Характерные черты новоевропейской философии
Цель лекции: раскрыть особенности философской мысли эпохи Возрождения; показать связь и отличие мировоззрения античности, Средневековья и Возрождения; новое понимание человека, природы, Вселенной в учениях выдающихся мыслителей Ренессанса; показать связь и взаимовлияние научной революции 17 в. и философии 17 в.; раскрыть принципиальное различие основных философских направлений Нового Времени – эмпиризма и рационализма. Ключевые слова: гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, секуляризация, индивидуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, сенсуализм, первичные и вторичные качества вещей, интеллектуальная интуиция. 1. «Ренессанс» или Возрождение – важный этап в истории философии, Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период 14-16 вв. Этот период в истории Европы отмечен множеством достижений: И. Гуттенберг (печатный станок); Магеллан и Колумб (великие географические открытия – совершил первое кругосветное путешествие, открыл Америку); Николай Коперник (гелиоцентрическая система); Галилео Галилей (создание основ классической физики); шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Шекспира, Сервантеса и др. В целом эта эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, которую она воспринимает в виде некоего идеала. Также происходит возрождение «истинной» христианской духовности: идет переосмысление христианской традиции, появляются ревнители христианства (монах Сованарола во Флоренции (1452–1498)), зовущие к первоначальному «апостольскому» варианту христианства. Основные особенности культуры и философии Возрождения: Антропоцентризм - не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Мыслителей интересует природа человека, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение. Гуманизм (лат. «человечность») – утверждение, что главной целью социального и культурного развития является благо человека, утверждается ценность человека как личности. Гуманистическая направленность мировоззрения эпохи Возрождения выдвинула новые идеи и ценности: 1) формирование личностного самосознания (человек ценен не тем, что он соответствует принятым в обществе нормам и критериям, а способностью их превысить, т.е. своей уникальностью, талантом); 2) становление деятельностного подхода в понимании ценности человека (человек ценен не происхождением или социальным положением, а личными заслугами и успешной деятельностью); 3) обосновывается идея достоинства личности (которое заключается не в служении Богу, а в свободе); 4) утверждается принцип индивидуализма – то есть в человеке ценятся оригинальность, непохожесть, собственное мнение, вкус, образ жизни. Эстетический аспект, ориентация на искусство - эстетическое понимание действительности доминирует над моральными и научными представлениями. Секуляризация (отделение религии от науки, затем от политики и морали). Государство, мораль, наука признаются самостоятельно (вне религии) существующими, имеющими свои законы. Это не означает, что проблемы религии, Бога, спасения души забыты. Теперь они не в центре философии. Пантеизм (греч. «всебожие») – отождествление Бога и природы. Бог - это не личность и не творец природы, а некая безличная сущность, начало и причина всего сущего; некий мировой дух, скрытый в самой природе. Н. Кузанский (1401–1463гг.) – математик, философ, кардинал католической церкви обосновывает пантеизм с философско-математических позиций. Для Кузанского «Бог» – есть и абсолютный дифференциал, и сумма всех дифференциалов, т.е. абсолютный интеграл. Бог есть предельное понятие. Из-за своего предельного характера понятие Бог не может быть постигнуто рассудочным путем. Постижимым образом Бог - абсолют может появиться лишь в единичном («ветер ветра, вода воды, цветок цветка»). Единичное, индивид есть не противоположность общему, а скорее его истинное существование. Человек выступает как Богочеловек, он есть творческое начало, его главная способность – человеческое познание, и реализуется оно в первую очередь структурно – математическим образом, а именно, геометрически. Геометризм - важнейшая форма представления действительности в эпоху Ренессанса (Н.Кузанский, Д. Бруно, позднее Б.Спиноза). Антисхоластическая направленность - средневековаясхоластика подвергалась критике по принципиальному вопросу – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека. Гуманисты Возрождения утверждали, опираясь на идеалы эпикурейцев (отрицая, естественно, пассивность и апатию), что природа человека является высшим критерием для оценки человеческих страстей. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы проявить, реализовать свою доблесть и благородство на практике, в реальной жизни, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности. Схоластической религии противопоставляется право на истину и поиск ее;догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Утопизм (греч. «место, которого нет») - теории идеального (справедливого, свободного) общества (Т. Мор, Т. Кампанелла), согласно которым причина социального зла – частная собственность, новый идеальный общественный строй уничтожит ее, проведя различные, (нереальные) социальные преобразования. 2. 17 век является переломным в истории европейской культуры. Он дает начало развитию капитализма, означающему радикальную перестройку экономической, социальной и политической жизни. Первые буржуазные революции (в Нидерландах и Англии) отгремели именно в этом столетии. Не менее радикальные события развивались и в сфере духа. Здесь на первый план вышла наука, стремительное развитие которой привела к научной революции. Достижения в науке: И. Кеплер (1571-1630 гг.) формулирует законы движения планет Солнечной системы; Г. Галилей (1564-1642 гг.) закладывает основы классической физики: формулирует законы движения тел, открывает принцип относительности и закон инерции; Э. Торичелли (1577-1644 гг.) открывает атмосферное давление; Х. Гюйгенс (1629-1695 гг.) создает волновую теорию света, теорию физического маятника, строит динамику нескольких тел; Р. Бойль (1627-1691гг.) создает основы аналитической химии, вводит понятие химического элемента, изучает свойства газов; И. Ньютон (1643-1727 гг.) формулирует классические законы механики, открывает закон всемирного тяготения, создает небесную механику, корпускулярную теорию света и т.д. Общий итог этого «парада» открытий – становление экспериментально-математического естествознания, возникновение качественно нового стиля мышления и нового мировоззрения, основу которого составили принципы механики, астрономии и математики. Наука впервые выбивается в лидеры духовной сферы. Если в Средневековье в этой сфере, безусловно, доминировала религия, в эпоху Возрождения – искусство, то в 17 в. настал черед науки. Именно в этот период организуются первые европейские научные общества и академии, создаются на государственные средства обсерватории, ботанические сады, основываются первые научные журналы. Философия как рефлексия культуры не смогла не среагировать на такую смену вех. Она также перестраивается и начинает активно помогать науке в создании новой картины мира. Интересы философов естественным образом смещаются в область гносеологии. С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли 17в. – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. «опыт») – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Рационализм (от лат. «разум») – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий истинности. Сенсуализ м – направление, признающее чувственность главной формой достоверного знания. Сенсуализм близок эмпиризму. Иррационализм - идеалистическое течение в философии, противоположное рационализму, отрицающее возможности разума в процессе познания и в качестве основы миропонимания рассматривает нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Отличительные особенности развития западноевропейской философии 17 века: · ориентация на гносеологические проблемы; главной задачей философии считается разработка методологии науки; · в онтологии центральной проблемой является проблема субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц); · отношение мыслителей к религии – большинство мыслителей переходит на позиции пантеизма и деизма; · в центре философских учений – мыслящий субъект – философы утверждают приоритет человеческого разума не только в познании, но и в области нравственности, политики, права и других сферах духовной жизни общества. Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке Бэкон выразил в афоризме «Знание – сила» (или «Знание – власть»). Цель научного знания - принесение пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Задача же философии – создание метода научных изобретений и открытий, который бы сделал научный процесс конвейером. При использовании правильного метода наука и философия способны добывать истину. Однако человек подвержен заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего субъекта - заблуждения разума, которые Бэкон называет «идолами» (или «призраками»). Они должны быть изгнаны – таково первое требование метода. Всего Бэкон выделяет четыре типа «идолов», искажающих познание: · «Идолы рода» – имеют свое основание в самой человеческой природе и в самом роде человеческом или поколении. Они ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств. Люди к природе вещей примешивают свою собственную природу, искажая, таким образом, действительную картину мира. Поэтому показания своих чувств люди постоянно должны сопоставлять с вещами, предметами природы, проверять их правильность и уменьшать вред, наносимый познанию призраками рода. · «Идолы пещеры» - ошибки, возникшие в связи с индивидуальными особенностями человека. Это ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям или индивидуальное заблуждение человека. Каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. «Призраки пещеры» вытекают из прирожденных свойств индивида, его образования, воспитания и т. п. · «Идолы рынка» - ошибки, возникающие в результате плохого и нелепого установления слов. Под одним термином разные люди понимают разные значения. Это ложные понятия, которые порождены употреблением неправильных слов, распространенных, прежде всего на рынках. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что ведет к безрезультатным, пустым спорам и затрудняет познание вещей природы. · «Идолы театра» - это неправильное представление о мире, возникшее из-за авторитетов на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем. Подобные представления изображают вымышленную картину мира, а не действительную природу вещей. Очистив разум от идолов, следует выбрать надежный источник познания. Таковым, по Бэкону, может быть только практический опыт, эксперимент. Философ ориентирует науку на поиск своих открытий не в древних текстах, а в поле, мастерской, в природе, в конечном счете. Главная задача – это создание нового метода познания. Суть этого метода состоит: 1) в наблюдении фактов; 2) в их систематизации и классификации; 3) отсечении ненужных фактов; 4) в разложении явления на составные части; 5) в проверке фактов на опыте; 6) в обобщении. В процессе наблюдения исследователь собирает факты, с помощью эксперимента он их проверяет, а затем делает обобщения. Самым надежным методом Бэкон считает индукцию, которую он стремится превратить в универсальный метод науки. Индукция – это способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных посылок. Любой опыт – единичен, поэтому устанавливать законы какой – либо области реальности можно только двигаясь от изучения единичных фактов к общим положениям. Но Бэкон не отрицает и дедукцию (при которой суждение о частном выносится на основе общего правила). Но общие правила должны образовываться постепенно, в процессе восхождения от единичных данных, полученных опытом, экспериментом. Унаследовали и развивали идеи Ф. Бэкона английские эмпирики Т.Гоббс, Дж. Локк. Джон Локк (1632–1704 гг.), как и Бэкон, считал опыт основой всякого знания. Локк пытается обосновать происхождение знаний из чувств, разработал сенсуалистическую теорию познания. В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» он критикует учение Декарта о врожденных идеях. Локк утверждает, что идеи не наследуются, в разуме нет никаких прирожденных идей. Единственным источником знаний является только опыт. Все идеи и понятия человека возникают в процессе воздействия вещей, существующих вне нас и независимо от нас, на наши органы чувств. Окружающий мир предметов и вещей определяет содержание ощущений человека. В этой связи Локк отмечает, что душа – это «чистая доска» и формулирует формулу своего сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». Он уподоблял душу новорожденного человека чистой доске, на которой способен оставить свои письмена только опыт. Локк различает два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний – сама наша познавательная деятельность; внешний – это наши ощущения от воздействующих на нас вещей. Ощущения – это идеи, которые могут быть простыми (воспринимаются непосредственно и пассивно) или сложными (вырабатываются на основе простых.). Разум способен комбинировать идеи (ощущения), но сам по себе не способен ни создать новые, ни уничтожить старые. Единственный источник идей – чувственный опыт, ощущения. В этом смысл лозунга локковской гносеологии – «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах». Такая позиция получила название сенсуализма (от лат. «чувство», «ощущение») и является разновидностью эмпиризма. Логичен вопрос: насколько адекватно наши субъективные ощущения воспроизводят реальность? Локк развивает теорию о первичных и вторичных качествах вещей. Первичные качества принадлежат самим вещам (плотность, движение, фигура), вторичные же возникают в результате взаимодействия тел с нашими органами чувств и вроде бы самим вещам не присущи (цвет, вкус, запах). Но ведь субъективными могут быть и первичные качества (Дж. Беркли). Слабости эмпиризма компенсирует другое значительное направление философии 17в. – рационализм. Особенности рационализма 17 в. связаны с ориентацией науки на математику как некий образец научного знания. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Опыт как источник и критерий истины ненадежен, неустойчив, переменчив. Кроме того, наш опыт всегда неизбежно ограничен. Поэтому знание, обладающее всеобщим и обязательным характером достижимо только рациональными средствами. Крупнейшие представители философского рационализма – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) известен как основоположник рационалистического направления в гносеологии. Будучи не только философом, но и знаменитым математиком, Р. Декарт основной акцент делает на дедуктивно-математические методы познания. Начинает он с тотального скептицизма («картезианское» сомнение). Любое утверждение о мире, Боге и человекеможно подвергнуть сомнению. Нельзя сомневаться только в одном – в самом факте сомнения. Следовательно, единственно неоспоримая вещь на свете – само сомнение. А это есть мышление. Отсюда знаменитый постулат Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», по-другому которую можно сформулировать: «Сомневаюсь, следовательно, существую». «Мышление» в итоге оказывается у Декарта самостоятельной сущностью, или субстанцией. Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, является «протяженность» (т.е. все, что обладает таким свойством). Двойственным мир оказывается потому, что между двумя субстанциями нет ничего общего. Между ними нет и границ. Мысль не может ни ограничить протяженную вещь, ни вообще как- либо взаимодействовать с ней, равно как и наоборот. Они как бы свободно проникают друг в друга, не соприкасаясь (типичный пример философского дуализма). Но как же мышление и протяженность (идеальное и материальное) взаимно согласуются в человеке? Тут Декарт вынужден постулировать, что мышление с бытием может объединить лишь сам Бог. Декарт считает, что основные разумные идеи нашей души - это не приобретенные (хотя есть и такие), а врожденные. Человек усматривает их «внутренним зрением», т.е. интеллектуальной интуицией в силу их отчетливости, ясности, самоочевидности. Таковы, в частности, идеи Бога, пространства, времени и т.д. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, считает Декарт, из этих идей можно вывести все остальное знание. Общие правила рационалистической методологии Р. Декарт определяет следующим образом: 1. допускать в качестве исходных положений только то, что самоочевидно и не дает никакого повода к сомнению; 2. сложную проблему следует разлагать на отдельные, предельно простые задачи (правило анализа); 3. последовательно переходить от выделенных в анализе простых и самоочевидных элементов ко все более сложным (правило синтеза); 4. составлять полные, без пропусков перечни исследуемых элементов. Таким образом, интеллектуальная интуиция и дедукция из интуитивно достигнутого – основной путь познания. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Учение Р. Декарта стало методологической основой математизации естествознания. Мыслители стали верить, что философия способна стать наукой и должна ею стать, а науку рассматривали как высшую ценность, практическую приложимость которой еще больше возвышает познающую деятельность разума. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) – нидерландский философ, материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Основной труд - «Этика». Спиноза продолжил традицию пантеизма. Он сделал центральным пунктом своей онтологии тождество Бога и природы, которую Спиноза понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существования какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Совокупность бесконечно многообразных отдельных вещей Спиноза понимал как совокупность модусов, т. е. модусы – единичные проявления единой субстанции (природы). При рассмотрении мира единичных вещей Спиноза выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма, отрицающий наличие всякой объективной случайности. Спиноза был убежден в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Природа как субстанция имеет атрибуты – вечные, неотъемлемые свойства. Среди множества атрибутов главными является два атрибута – протяженность и мышление. Мышление вечно и присуще в различной степени всем вещам, телам и т. п., от камня до человека. В учении о мышлении Спиноза выступает как гилозоист, он одухотворяет природу и материю. Теория познания. В учении о познании Спиноза развивает рационализм. Он выделяет три рода познания: · чувственное дает мнение (поверхностное знание); · разум (понимание) дает истинное значение, адекватную истину; · интуиция - высший род познания, т. е. непосредственное созерцание ума, фундамент достоверного знания. Благодаря интуиции человек постигает понятие субстанции независимо от чувственного и рассудочного познания. В целом, Спиноза все познание разделил на два вида: чувственное и рациональное, которые он противопоставил друг другу. Свобода у Спинозы отождествляется с познанием. Поэтому стремление к самопознанию – это высшее человеческое стремление. Свобода – познанная необходимость. Понятие «свободного человека». Свободный человек – человек, руководствующийся в своей деятельности только разумом. Подобно Сократу и Платону, Спиноза полагает, что все неправильные действия связаны с познавательными ошибками. Человек, который правильно понимает окружающее его обстоятельства, действует мудро и будет счастлив. Главное средство преодоления религиозных взглядов - в просвещении людей, в распространении знаний о природе, в стремлении объяснить мир из него самого. Страх – причина религиозных суеверий. Библия излишня для «свободного человека», руководствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы», которая живет лишь страстями. Лейбниц (1646-1716гг.) – немецкий философ, идеалист, рационалист, математик, физик, политик, историк, языковед. Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». Независимо от Ньютона, он открыл дифференциальные и интегральные исчисления, предвосхитил закон сохранения энергии, явился основоположником математической логики. Лейбниц явился завершителем философии 17 в., предшественником немецкой классической философии. Он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. Реальный мир по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельностных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад. В монадах Лейбниц усматривал составные элементы всех вещей. Монада – это единица, простая субстанция или сущность. Она не имеет протяженности, не находится в пространстве, ибо пространство делимо. Монада есть духовная сила, «метафизическая точка», центр самостоятельной духовной силы, подобный душе человека. Монады вечны, по своей природе они есть излучение божества, т.е. сверхъестественны и не могут измениться под внешним воздействием. Из монад как простых субстанций, духовных по своей сущности, возникают различные сложные субстанции: камни, растения, животные, люди. В зависимости от степени развития монады подразделяются на: 1) низшие формы, или простые монады, характеризуются перцепцией (пассивной способностью восприятия), обладающие лишь смутными представлениями. 2) монады высшей степени, монады–души, обладающие ощущениями и представлениями (животные) 3) монады наиболее высшего развития, монады–духи, способны к апперцепции (наделены сознанием), обладающие разумом (души людей). Таким образом, монады по Лейбницу, это деятельные души принадлежащих им тел. Бог является верховной монадой. И как верховная монада, бог является абсолютно совершенным. Монады находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами изначально была установлена богом. В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. По Лейбницу, все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Лейбниц являлся рационалистом и в основном продолжателем линии Декарта. Лейбниц учил о прирожденной способности ума к познанию ряда идей и истины. Однако это прирожденная способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. Лейбниц придавал большое значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. Истина - достояние ума, а не ощущений. Он принимает известную формулу эмпиризма: «В уме нет ничего такого, чего не было бы раньше в ощущениях». Со значительным существенным дополнением, а именно: нет ничего, за исключением самого ума. По Лейбницу, есть два источника знаний – это чувственные данные и данные разума. В соответствии с источниками знания он выделял особенности двух видов истин: 1) истины необходимые (или истина разума); 2) истины случайные (или истины факта - истины эмпиризма); Истины разума – это вечные истины, к ним относятся понятия субстанции, бытия, причины, принципы логики и математики. Источником данных истин является разум, абстрактное мышление человека, а чувственный опыт для содержания истин разума не имеет значения. Одним словом, роль показания органов чувств сводилась к нулю. Вместе с тем, он признавал значение опыта как стимула для познания истин разума и, особенно, для познания истин факта. По мнению Лейбницу, если бы люди ничего не видели, ничего не слышали и т. д., то они не могли бы из своего разума добывать, извлекать всеобщие истины. Истины факта (в отличие от истин разума) добываются из показаний органов чувств человека, не достигаются разумом из самого себя (дедуктивный метод). Наивысшим законом для истин факта является закон достаточного основания, потому что для любого факта должно иметься достаточное основание для этого существования и это основание всегда существует, находится в другом факте. Таким образом, по Лейницу, для случайных истин факта необходим еще достаточный закон – закон достаточного основания. Заслуга состоит в том, что он впервые сформулировал и обосновал закон достаточного основания как закон логики. Вопросы для самоконтроля: 1. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии является антропоцентризм? 2. Каковы философские истоки ренессанского гуманизма? 3. Кузанский объединял религиозные и математические воззрения. Состоятельно ли такое объединение? 4. Сформулируйте определение идеальной личности с позиций мировоззрения эпохи Возрождения. 5. Каковы основные идеи социальных утопий Ренессанса? 6. Какова главная задача науки с точки зрения Бэкона? 7. В чем различие индуктивного и дедуктивного метода Бэкона и Декарта? 8. В чем смысл философского рационализма? 9. Назовите особенности сенсуализма. 10. Какое значение имели достижения экспериментально-математического естествознания для развития философии Нового Времени? Рекомендуемая литература: 1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М., 1992. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 3. Соколов В.В. Европейская философия 15-18 вв. М., 1984. 4. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979. 5. Джордано Бруно. О причинах, начале и едином. М., 1984. 6. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М., 1978. 7. Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках М. 1995. 8. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М. 1987. 9. Нарский И.С.Западноевропейская философия 17 в. М. 1974. 10. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М. 1979. 11. Спиноза Т. Этика. – Избранные произведения. – в 2-х т. –М., 1957; Т. 1. 12. Лейбниц Г.В. Монадология. – Соч. в 4-х Т. – М., 1982, Т. 1.
|