Обратите внимание на проблему классификации культуры.
3.1. В гуманитарных науках не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, однако примите к сведению один из принципов различения этих понятий.
3.2. Помните, что духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от предложенной концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Сущностью материальной культуры является опредмечивание человеком в природном материале различных знаний, умений, функций, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, позволяющее людям адаптироваться к природным и социальным условиям жизни. Духовная культура содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). В целом же деление культуры на материальную и духовную носит условный характер, поскольку они находятся в диалектическом единстве, взаимополагают друг друга. Типология культуры – метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется, группируется в различные типы (множества). Критериев типологии культур может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с типом поселения (сельская и городская культура); тип аудитории (элитарная, народная, массовая культура) и др. Во-первых, имеет место противопоставление культуры и цивилизации, утверждение тезиса о духовности культуры и бездуховности цивилизации. Цивилизация полагается как «смерть духа культуры». В своей книге «Закат Европы» Шпенглер описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Он считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. Во-вторых, имеет место и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. Цивилизация это всегда некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющая; цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных теориях к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
|