Студопедия — Русская культура середины XVIII - начала XIX века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская культура середины XVIII - начала XIX века






 

Направления Достижения
Просвещение — создание гимназийпри Московском университете (1755 г.), гимназии в Казани; — открытие после 1786 г. народных училищ:четырехклассных (главных) в губернских городах, двухклассных (малых) в уездных городах. Введение классно-урочной системы, единых учебных планов. Утверждение Устава народных училищ; — во второй половине XVIII в. — создание миссионерских школдля детей нерусских народов; — школы грамотыдля податного населения; — сеть закрытых учебных заведений для дворянских детей: Пажеский корпус (1759 г.); «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (1764 г.); Царскосельский лицей (1811 г.)); закрытые учебные заведения для детей других сословий («Коммерческое училище для детей купцов и мещан на средства П.А. Демидова», 1779 г., Екатерининский институт для девиц из семей купцов и мещан); — профессионально-художественные училищазакрытого типа, куда не принимались дети крепостных (Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773 г.), Академия художеств (1757 г.); — учреждение Московского университета(12 января 1755 г.). В начале XIX в. — 5 университетов (Дерптский, Казанский, Харьковский и др.); — подготовка учительских кадров в Учительской семинарии при Московском университете (1779 г.); Петербургском главном народном училище (1782 г.); — новые учебники: М.В. Ломоносова«Первые основания металлургии или рудных дел», «Риторика», «Краткий российский летописец с родословием», «Российская грамматика»; «Древняя Российская история»; «Географическое и историческое описание Российской империи» (1776 г.) Х.А. Чеботарева;учебник по математике Л. Аничкова(60-е гг. XVIII в.)
Наука и техника Естествознание: — деятельность Л. Эйлера(1707—1783 гг.) — математика, механика, физика, астронома; — деятельность ученого-энциклопедиста, первого русского академика М.В. Ломоносова(1711—1765 гг.). Открытие закона сохранения материи и движения (1748 г.), атмосферы на планете Венера (1760 г.); — «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенникова,«Дневные записки» И.И. Лепехина— описание земель Поволжья, Урала, Сибири. Техника: — изобретение И.П. Кулибиным(1735—1818 гг.) одноарочного моста через Неву, семафорного телеграфа, механической сеялки, лифта, прожектора (кулибинского фонаря); — изобретение И.И. Ползуновым(1728—1766 гг.) парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия (1763 г.); — изобретения К.Д. Фролова(1726—1800 гг.); рельсовый внутризаводской путь с механической тягой, гигантская подземная гидроустановка, приводящая в действие все механизмы
Общесвенная мысль Просветительство — журналы Н.И. Новикова (1744—1818 гг.) «Трутень» (1769— 1770 гг.), «Живописец» (1772—1773 гг.); «Кошелек», «Пустомеля». Создание «Общества, старающегося о напечатании книг» (1768—1783 гг.); — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.), «Осьмнадцатое столетие» А.Н. Радищева(1749—1802 гг.), его ода «Вольность», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске»; — «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801 г.), куда входили И.И. Борн, В.В. Попугаев, И.П. Панин и др. Идея мирного просветительства; — диссертация А.С. Кайсарова(1782—1813 гг.) «Об освобождении крепостных в России», изданная в Геттингене, в России не печаталась до 1966 г.; — появление нового религиозно-этического движения — масонства,(30-е гг. XVIII в. — появление первых масонских лож, запрещение масонства в 1822 г.)
Литература КЛАССИЦИЗМ — трагедии А.П. Сумарокова(1717—1777 гг.) «Хорев», «Синав и Трувор», «Новые лавры», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», комедии «Рогоносец по воображению», «Шалунья», «Соболья шуба», «Болван»; РЕАЛИЗМ — драматургия Д.И. Фонвизина(1744/45—1792 гг.): «Бригадир» (1769 г.), «Недоросль» (1782 г.); — реалистическая лирика Г.Р. Державина (1743—1816 гг.): «Видение мурзы», «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «На победы в Италии»; «Властителям и судиям»; ода «Фелица» (1782 г.); — Я.Б. Княжнин(1742—1791): трагедия «Росслав» и «Вадим Новгородский» — выражение недовольства дворянской интеллигенции самовластием Екатерины II; — В.В. Капнист(1758—1823) — «Ода на рабство», комедия «Ябеда», «Разлука», «Моему другу», «Мотылек»; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — творчество Н.М. Карамзина(1766—1826 гг.); «Наталья, боярская дочь» (историческая повесть), «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Лиодор», «Бедная Лиза», «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», психологическая повесть «Юлия»; РОМАНТИЗМ — повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» (1794 г.), «Сиерра-Морена» (1795 г.)
Архитектура БАРОККО — Ф.Б. Растрелли(1700—1771 гг.): дворцы Бирона в Митаве (1739—1740 гг.) и Руентале (1736—1740 гг.); дворец М.И. Воронцова на Садовой ул. в Петербурге (1749—1757 гг.). Большой дворец в Петергофе (1745—1755 гг.), Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752—1757 гг.). Парковые павильоны (Грот, Монбижу, Катальная горка и др.). Зимний дворец в Петербурге (1754—1762 гг.); участие в его строительстве И.Е. Старова, Д. Кварнеги, О. Монферрана, К.И. Росси, восстановление здания после пожара В.П. Стасовым, А.П. Брюлловым; Комплекс Смольного монастыря (1748—1764 гг.); — Д.В. Ухтомский(1719—1774 гг.), И. Шумахер, И. Мичурин— многоярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры (1741—1769 гг.), выполнение в камне Красных ворот в Москве (1753—1757 гг.); реконструкция московского Кремля; — С.И. Чевакинский(1713—1774?) — Николо-Богоявленский собор (1753—1762 гг.) КЛАССИЦИЗМ — здание Академии художеств (1764—1783 гг.). Архитекторы А.Ф. Кокоринов(1726—1772 гг.), Ж.Б. Валлен-Деламот(1729—1800 гг.) — Малый Эрмитаж и дворец Чернышева, Гостиный двор: — здания Ассигнационного банка на Садовой улице (1783— 1790 гг.), Академия наук (1783—1789 гг.) в Петербурге, Английский дворец в Петергофе (1781—1789 гг.), Александровский дворец в Царском Селе (1792—1796 гг.), дворец Юсуповых на Фонтанке, Екатерининский институт, Смольный институт, Конногвардейский манеж — архитектор Д. Кваренги(1744—1817 гг.) ПАЛЛАДИАНСТВО Главный почтамт (1782—1789 гг.), дом Г.Р. Державина, Невские ворота Петропавловской крепости — архитектор Н.А. Львов(1751—1803 гг.); — А. Ринальди (1710—1794 гг.) — Мраморный дворец (1768— 1785 гг.) и Гатчинский дворец (1766—1781 гг.); СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ — Ч. Камерон(1730-е гг. — 1812 г.) — комплекс в Царском Селе (Камероновая галерея, Агатовые комнаты (1783—1787 гг.); ансамбль в Павловске (Дворец, 1782—1786 гг.; Колоннада Аполлона, 1780—1783 гг.; Храм Дружбы, 1780—1783 гг.); — Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1790 гг.), Таврический дворец (1783—1789 гг.), усадьба ГА. Потемкина. Архитектор И.Е. Старое(1745—1808 гг.); — В.И. Баженов(1737? — 1799 гг.). Кремлевский дворец (1767—1773 гг.), дом П.Е. Пашкова (1784—1786 гг.), дворцово-парковый ансамбль Царицыно (1775—1785 гг.), Михайловский замок в Петербурге (строил В. Бренно); — М.Ф. Казаков(1738—1812 гг.) — Петровский дворец в Москве (1775—1782 гг.), здание Сената в Московском Кремле (1776—1787 гг.); Московский университет на Моховой (1786— 1793 гг.); дом Благородного собрания с Колонным залом (середина 80-х гг. XVIII в.); Голицынская больница (1796—1801 гг.); — Казанский собор в Петербурге: архитектор А.Н. Воронихин(1759—1814 гг.); — ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова. Архитектор Ж. Тома де Томон(1760—1813 гг.); — здание Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров(1761 — 1811 гг.)
Скульптура КЛАССИЦИЗМ — Ф.Г. Гордеев(1744—1810). «Прометей», мраморные надгробия Н.М. Голицыной, А.М. Голицына, рельефы для дворца в Останкине (1794—1798), Казанского собора в Петербурге (1804—1807 гг.); — М.И. Козловский(1753—1802 гг.). Статуя Екатерины II в об­разе Минервы (1785 г.); памятник А.В. Суворову в Петербурге (1799—1801 г.); «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе (1801—1802 гг.), «Спящий амур», «Гименей», «Амур со стрелой» (1792—1797 гг.); — Ф.Ф. Щедрин(1751—1825). «Венера» (1792 г.); аллегорическая фигура «Нева» (1805 г.), «Морские нимфы» на воротах Адмиралтейства (1812 г.); — И.П. Мартос(1754—1835) — надгробия С.С. Волконской (1782 г.), В.С. Куракиной (1792 г.). Памятник Минину и Пожарскому (1804 г.), Рельеф «Источение Моисеем воды в пустыне», статуи Иоанна Крестителя и архангела (1804—1807) для Казанского собора в Петербурге; — Э.М. Фальконе(1716—1791). Памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге («Медный всадник») РУССКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ — творчество Ф.И. Шубина(1740—1805 гг.), бюсты М.В. Ломоносова, генералиссимуса А.В. Суворова, фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, А.М. Голицына, Екатерины II, Павла I, адмирала В.Я. Чичагова (1791 г.); «Екатерина II — законодательница» (1789—1790); пятьсот восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца (династия русских царей от Рюрика до Елизаветы Петровны)
Живопись — И.Я. Вишняков(1699—1761). Портреты Сарры Фермор (1749 г.), Г. Фермора (1758—1761 гг.), «Правительница Анна Леопольдовна» (1742—1746 гг.); — А.П. Антропов(1716—1795 гг.). Камерные портреты: статс-дамы А.М. Измайловой (1759 г.), Петра Ш (1762 г.), А.В. Бутурлина (1763 г.); — И.П. Аргунов(1729—1802). Портреты мужа и жены Хрипуновых (1757 г.); портрет Толстой (1768 г.), портрет неизвестной крестьянки в русском костюме (1784 г.), автопортрет и парный к нему портрет жены (конец 50-х — середина 60-х гг.), портрет И.И. Лобанова-Ростовского (1750 г.) КЛАССИЦИЗМ — историческая живопись А.П. Лосенко(1737—1773). «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Владимир и Рогнеда» (1770 г.), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Портреты Ф. Волкова, А.П. Сумарокова, И.И. Шувалова, актера Я.Д. Шумского; — историческая живопись Г.И. Угрюмова(1764—1823). «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями» (1793—1794 гг.), «Призвание Михаила Федоровича на царство» (ок. 1800 г.); — Ф.С. Рокотов(1735—1808). Портрет поэта В,И. Майкова (конец 60-х гг.), портреты неизвестной в розовом платье (40-е гг.), В.Е. Новосильцевой (1780 г.), П.Н. Ланской (начало 90-х гг.), А.П. Струйской (1772 г.), А.И. Воронцова, А.М. Обрес- кова. — Д.Г. Левицкий(1735—1822). Портреты архитектора А.Ф. Кокоринова (1769 г.), промышленника П.А. Демидова (1773 г.). Сюита из 7 портретов — «Смолянки» (1772—1776 гг.). Портрет Д. Дидро (1773—1774 гг.), отца художника (1779 г.), М.А. Дьяковой (1778 и 1781 гг.). Н.И. Новикова, парадный портрет Екатерины II (1783 г.), Е.И. Нелидовой; — В.Л. Боровиковский(1757—1825). Женские портреты О.К. Филипповой (1790 г.), В.А. Шидловской (1798 г.), Е.А. Нарышкиной (1799 г.), М.И. Лопухиной (1797 г.) Портреты Г.Р. Державина (1794—1795 гг.), Павла I (1800 г.), А.Б. Куракина (1801 — 1802 гг.), Крестьянская тема: М. Шибанов (? — после 1789) — «Крестьянский обед» (1774), «Празднество свадебного договора, или сговор». И.А. Ерменев(1756 — после 1797) «Крестьянский обед», «Поющие слепцы», «Нищие»
Театр — создание театров в Петербурге. 1743 г. — оперный дом (проект Растрелли). 1786 г. — «Русский театр для представления трагедий и комедий». Руководитель труппы — Ф. Волков(1729-1763 гг.) — 1779 — частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле). Руководитель — И. Дмитриевский; — крепостной театр графа Н.П. Шереметевав Останкино, актриса — П.И. Ковалева-Жемчугова(1768—1803 гг.). Крепостной театр князя Н.Б. Юсуповав Архангельском
Музыка — лирический жанр «российской песни»: О.А. Козловский,«Российские песни» (1795—1796), полонез «Гром победы, раздавайся!»; — жанр оперы: М.М. Соколовский«Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779 г.); В.И. Фомин«Орфей» (1792 г.); В.А. Пашкевич«Санкт-Петербургский гостиный двор, или как поживаешь, так и прослывешь» (1792 г.); — хоровая музыка М.С. Березовского(1745—1777), Д.С. Бортнянского(1751—1825), его оперы «Сокол» (в основу положен сюжет из девятой новеллы «Декамерона» Д. Боккаччо), «Сын-соперник, или Новая Стратоника»; «Концертная симфония», романсы

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия