Студопедия — Креативность(от англ. creativity) - уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, составляющий относитель­но устойчивую характеристику личности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Креативность(от англ. creativity) - уровень творческой ода­ренности, способности к творчеству, составляющий относитель­но устойчивую характеристику личности.






Кр. — способность адаптивно реагировать на необходимость и новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволя­ет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может но­сить как сознательный, так и бессознательный характер.

Аспекты Кр:

1) креативный процесс;

2) креативный продукт;

3) креативная личность;

4) креативная среда (сфера, структура, социальный кон­
текст, формирующий требования к продукту творчества).

Соотношение понятий: творчество, Кр., творческий потен­циал, творческие способности, характеризующие творчество на индивидуально-личностном уровне (Л.Р. Симсон).

 

 

Важно не заглушать Кр. критикой, оценкой, осуждением основные условия, необходимые для стимуляции Кр., - психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

Креативная среда - среда, в которой Кр. проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Кр. проявляется как поведение в относительном отсутствий угрозы и принуждения от окружения. Кр. представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемые другими и в непринуждаемой обстановке. Если бы Кр. могла возникнуть в результате принуждения или как продукт угрозы, в мире было бы больше Кр. Когда личность чувствует угрозy от окружения, она становится осмотрительной и заторможенной и боится свободно выражать свои идеи.

Гармоничное окружение имеет две необходимые характеристики: принятие и стимулирование. В благоприятных условиях для креативности "принятия" окружением недостаточно, должно еще происходить стимулирование членов окружения друг другом (Андерсен Г.. 1959).

Креативные продукты —новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. Это технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и др.

Результаты творческой деятельности могут лежать в очень широком диапазоне: от научных открытий, коренным образом Меняющих экономику и быт общества, и от шедевров, создающих новые направления в искусстве, до умения составить оригинальный букет и украсить свою комнату. При этом появляется проблема - как оценивать "креативный продукт" у разных людей? Один из способов — разделить их на официально признанные обществом и "личные", имеющие значение только для автора данного продукта. При этом необходимо принимать во внимание, что достаточно часто человек творит не ради общественного признания, а чтобы испытать "муку творческую" - то состояние подъема, которое позволяет ему ощутить себя че­ловеком.

Креативный процесс — специфичный для различных облас­тей знаний, но обладает общими характеристиками; он имеем временные рамки и определенные этапы; важной составляющей его является инсайт; креативность — нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик; важной можно считать роль бессознательного в этом процессе.

Модель К.п.:

1. Рефлексивность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир.

2. Целенаправленность, или интенциональность, позволяющая организовать переживаемый опыт "внутри и снаружи организма"; вместе с верой в возможность изменений к лучшему заставляет реально изменять среду.

3. Владение способами трансформации и реорганизации, ко­торые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия.

К.п. включает:

1. Изменение структуры внешней формации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и единения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5.Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; и самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; ономожет создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности и общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.

Критерии креативности — воображение и символизация (Ф. Баррон); нестандартность (Р. Лири); осмысленность (С. Медник). Иногда предлагаются критерии: продукт должен произво­дить сильное впечатление и быть генерализируемым, экономным, вызывать необратимые изменения в человеческом опыте. Содержать необычные сенсорные образы или трансформации, являться ценным или используемым социумом, или представите­лем той сферы, в которой он был создан.

Несколько другие критерии могут быть сформулированы для применения к креативному продукту в области научных знаний или к креативному решению проблем: он должен быть сенситивен к пробелам в существующих знаниях, переходить дисциплинарные границы, поскольку они трудны для категоризации, он должен быть неожиданным и соответствовать поставленной задачей, быть сложным и начально не сформулированным и представ­ить собой синтез пограничных областей знаний. П. Торранс сфор­мировал также следующие критерии: юмор, фантазия, цвет и движение, литературное и метаморфическое чувство, которые, Возможно, точнее описывают научную креативность, чем все прочие.

С. Тейлор предложил проанализировать характеристики про­цесса и продукта креативности для выявления их специфики. Как иллюстрация такого подхода приводится типология креативов Р. Лири. «Осведомленность может быть креативной - наш опыт может быть направленным; или он может быть репродуктивным, т.е. нас обучают готовым интерпретациям, и в этом случае мы видим только то, что нас учат видеть. Исполнение может быть креативным - мы можем продуцировать новые комбинации». Р. Лири описал четыре типа: 1. Репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта). 2. Репродуктив творчес­кий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуцирова­нии новых комбинаций из старых символов). 3. Креатив творчес­кий (новый опыт презентируется 8 новом исполнении). 4.Креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в кон­венциональных моделях).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 4462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.025 сек.) русская версия | украинская версия