфликт, его реализация, авторская позиция и т.д.

Художественное творчество Герцена неотрывно от его общественно-политической деятельности как одного из великих представителей русского освободительного движения, корифеев русской передовой мысли. Александр Иванович Герцен (1812-1870). Писатель, философ, публицист, издатель, общественный деятель. Закончил Московский университет. духовному развитию Александра Ивановича спо­собствовало знакомство с про­изведениями русской и мировой литера­туры, с запрещенными «вольными» сти­хотворениями русских поэтов 10—20-х гг. «Потаенная» поэзия Пушкина и декаб­ристов, революционные драмы Шиллера, романтические поэмы Байрона, произведения передовых французских мыслите­лей XVIII в. укрепляли свободолюбивые убеждения Герцена. Вместе с Огаревым дал клятву бороться против крепостного права,вокруг него и Огарева сло­жился революционный кружок студентов, глубоко переживавших поражение де­кабрьского восстания. Участники кружка следили за революционным движением на Западе, изучали социально-утопические теории западноевропейских социалистов, «но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правитель­ственному произволу» В июле 1834 Герцен, Огарев и другие члены кружка были арестованы.В апреле 1835, Герцен был выслан в Пермь, а затем в Вятку под строгий полицейский надзор. Тюрьма и ссылка обо­стрили ненависть писателя к самодержавно-кре­постническому строю; ссылка обогатила его знанием русской жизни, гнусной крепостнической действительности. Осо­бенно глубокое воздействие на Герцена ока­зало близкое соприкосновение с жизнью народаВ начале жизни он был западником, первый русский эмигрант по политическим соображениям. Идеалом Г были декабристы – символ борьбы за свободу. Герцин в Лондоне создаст первую русскую типографию. Типография выпускает запрещённую в России литературу, и эта литература проникает в Россию тайными путями. Свидетель революции европейских государств, пришёл к страшному разочарованию к революции..К концу жизни Западнические убеждения меняет на словянофильство. Считает Россию достойной страной, но продолжает бороться против деспотизма и крепостного права. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и одиночества. "Отцы" отшатнулись от него за "радикализм", а "дети" - за "умеренность".

. Г. выдающийся автор философских трудов («Делитантизм в науке», «Письма из Италии и Франции», «С того берега», и ряд др.). Литературная деятельность начинается в границах «натуральной школой». «Натуральная школа» тяготела к малым формам (очерк, рассказ). Г. один из первых входит в литературу с романным жанром, продолжает разрабатывать жанр реалистического романа. Г. предложил новую форму в романе. Один из первых, кто сделал роман сосредоточием серьёзных философских мыслей. «Кто виноват?» Белинский считал, что главный герой его романа – мысль. По жанру социально-психологический, философский роман. По структуре состоит из двух частей. Первая новаторская – биографии (биография превосходительств – Негров и его жена Глафира Львовна, внутри – биография Любови Круциферской; биография Владимира Бельтова, его матери Софи, биография Круциферского, рядом биография его отца). Представлены разные типы русского общества. Бе-ов – типичный лишний человек (принадлежность к высшему обществу, образованность, духовность, рефлексия, склонность к размышлению, индивидуализм). Образ разночинца – учитель Круц-ий (слабый человек, во многом уступает своей жене). Его жена по уму, образованности на равных с мужем, образ свободной женщины (эмансипация). Когда появляется Бельтов, они чувствуют духовную близость. Герцен главное внимание сосредотачивает на провинции. В каждой биографии он непременно вставляет эпизоды, напоминающие физиологический очерк (небольшой по объёму эпизод из жизни демократических слоёв населения). В биографии Софи описание углов в Петербурге о бедствии униженных и оскорблённых. В биографии Бельтова – трактат о воспитании. В биографии Любы Кру-ой представлены эпизоды в форме исповеди и размышления. Люба – личность, независимая от мнения толпы, образ женщины образованной и культурной, размышляющей. Ряд биографий превращается в биографию русского общества 40-х гг. Вторая часть романа носит типичный романический характер, в основе – классический любовный треугольник (социально-психологический роман). Треугольник составляют Любовь Круц-ая, Дмитрий Круциферский, Бельтов. Картины быта провинциального чиновничества в духе натурализма. В этой среде живут Круц-ие и приезжает Бельтов. Во второй части есть критическая и трагическая линия сюжета. Критическая – чиновничество, драматическая и трагическая – любовная линия. Круци-ий любит свою жену, но он слаб, понимает, что жена умнее его. Люба жалеет своего мужа, но любит Бельтова и понимает, что никогда не может быть рядом с ним. Бельтов страдает от того, что встретил женщину равную себе, но делает ее нечастной. Неразрешимый союз. Возникает вопрос: Кто виноват? Ответа в романе нет. Г. считал, что для писателя главное поставить вопрос, а читатель должен сам искать ответ (думать). Ответ дан в эпиграфе романа («За неимением виновных дело сдать в архив», предоставить воле Божьей). Критик Ап. Григорьев пытается дать ответ, говоря, что не мы виноваты, а та ложь, которая окутывает человека с самого его рождения.Основной формой развертывания конфликта являются диалоги персонажей: именно в них он выражается прямо и открыто. Мысль о том, что человеку хорошо лишь тогда, когда он один и «сам себе довлеет», сначала высказывается Круповым в диалоге II главы второй части, но потом ту же мысль в ином контексте разовьет Бельтов, сообщая ей в диалогах IV и V глав глубокий и напряженный нравственно-философский пафос.Диалоги персонажей втягиваются в многообразное взаимодействие с авторским повествованием. Бывает так, что авторское повествование (рассуждение, характеристика, ремарка, рассказ) вводит какую-то дискуссионную тему, а потом эта тема переходит в диалоги персонажей, становясь пунктом столкновения спорящих «голосов». Такова судьба авторского рассуждения по поводу того, что является для человека высшим благом — довольство или развитие. Проблема эта, поставленная во II главе первой части, косвенно затрагивается потом почти во всех спорах персонажей и, наконец, выдвигается во главу угла в диалоге Бельтова и Крупова в заключительной главе романа. Содержание романа — самые злободневные проблемы той поры: крепостное право, семья и брак, «лишний человек», женская эмансипация, разночинная интеллигенция. В романе отчетливо выражена авторская симпатия к русскому народу. Писатель придает большое значение каждому образу из крестьян, даже второстепенному. Г. сумел в своем романе показать непримиримую враждебность крестьян по отношению к помещикам, а также и моральное их превосходство над своими владельцами. Разночинцы и духовно родственный им Бельтов постепенно занимают в романе определяющее место.

Место и значение личности и деятельности Чернышевского в общественной и литературно-художественной жизни эпохи, современный подход к проблеме, споры о Чернышевском. «Что делать?» как роман-утопия, особенности поэтики романа, система идей и образов

Роман “Что делать?”б/написан Ч. в 1863 г., когда он находился в Петропавловской крепости. “Что делать?” — это философско-утопич. роман. Мысль о жизни преобладает над непосредственным изображ-ем ее. Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Ч. надеется, что его роман заставит рус. читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистич. миросозерцания как рук-во к дей-ю. Роман явился “учебником жизни” для нескольких поколений рус. революционеров. Создавая образ профессионального революционера, Ч. тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные св-ва людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой. Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретич. подготовка, практич. приобщение к жизни народа и переход к проф. революционной деят-ти. Во-вторых, на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных занятиях, и в практич. жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физич. работу. И теперь у него “бездна дел”, о к-рых Ч. специально не говорит, чтобы не дразнить цензуру. Гл. отличие Рахметова от новых людей заключ. в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно д/новых людей он немножко страшен, а для простых (горничная Маша) — свой чел-к. Чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеч. потребностей превращают Рахметова в историч. личность. Он принадлежит к той породе людей, для к-рых великое общ. дело историч. масштаба стало смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется сожаления, ибо рахметовский “разумный эгоизм” масштабнее и полнее разумного эгоизма новых людей. Вера Павловна говорит: “Но разве человеку, -такому как мы, не орлу, — разве ему до других, когда ему самому очень тяжело? Разве его занимают убеждения, когда его мучат чувства?” Но здесь же героиня высказывает желание перейти на высшую ступень развития, которой достиг Рахметов. “Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое... для всей моей судьбы было бы важнее всех моих увлечений страстью...” Так открывается в романе перспектива перехода новых людей на ступень высших, выстраивается преемственная связь между ними. Но в то же время Ч. не считает “ригоризм” Рахметова нормой повседневного человеч. существования. Такие люди нужны на крутых перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. Вот почему в главе “Перемена декораций” “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с нею оказывается чел-к лет 30. Счастье любви возвращается к Рахметову после свершения революции.

Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее возможно. Он отвечал на самый главный вопрос эпохи: что делать людям, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное историческое завтра своей родины и всего человечества?

Многое в "Что делать?" поражало своей неожиданностью. Необыкновенен был его сюжет. Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы русской женщины за свободу своей личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит швейной мастерской и здесь, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициативный.

Эта сюжетная линия переплетается с другой, показывающей осуществление новой женщиной еще более значительных жизненных целей — достижения духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле. Наконец, в повествовании появляется третья сюжетная линия — рахметовская, которая, кажется, лишь внешним образом перекрещивается с двумя первыми. На самом же деле она не побочный эпизод, не "вставка" и не ответвление от главного сюжета, а самый настоящий его остов. "Особенный человек" и появляется в напряженнейший момент повествования, когда Вера Павловна трагически переживает мнимое самоубийство Ло-пухова, казнит себя за любовь к Кирсанову и намеревается круто переменить жизнь, расставшись с мастерской, в сущности, отступить, изменить идеалам. Умным, участливым советом Рахметов помогает Вере Павловне найти верную дорогу. Да и развязка романа связана с жизненной судьбой Рахметова.

Очень важный персонаж романа, ему посвящена глава "Особенный человек". Сам он родом из знатной богатой семьи, но ведет аскетичный образ жизни. Чернышевский выводит на сцену титаничес­кого героя Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет особенным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Таких людей, как он, очень мало: их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастье; они любят всех людей, страдают от любой совершающейся несправедливости, переживают в собствен­ной душе великое горе — жалкое прозябание миллионов людей и отдаются исцелению этого недуга со всем жаром.

Рахметов стал в романе подлинным образцом всесторонне раз­витого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физичес­кую выносливость и духовную стойкость, необходимые для буду­щих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеа­лов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней.

Необыкновенна и композиция "Что делать?". До романа Чернышевского в русской литературе не было произведений столь сложно построенных. Роман начинается "вырванной" из середины сценкой — кульминацией: самоубийством на мосту, таинственным исчезновением одного из основных действующих лиц произведения. Центральному же герою романа вопреки литературной традиции отведено в повествовании скромное место, всего-навсего одна глава. А сверх того, повествование то и дело прерывается посторонними эпизодами, теоретическими беседами, снами. А.В. Луначарский, написавший в советское время лучшую работу о беллетристике Чернышевского, заметил: автор "Что делать?" употребил глубоко продуманные композиционные приемы.

А завершается повествование хорошо зашифрованным эпизодом, за

нявшим в романе одну неполную страницу, без колебания названную автором главой, — "Перемена декораций". И не случайно здесь предсказывалась победа революции, ради чего и писался роман.

42. Тема праведничества и правдоискательства в творчестве Н.С. Лескова. «Соборяне». В 1870-е годы у Лескова возникает тема праведничества – главная до конца жизни писателя (Цикл рассказов о праведниках: «Однодум», «Пигмей», «Инженеры-бессеребренники»). «Праведник» по Лесков – постигший истину жизни. Она – в евангельской беззаботности о себе, готовности помочь другому, в сострадании. Каждый должен сам научиться любить, утешать. У лЕскова – простые люди, невысокого звания, скромные, незамеченные, но удивительно красивые. Не стремятся, чтобы их благородство было замечено другими. 1865 – призыв Писарева не печатать произведения Лескова. Но с марта 1867 «Отечественные записки» публикуют «Соборян». Книга открывает героев-богатырей духа: протоиерей Савелий Туберозов, священник Захарий Бенефактов, дьякон Ахилла Десницын. Первые главы вышли под названием «Чающие движения воды». Конечный вариант – 1872, в журнале «Рус.вестник»: «Соборяне. Старгородская хроника», посвящён А. К. Толстому. Событиям книги Лесков придал характер были и эпический масштаб. Читатель знакомится с жителями Старого города, их бытом, нравами. Жизнь предстаёт простой, обыденной, будто свершается на глазах читателей. Эффект былевого повествования создаётся за счёт дневника Туберозова, вся правда от 1-го лица. «Соборяне» полны искреннего тепла и грусти по уходящей старозаветной России, душевной силе. Главные герои - духовного звания. Их пристанище – собор, не просто учреждение, а огромный мир, в котором открыты сердца соборян Лескова. Савелия Туберозова беспокоит, что нет в церковной жизни животворящего начала. Умирая, он укоряет священников: «живое Божие дело губят». Критическое отношение к современной церкви. Разрыв между внешним опытом и внутренним богопознанием: «Мы во Христа крестимся, но во Христа ещё не облекамся». В Туберозове Лесков видел воплощение идей любви к ближнему, помощи страждущим, этическая сторона веры. Савелий своё назначение видит в сохранении души человека. Грешному миру может противостоять только кроткий дух. Проповедь он видит «живой речью от души к душе», он против холодного бесстрастия, формальности церкви. Проповеди несли в себе нравственный урок, укор знатным людям. Он попал в опалу, но упорен, мужественен. В нём жив характер деятеля-борца, но он живёт в негероическое время. В этом он сходен с Аввакумом – не подчиняется требованию властей «принести покаяние» за содеянное. Савелий умирает, потому что не может выполнять своё предназначение на земле. «Хроника» Лескова была популярна среди читателей – перелом в отношении к Лескову. В Хронике описаны «новые люди» - нигилисты князь Борноволоков и его секретарь Термосесов из Петербурга. Они изображены развращёнными циниками, для достижения цели способны на всё. У Термосесова – волчий оскал, разрушение, склонность к доносам. Ему пришла идея укротить веру, показать вредность Туберозова. Слежки, доносы, цензура – атмосфера русской жизни 70-х годов. Лесков понимает, что уход патриархальной старины неизбежен. «Соборяне» заканчиваются прощанием с героями – уходят Туберозов и Бенефактов, затем и Ахилла Десницын. Старое умирало, а новое не предвещало ничего утешительного.

 

41.Поиски «положительного идеала» и героя в творчестве Лескова 70-90-х годов (Очарованный странник, Левша, Запечатленный ангел). Самобытность прозы, худож своеобразие. Лесков – создатель сказа. Лесков - писатель-разночинец. Знал народ не понаслышке, а из общения с ним. Реальн жизнь, реальн чел – главное для него. Его увлекали необычные характеры, несхематичная жизнь. Лесков много повидал, многое знал о русском челе, потому есть понятие «Лесковский чел» (ЛЧ) - цельная особая человеческая личность. Лесковский чел – не социальное, а локальное явление: не мужик, не помещик, а чел русской земли. О нём трудно судить односложно, как о герое рассказа «Однодум» Рыжове говорили: «Он у нас такой-некий-этакой». ЛЧ таит загадку, чудаковатость. Герои – люди невероятные, окруженные вымыслом. Но после снятия налёта чел в своей простоте ещё более невероятен. Александр Афанасьевич Рыжов, по мнению горожан «повредился» от чтения Библии. Для губернатора загадка – как Рыжов живёт на одно жалованье – «Такого чела во всей России нет». Но Лесков не выдумывал своих героев, писал с натуры. ЛЧ присуще неравнодушие «к высшим вопросам», которых избегала эпоха. Доримедонт Рогожкин увлечён широкими думами о вселенной, вникает в тайны бытия. Такие люди – чудаки для неправедного окружающего мира. Для Лескова же – это редкие по душевному напряжению и творческим силам люди. «Стоя в стороне от истории, сильнее всех делают историю». Таков Левша. Всеми унижен. Его талант никому не нужен здесь, а он спешит домой из-за границы, чтобы сообщить государю – нельзя ружья кирпичным порошком чистить. Родина жестока – его больного свалили на пол, отняли деньги, оставили умирать в больницу. Даже перед смертью думал о пользе для Родины. ЛЧ удивителен свой красотой духа, телесной и духовной силой. Лесков понимает, какая невероятная бездна скрыта в душе, человека, какой зверь там дремлет. Этого зверя будит не корысть и подлость, а естественная, забирающая душу любовь. Лесковский сказ. У Лескова часто решающее значение имеет фигура рассказчика. Он оригинален, наделён особым видением событий, своеобразная манера речи. Рассказчик даёт окрас всему содержанию. Лесков – мастер сказа формы повествования, в которой есть установка на устную речь рассказчика. Сказ – не открытие Лескова, но в отличие от Пушкина, Гоголя, Даля, его проза почти целиком погружена в атмосферу сказа. Лесков развивал своё умение «владеть голосом, языком героя» - он прислушивался к говору людей разного соц-ного положения. Но Лесков при этом не старался буквально передать живую речь. Яркие словечки не подслушаны, а придуманы самим Лесковым (клеветон, нимфозории, мелкоскоп, тугамент, полшкипер). Но всё это – не ради словесной игры. Словотворчество начинается там, где чел встречает явление, непонятное ему, по неграмотности. И возникают Аболон Полведерский, керамида. Здесь обнаруживается язык простонародья, не переработанный сознанием. Язык непрост, но очень меткий, выразительный. Лескова упрекали в порче языка, но это освежало литературный язык. Нагибин называл Лескова волшебником слова.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2079. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия