Студопедия — Предпосылки возникновения человека и общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Предпосылки возникновения человека и общества






Возникновение общества, человека, присущего ему способа отношения к миру – человеческой деятельности – представляет собой закономерный этап развития Вселенной.

Для того чтобы на нашей планете могло появиться сообщество разумных существ, здесь должен был сложиться уникальнейший набор, комплекс природно-климатических условий, необходимых и достаточных для становления Homo sapiens. В процессе «слепого», ненаправленного взаимодействия случайных факторов («космической лотереи») такой результат не мог быть достигнут. Во всяком случае его вероятность чрезвычайно мала, практически равна нулю. Согласно современной концепции глобального эволюционизма разумный общественный человек – закономерный и необходимый результат направленного космического процесса самоорганизации усложнения форм бытия, сопровождающегося уменьшением степени стабильности существования, что делает проблематичным дальнейшее развитие человеческой цивилизации без согласования его механизмов с фундаментальными законами природы (необходимость коэволюции природы и общества).

Предпосылкой возникновения человека является весь длительный и сложный процесс развития жизни; развитие форм биологической активности, биологической жизнедеятельности выступает в качестве общей предпосылки возникновения человеческой деятельности. В работах отечественных исследователей – К.М. Завадского, А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена и других – говорится о существовании в развитии живой материи единой магистральной линии «неограниченного прогресса» от простейших организмов через ряд промежуточных форм к человеку.

Теории биологического прогресса, созданные А.Н. Северцовым и И.И. Шмальгаузеном, дали наиболее широкое толкование специализации и универсализации. Эволюция живых существ представляет собой двуединый процесс специализации и универсализации. Критерии биологического прогресса основаны на определенном сочетании признаков специализации и универсализации. Если рассматривать магистральную линию развития живых существ, то господствующей тенденцией развития оказывается универсализация, приспособление живых существ ко все более многообразным условиям существования. Высокая специализация организмов приводила к появлению эволюционных тупиков. «Многое теряют те виды, которые слишком специфичны. … Во всем ряду развития нет ни одного случая, когда высокая степень специализации породила бы новый вид животных»[10, c. 33,36].

В отличие от человека биологические виды так или иначе дают начало эволюции в сторону более или менее узкой специализации. Став специфическим, животное, уже достаточно сложное по своей структуре, может существовать только в рамках своей специфики, оно не в состоянии вернуться назад и снова развиваться в ином направлении. Высокоспециализированные животные являются своеобразными живыми орудиями, у которых одни органы приобретают предельную жизненную ценность для выживания данного биологического вида при одновременном снижении функциональной значимости других. К числу специализированных животных относятся и современные антропоиды с их приспособленными к особому способу передвижения – брахиации передними конечностями и специализированной ступней. Высокая специализация животных приводит к полной зависимости их от высокоспециализированных органов. В случае резко неблагоприятных изменений окружающей среды существование таких животных не только затрудняется, но и часто оканчивается гибелью.

Высокоспециализированные животные представляют собой одностороннее биологическое усовершенствование, которое вступает в противоречие с основной линией прогресса, связанной со всесторонним улучшением и сохранением потенциальных возможностей к дальнейшему развитию. «Именно потому, что до плиоцена приматы по своим членам оставались самыми «примитивными» из млекопитающих, они также оставались самым свободным. Но как они использовали эту свободу? Они ее использовали, чтобы подняться путем последовательных взлетов до самых границ разума» [19, c. 158]. Все новые виды происходят из относительно слабо специализированных линий развития.

Эволюция человекообразных представляет собой заключительный этап процесса, протекающего на Земле в течение последних трех с половиной миллиардов лет.

Идеи специализации и универсализации получили наиболее глубокое обоснование в учении А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена об ароморфозах, под которыми они понимали повышение общей жизнедеятельности организма, повышение организации, связанное с расширением ареала обитания.

Можно представить себе такое расселение, которое рассматривается не только как использование всего возможного географического пространства, но и подчинение определенному виду всех жизненных ресурсов земли. Организм, способный к этому, осуществляет высший этап ароморфного развития, он «вносит, следовательно, нечто принципиально новое – господство над условиями среды. Поэтому мы предлагаем для этого этапа развития органических форм термин «эпиморфоз». Само собой разумеется, что овладеть всей средой может … только один вид организмов, так как овладение всей средой означает господство над другими организмами. Этот последний мыслимый этап эволюции достигнут в настоящее время человеком» [25, c.170].

Эпиморфоз, по И.И. Шмальгаузену, представляет собой высшую степень ароморфных преобразований. Крупнейшими ароморфозами, определившими морфологическое становление человека и его особое положение в природе, были формирование и развитие головного мозга, переход к прямохождению, освобождение передних конечностей. Именно эти ароморфозы определяются как высшие, то есть эпиморфозы.

Эпиморфоз является завершающей фазой арогенного развития приматов. В то же время эпиморфоз – это форма арогенеза, исключительная по своим последствиям для дальнейшего развития. Он представляет собой серию коренных усовершенствований, охватывающих как совокупность морфофизиологических перестроек, так и прогрессивные изменения надындивидуальных форм регуляции живых систем.

Эпиморфоз «приводит не только к формированию принципиально новой организации (что является следствием всякого арогенного приобретения крупного ранга), но и обусловливает развитие совершенно новых соотношений с окружающей средой и выход одной из групп высокоорганизованных антропоидов за рамки направляющего воздействия биологических закономерностей. Эпиморфная эволюция представляет собой этап развития живого, включивший переходное состояние, на протяжении которого общие закономерности органической эволюции с необходимостью, но специфическим образом, проявились как факторы природных оснований человеческой предыстории, биологические предпосылки гоминизации» [4, c.116].

Методологическое значение понятия «эпиморфоз» – как особой формы адаптациогенеза заключается в том, что с его помощью процесс социоантропогенеза предстает как заключительная фаза мегаароморфной эволюции живых систем. Понятие «эпиморфоз» служит более глубокому обоснованию идеи единства человека и природы.

Дальнейшее развитие учение об ароморфозах получило в работах К.М. Завадского, в частности в его теории арогенеза. Понятие арогенеза во многом сходно с понятием эпиморфоза. Понятие арогенеза, сохраняя основное содержание понятия ароморфоза (развитие в сторону повышения организации), включает в себя дополнительное содержание, связанное с идеей магистральной линии в эволюции. «Арогенез – это главное направление эволюционного процесса. Основные особенности арогенной эволюции состоят в приобретении и накоплении комплекса приспособлений, имеющих не частное и узкое, а общее и широкое значение. В процессе арогенеза возрастает внутренняя слаженность структур и функций, повышается общая активность организмов, объем и качество информации в генетической, соматической и (у животных) нейронной памяти. Все это позволяет осваивать совершенно недоступные предкам зоны жизни и местообитания, а также источники питания и существовать не только в благоприятных условиях, но и при многих неблагоприятных» [5, c.134]. Арогенез противоположен как общей дегенерации, так и узкой специализации. характерным для арогенеза является развитие полифункциональных органов (мозг, рука) и их интенсификация. При арогенезе резко возрастает средняя выживаемость организмов, растет экономичность жизни и роль отдельной особи. Преодоление препятствий происходит не путем ухода от них, а путем использования эффективных реакций с одновременным увеличением энергетических затрат.

В эволюционном процессе существует целая система ароморфозов, эпиморфозов и арогенезов. Эволюционная значимость их различна.

«Могут быть гигантские цепи прогрессивных преобразований, тянущиеся от эобионтов до высших растений, высших животных и до человека, которые мы называем главным магистралями эволюции, или же мегаарогенезом (линию, ведущую за пределы биологического к социальному, можно назвать «неограниченным прогрессом»)» [там же, с.136].

Понятийный аппарат, выработанный современной эволюционной теорией, оперирующей терминами «адаптациогенез», «ароморфоз», «эпиморфоз», «мегаарогенез», «неограниченный прогресс» и др., учение об эпиморфной эволюции позволяют конкретизировать философские положения теории социоантропогенеза, касающиеся завершающей фазы формирования биологической основы становящегося человека и начального периода развертывания нового, общественно-трудового типа взаимодействия с природой, отрицающего предшествующие способы биологически-адаптивного отношения к окружающей среде.

Учение о двух формах приспособления биологических систем к изменяющимся условиям внешней среды, о двух формах эволюции – идеоадаптации и ароморфозе – явилось важным вкладом в развитие эволюционной теории. Эволюционные изменения ароморфного типа, по выражению А.А. Зубова, «образуют некоторую магистральную линию развития материи во Вселенной» [6, c.9]. Ароморфные изменения поднимают энергию жизнедеятельности организмов на более высокую ступень, они являются полезными для биологических систем не только при некоторых неблагоприятных условиях среды, но и при многих неблагоприятных ее изменениях.

Во время крупных физико-географических и климатических катаклизмов преимущество получали неспециализированные виды животных, отличавшиеся большей универсальностью, эволюционной пластичностью. Неспециализированные формы, находившиеся на магистральном пути биологической эволюции, обладали богатым генофондом, некоторым «избыточным» наследственным материалом, обеспечивающим резерв мутаций, запас адаптационных возможностей, который при определенных условиях мог реализовываться, создавая благоприятные перспективы выживания данных популяций. Генетически богатые, а потому и сохранившие универсальность, неспециализированность, популяции обладали преимуществом в конкурентной борьбе и являлись биологически процветающим видом.

Достижения современной генетики и молекулярной биологии свидетельствуют о том, что в процессе эволюции происходило увеличение размеров генома за счет генной дупликации и рекомбинации генов, накопление мутаций, часть из которых могла оказаться полезной в дальнейшем развитии популяций. Именно популяции третичных антропоидов, обладавших богатым генофондом, значительным резервом мутаций, находящихся на магистральной линии развития биологического мира, могут рассматриваться в качестве общей биологической предпосылки возникновения человеческого общества, а формы их биологической жизнедеятельности в качестве предпосылки возникновения человеческой деятельности.

Причем следует особо подчеркнуть, что предпосылки возникновения общества, человека, присущего ему способа деятельности формировались в процессе развития популяций определенных видов высокоразвитых антропоидов третичного периода эпохи неогена. Как показывает современная наука, именно «популяция является элементарной эволюционной структурой» [22,c. 69], «именно в популяции высших обезьян происходи фундаментальные биологические процессы, подготовившие появление неоантропа (Homo sapiens)», согласно концепции Д.В. Гурьева. Вследствие этого при анализе предпосылок возникновения человеческой деятельности, объектом изучения должны являться не отдельные организмы, изменения их морфологической структуры и индивидуальных поведенческих реакций, а именно популяции как «элементарные эволюционирующие единицы».

Стадный образ жизни высокоразвитых третичных обезьян – высший этап развития популяций приматов – является одной из важнейших биологических предпосылок возникновения человеческого общества. Стадность являлась биологически выгодной формой существования, облегчая приматам приспособление к условиям обитания. Стадо начинает играть роль среды для отдельной особи, которой приходится приспосабливаться уже не столько к воздействию природных факторов, сколько к формирующимся стадным отношениям. Жизнь в стаде оказывается экологически выгодной. Отдельные особи как бы играют роль элементов (подсистем) более широкой системы, какой является по отношению к ним стадо. Развитие элементов подчинено развитию целостной системы – стадно-групповой организации. Естественный отбор действует уже не столько на уровне отдельной особи, сколько на уровне группы. Групповой отбор становится движущей силой развития сообщества антропоидных предков человека.

Итак, в качестве общей биологической предпосылки возникновения человеческого общества можно рассматривать популяции третичных антропоидов (типа рамапитеков, кениапитеков и им подобных), обладавшие богатым генофондом, значительным резервом мутаций, находящихся на магистральной линии развития биологического мира. Эти антропоиды обладали зачатками прямохождения, освобождавшего передние конечности, способные к манипулированию различными предметами. В связи с этим происходило увеличение головного мозга, усложнение форм элементарного рассудочного поведения, а также усложнение стадных отношений и видов биологической жизнедеятельности третичных антропоидов. Они отличались морфофизиологической нейтральностью, сохранившейся благодаря гибкости, пластичности форм поведения и наличию некоторой избыточности генетической информации.

Неспециализированность, универсальность морфофизиологии и поведения третичных антропоидов давала им возможность конкурировать с другими видами животных и успешно адаптироваться к меняющимся условиям среды.

Прогрессирующая автономизация популяций третичных антропоидов, выражающаяся в постепенном освобождении от формирующего влияния среды, от необходимости морфофизиологической адаптации, обеспечивала им успех в конкурентной борьбе со специализированными видами животных в период значительных изменений среды. Вследствие гибкости и динамичности приспособительных механизмов они способны побеждать не только в борьбе за пространство, но и в борьбе за время.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 820. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия