Гипноз. Новейший справочник. В целях укрепления веры отдельные члены секты подвергались повторному крещению, на иных накладывалась та или иная епитимья - религиозное наказание за
В целях укрепления веры отдельные члены секты подвергались повторному крещению, на иных накладывалась та или иная епитимья - религиозное наказание за отступление от предписаний главы секты. Обобщая тему, можно говорить о том, что весь комплекс психопрограммирующих воздействий, характерных для подавляющего большинства «новых культов», складывается в достаточно универсальную технологию, разворачивающуюся по следующей схеме: - стоящий во главе секты харизматический лидер убеждает своих приверженцев в том, что он получил новое уникальное «откровение» относительно сущности бога и реальности или же что он сам является богом. Новичков на каждом шагу уверяют в том, что тот, кто не разделяет взгляды главы секты, не просто заблуждается, но и является сторонником сатаны; - вступившим в «семью» или коммуну прививают мысль, что их личность полностью изменилась, и для подтверждения этого «факта» им дают новые имена; - для всех членов секты устанавливаются обязательные, непреложные нормы поведения. Нарушивших дисциплину ожидает жестокая кара; - группе прививается апокалипсический взгляд на мир. Членов организации принуждают отказаться от собственного имущества и изменить место жительства. По отношению к обращаемым используется определенная техника контроля за их поведением. Последователи культа рассматривают ее как религиозную дисциплину, которую осуществляют начиная с тщательной изоляции обращаемых от внешнего мира. Новообращенного обычно ставят в полную материальную зависимость от лидера. Если он поселяется в коммуне, от него требуют передать на «общее дело» все свое имущество. Остальные члены секты должны отдавать в пользу общины значительную (до половины) часть своего дохода. Стремление обеспечить безраздельное влияние на обращаемого поддерживается его физической и духовной изоляцией, отторжением от прежних ценностей и привязанностей, подавлением всякого личностного самосознания. Это достигается предельно насыщенной программой различных групповых мероприятий. Она включает в себя «семинары», Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты 583 совместные молитвы и собеседования, повторение одних и тех же гимнов, мантр, библейских высказываний. Практикуются также совместные прослушивания записей уроков лидера, лекции о принципе веры, ритуальные танцы и т.п. Кроме того, обращенных заставляют работать на предприятиях, принадлежащих тому или иному культу, собирать пожертвования на улицах, попрошайничать, а женщин иногда принуждают выполнять и роль «божьих рабынь любви». К этому следует добавить постоянное недосыпание, скудное питание, ночные собрания, объявляемые внезапно и длящиеся часами. Очевидно, что выработанная таким образом программа поведения представляет собой весьма прочную психологическую и психофизиологическую конструкцию, а вопрос о возможностях, способах и методических приемах ее разрушения (репрограм-мирования) не решен до сих пор. Вторая проблема, связанная с использованием гипносугге-стии в качестве вспомогательного средства при противоправных действиях, - гипносуггестивное программирование преступников. Как мы уже отмечали, начиная с XIX в., судебно-медицинское значение гипноза и внушения было предметом многочисленных исследований, предпринимавшихся как врачами, так и юристами. В основном вопрос сводился к тому, является ли загипнотизированный лишь орудием в руках гипнотизера или же он может сохранить в той или иной степени способность сопротивляться внушению, которое для него неприемлемо в социальном, морально-этическом и эстетическом смысле. В связи с этим производилось множество экспериментов над людьми как в состоянии гипноза, так и после пробуждения: их побуждали к убийству указанного лица (обычно с помощью воображаемых орудий убийства, например картонного кинжала, незаряженного револьвера или напитков, якобы содержащих яд), совершению кражи, аморальным действиям и т.п. Результаты таких экспериментов как в прошлом веке, так и сейчас резко противоречивы. Нансийская школа признавала возможность преступных внушений в глубоком гипнозе, а отсюда и возможность соответствующих криминальных поступков. В частности, А. Бонн указывал, что гипнотик сохраняет самостоятельность лишь постольку, поскольку это желательно гипнотизеру; он ведет себя,
|