Схоластика являлась как бы продолжением патристики, приняв у нее эстафету философского обоснования христианской идеологии и почитая патристику за классику.
Ранняя форма схоластики сложилась в 11-12 вв. под значительным влиянием неоплатоников и Августина Блаженного. Представители ранней схоластики: упоминавшийся уже Эриугена, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский. Зрелая форма схоластики (или «классический период» схоластики) сложилась в 12-13 вв. когда на смену платоновским идеям пришел «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый в нарождавшихся в то время университетах Оксфорда, Кембриджа, Падуи (Италия), Тулузы (Франция) и др. городов. Важную роль среди них играл Парижский университет, теологический факультет (1200г.) – главный теоретический центр католической церкви. Представители: Альберт Великий и Фома Аквинский, (деятельность которого тесно связана с Парижским университетом). Поздняя схоластика (13-14 вв.). Представители Дунс Скот и Уильям Оккам, уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие, таким образом, против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера оставалась выше разума. В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много внимания уделялось логике, диалектике. В этот период возникает важнейшая дискуссия, полемика средневековой философии по проблеме универсалий – проблеме соотношения общего и единичного. Ключевой вопрос в данной проблеме: как существует общее в реальности? Что это такое? Это только термин, понятие или нечто объективно реальное, существующее так же, как существует любая вещь? К примеру, существует много вещей белого цвета. Но что такое цвет как таковой (белизна)? Это реальная «общая» вещь, на которую можно указать (вот она) или же просто общее понятие, в котором мысленно (т.е. идеально) выделяется признак, общий для некоторого класса вещей? Статус существования общего в вещах и есть главное содержание проблемы общего и единичного, или иначе - проблемы универсалий (т.е. предельно общих понятий. Противоположные решения этой проблемы и обусловили появление философских течений – реализма, номинализма и концептуализма: Реализм (от лат. «realis» – реальный, действительный) – (Р. Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), И.С. Эриугена, Аквинат) есть учение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же произошло от общего, оно вторично. Единичные справедливые поступки, например, могут существовать только потому, что существует справедливость как таковая. А красивые люди или вещи – потому, что должна существовать красота сама по себе, т.е. нечто общее, дающее жизнь своим единичным проявлениям. Крайний реализм (сторонники линии Платона) - реальны «человечность», а не люди, «лошадность», а не отдельные лошади. Умеренные реалисты исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах, но ни в коем случае не вне них. Общее понимается как форма единичного. Согласно Фоме Аквинскому, «универсалии», существуют: 1) «до вещей» («идеи» в божественном разуме); 2) «в вещах» (неотъемлемые формы единичного); 3) «после вещей» (понятие в человеческом разуме, как результат абстрактного мышления). В конечном счете, верх взял умеренный реализм, представленный в философии Фомы Аквинского. Общее, согласно Аквинскому, существует трояко: в божественном разуме как идеальный прообраз вещей, в самих вещах как их сущность, и в человеческом разуме как понятия, результат абстракции. Номинализм (И. Росцеллин, У. Оккам) - философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот дом, эта книга и т.д.), общее же в вещах – это всего лишь имя (ноумен), название, понятие. Таким образом, общее оказывается всего лишь порождением нашего сознания. А не объективно реальной сущностью. Что реально общего между конкретным человеком из плоти и крови и его портретом, написанном красками на холсте? Эта общность существует лишь в представлении, в сознании. Объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия (универсалии) есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Это не более чем «звуки голоса», «сотрясение воздуха».
|