Взаимосвязь экономики и политики в историческом процессе.
В историческом процессе наиболее глубокое возрастающее влияние на экономику оказывает политика. Она является "концентрированным выражением экономики". Прежде всего, через политику те или иные социальные слои, группы выражают свои главные ведущие интересы, защищают их и добиваются их реализации. Индивидуум или коллектив может достичь собственных целей (при благоприятной ситуации) и сам. Политика как таковая является выражением интересов социальных групп, реализует, их как правило, через деятельность государства. Поскольку политика активно вторгается в общественную жизнь, она может служить либо могучим рычагом экономического прогресса, либо, напротив, тормозить его. Проводя в жизнь, политику, государство именно политикой играет определенную роль в тех побуждениях, которыми непосредственно руководствуются в экономической жизни индивидуумы, отдельные коллективы или социальные группы. В этом смысле политика имеет несомненное первенство над экономикой. С помощью политики современное государство как бы вклинивается во взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Оно может способствовать зарождению и утверждению новых производственных отношений и наоборот искусственно сдерживать, консервировать старые формы, пришедшие в серьезное противоречие с реальными потребностями развития производительных сил. В принципе политика, как и порождающий ее экономический базис, способна воздействовать на экономический прогресс в 3х разных направлениях: она может ускорять его (в тех случаях, когда этого активно требует исторический процесс); она может замедлять темп общественного прогресса; может воздействовать на экономический прогресс, ускоряя его движение в одном направлении и сдерживая в другом (противоречивое воздействие политики на экономику). Политика обладает и определенной самостоятельностью, автономностью в общих рамках интересов того или иного класса, группы. Выборка основ наиболее эффективной экономической политики, их корректировка в соответствии с изменяющейся обстановкой - важная задача государства. По моему мнению, политика должна не довлеть, а курировать экономику, предоставляя ей рыночную свободу (не как хаос, а как осознанную необходимость). Подавление же политикой экономики характерно для тоталитарных режимов и в конечном итоге ведет к ее государственной монополизации, а затем к ее регрессу, неконкурентноспособности товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, баланс в отношениях политики и экономики должен иметь приоритет перед неоправданным склонением чаши весов в сторону дисбаланса. Экономические отношения. Собственность, ее содержание и политико - правовые формы. Экономические отношения - один из видов общественных отношений. Экономика, ее правовая форма - отношения владения, распоряжения. Они регулируют в том числе и экономические отношения. Зачастую политико-правовые отношения собственности отождествляют в первую очередь с их экономическим содержанием. Таким образом политико-правовые формы и экономическое содержание собственности как данности органично связаны между собой самой жизнью. Собственность как таковая является ни чем иным как отношением между людьми. По своему предмету отношение это специфично. Эту специфику показал Маркс в своем определении собственности: собственность - это отношение между людьми по поводу средств производства и факторов производства. Определяя собственность в политико-правовом аспекте, можно дать такую трактовку: собственность - это отношение между людей по поводу присвоения и отчуждения условий их материальной и духовной жизнедеятельности. Отношения собственности органически связаны с отношениями разделения труда (то есть общественное разделение труда и частная собственность - это две стороны одного и того же процесса). Собственность давала возможность меньшей части людей заниматься не физическим, а умственным трудом (управлением), определенный вид труда навечно закреплялся за определенной группой, определенной его частью. Вот в чем понимание собственности с экономической точки зрения. Экономические отношения проявляют себя в форме специфических интересов, различающихся для разных классов, слоев, групп общества. Собственность сопряжена с экономическим отношениями, закреплена политико-правовыми формами (законами). Философской разработкой проблемы собственности в России занимались Лавров, Огарев, Чичерин, Ильин, Соловьев, Струве, Бердяев отношений, не их политико-юридического, а политико-экономического содержания. Система производственных отношений включает в себя следующие подсистемы: система общественного распределения труда (распределение средств производства, людей, закрепление людей за социально-неоднородными видами труда и деятельности); обмен деятельностью и ее результатами (отношения обмена) отношения распределения результатов труда и деятельности отношения потребления Производственные отношения облекаются системой политических, правовых, нравственных и других отношений. Лавров - в своей работе "Ограничение справедливости; собственность" связывал проблему собственности с проблемой справедливости, а с собственностью отождествляет свободу. Собственность - главное орудие свободы. Выделяет два уровня собственности: внешний (законодательно закрепленный - право на вещи) и внутренний (собственность моей личности - мой ум, моя воля, мысль, жизнь). У Лаврова собственность реализуется через право, а право закрепляется справедливостью. Чичерин - в работе "Собственность и государство" связывает собственность с правдой. В собственности видит краеугольный камень гражданского порядка. Все, что колеблет собственность, -подрывает основы гражданского порядка (человек в такой ситуации не может быть уверен ни в чем, он чувствует, что посягают на весь его личный мир, на свободу). Соловьев - "Оправдание добра". Основание собственности лежат в самом существовании личности. В строгом смысле слова собственность - право употреблять и злоупотреблять своей вещью. Философское определение собственности - есть идеальное продолжение личности в вещах или ее перенесение на вещи. Соловьев подспудно связывает собственность с нравственным законом. Сущность решения вопроса собственности - во внутренней его взаимосвязи с нравственным (человеческим). Бердяев - критика марксистов. Они обездушили и извратили принцип частной собственности. Превращение собственности в орудие корысти, наживы и угнетения ближних - духовно разрушает собственность и готовит почву для ее полного отмирания. Упрекает социалистов в том, что они рабы экономической действительности, не видят, не знают божественного хозяйства. Собственность таким образом у Бердяева имеет духовное начало, а не материальное. Маркс: чтобы дать описание и объяснение отношений собственности, надо дать анализ всей системы производственных
|