Студопедия — Философские традиции мусульманского Востока
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские традиции мусульманского Востока






Є на телефоні.

Модуль 2.

Философия средневековья и Нового Времени

Задание:

Прочитать лекции

Заполнить таблицу

Составить презентацию на одну из тем

  Вопросы: Христианская средневековая философия Арабомусульманская средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового Времени
  Основные философские проблемы данной философии:        
  Основные письменные произведения:        
  Основные философские категории        
  Основные философские направления:        
  Как решается проблема взаимодействия истин религии и философских знаний?        
  Основные методы исследования:        
  Специфика понимания человека, смысла его существования        
  Создатели социально-утопических концепций:        

Темы для презентаций:

1.Ислам и философия – друзья и соперники.

2.Мистика в исламе: интуиция против разума.

3.Бытие Бога и мира в средневековой христианской философии

4. Поиск истины средневековых философов Запада и Востока (смысл истории и человеческой жизни)

5.Философские и этические идеи Библии

6.Философия и искусство эпохи Возрождения

7. «Разумный эгоизм»: за и против

8.Человек и космос в русском космизме.

9.Алхимия как феномен средневековой культуры

10.Две модели происхождения и строения Вселенной: Аристотеля-Птолемея и Коперника-Бруно.

 

Философия средневековья

Становление и основные черты европейской средневековой философии

Философские традиции мусульманского Востока

Цель лекции: показать особенности европейской и мусульманской средневековой философии; выделить основные проблемы и идеи средневековой философии; раскрыть смысл дискуссии об универсалиях, показать основные точки зрения по этой проблеме; охарактеризовать главные философские школы исламского мира.

Ключевые слова: теоцентризм, креационизм, патристика, схоластика, номинализм, реализм, сакрализация, провиденциализм, перипатетизм, суфизм.

1. Понятие «средневековье» впервые было введено гуманистами эпохи Возрождения во второй половине 15 века и с тех пор оно получило широкое распространение. Этим понятием именуется самый длительный период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времени падения Римской империи (5 в.) начала эпохи Возрождения (14-16 вв.). Философия этого исторического периода имела два основных источника своего формирования: древнегреческую философию (учения Платона и Аристотеля); Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Отличительная особенность средних веков – рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти. В это время на смену политеизму пришел монотеизм (христианство (1в. н.э.) и ислам (7в. н.э.)). Именно христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, которое, по сути, было теоцентрично.

Теоцентризм опирается на два принципиальных положения:

а) идею творения, лежащую в основе онтологии христианской философии;

б) идею откровения, составляющую в этой философии фундамент учения о познании.

Главная отличительная особенность философского мышления этой эпохи заключается в том, философская мысль неотделима от религии. «Философия – служанка богословия» - таково было распространенное мнение образованных кругов средневековой Европы. Большинство ученых было представителями духовенства, а главными очагами культуры и науки являлись монастыри. Практически вся духовная жизнь общества была монополизирована церковью. В таких условиях философия могла развиваться только в русле религии.

Главные тенденции средневековой философии:

· сакрализация (лат. «священный»)– сближение с религиозным учением;

· морализация – сближение с этикой, практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.

Специфика типа философствования средневековья. Библейский традиционализм и ретроспективность (лат. «назад смотрю») неукоснительное следование всем канонам Библии, обзор прошлых событий с точки зрения Библии. Теоретической основой средневековой европейской философии, теологии является Библия (греч. «книги») – собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Библия в глазах ученых и массовом сознании была самым древним, самым истинным и подлинным произведением в мире. Это была не просто «Книга книг», но и боговдохновенное произведение, Слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Библия стала отправным источником и мерой любых теорий философии. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

Средневековой философии была присуща тенденция к назидательности, учительству (дидактизм). Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания для спасения души, движения к Богу. Главное качество средневекового учителя – энциклопедичность, подкрепляемая виртуозным знанием текста священного Писания и правил формальной логики Аристотеля для дальнейших выводов из священных книг.

Основные идеи средневековой философии:

Теоцентризм – (греч. «theos» - Бог) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология – «наука» о Боге; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки;

Креационизм – (лат. «creation» – создание, сотворение) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую в постоянном изменении;

Провиденциализм – (лат. «providential» - провидение) система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в т.ч. историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия);

Монотеизм – Бог един, а не множественен. В отличие от античных богов, христианский Бог един и уникален;

Теодицея – оправдание Бога, стремление обосновать правомерность представлений о Боге. Доводы: обыденное сознание – бытие Бога очевидно, т.к. каждый человек имеет понятие о нем; Августин – Бог постигается в глубинах человеческой души, стоит только погрузиться в них, и вы обретете Бога неминуемо; Дамаскин – понятие о Боге укоренено в сердце каждого человека;

Ревеляционизм – теория познания, основывается на принципе откровения (иррационализм). Познание мира возможно только через общение с Богом (молитвы, исповедь, покаяние);

Средневековая антропология – дуализм, человек имеет двойственную природу (божественную и земную).

Общество понимается как «Град земной», как символ и подготовка к «Граду Божьему».

Символизм – понимание земного бытия как инобытия, мира Бога. Все созданное Богом имеет свой особый, тайный, символический смысл. Средневековый человек везде видел символы: яблоко считал символом зла, белую розу – символом Девы, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образом христианина, красный сардоникс – образом, символом пролившего свою кровь за людей Христа. Весь мир представал как огромное многообразие символов. Простой человек совершал таинства (крещение, поклонение иконам, святым мощам, молитвы и т.п.), считая их магическими. Ученые стремились выработать способы, инструментарий для постижения скрытых значений символов, т.е. найти специфически человеческое, общее, значимое в вещах, поступках людей, событиях.

Средневековая герменевтика – искусство, некоторые приемы толкования, интерпретации религиозных текстов и вообще любых текстов («герменевтика» – греч. «истолковываю») – психологическое содержание, язык, связь с религиозными традициями. Особое значение придавалось символике слов, ибо средневековая символика начиналась с текстов Библии, т.е. со слов. Слово было всеобщим знаком, символом. Отсюда понятна библейская аксиома: «Вначале было Слово». Но что есть слово? Что оно означает?

Два этапа средневековой философии:

· патристика ( 1-8 вв. ) - Тертуллиан, Климент Александрийский, Августин Блаженный;

Термином «патристика» обозначают теологические и философские доктрины христианских мыслителей («отцов церкви») поздней античности, прежде всего, на идеи Платона и мыслителей раннего средневековья. Смысл философии – разъяснение истин божественного откровения. Ключевая фигура средневековой патристики – Августин Блаженный (354 – 430гг.).

Для патристики характерна большая самостоятельность мысли, большая эмоциональность, энтузиазм, меньшая зависимость от авторитета, но вместе тем, и меньшая дисциплинированность, организованность, рассудочность и более очевидная противоречивость.

В патристике, обычно, выделяют три этапа:

1. Апологетика (2-3 вв., греч. – «защита»), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского МВ. (Квинт Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген).

2. Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировавшая христианское учение (Августин Блаженный).

3. Заключительный период (6-8 вв.), стабилизировавший догматику (после смерти Августина Блаженного, Боэций, Эриугена).

Представители апологетики: Квинт Септилий Тертуллиан из Карфагена, Тит Флавий Климент, Ориген – выходцы из Александрии. Задача их состояла в убеждении язычников в преимуществах новой религии, и способствовать их обращению в христианство. Так, Тертуллиан (ок. 160-230) – юрист и христианский богослов считал, что знание несовместимо с христианством и объявил философский разум источником всевозможной ереси. Только божье откровение, вера приводят к истине. Его тезис: «верю потому, что абсурдно». Ориген пытался найти обоснование христианству в античной философии (Платон), приводил рациональные доводы в пользу нематериальности Бога. Вступая в противоречие с ортодоксальной теологией, Ориген считал, что Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры.

Классическая патристика: Григорий Нисский (335-394гг.) и Августин Блаженный (354-430гг.) (р. «Исповедь», «О граде божьем»). Родился в Северной Африке, получил образование в Карфагене. Высшая цель человеческой жизни – любовь к богу и осознание полной зависимости человека от Бога (в античной философии противоположное). Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. История развития человечества разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Град земной составляется из людей, подчиняющихся плоти, это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть. Град Божий - из людей, подчиняющихся духу, это мир добра и Бога. Вся история человечества – это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви достойны Града Божьего. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше светской власти, а монархи должны быть слугами церкви. Философия Августина абсолютно теоцентрична. Идея Августина о вечном Боге и тленом мире является одной из основных в христианском мировоззрении. В основе теории познания Августина лежит иррационализм, согласно которому мир сотворенный Богом, полон чудес, непостижимых для человеческого ума. Абсолютная истина и достоверные знания даются человеку через откровения. Таким образом, вера ставится выше разума, а божественное откровение – главный источник человеческих знаний. «Верь, чтобы понимать», учил Августин, кратко формулируя суть своей теории познания.

Заключительный этап патристики (после смерти Августина) характеризуется упадком философии Западной Европы, связанный с общей деградацией культуры. Система образования – придаток церкви (монастыри) монастырские школы. Духовенство, монополизировавшее учебный процесс, стало наиболее образованным классом, генератором, проводником и цензором идей. Представители заключительного периода патристики: Аниций Манлий Северин, Иоанн Скот Эриугена, Боэций.

Боэций (480-524) - немецкий философ, подвел своеобразный итог античной философии. Переводчик философских трудов Платона, Аристотеля. Боэций был заключен в тюрьму и казнен. В тюрьме, в ожидании смерти написал труд «Об утешении философией».

Иоанн Скот Эриугена (810-877) ирландец. Он не был ортодоксальным христианским философом, не слишком считался с христианской догматикой. Ему, однако, удалось избежать преследований. Разум он ставил выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил.

· схоластика ( 9-13 вв. ) - И.С. Эриугена, И. Росцеллин, П. Абеляр, Ф. Аквинский.

Схоластикой (от греч. «школьный», «ученый») именуют тип религиозного философствования, сложившийся в позднем Средневековье. Ее отличительные черты: первенство теологии, соединение религиозных догматов с рационалистической методикой доказательства, повышенный интерес к формальной логике. Наиболее же выдающимся представителем зрелой схоластики, самым авторитетным систематизатором признан Фома Аквинский (1225–1274 гг.).

Со времен средневековья схоластика воспринимается как «формализованная школьная мудрость» и ассоциируется с копанием в мелочах, чрезмерной умозрительностью, излишним вниманием к деталям, нюансам, форме в ущерб существу дела, долгими и бесплодными дискуссиями зачастую по несущественным вопросам, например, до тонкостей анализируя понятия, определения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 970. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия