Глава 11. Медитация. Медитация как метод изменения сознания
Медитация как метод изменения сознания На протяжении примерно четырех тысяч лёт восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мира») часто скрыты один и тот же путь и одна и та же цель, а также понимание одинакового состояния. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями, как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение». Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом сходные учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме. Глава 12 МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ В ГИПНОЗЕ Гипноз часто становился и сейчас остается не только центром притяжения научного интереса, но и областью пристального внимания криминальных кругов, спецслужб, а также самых различных государственных и общественных комитетов и комиссий по вопросам этики и нравственности. Это вполне объяснимо, если учитывать тот факт, что, как отмечает Л. П. Гримак в своей работе «Гипноз и преступность» (1997), «не найти другой области знания, которая претерпела бы за время своего существования такое же большое количество недоразумений и скандальных коллизий». Недаром в фундаментальном труде, вышедшем в США в 1979 г. под редакцией Э. Фромма и Р. Шора, в списке наиболее важных и перспективных направлений в исследованиях гипноза под номером «13» (что само по себе уже чрезвычайно символично) значатся правовые и этические аспекты. Говоря о юридических и этических проблемах гипносугге-стии, исследователи выделяют главным образом две сферы, в которых право, этика и эти сложные психофизиологические явления тесно переплетаются между собой. Первую условно можно обозначить как использование гипносуггестии в качестве вспомогательного средства в разного рода противоправных действиях. Вторую - как использование гипнбсуггестии в качестве одного из методов расследования таких действий. Остановимся на каждой из этих сфер. В противоправном использовании гипносуггестии можно выделить комплекс тесно связанных между собой проблем, в той или иной степени касающихся использования гипноза и внушения (или их элементов) при совершении преступлений. На сегодняшний день основной среди них является проблема формирования беспомощных состояний. Чаще всего под этим понимаются противоправные инциденты психологического Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты 575 насилия со стороны лиц, прямо или косвенно применяющих гипносуггестивные приемы по отношению к тем, кого впоследствии называют потерпевшими. У женщин подобное насилие, как правило, лежит в области сексуальных злоупотреблений, а у мужчин оно обычно касается изменений степени их критичности и рациональности (например, при вовлечении в деятельность всевозможных финансовых «пирамид», религиозных, мистических или аналогичных сект и учений и т.п.). Проблема сексуальных злоупотреблений посредством гипноза далеко не нова. Так, если в XVIII в., в пору месмерианско-го «магнетического бума», внушение и гипноз были скорее «модной салонной игрой», во время которой, как деликатно отмечает виднейший знаток истории гипноза Л. Шерток, «кое-кто из врачей-любителей даже позволял вступать в половую связь со своими пациентками», то уже в XIX в. в солидном руководстве по судебной медицине отмечалось, что в криминальной практике зафиксировано немало случаев изнасилования женщин, предварительно введенных в состояние глубокого гипноза. Как писал авторитетнейший исследователь того времени Р. Краффт-Эбинг, «совершение такого преступного деяния над загипнотизированной женщиной, находящейся в состоянии летаргического усыпления, легко возможно, потому что это состояние сопровождается полной утратой воли и сознания». Кроме того, считалось, что, используя это состояние, «преступник может прибегнуть к внушению и с помощью его пробудить у загипнотизированной ложное представление, будто бы она в данный момент имеет дело с мужем или любовником». Психологические прозрения XX в., в особенности возникшая в тот период психоаналитическая модель гипносуггестии, в значительной мере позволили объяснить, а соответственно и сорвать тревожные покровы «нечистой» тайны с отношений, возникающих между лицами, участвующими в процессе гипноза или внушения. Это позволило не только развеять множество лже- и паранаучных мифов, существовавших еще со времен пресловутых заключений Французского Королевского медицинского общества, но и защитить врача от наветов. Однако знание физиологии тормозных процессов или психологических механизмов трансфера, конечно же, не может служить абсолютной гарантией от преступных действий непорядочных врачей,
|