Тема 11. Основные направления и актуальная проблематика западной философии ХХ века
Предпосылки для возникновения «неклассического мышления». Иррационалистическая философия 2-ой половины XIX века (А.Шоппенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше.). Революция в естествознании конца XIX - XX века. «Материя исчезла». Особенности «неклассического мышления». Расшатывание основ классического канона в искусстве. Специфика “неклассической” философии. Философия жизни: жизнь как естественно-органическая, интуитивно постигаемая целостность и воля к власти (Ф.Ницше), космическая сила (“жизненный порыв” А.Бергсона), способ исторического бытия человека, реализующийся в индивидуальных творениях культуры (В.Дильтей). Феноменология (Э.Гуссерль) как метод анализа интенцианальных структур чистого сознания в целях раскрытия выступающего коррелятом этого сознания предметного бытия. Анализ культуры. Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер, Г.Марсель, А.Камю, Ж.-П.Сартр). Проблематика «подлинного» и «неподлинного» бытия. Тема свободы, выбора, ответственности. Роль экзистенциализма в художественной культуре XX века Фрейдизм и неофрейдизм (К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, В.Райх, Э.Фромм, Ж.Лакан). Бессознательное, его роль в жизни человека и общества. Фрейдизм и искусство. Герменевтика (Ф.Шлейермахер, Х.Гадамер, П.Рикер). Проблемы понимания и интерпретации в культуре. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Проблема демаркации научного и вненаучного знания. Верификация и фальсификация (К.Поппер) как проблемы современной эпистемологии. Структурализм и проблемы культуры (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида). Деконструктивизм (Ж.Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Религиозная философия: неотомизм (Ж.Маритен), христианский эволюционизм Тейяра де Шардена, диалектическая теология (П.Тиллих), персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа, Р.Т.Флюэллинг), религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель). Философия техники. Технократические и антитехницистские интерпретации НТР. Третья технократическая волна (А.Тоффлер, Д.Белл, Ж. Эллюль). Влияние принципов «неклассического мышления» на теорию и практику искусства. От эклектики к архитектурному модерну. Модернизм. Постмодернизм (70-80 годы XX века), постмодернизм (80-90 годы XX века), «нелинейная архитектура» (конец XX - XXI век).
Часть II. МИР ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Тема 12.Онтология: формы бытия Онтология – философское учение о сущем. Основные онтологические категории:«существование» (то, что «есть», наличествует), «бытие» (качественная определенность различных областей существующего), «мир» (Универсум, осознаваемое или предполагаемая совокупность существующего), «субстанция» (предельное основание бытия, то, что является причиной самого себя и не отсылает к чему-то другому). Многообразие форм бытия: Бытие природы. Понимание природы в широком и узкомсмысле. Природа как естественное условие существования человека и его жизнедеятельности. Общее представления о природе (материальность, целостность, движение, пространство и время, причинность, системность и т.д.) – методологическая основа объяснения и создания феноменов культуры. Природа и архитектура. Природа: «кладовая», «естественная среда», рельеф и климат, «храм», «школа» (архитектурная бионика.). Бытие социума. Причины и основы выделенияобщества из природы. Сферы социального бытия (экономическая, социальная, политическая, духовная), их взаимосвязь. Влияние общественных факторов на архитектуру. Архитектура и власть. Бытие произведенных человеком вещей – «второй природы». Архитектура как важнейший культурообразующий фактор «второй природы». Бытие духовного. Сознание индивидуальное и надындивидуальное, объективированное в творениях культуры. Идеальное как сущность сознания. Бытие человека как синтез всех форм бытия. Основные феномены человеческого бытия. Понятие картины мира. Своеобразие философской картины мира. Акцент на целостность и универсальность. Бытие как «поиск человеком своего дома» (Хайдеггер), «охота за единым» (Ортега–и–Гассет), как «безусловно всеобъемлющий фон» (С. Франк), как совершенство (С. Аверинцев). Смена представлений о физической картине мира в XX веке (от механистического миропонимания к теории относительности, квантовой механике, синергетике). Понятие архитектурной картины мира, ее связь с мифорелигиозной, научной и философской картинами мира. Философское учение о субстанции. Материя и сознание как философские категории. Проблема их соотношения в онтологическом и гносеологическом аспектах. Материальное и духовное в архитектуре.
|