Метод создания медиапортрета
Каждый объект внимания СМИ – организация, личность, проект – имеет свой медиа-имидж, образ, портрет. Исследование объекта в зеркале СМИ буквально дает возможность взглянуть на себя со стороны Медиапортрет – это образ исследуемого объекта в информационном пространстве, который характеризуется качеством присутствия в медиа-контенте. Метод создания медиапортрета разработан на основе синтеза рассмотренных в предыдущей главе методов анализа материалов СМИ и исходит из ряда взаимосвязанных принципов (помимо традиционных принципов четкой формулировки задач, объективности, полноты, понятности, логики изложения и т.д.): · каждый исследуемый по желанию заказчика объект требует индивидуального подхода. Уникальность является ключевой характеристикой анализа; · креативность как творческое видение исследователя вытекает из принципа нетрадиционного подхода, согласно которому процесс понимания и интерпретации всегда связан с приданием дополнительного смысла и именно поэтому является творческим процессом; · визуализация становится обязательным условием для работы с информацией и представления результатов наглядным образом; · практичность для последующей работы с информацией, как исследователя, так и заказчика, который должен получить конкретный информационный продукт; · кроме того, исследование текстов СМИ имеет свои ограничения. Как отмечает И.Качалов, любая информация всегда неточна, неполна, и всегда о прошлом. Чтобы избегать этих «ловушек» анализа необходимо анализировать не только содержание, но и его источник и при этом учитывать отведенное на решение вопроса времени. Оперативность в принятии решений на конкурентном рынке ценится гораздо дороже, чем максимально полный анализ. Но при этом быстрое реагирование на вызовы рынка, «игра на опережение» все-таки должны быть надежно обоснованы.[1] Согласно нисходящей стратегии анализа данных (от общего к частному), далее предлагается вариант логической схемы анализа. Анализируемые источники. В этом разделе необходимо представить структурированный список источников анализируемой информации, в котором в алфавитном порядке перечисляются конкретные СМИ: пресса (газеты и журналы, массовые и специализированные издания), ТВ-каналы, радиостанции, интернет-ресурсы. Структурировать источники можно по тематике, целевым аудиториям, массовости распространения, популярности, и т.д., в зависимости от целей исследования. Здесь же указывается объем выборки за определенный срок, например: 150 материалов СМИ за период 2002-2003 гг. Темы. После обработки из всего массива информации выделяют основные направления, по которым СМИ характеризуют наш объект. Темы получают краткое обозначение и представляются на линейной диаграмме в виде рейтинга по убыванию популярности (в процентном выражении, от общего количества источников информации, которое берется за 100%). К диаграмме прилагается комментарий с расшифровкой тем и пояснением различных особенностей. Оценки. Все оценки, представленные в различных источниках, подразделяют на четыре группы: положительные (+), отрицательные (–), сбалансированные (+/–), нейтральные (0)[2]. Их процентное соотношение представляется графически. Далее определяется, какие оценки преобладают в том или ином издании, в зависимости от этого источники группируются. Перечень групп с пояснениями сопровождает общий график. Позиции. Для более подробного представления результатов анализа в дополнительном разделе «Позиции» можно привести фрагменты отдельных статей, наиболее ярко характеризующих отношение конкретного источника к нашему объекту. Основные позиции, занимаемые СМИ, интересны своим контекстом и подтекстом, особенностями стиля, полутонами, настроением. Эти категории трудно передать косвенной речью и поэтому лучше привести конкретные яркие примеры – выдержки из статей разных изданий. Прием цитирования позволяет заказчику составить собственное представление о данном издании, т.к. основан на принципе «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Цитирование – более наглядно, чем долгие субъективные описания исследователя.
|