Сознательная деятельность людей и историческая необходимость. Сферы и границы социального выбора.
Различные философские системы по-разному представляли исторический процесс. Существовали точки зрения на историю как на продукт фатальных сил, продукт деятельности великих людей. Марксизм положил в основу исторического процесса экономический принцип - принцип развития и смены формаций. В основу процесса развития общества, придающую цельность, связь и непрерывность человеческой истории, было положено материальное производство. Весь строй жизнедеятельности людей зависит в конечном счете от способа, которым люди в каждую конкретную историческую эпоху производят материальные блага. 1ая сторона способа производства - производительные силы, то есть люди, участвующие в производстве, орудия труда и средства труда. 2ая сторона способа производства - производственные отношения, главной стороной которых являются отношения собственности, от которых уже зависят отношения распределения, обмена и потребления. Характер производственных отношений определяется теми объективными условиями, которые сложились в обществе, с которыми люди вынуждены считаться и которые определяют в конечном счете их сознание, а также возможности, границы и общее направление их деятельности. Среди этих условий решающую роль играют уровень и характер развития производительных сил, которые требуют не любой, а определенной, соответствующей им, формы производственных отношений. Материальное производство - определяющая реальность, которую каждое поколение застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое. Люди не могут ее по произволу выбирать, моделировать. Предметный мир, или "очеловеченная" природа как результат совместной деятельности людей, является своеобразным носителем социальной наследственности. Она аккумулирует результаты деятельности человека, но "очеловеченная природа" и сама в свою очередь детерминирует содержание и направленность его деятельности. В этом смысле каждый исторический способ производства общественной жизни "выражает" объективную закономерность ее развития, ее необходимость. Люди должны согласовывать свои действия с этой общественной реальностью точно так же, как они согласуют их с природной реальностью и ее законами. И в то же время, многообразие экономических, политических, правовых и нравственных форм осуществления необходимости свидетельствует о том, что эта историческая необходимость осуществляется через деятельность людей, "наделенных" сознанием, ставящих перед собой определенные цели, реализующих свои надежды, интересы, желания. Следовательно, логика истории вырастает из процесса материальной деятельности самих людей: она, так как детерминирована уровнем развития их производительных сил, и в то же время она не безлична, ибо без людей, обладающих волей и сознанием, не может осуществляться. Следуя Марксисткой логике, развитие общества подчиняется строго объективным законам. К общественным явлениям применим принцип детерменизма, причинной обусловленности явлений. И в то же время социальные законы как законы деятельности люди не существуют отдельно от людей, не "стоят" за их спиной и не "определяют" их деятельность. Таким образом, в материалистическом понимании истории неразрывно связаны идея детерминированности человека объективными условиями бытия, идея исторической необходимости и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек - продукт сформировавших его обстоятельств. Но в то же время он - творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более совершенные могут только практически действующие люди. Их активность, их сознательная деятельность входят, таким образом, необходимым компонентом в развертывание общественного процесса. Это - один из основных принципов материалистического понимания истории. Тот или иной выбор исторически возможного, сделанный прошлым поколением, становится исторической действительностью, историческим наследством будущего. Этот выбор может быть исторической перспективой или историческим просчетом, но он совершается и становится условием будущего развития, определяет набор возможностей для будущего развития, будущего выбора исторического пути. Выбор одной возможности, одной системы и формы жизнедеятельности исключает другие и тем самым выступает как условие, как фактор последующего развития. В процессе жизнедеятельности человек делает социальный выбор, который зависит от: 1. Внешних факторов (условия общественного бытия, общественного отношения, общественного мнения) 2. Внутренних факторов (личностные установки, ориентиры, цели, ценностные ориентации, потребности, побуждения)
|