Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 11. Книжное дело в России в XVIII веке.





Петр I и преобразования в книжном деле. Развитие светской книги.

Печатание книг в Голландии. Выпуск первой рукописной печатной газеты. Введение гражданского шрифта. Увеличение объема книжной продукции. Ее назначение, тематика, типология, читательский адрес.

Реакция и упадок книжного дела. Открытие АН, организация издательства и типографии при ней.

Развитие периодической печати.

Другие ведомственные типографии. Государственный характер книгоиздания.

Книгопроизводство в 60-80-е гг. Указ о вольных типографиях. Частное предпринимательство в книгоиздании. Н.Н. Новиков как видный российский книгоиздатель и предприниматель XVIII в. Книготорговая деятельность Н.Н. Новикова.

Преследование печати с начала 90-х гг. Запрещение частных типографий.

Первые типографии в провинции.

Естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII-XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Книгоиздание в этот переломный период начинает развиваться по двум направлениям - гражданскому и церковному. Для распространения новых идей использовался печатный станок, выпускавший сотни названий книг, ранее известных очень ограниченному кругу лиц. Только за первую четверть XVIII века было издано 600 названий книг светской тематики тиражом полмиллиона экземпляров. При этом книг церковной печати выходило около одиннадцати названий в год, что составляло только 14 процентов от общего объема книгоиздания.

Первый опыт издания книг нового типа по решению Петра I был предпринят в заграничной типографии Я.Тессинга (?-1701). В 1698 г. в Амстердаме была открыта типография, в которой согласно указу Петра предписывалось издавать "земные и морские картины и чертежи, и всякие печатные листы и персоны…, математические, архитектурные и иные художественные книги" . Возглавлял деятельность типографии И.Копиевский (1651-1714), под руководством которого было выпущено несколько книг, напечатанных по заказу русского царя. Это "Введение краткое во всякую историю" (1699), "Краткое и полезное руковедение во арифметику" (1699), "Краткое собрание Льва Миротворца" (1700)и др. Эти книги не отвечали тем требованиям, которые выдвигал Петр I, и типография распалась. И.Копиевский самостоятельно продолжил выпуск книг для России и напечатал свыше двадцати изданий, наиболее примечательными из которых являются "Книга учащая морского плавания" (1701), "Символы и эмблемата" (1705), "Руковедение в грамматику славяно-российскую" (1706), первые переводы древних писателей. Книги печатали кириллицей, иногда в сочетании с латинскими шрифтами.

Решая поставленную Петром I задачу, чтобы "русские подданные много службы и прибытка могли получить и обучиться во всяких художествах и ведениях" , заграничные издатели стремились выдержать русские традиции создания книг. Так, в частности, они используют прием русских мастеров, когда набор в конце книги приобретает форму треугольника, используют гравированные инициалы. Вместе с тем в оформлении титульных листов наблюдается господство европейского стиля, а именно, строгий текст без каких-либо излишеств и украшений. В книге "Символы и эмблемата", выпущенной типографией Генриха Вестстейна в 1705 г., впервые появляется список опечаток.

Несмотря на старание голландских типографов, книги, изданные в Амстердаме, не нашли в России оживленного спроса и расходились медленно на протяжении нескольких лет. Даже роскошное издание "Эмблемат", богато иллюстрированное эмблемами и аллегорическими картинками, продавалось в течение всей первой четверти XVIII века.

Для изготовления гравюр с 1698 г. при Оружейной палате была открыта Гравировальная мастерская. Её деятельность возглавил голландский мастер Адриан Шхонебек (1661-1705). Он основал школу гравирования, среди первых его учеников были Алексей Зубов, Петр Бунин. Здесь же работали и иностранные мастера - Бликлант и Девит. Первоначально в мастерской гравировались и печатались гербы-штемпели на бумаге, картуши для компасов. Вскоре стали создаваться большие листовые гравюры с изображением вновь построенных кораблей русского флота, виды военных баталий, панорамы городов.

В 1699-1700 гг. Шхонебек исполнил первый эстамп "Осада Азова в 1696 г.", представляющий широкую панораму осажденного города. Он же гравировал карту звездного неба, технические чертежи, пособия по артиллерии. После смерти А.Шхонебека в 1705 г. мастерскую возглавил Питер Пикарт (1668/69-1737). Граверы постоянно находились в поиске новых сюжетов. Для этого они отправлялись в действующую армию, следовали за геодезистами, присутствовали при строительстве крепостей и оборонительных сооружений. В результате их усилий появилось множество конклюзий (баталий), персон (портретов), триумфальных шествий и фейерверков. В Гравировальной мастерской были заложены основы русской эстампной гравюры.

В 1705 г. по инициативе В.А.Киприанова была создана Гражданская типография - первое в России специализированное предприятие по выпуску светских книг и гравюр. Оно действовало по издательской программе, предложенной основателем. В типографии планировалось выпускать "арифметики большие и малые, грамматики на разных диалектах, букварики докторские и врачебные, математического учения, нотного пения" .

Первым изданием типографии был гравированный лист "Новый способ арифметики", представляющий собой краткое и популярное изложение учебника "Арифметика". Основная продукция этой типографии - гравюры. За непродолжительный период её существования (1705-1722) их было выпущено более двух десятков.

В.А.Киприанов принимал деятельное участие в подготовке своих изданий, часто выступая в качестве автора, гравера, редактора. Он научил гравировальному искусству многих мастеров. Наиболее талантливыми учениками оказались А.Ростовцев и А.Зубов. При их участии было издано много географических карт. Дважды - в 1707 и 1717 г. - были выпущены мировые атласы. В 1713 г. был награвирован первый учебный атлас "Всего земного круга таблицы". В него вошло пять листов. Наиболее популярным был шестилистовый "Брюсов календарь" (1709-1715). Кроме гравюр, в Гражданской типографии были напечатаны две книги: "Таблицы синусов" (1716) и "Таблицы горизонтальные" (1722). Предназначались они для штурманов, а также для навигаторов и учащихся навигацких школ.

Гражданская типография одна из первых наладила светское книгоиздание, а опыт её деятельности был учтен при создании новых центров петровского книгопечатания.

В первую очередь реформированию подверглась старейшая русская типография - Московский Печатный двор. Техническая реконструкция началась в 1708 г. с изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта, получившего название "гражданский". В 1710 г. сюда была переведена Гравировальная мастерская. В типографии была устроена словолитная мастерская, снабжавшая отныне новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга.

Постепенно количество печатных станов увеличивалось, рос и штат сотрудников. В 1722 г. он составлял 175 человек: справщики, книгочтецы, гравировщики, фряжские печатники (печатники гравюр), знаменщики, резчики, кузнецы, канцеляристы и др. Иногда для выполнения срочных работ привлекались наемные работники, чаще всего переплетчики. В целом это было сложное предприятие с четким разделением труда. Московский Печатный двор выполнял уже функции не только типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф.П.Поликарпов (1670-1731).

Под его руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь гражданских календарей, пользовавшихся всенародным признанием. Общее руководство книгоизданием осуществляло духовное ведомство страны - Синод, учрежденный в 1721 г. вместо Монастырского приказа.

В 1711 г. была открыта универсальная типография в Санкт-Петербурге. Для её оборудования по указу Петра I от 29 октября 1710 г. с Печатного двора был взят типографский стан, шрифты и переведены мастера. В новой типографии работали 4 наборщика, 2 тередорщика и 2 батырщика. В дальнейшем штат типографии неуклонно увеличивался, и с годами она превратилась в крупнейшую типографию в стране. В 1722 г. здесь уже было 5 печатных станов, которые обслуживало свыше 80 человек. В 1714 г. была открыта Гравировальная мастерская, оснащенная "фигурным станом" для изготовления иллюстраций к книгам, а также гравюр.

В мае 1711 г. вышло первое издание Санкт-Петербургской типографии - газета "Ведомости", а через год была издана первая датированная книга "Краткое изображение процессов и судебных тяжеб". В дальнейшем типография выпускала учебные и общеобразовательные книги, военную и морскую литературу, технические пособия и календари. Количество книг, выпущенных в этой типографии, росло из года в год. Так за первые двенадцать лет её существования объём книгоиздания увеличился в четыре раза.

Наиболее значительным было издание "Книги Марсовой", которая пополнялась на протяжении ряда лет (1713-1716) гравюрами, отражающими события Северной войны. Окончательно замысел книги не был реализован, и она осталась незавершенной.

Московская и Петербургская типографии обменивались книгами, перепечатывали их друг у друга, для чего заимствовали шрифты и гравировальные доски. Вместе с тем каждая из этих типографий вносила своеобразие в свои книги, в технику набора, в элементы конструирования и оформления.

Новые центры книгоиздания открылись в Санкт- Петербурге при различных ведомствах. Их деятельность носила специализированный характер, а печатная продукция предназначалась для нужд государственных учрждений и учебных заведений.

В 1719 г. была открыта Сенатская типография. В ней печатались преимущественно законодательные материалы - указы, манифесты, реляции. Первые дошедшие до нас издания этой типографии датируются 1721 г., хотя работа в ней началась значительно раньше. Возглавлял её деятельность бывший наборщик Печатного двора Иван Никитин. Под его руководством штат типографии неуклонно рос, улучшалось ее оборудование.

Первоначально в типографии имелся только один стан гражданской печати, затем было приобретено ещё два печатных стана, которые остались после смерти В.А.Киприанова на Печатном дворе. Его сын В.В.Киприанов книги не издавал, и станы, по его словам, стояли у него "порозжие". Поэтому он продал их вместе с оборудованием в Сенатскую типографию.

В 1719 г. по инициативе Ф.Прокоповича (1681-1736) - видного церковного деятеля - была открыта типография Александро-Невского монастыря. Она выпускала книги, напечатанные кириллицей. Наиболее известное её издание - букварь Ф.Прокоповича "Первое учение отрокам", выдержавший двенадцать изданий за пять лет с 1720 по 1724 г. Выходили переводы книг, например, исторические произведения "Феатрон, или позор исторический" (1720).

В начале 1721 г. была учреждена типография Морской академии. Первоначально нужды учащихся обеспечивались за счет московской и петербургской типографий. Так, практические руководства для навигаторов "Таблицы склонения солнца" и "Таблицы разности ширины" были заказаны в Москве в Гражданской типографии, но к апрелю 1721 г. они были напечатаны в собственной типографии Морской академии. Основную долю её продукции составляла литература морской тематики. Чаще всего это были переводные сочинения английских и голландских авторов.

В период петровских реформ в России сложилась централизованная система книгоиздания, ведущее место в которой занимал Печатный двор.

Впервые возникли специализированные центры книгоиздания, которые обслуживали нужды различных ведомств.

Жесткая регламентация и контроль за деятельностью типографий позволили в кратчайшие сроки наладить выпуск книг, которые отвечали поставленным государственным задачам, содействовали формированию новой идеологии.

Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Идея его разработки принадлежала Петру I. По его эскизу под личным руководством военный инженер Куленбах выполнил рисунки, которые были одобрены царем и отправлены в Голландию для отливки. Новый шрифт был создан на основе бытовавшей деловой скорописи. По своему начертанию он напоминал лучшие латинские шрифты Эльзевиров. Шрифт, сделанный в Голландии и усовершенствованный русскими мастерами, окончательно был утвержден в 1710 г. Указ о его введении гласил: "Сими литерами печатать исторические и манифактурные книги" . Церковнославянская кириллица была оставлена для богослужебных книг, хотя иногда продолжала использоваться в целях широкого обнародования законодательных, политических документов, указов, ведомостей.

Первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, "Геометрия славенски землемерие" (март 1708 г.) представляет собой перевод распространенного на Западе учебника по геометрии (тираж 200 экз.). Следом за ней вышла книга "Приклады, како пишутся комплименты разные" (апрель 1708 г.). Она представляла собой пособие, излагающее правила поведения в обществе.

Новым шрифтом печатались книги, содействующие распространению светских знаний. Книги и другие печатные материалы, которые требовали широкого бытования, например, многочисленные указы и регламенты, зачастую продолжали печататься старыми литерами.

Книги церковной тематики наиболее полно представлены традиционными евангелиями, минеями, прологами, шестодневами, псалтырями, часословами. Над их изготовлением трудились те же мастера, что и над светскими изданиями. Поэтому нередко наблюдается взаимопроникновение элементов оформления этих двух групп книг, особенно в первые годы деятельности светских типографий.

В 1703 г. была создана газета " Ведомости " - первый орган российской печати, задуманный как средство массовой информации. Она пришла на смену рукописным "Курантам" и стала более доступной широкому кругу потребителей. За один только 1703 г. было выпущено 39 номеров. В газете помещался материал из иностранных источников, донесений дипломатов. Первоначально доминировала информация военного характера, особенно подробно освещались военные действия против шведов. Постепенно страницы газеты заполнились сообщениями о строительстве кораблей, каналов, о лунных и солнечных затмениях, об открытии новых заводов и мануфактур. Начиная с 1719 г. в "Ведомостях" все больше отражались события внутренней жизни страны. Материал черпался из сообщений с мест: из губерний, от различных государственных учреждений. Петр I постоянно заботился о том, чтобы в газете находило отражение все, "что потребно для ведения в народ" .

Выпускавшаяся тысячными тиражами, газета широко распространялась среди гражданского населения, в армии и на флоте. "Ведомости" расширяли кругозор русского человека, давали ему возможность свободно ориентироваться в окружающей обстановке.

В 1704 г. был напечатан "Лексикон треязычный", составленный Ф.Поликарповым-Орловым. Он включал помимо славянского греческий и латинский алфавиты. Словарь на западный манер назывался лексиконом.

Петр I принимал личное участие в создании книг, редактировал их, оценивал пробные оттиски, давал рекомендации. "Походная типография" с оборудованием и мастерами сопровождала его во время военных кампаний и печатала манифесты, указы, реляции для нужд армии.

В издательской продукции петровского времени самое большое место занимала, пожалуй, законодательная литература. На её долю приходилось 70 процентов от общего объёма книгоиздания. Наряду с этим видное место занимала литература по военному делу, по фортификации (строительству и укреплению крепостей). Трижды выпускались книги "Побеждающая крепость" Э.Боргсдорфа и "Новая манера укреплению городов" Ф.Блонделя. Ряд книг был посвящен вопросам артиллерии, например "Рассуждение о метании бомбов и стрелянии ис пушек" Т.-Бринка. Множество изданий выдержали книги морской тематики - по навигации и кораблестроению. Так, "Генеральные сигналы, надзираемые во флоте" выходили 26 раз.

Пользовались популярностью и неоднократно переиздавались "Эсоповы притчи" (1713, 1717), "Юности честное зерцало" (1717, 1719). Полезными были воспитательные книги, которые учили правилам хорошего тона. В них можно было встретить наставления типа: "Когда прилучится те с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу… умой руки, сиди прямо, не жри как свинья и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи" .

Разнообразна была литература по естественным наукам - по математике, механике, технике. Первая книга по арифметике, созданная в типографии Я.Тессинга по заказу архангельских купцов и представлявшая собой брошюру в 48 страниц, из которых только 16 было отведено правилам арифметических действий, не удовлетворила заказчиков, и в Москве приступили к созданию отечественного учебника " Арифметика ". В его подготовке приняли участие русские и иностранные ученые. Этот первый энциклопедический труд в области точных наук был задуман для учеников новых светских школ. В книге обобщались сведения по математике ("цифирная счетная мудрость") и другим дисциплинам цикла математического естествознания, накопленные к этому времени в России и за рубежом.

Подготовка учебника велась под руководством Л.Ф.Магницкого. По его инициативе был приглашен для участия в работе В.А.Киприанов, который выступал не только как соавтор, сочинитель стихов, но и как гравер, редактор книги. Рукопись учебника была готова к концу 1701 г. По существовавшей традиции в Оружейной палате были изготовлены дарственные экземпляры в роскошных переплетах, которые были поднесены царю и начальнику Оружейной палаты боярину Ф.А.Головину.

В 1703 г. книга была напечатана кириллицей на Московском Печатном дворе и доставлена в навигацкую школу, где подьячим было велено её продавать. Покупателями были учащиеся не только навигацкой школы, но и артиллерийского училища и других школ. Много лет спустя после выхода учебника из печати его разыскивал В.Н.Татищев для основанных на Урале горнозаводских школ.

Необычным для того времени было издание книги "Таблицы логарифмов" (1703), в которой материал сплошь представлен в табличной форме.

"Наука статистическая или механика" (1722) Г.Г.Скорнякова-Писарева была одной из первых книг, напечатанных в типографии Морской академии.

Публиковались переводы трудов по географии. Особенно известной стала книга "География, или краткое земного круга описание", выдержавшая четыре издания.

Эти книги были первым опытом русских типографов, продемонстрировавших мастерство, позволяющее наладить книгоиздание на уровне европейских достижений.

Большинство книг петровского времени были переводными. Исключение составляет художественная литература, представленная различными панегирическими словами, поучениями, описаниями торжеств и фейерверков. К гуманитарной литературе относятся исторические сочинения, словари, грамматики, политические трактаты, азбуки. Тематика книг носила в основном познавательно-образовательный характер. Книги создавались "не праздной ради красоты, а для вразумления и наставления чтущему". Это предопределило скромное оформление петровских изданий, маленькие "карманные" форматы, наличие вспомогательного справочного аппарата, иллюстраций, поясняющих четко структурированный текст. В организации книжного издания появляются элементы дидактики.

Для большей наглядности и информативности в книгах стали помещать гравюры на меди. В силу своей оперативности они служили проводниками идей, пропагандистами государственной политики.

В петровское время получили развитие цельногравированные издания. Они печатались на отдельных листах по несколько страниц, затем лист разрезался, фальцевался и, как правило, покрывался фабричной бумажной обложкой. Иллюстрации цельногравированных книг раскрашивались вручную. Средний тираж таких книг достигал 3000 оттисков, после чего медная доска требовала поновления. Среди цельногравированных книг встречаются официальные издания, представляющие сообщения с иллюстрациями о каких-либо государственных событиях, официальные документы. Эти издания имели небольшие тиражи. Особняком стоит отпечатанный в виде книги гравированный "Малый Брюсов календарь", впервые выпущенный в первой четверти XVIII века и ставший бестселлером на протяжении целого столетия.

Цельногравированная книга составляла достояние самых разных слоев населения - любимую и самую популярную книгу на протяжении всего XVIII века.

В целом книга первой четверти ХУШ в. поразительно быстро вошла в жизнь русских людей, воздействовала на их сознание, изменила восприятие окружающего мира. Книга петровского времени выполнила заложенную в ней царем-реформатором идею, которая, трансформируясь, питала русскую книжную культуру на протяжении всего XVIII века.

Вторая половина XVIII века характеризуется относительным подъемом науки и культуры, успехами в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий, перед которыми была поставлена задача "стараться переводить и печатать книги гражданские различного содержания, в которых бы забава и польза соединены были" .

В этой связи осуществлялось техническое переоснащение типографий, отливались новые шрифты, обогащался запас типографских наборных украшений. Значительно пополнился ассортимент изданий, улучшилось их качество. Открылись новые издательства, например, при Военной коллегии, Горном училище, Медицинской коллегии.

Значительно возросло производство книг. Если в течение всего XVIII столетия было выпущено одиннадцать тысяч книг, то в последнюю четверть века - 6585 названий. Почти в три раза возрос ежегодный объем книгоиздания. Так, в 1761-1765 гг. издавалось в среднем 110 названий книг в год, а в 1786-1790 гг. - 362.

Во второй половине XVIII века создаются новые типографии государственного и частного характера. Так, в 1779 г. только в Петербурге их насчитывалось двенадцать.

25 апреля (8 мая) 1756 г. состоялось открытие типографии Московского университета, располагавшейся на углу Моховой и Б. Никитской улиц. По замыслу основателей университета было решено "зделать типографию и книжную лавку, в которой происходимые университетских писателей книги печататься и продаваться в общую пользу могли" .

Для типографии были изготовлены шрифты за границей. Книги печатались на древнегреческом, древнееврейском, немецком, французском, итальянском, а также на грузинском и армянском языках.

Первым изданием, выпущенным типографией университета, была газета " Московские ведомости ". Помимо этого здесь печатались учебники, популярные книги, речи и доклады профессоров, программы, учебно-методическая литература. В первые годы существования университетской типографии начался выпуск журнала "Полезное увеселение". Его издавал М.М. Херасков. Известность получили "Музыкальный журнал" Х. Вевера и "Сельскохозяйственный журнал" Х. Ридигера. В течение первых двух десятилетий было напечатано 960 названий книг, из них 105 учебников, 85 богословских трудов. Было издано 54 произведения русской художественной литературы: сочинения Д.И. Фонвизина, И.Ф. Богдановича, М.М. Хераскова, труды М.В. Ломоносова. Остальное составляли малообъемные медицинские пособия. Появились первые нотные издания. В 1787 г. была напечатана "Женитьба Фигаро". Университетская типография выпускала памятники древней русской письменности.

В 1731 г. в России был основан Сухопутный шляхетный кадетский корпус - учебное заведение, ориентированное на подготовку отечественных кадров военных. Для обеспечения учебной и специальной литературой в 1757 г. при нем была открыта типография. В указе об ее учреждении говорилось, что в ней будут печататься книги "к обучению находящихся при том корпусе унтер-офицеров и кадетов" . Деятельность этой типографии носила ведомственный характер.

Типографию оснастили заранее изготовленными двумя печатными станами, затем добавили третий стан для печатания гравюр. Были сделаны шрифты не только на русском, но и на иностранных языках.

Основной статьей дохода было печатание патентов для воинских чинов. Наряду с этим было разрешено принимать заказы на печатание книг. Заказчиками выступали авторы и переводчики. Размещали свои заказы и государственные учреждения, например Берг-коллегия.

В типографии Кадетского корпуса печатались учебные пособия. За годы ее существования (1757-1763) было выпущено 68 названий книг. Тематика их отражала интересы учебного заведения, поэтому в основной массе это были малотиражные издания. Только словари имели тираж несколько тысяч экземпляров.

В типографии печатался журнал "Праздное время в пользу употребленное" (1759-1760). В подготовке этого первого в России литературного журнала принимал участие А.П. Сумароков.

Большинство изданий расходилось хорошо, пользовалось неизменным спросом. Из всех выпущенных книг только пять названий остались реализованными не полностью.

Новым явлением в издательской практике было образование различных обществ, занимающихся выпуском литературы.

В октябре 1765 г. возникло " Вольное экономическое общество ". По примеру Европы оно было создано "для поощрения в России земледельства и экономии". Инициатива его создания принадлежала И.И. Тауберту - придворному библиотекарю Екатерины II. Им был составлен устав, предусматривающий изучение условий и экономических отношений в сельском хозяйстве, поэтому первым изданием "Общества" стал сельскохозяйственный журнал "Труды Вольного экономического общества" (ред. А.К. Нартов).

Периодичность выхода журнала - три раза в год. Дополнительные номера выпускались по мере накопления материалов. В основном это были переводы, извлечения из иностранных газет, журналов, а также оригинальные труды русских авторов. В 1796 г. Общество временно закрыли по распоряжению Павла I.

В 1768 г. возникло " Общество, старающееся о переводе иностранных книг ". Это общество стало одним из первых культурно-просветительских учреждений, сыгравших заметную роль в улучшении книгоиздательства. Были переведены и изданы отдельные статьи из энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Издавались переводы некоторых произведений Вольтера, Руссо, Гельвеция и других писателей-просветителей. Всего обществом было выпущено 120 названий книг.

В 1773 г. было создано кооперативное " Общество, старающееся о напечатании книг " для издания переводных сочинений. За три года было выпущено 24 книги, переведенных с западноевропейских языков. Репертуар включал произведения художественной литературы, театральные сочинения, популярные в то время путешествия.

Переходной формой от государственного книгоиздания к частному явилась аренда типографий. Первые привилегии были выданы иностранцам, которые долгое время сотрудничали с Академией наук в качестве ее зарубежных представителей.

В марте 1771 г. было дозволено открыть "партикулярную" типографию и словолитню И. Гартунгу. Ему разрешалось печатать книги на иностранных языках, одобренные Академией наук и полицией. Типография находилась, таким образом, под двойным надзором. В случае нарушения цензурных правил книги подлежали конфискации.

Арендаторам разрешалось отливать шрифты на собственные средства, причем не только на иностранных языках, но и на русском. Шрифты предназначались для продажи другим типографиям, в том числе и государственным. При этом выдвигалось единственное условие: они должны были быть лучшего качества и иметь меньшую стоимость.

Типография Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса была отдана "в содержание" И. Шнору. В 1776 г. он совместно с И. Вейтбрехтом получил разрешение на заведение собственной типографии, в которой дозволялось печатать книги на русском и иностранных языках. Это было определенным послаблением государственной монополии. Однако все печатные книги должны были проходить цензуру не только Академии наук и полицейских властей, но и церкви.

Типографии запрещалось перепечатывать книги других типографий без их специального разрешения. В свою очередь, во избежание контрафакций казенные типографии не имели права выпускать книги, изданные частниками-арендаторами без их согласия. Полученные иностранцами привилегии создали прецедент для развития частной инициативы.

В 1783 г. был издан указ " О вольном книгопечатании ", дававший право на открытие частных типографий. Свобода печати позволила многим людям основать собственное дело. Владельцы и арендаторы стремились в первую очередь извлечь прибыль, применяя наемный труд и работая на рынок. Частные типографии Брейткопфа, Вильковского, Мейера и других были оснащены на уровне европейских предприятий и печатали высококачественные в полиграфическом отношении книги.

Е.К. Вильковский вместе со своим родственником А. Галченковым открыл вольную типографию в собственном доме Галченкова на Васильевском острове. Это предприятие отличалось крайней неразборчивостью в подборе издательского репертуара. Здесь можно было встретить книги от "Толкования псалмов" до сочинений Вольтера. Книги печатались на средства авторов, переводчиков, государственных учреждений, отдельных издателей. Так, например, издатель И.Г. Рахманинов печатал здесь первый том из собрания сочинений Вольтера. Шесть книг выпустил писатель П.И. Богданович.

На протяжении восьми лет типография работала по контракту с комиссией об учреждении народных училищ и напечатала множество учебных книг тиражом 322 тысячи экземпляров. Однако предприятие, действовавшее на кабальных условиях, бедствовало. Положение осложнялось долгами за навязанные упомянутой комиссией церковнославянские шрифты. В результате было принято решение продать типографию на выгодных для казны условиях. В 1797 г. типография прекратила свое существование, а взявший ее в аренду Ф. Брунков разорился.

В собственном доме была устроена и типография И.Г. Рахманинова. В 1788 г. он приобрел станок, литеры и начал выпускать журнал И.А. Крылова "Почта духов".

В 1791 г. Рахманинов перевел типографию в родовое имение Казинка Тамбовской губернии, где задумал осуществить издание собрания сочинений Вольтера в 20 томах. К 1794 г. было напечатано четыре тома, которые были привезены в Петербург для продажи в лавке М. Глазунова. Томик Вольтера попал в руки императрицы Екатерины Второй, и в результате последовал указ о закрытии типографии Рахманинова.

В январе 1794 г. из Петербурга в Тамбов прибыл курьер с предписанием начать дело "Об издании сочинений Вольтера бригадиром Рахманиновым в своей типографии без разрешения цензуры". Отпечатанные книги (5205 экз.) были конфискованы, а в типографии в 1797 г. неожиданно вспыхнул пожар. Многие книги пострадали, но часть из них удалось спасти. В 1800 г. Рахманинов вновь хлопотал о переиздании Вольтера и добился того, чтобы в 1805 г. в типографии Х. Клаудиа вышло пять томов.

Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н. Радищев. В 1789 г. он приобрел у одного из крупных владельцев типографии И.К. Шнора шрифты и в собственном доме на ул. Грязной в Петербурге открыл "вольную" типографию. Наборщиком стал таможенный служащий Богомолов, печатниками были крепостные Радищева.

Зимой 1789-1790 гг. была напечатана брошюра в 14 страниц размером в лист под заглавием "Письмо другу, жительствующему в Тобольске". Это было своего рода пробное издание перед началом печатания "Путешествия из Петербурга в Москву".

А.Н. Радищев получил разрешение цензуры на издание этой книги. Произошло это по недосмотру цензоров. Книга была напечатана тиражом 650 экз., которые находились у Радищева дома, и только первые пятьдесят экземпляров поступили в книжную лавку Зотова для продажи.

Молва о вольнолюбивом сочинении распространилась по всему Петербургу. Вскоре сведения достигли императорского дворца, и Екатерина Вторая назвала анонима (имя автора не было указано на титульном листе) "бунтовщиком хуже Пугачева".

30 июня 1790 г. А.Н. Радищев был схвачен и заключен в Петропавловскую крепость. Книга была конфискована у всех, кто успел ее купить или получить в подарок от автора. Основную часть тиража Радищев уничтожил сам. Случайно уцелевшие пятнадцать экземпляров стали величайшей библиографической редкостью.

Частные типографии открывали и те, кто по своей барской прихоти стремился проявить себя на издательском поприще. Таков Н.Е. Струйский - дворянин из старинного рода князей Шуйских. В родовом имении Рузаевка Пензенской губернии в роскошном особняке была устроена типография, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу.

Типография Струйского была оснащена по последнему слову техники, а работали в ней его талантливые крепостные. Они печатали исключительно поэтические сочинения своего хозяина. Струйский строго следил за работой мастеров и самовольно чинил над ними суд и расправу за малейшие оплошности. Благодаря деятельному участию Н.Е. Струйского качество изданий было отменное. Екатерина Вторая не раз хвалилась перед иностранцами неповторимыми образцами рузаевской типографии.

За годы существования типографии (1792-1796) было выпущено 24 названия книг по 8-13 страниц каждая. Все они имели небольшой формат и были заключены в кожаные тисненые папки. Струйский никогда не продавал свои книги, а только дарил, но при непременном условии хранить и изучать его подарки.

Дворянские типографии не оказали существенного воздействия на общую картину развития книги в этот период. Их владельцы решали конкретные задачи, подчиненные своим личным интересам.

Политическая реакция 90-х годов XVIII века привела к преследованию печатного слова. Кризис крепостничества наряду с ростом вольнолюбивых настроений в обществе повлек указ 1796 г., запрещавший "вольные" типографии. Мотивировалось это тем, что от них происходит слишком много злоупотреблений.

Закрытие частных типографий в Москве и Петербурге вызвало отъезд издателей в провинцию. Московский типограф и издатель М.П. Пономарев, выбившийся в офицеры из крепостных, сначала в Москве, а затем во Владимире издавал книги, проникнутые духом просвещения. Он выпускал в среднем по десять книг в год. Среди них "Грамматика философских наук" Н. Мартина (1796-1798), "Философия химии" (1789).

Петербургский издатель И.Я. Сытин перевел свою типографию в Смоленск, а С.И. Селивановский, оставив Петербург, основал типографию при Черноморском штурманском училище в Николаеве.

Столичные издатели, в первую очередь Н.И. Новиков, оказали существенное влияние из столиц на провинциальное книгоиздание. Губернские типографии снабжались оборудованием и станками, обеспечивались опытными специалистами.

Зачастую поводом для организации типографии служили литературные привязанности ее основателя. Таким образом была устроена типография в Тамбове. Ее создателем был Г.Р. Державин. Помимо книг здесь печаталась газета "Тамбовские известия".

С именем ссыльного поэта и журналиста П.П. Сумарокова связана деятельность Тобольской типографии. Он редактировал журнал "Иртыш, превращающийся в Ипокрену", выходивший при Тобольском народном училище. Журнал был основан на средства местных купцов В. и Д. Корнильевых. В 1790 г. они начали выпускать "Исторический журнал", а в 1793 г. развлекательно-познавательный журнал "Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная…". За шесть лет существования типографии было выпущено 49 названий: из них 24 книги, в основном учебные и практические пособия.

Пытались организовать печатание своих изданий масоны, основавшие типографию в Рязанской губернии. В провинцию перенесли свою деятельность раскольники. В посаде Клинцы Черниговской губернии в 1788 г. вышло издание "Путешествие пешехонца Василия Барскова", печатались дониконианские богослужебные книги.

Местные власти приветствовали создание книгопечатен, так как в них публиковались преимущественно деловые бумаги, правительственные указы, постановления. Так, в течение первых трех дней существования типографии Курского губернского правления (июнь 1792 г.) в ней были отпечатаны указы: "Указ о взыскании недоимок" - 150 экз., "Указ о солдатских детях" - 30 экз., "Указ о поимке беглых крестьян" - 200 экз.

В 1798 г. по инициативе губернатора А.В. Солнцева возникла типография в Воронеже. За восемь лет ее существования было выпущено 29 книг. Первой из них был "Опыт Воронежской губернской типографии" (1798).

В целом, местные типографии практически не выполняли издательских функций и ограничивались только типографскими. Из 24 городов, где имелись типографии, только в десяти эта работа осуществлялась планомерно.

Ревнитель русского просвещения" - так называли Николая Ивановича Новикова (1744-1808) за его заслуги в развитии русской культуры. Детские годы и значительную часть жизни он провел в имении Авдотьино, что в 50 километрах от Москвы. Фамилия Новиковых известна с XVI века и происходит от слова "новик".

Отец Новикова - Иван Васильевич - был корабельным капитаном и службу нес еще при Петре I. Семья Новиковых была патриархальная, и первые уроки Николай получил от своего отца. В начале 1757 г. он был принят в университетскую гимназию, но вскоре был отчислен "за нехождение в классы". В дальнейшем всю жизнь Н.И Новиков занимался самообразованием. Большое влияние на формирование его личности оказали друзья по университету и литературно-издательской деятельности.

Неудачный опыт работы в Комиссии по составлению нового Уложения привел к тому, что в 1769 г. Новиков оставил государственную службу и посвятил свою жизнь делу просвещения.

За время своей издательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотен названий книг - это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четверть XVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печатал учебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатная библиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.

Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательных журналов. "Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут", - рассуждала Екатерина II, учреждая свой журнал "Всякая всячина". Понимал это и Новиков, основывая в 1769 г. журнал "Трутень".

Политическая и гражданская позиция редактора и издателя завоевала множество приверженцев. За год было выпущено 53 листа, а скромный первоначально тираж 626 экз. через несколько номеров удвоился.

Журнал Новикова вступил в полемику со "Всякой всячиной" по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Это привело к снижению остроты публикаций и интереса читающей аудитории.

Вскоре журнал прекратил существование на непродолжительное время, а летом 1770 г. был зарегистрирован под новым названием "Пустомеля". На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, однако это не спасло положение, и "Пустомелю" постигла та же печальная участь - он был закрыт.

В 1772 г. Н.И. Новиков приступил к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Первые страницы издания были посвящены безобидному критическому разбору литературы, затем следовала обличительная статья о бедственном состоянии крепостных. Крестьянская тема заняла прочное место в "Живописце". Несмотря на умеренный тон публикаций, в 1773 г. журнал закрыли.

В 1774-1775 гг. Новиков издает журнал "Кошелек", в котором прославлялись добродетели россиян и высмеивалась галломания. Однако это не спасло журнал от преследований правительства, и на девятом листе Новиков вынужден был остановить издание. Последняя его попытка на журнально-издательском поприще была связана с выпуском "Живописца" (1775) - сборника лучших статей из "Трутня" и раннего издания "Живописца".

В духе возрастающего интереса к нравственно-воспитательной и практической литературе был задуман журнал для женщин. По замыслу Н.И. Новикова он был рассчитан на представительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первую очередь воспитание молодого поколения.

Литературный журнал для женского чтения начал издаваться под названием "Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета". Первые тома появились в 1779 г. в Санкт-Петербурге и в Москве. Они были оформлены очень изящно и включали множество иллюстраций.

Новым явилось то, что в журнале были помещены картинки последних парижских мод. Для чтения на досуге предлагались сентиментальные вещицы, особо милые чувствительному дамскому сердцу, различные исторические анекдоты и нравоучительные статьи.

Расчет Новикова на то, что ему удастся собрать много подписчиков, не оправдался- слишком высока была цена. Не каждая читательница могла выкроить из бюджета пять рублей на подписку. Поэтому удалось собрать только 57 "пренумератов", среди которых преобладали очень богатые люди.

Журнал "Модное ежемесячное издание" вышел в четырех книгах. Как и многие другие издания Новикова, он не только не избавил его от убытков, но и вверг в новые долги. Дела издателя пошатнулись, а его издательство претерпевало большие трудности. В результате журнал вынужден был закрыться.

В дальнейшей издательской деятельности Н.И. Новиков опирался на материальную поддержку своих друзей - А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, П.К. Хлебникова, И.П. Елагина. В числе финансовых покровителей инкогнито выступал Павел I.

Н.И. Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта Древней Руси. Первым опытом была "Древняя российская идрография" (1773) - описание водных путей Московского государства, составленная русскими топографами в начале XVII века.

На опыте этого исторического труда Новиков убедился в необходимости государственной финансовой поддержки. Для публикации основного исторического произведения "Древняя российская вивлиофика" (1773-1775) Новиков получил от Кабинета императрицы 1000 рублей и 200 голландских червонцев, но этих средств оказалось недостаточно. Тогда Новиков нашел выход в том, что объявил предварительную подписку. Цена ее была слишком высока - равнялась стоимости хорошо обученного дворового человека. Поэтому изначально издание предназначалось для избранных.

Среди подписчиков встречаются наиболее именитые фамилии. Пример подала сама Екатерина, подписавшаяся одной из первых. На издание подписались ученые Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, друзья Новикова - М.М. Херасков, А.Н. Радищев и др. Несмотря на их энергичную поддержку, "Вивлиофика" успеха не имела. По подписке была продана пятая часть тиража - 246 экз.

С 1774 г. число подписчиков резко сократилось и тираж уменьшился на 100 экз. Медленно шла и розничная продажа. В результате Новиков вынужден был признать, что "Вивлиофика" обречена "лежать мертвым капиталом в хранилищах почти вечною темницею для них назначенных" .

Причиной создавшегося положения, по мнению ученых того времени, был низкий уровень научной подготовки исторических документов. Ставилось под сомнение качество археографических публикаций. Это удержало издателя от выполнения дальнейших замыслов по изданию древних памятников.

Наиболее плодотворный период в деятельности Н.И. Новикова был связан с типографией университета, которая накануне ее аренды Новиковым не приносила прибыли и существовала преимущественно за счет поступлений из государственной казны. Многие годы продавалась лишь десятая часть изданных книг, а газета "Московские ведомости" расходилась даже в меньшем количестве экземпляров, нежели некоторые книги (по 500-600 экз.).

Ознакомившись с состоянием дел, Новиков подписал контракт о ее аренде сроком на десять лет (1779-1789). В его ведение перешла и университетская книжная лавка. Объединив в одних руках производство и сбыт книг, Новиков создал издательско-книготорговую фирму, способную осуществлять его давние просветительские замыслы.

Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил право определять издательский репертуар. Основной статьей дохода было печатание платных частных объявлений в газете "Московские ведомости". Заменив устаревшее типографское оборудование и внедрив принцип материальной заинтересованности служащих, к концу срока аренды Новиков выполнил обязательство "привести типографию в наилучшее состояние".

В период 1781-1785 гг. было выпущено 125 названий книг разнообразной тематики. Помимо обязательных бесплатных речей профессоров и хвалебных од, Новиков издавал на собственные средства учебники и научные труды, литературные и переводческие опыты преподавателей и студентов.

В издательском репертуаре университетской типографии того периода первое место занимала беллетристика (50 процентов), далее следовали богословские и масонские сочинения (20 процентов), затем историческая и справочная литература.

12 сентября 1784 г. при деятельном участии "Дружеского ученого общества" была создана " Типографическая компания ", получившая согласно указу о вольном книгопечатании экономическую и политическую самостоятельность. Предприятие было основано на паевых началах. Каждый из десяти его членов внес сумму от трех до десяти тысяч рублей. Управление "Компанией" было возложено на комиссию из семи человек.

На собранные средства была оборудована новая типография. Она была оснащена 19 печатными станками и несколькими видами русских и иностранных шрифтов. Помимо этого, "Компания" имела движимое и недвижимое имущество, в том числе библиотеку. В ней насчитывалось 8500 томов на русском, латинском, греческом, немецком, английском, французском и других иностранных языках. В предприятие входили книжные склады, где хранились новиковские издания на сумму 150 тысяч рублей.

Прибыль "Компании" неуклонно возрастала, а в отдельные годы достигала 80 тысяч рублей, что позволяло своевременно рассчитываться по кредитам, а часть доходов пускать на расширение дела. Мощность "Типографической компании" значительно возросла после слияния в 1796 г. нескольких типографий.

Предприятие Н.И. Новикова успешно конкурировало с крупнейшими российскими типографиями и активно влияло на формирование национального книжного репертуара. За 13 лет (1779-1792) в пяти типографиях Новикова были напечатаны сотни названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны. Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы. Этот период по праву считается периодом новиковской монополии в русском книжном деле.

Несмотря на успехи, незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельность подверглась преследованиям со стороны властей.

По истечении срока контракта с университетской типографией новому ее арендатору А.А. Светушкину под страхом "пени" в 10000 рублей запрещалось принимать Новикова и его компаньонов в дело.

Императрица приказала произвести обыск и закрыть его книжную лавку. В итоге было конфисковано триста названий книг, а лавка была передана в руки купцов Н.Н. Кольчугина и И.И. Переплетчикова.

Человек, столь много сделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявлен государственным преступником только на том основании, что его идейные взгляды расходились со взглядами господствующей власти.

Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, где провел четыре года - с 1792 по 1796. Последние годы Николая Ивановича проходили в родовом имении, где его, старого и больного, навещали только родственники и друзья.

Подведя итог, отметим, что в целом характерной особенностью рассматриваемого периода становится мода на образованность в среде русского дворянства. Книгоиздание ориентируется на его потребности. Книги для вельмож, составляющих родовые библиотеки, издаются роскошно. Увеличивается выпуск научных изданий. Начинается публикация летописей и исторических документов. Имеют успех произведения русских писателей, драматургов, поэтов. Начинают издаваться романы, за последние сорок лет XVIII века их было выпущено 800 названий.

Для второй половины столетия характерен возросший интерес к произведениям писателей-моралистов, философов, к практическим и нравоучительным сочинениям М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фенелона. Книги имели назидательные заголовки- "молодому человеку, отправляющемуся в университет", "вступающему в свет". Полезные и нравоучительные наставления помещались в заглавиях книг "для воспитания", "для образования", "к укрощению наших страстей".

Основная масса книг переводилась с французского, греческого, польского языков. Переводчики дополняли текст собственными примечаниями и посвящениями. В книгах, изданных в это время, все чаще появляются и пропагандистские идеи, навеянные Французской революцией. В моду вошли произведения французских просветителей Дидро, Вольтера, Монтескье.

Руководствуясь просветительскими идеями, авторы и переводчики все чаще практикуют издание книг "собственным иждивением". Так, в пользу благородному юношеству и отечеству издавал свои труды переводчик Е.С. Харламов (1734-1785).

Многие книги выдерживали несколько изданий. Перевод книги Фенелона "Странствования Телемака" в течение XVIII века был издан восемь раз. Десять раз переиздавался перевод книги "Китайский мудрец" (впервые в 1777 г.).

В издательскую практику входит выпуск журналов и альманахов, пользовавшихся наряду с календарями популярностью среди читающей публики. В основном это были журналы сатирического направления: "И то и сио" (1769, ред. М.Д. Чулков), "Адская почта" (1769, изд. Ф.А. Эмин). Предпринял издание журнала "Почта духов" (1789-1790) баснописец И.А. Крылов. Практически в это же время появились "провинциальные журналы", например, "Уединенный пошехонец" (Ярославль, 1786).

Переводные и оригинальные труды издавались в виде хорошо оформленных, снабженных гравированными иллюстрациями и комментариями книг. Небольшие тиражи и достаточно высокая цена делали их малодоступными для основной массы населения. Эти книги "изготовлялись на вершинах дворянской культуры и рассчитывались на распространение в среде образованной дворянской молодежи" .

Параллельно с этим развивалась массовая народная книга, бытовавшая в рукописной традиции и гравированных изданиях - календарях, синодиках, исторических повестях, географических описаниях, сказках. Она создавалась не только в государственных мастерских. Чаще всего это были полукустарные издания, доступные по характеру изложения текста. В оформлении этих книг большую роль играла картинка-изображение. Цена этих книжек была доступна многим слоям населения.

К концу XVIII века развивается целая индустрия производства книг, отвечавших народному вкусу. Они выпускались непрерывно тысячными тиражами, активно распространялись не только в городской, но и в крестьянской среде. Эти книжки читались, по ним учились, а чаще всего их просто рассматривали практически до полного физического исчезновения. Взамен на рынке появлялись новые перегравировки с повторяющимися сюжетами. Несмотря на однообразие, эти книги всегда оказывались востребованными.

Таким образом, книгоиздание шло по двум, как бы самостоятельно существовавшим направлениям. Каждое из них обслуживало интересы определенных слоев населения. При всем многообразии книгоиздательского процесса второй половины XVIII века русское общество получило книгу, которая по праву считается книгой эпохи Просвещения.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2841. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия