Гипноз. Новейший справочник. редко в контексте БПМ-4 возникают греческие мифологические персонажи, символизирующие смерть и воскресение
редко в контексте БПМ-4 возникают греческие мифологические персонажи, символизирующие смерть и воскресение, - Дионис, Орфей, Персефона, Адонис. Иногда имеет место опыт встречи и единения с архетипом Рождающей Матери: Исидой, Лакшми, Парвати, Герой, Кибелой, Девой Марией. Пожалуй, наиболее общим символическим построением для четвертой перинатальной матрицы является смерть Христа на кресте и его Воскресение, мистерия Страстной Пятницы и снятие покрывала со Святого Грааля. Перинатальные корни христианства явственно раскрываются в его одновременном акценте на муках и смерти (Христос на кресте), на опасностях, подстерегающих новорожденного (истребление Иродом младенцев), и на материнской заботе и защите (Дева Мария с младенцем Иисусом). Индивид, прошедший все испытания и превратности родовых мук и радующийся переживанию второго рождения, преисполнен энтузиазма, сопровождающегося образами сверхчеловеческих подвигов или окончательной победы над различными мифологическими монстрами: Геракл, который будучи ребенком победил двух гигантских змей; Святой Георгий, пронзающий дракона; Тезей, сразивший Минотавра; Митра, убивший быка в священной пещере; Персей, перехитривший и уничтоживший Медузу. К вызывающим ужас существам, соответствующим переживаниям данной стадии, можно отнести Сфинкса, Гидру, Химеру, Ехидну и Тифона. Кроме того, перепроживание второго рождения включает в себя более глобальные картины побед воинства добра и света.над силами зла и тьмы: ведический бог Индра, разящий своим мечущим молнии жезлом войска демонов тьмы; нордический бог Тор, поражающий волшебным молотом опасных великанов; победа армий Ахуры над армиями Аримана, описанная в древнеперсидской Авесте. Освобождающий аспект и утверждение положительных сил Вселенной часто выражаются в видениях струящегося, ослепительного света, исходящего из божественного источника, просвечивающегося небесно-голубого тумана, прекрасных радужных спектров или игры тонких неуловимых узоров. Для этой стадии характерны лишенные формы представления о Боге, воспринимаемом как чистая духовная энергия, трансцендентальное и космическое Солнце. Однако могут возникнуть и персонифицированные образы Творца - благосклонный мудрый старец, восседающий на бо- Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат 195 гато украшенном троне в окружении серафимов и херувимов в сияющей славе. Другими вариациями той же темы являются вхождения в Валгаллу; присутствие на пиру греческих богов на Олимпе и наслаждение вкусом нектара и амброзии; переживание божественного ядра своего существа, когда Атман, индивидуальное Я, утрачивает свою видимую отдельную идентичность и соединяется со своим божественным источником - Брахманом, универсальным Я. Отчетливое ощущение пребывания с Богом и в Боге - энергетическом центре Вселенной, приносит понимание того, что между людьми - друзьями и врагами, белыми и черными, мужчинами и женщинами - нет различия; все мы суть одно. Среди соответствующих биографических элементов - воспоминания о личных успехах и окончании опасных ситуаций, о завершении войн и революций, о выживании после несчастного случая или выздоровлении после тяжелой болезни. Родственными психопатологическими синдромами являются маниакальная симптоматика, мессианский бред, женский гомосексуализм и эксгибиционизм. Если говорить о фройдовских эрогенных зонах, то БПМ-4 на всех уровнях развертывания либидо связана с состоянием удовлетворения, которое наступает сразу же после активности, облегчающей неприятное напряжение, - после утоления голода, оргазма и деторождения. Таким образом, завершая эту главу, можно говорить о многообразии синтетического подхода в освещении понятийного аппарата особых состояний сознания и наличии широкого спектра основных навыков, связанных с их использованием.
Глава 4 ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ГИПНОТЕРАПИИ
|