Детерминизм и индетерминизм в понимании исторического процесса. Три концепции детерминизма в современной науке и философии.
Детерминизм - это мировоззренческая установка, согласно которой человек рассматривает бытие как закономерно обусловленное, явления - в их взаимной связи и зависимости. Социальный детерминизм обращается к области человеческого поведения, деятельности, оценки, объяснения общества в его динамике и развитии. Детерминизм является сегодня доминирующей методологической концепцией современного мышления, поскольку он соответствует духу и науки, и здравого смысла. Индетерминистские концепции основное внимание уделяют произвольности выбора, отрицанию необходимости и обусловленности явлений. Как правило, они связаны с отрицанием роли разума, игнорированием научного метода. Пример: неокантиантцы Виндельбандт и Риккерт - делят науки на естественные (законополагающие, повторяющиеся события) и гуманитарные (все индивидуально, неповторимо, уникально, иные методы исследования, законов нет и быть не может, историю относят именно сюда, следовательно, идея исторической закономерности не является истинной с их точки зрения). Существуют различные философские концепции исторического развития. Их можно разделить на материалистические и идеалистические. Идеалистические исходят из того, что логика истории "задана", "определена" каким-то до и вне человека существующим духовным началом. Поэтому эта логика либо привносится в мир общества и человека (идея, разум, воля, Бог), либо изначально присутствует в форме вечных институтов государства, церкви и т.д. В таких концепциях индивидуальная жизнь людей выступает лишь средством существования некоего скрытого целого. О реальных исторических личностях они говорят в смысле "воплотителей", "проводников" отчужденной от них логики исторического процесса. Маркс: в теориях такого рода история оказывается неким метафизическим субъектом, тогда как действительные люди превращаются лишь в носителей этого метафизического субъекта. Пример таких концепций - философия Гегеля. История человечества - процесс самореализации абсолютной идеи. Посредники, через которых смысл и логика истории переходит к человечеству - нормы культуры, философские правовые системы, различные системы нравственности и религиозных верований, политические, эстетические, научные установки (в образе Идеи изображен исторический процесс развития человеческой культуры). Гегель обосновал тезис о закономерности процесса развития человеческой культуры, его необходимости (детерминизм). В то же время всесильный поток мирового духа выступает как творец всего существующего, а задача человека состоит в постижении его сокровенных тайн и реализация его предначертаний. Таким образом, в философии Гегеля духовное начало несет в себе смысл и назначение человеческой истории. К материалистическим концепциям социального детерминизма принадлежит марксистская концепция. Марксистская трактовка истории включает в себя признание единства всемирной истории. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Это единство определяется материальным производством общественной жизни. Следовательно, материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов. Марксу принадлежит и гуманистическая идея об освобождении человека путем последовательного снятия отчуждения и формирования условий для всестороннего развития личности. В духе этой идеи необходимо и новое понимание самой сути законов детерминации общественного развиться: не как предписывающих, а как ориентирующих, определяющих тенденцию выбора и превращения в действительность некоторых возможностей из их исходного разнообразия. Законы развития общества раскрывают спектр различных возможностей, реализация каждой из которых требует различных условий и приводит к потенциально раздельным результатам: от расцвета и рождения новых форм до деградации и гибели. Вообще в концепциях детерминизма их создатели стремятся раскрыть взаимообусловленность, зависимость явлений друг от друга, всеобщую закономерную связь вещей. Детерминистская концепция ищет ответы на вопрос о месте и роли необходимости в природе и обществе, о характере действия закона. В зависимости от ответа на эти вопросы в материалистической философии произошла смена 3х основных концепций детерминизма. 1. Концепция лапласовского детерминизма. Идет от Демокрита, но всеобщее распространение приобрела в 17-18вв. Все происходящее в мире совершается в силу необходимости, т.е. неизбежно; люди - заложники слепой необходимости, которая предписывает ход истории независимо от их желаний и воли. Единственный тип законов - динамичные законы, всякий другой закон - "недозакон": со временем познание даст ему динамичную форму либо отбросит как ошибочный. Случаю принадлежит подчиненное значение: случайность рассматривается как выпадение из необходимости. Это никак не сказывается на самой необходимости. Эта концепция детерминизма не оставляла личности места свободе выбора, а человечеству - путей развития. 2. Статистическая концепция детерминизма. Наибольшее распространение - первая половина нашего века. Вместо необходимости - случай. Эволюция Вселенной, развитие жизни на Земле, и даже человеческая история представляются игрой случая, флуктуацией, отклонением от нормы. В математике, квантовой физике, статистической физике случайное событие - то, которое не завит от другого события, не зависит от необходимости. Этой модели детерменизма в социальном плане соответствует развитие капитализма в 20в: предприимчивость, инициатива и самостоятельность личности не является гарантией перехода в ряды господствующей элиты. Соответствующая этой концепции установка на стихийность исторического детерменизма ведет сначала к застою, а затем к загниванию. В теории систем сегодня известно, что под воздействием случайных факторов всякая система неизбежно деградирует, если в ней отсутствуют собственные, "неслучайностные" возможности развития; ведь количество неблагоприятных, разрушительных случайных воздействий намного больше, чем благоприятных, и это отношение усиливается с ростом сложности системы. 3. Системная концепция детерминизма. Формируется с середины 20 века. Она утвердилась в биологических науках и постепенно утверждается в новейших областях физических наук (синергетике, неравновесной термодинамике, теории когерентных процессов). Ее суть: в бытии материи "заложены" организационные свойства, которые сообщают процессам развития всех материальных систем характер направленности и избирательности, обеспечивают самооупорядочивание процессов движения в направлении взаимообусловленности, закономерной динамичной связи и появления таких принципиально новых качеств, которые сохраняют преемственность с предыдущими. В основе системной детерминации лежит множественность явлений и свойств, отношений зависимости между ними (причинные, функциональные и другие типы связей). Тем самым в процессах развития единство мира не распадается, а сохраняется в формах интеграции, синтеза - при увеличивающемся росте разнообразия, дифференциации. В процессах развития мира действуют динамичные, статистические и организационные законы. Адекватный сегодняшнему дню детерминизм (3ий) воспроизводит многовариантность, избирательность и направленность процессов развития. На место исторической необходимости в этой концепции ставится реализация одной из исторических возможностей. Эти возможности объективно присущи общественной системе, они выдвигаются как бы вперед, в сферу исторического выбора в переходные эпохи развития. Организационные законы бытия воплощают необходимость, но это необходимость возможного. Дальнейшая судьба возможного - в руках человека человечества, сознательного и направленного выбора путей развития. Но этот выбор необратим. Превращение одной возможности в действительность уничтожает другие возможности; новая действительность порождает и иные потенции и тенденции своего развития.
|