Гипноз. Новейший справочник. образом добиваться привлечения сверхъестественных сил для реального магического результата
образом добиваться привлечения сверхъестественных сил для реального магического результата. Отсюда берут свое начало фетишизм, суть которого состоит в приписывании отдельным предметам (фетишам) магической силы, а также мантика - трансовое искусство гаданий и предсказаний, основанное на магических принципах, т.е. вере в связь между человеком и любым неодушевленным объектом. Из всех этих элементов, а также из народной мифологии родились религиозные трансовые системы, совершенствовавшиеся на протяжении столетий и дошедшие до наших дней. При этом использование транса в лечебных целях часто отступало на задний план, но вместе с тем сохранялось то «духовное измерение», которого так не хватает современной научной медицине. Некоторые исследователи даже считают, что развитие человечества напрямую связано со знанием и освоением особых состояний сознания, и рассматривают науку о них как основу всех наук. За три тысячи лет до нашей эры древние китайцы знали и использовали транс в различных его формах. Они практиковали особый вид медицины, основанный на энергетических представлениях о человеке. Предполагалось, что Ци, первичная энергия, циркулирует во всем универсуме, а также внутри человеческого тела. Когда эта циркуляция происходит гармонично, человек здоров. Если же ее течение блокируется в одном из каналов тела, то возникают неполадки, которые могут привести к функциональным нарушениям органов и к болезни. Все искусство китайского врача заключалось в том, чтобы восстановить свободную циркуляцию этого временно заблокированного потока энергии. Для этого, помимо других способов, он использовал и элементы особых состояний сознания. Так, в технике Ци-гун пациенту предписывались медленные гимнастические движения. Перед тем как выполнить их, он должен был «проиграть» в сознании каждое движение, визуализировать его. Исследователи этой гимнастики отмечали, что ее упражнения вызывают ощущения, идентичные тем, которые переживаются в гипнотическом трансе. История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники Глав а 1. Эволюция представлений о гипнозе _______________И совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив тем самым великие открытия, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей - Мерси и Псилли. Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831-1891), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу - правда, в паранормальном аспекте. «Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, - пишет Е. Блаватская. - Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего туловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры. Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка». Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна. По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирным и безвредным. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя. Его глаза наполнялись ужасом; воя в отчаянии, не имея возможности отвести глаз от сверкающего камня, тигр корчился
|