Тема 12. Книжное дело в России в XIX - начале XX века (до 1917г.).
Россия к началу XIX века являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее на протяжении XVIII столетия увеличилась на одну треть, а население возросло в два с половиной раза и составило 36 млн. человек. В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры, которая господствовала в царствование Павла I: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. В 1802 г. предварительная цензура, осуществляемая органами надзора полиции и управы благочиния, была заменена последующей и передана в ведение Главного управления училищ. Правда, этот период продолжался недолго - до 1804 г., когда был принят цензурный устав, предусматривающий вновь введение предварительной цензуры. Эта обязанность была вверена университетам, а в Петербурге особому цензурному комитету. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках - всего немного менее 400 книг в год. Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства. Изобретение гальванопластики и гальваностегии связано с усовершенствованием устойчивости печатных форм. В основе этих процессов лежит изобретение Б.С. Якоби (1801-1874). В числе его достижений был комплект типографского шрифта, изготовленный в 1839 г. Ученый указал пути к использованию гальванотехники в репродукционных процессах. В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура (1758-1824) была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники. Изобретатели Н. Львов, К. Давиденко, Г. Ушаков трудились над усовершенствованием конструкции бумагоделательной машины. Ими были построены машины для отделки и обработки бумаги. Мастерами Ф. Бибиковым и Г. Михайловым были сконструированы бумагорезальные и листорезальные аппараты. Изобретатель М. Невьялов механизировал процесс изготовления матриц для отливки литер типографского шрифта. В 1827 г. он установил свою машину в типографии Генерального штаба, а затем в Синодальной типографии. Первая в России стереотипная машина была установлена в 1814 г. под руководством английского инженера Рутта в типографии Русского библейского общества. Переход к стереотипии - способу получения цельных копий наборной печатной формы - позволял увеличить тираж изданий. Первое издание, отпечатанное в России со стереотипной формы, - греческое Евангелие - вышло в 1816 г. тиражом 5000 экз. С литографией, новым способом плоской печати, Россию познакомил академик В.М. Севергин (1763-1827). Первым русским изданием, отпечатанным с плоской печатной формы на камне, был "Азиатский музыкальный журнал" (1816-1818), издававшийся в Астрахани И. Добровольским. В 1816 г. появилась литографская мастерская в Петербурге, основанная пионером электромагнитной телеграфии, ученым П.Л. Шиллингом (1786-1837). С 1819 г. П.Л. Шиллинг начал работать в области "высокого литографирования". Этот процесс, объединивший высокую и плоскую печать, впоследствии усовершенствовал А. Греков (1800-1850), один из первых русских фотографов. С его именем связаны и первые в России опыты применения металлических форм плоской печати. После изобретения фотографии (1839) произошли большие изменения в технике иллюстрирования. Печатные формы, делавшиеся вручную, постепенно стали заменяться фотомеханическими, что значительно облегчило из изготовление и повысило тиражеустойчивость. В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях -Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др. Академическая типография печатала научные журналы Академии и книги по всем отраслям знаний. В основном эти издания не приносили прибыли, а, напротив, нуждались в дотациях. С 1828 г. Академии было дано право издавать свои труды без цензурного просмотра и это была важная льгота для академических изданий. Труды Академии наук печатались в новых сериях периодических изданий, в монографических и капитальных многотомных изданиях. Периодические издания в XIX веке остаются главным видом академической литературы. Весьма удачным периодическим изданием Академии наук, печатавшимся на русском языке, явился "Технологический журнал" (1804-1826). Он выходил четыре раза в год. Редактором журнала был В.М. Севергин, который создал нечто вроде "периодической энциклопедии естественных наук". Тираж академических изданий колебался в пределах от 600 до 1500 экземпляров. Академические издания расходились плохо. Книжная лавка была закрыта, сохранился лишь книжный склад. Продажа книг была поручена различным книжным магазинам в Петербурге, Москве, Лейпциге и др. С 1802 г. в связи с разрешением открывать "вольные типографии" растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий. Книги издавали многие: переплетчики, книгопродавцы, типографы, авторы, переводчики, однако никто не рассматривал книгоиздание как основной вид деятельности, дающий доход. Напротив, многие из тех, кто издавал книги, имели дополнительные промыслы, приносившие прибыль, часть которой направлялась в сферу книгопроизводства. Книгоиздание еще не стало высокодоходной сферой деятельности. Среди издателей были представители дворянского класса, коллекционеры и библиофилы, которые подходили к делу любительски, как ценители русской науки и литературы, вкладывали основную часть своего состояния в издание книг. Таковыми были два издателя начала XIX века: П.П. Бекетов (1761-1836) - богатый московский барин и Н.П. Румянцев(1754-1826) - видный дипломат екатерининских времен, впоследствии канцлер и министр иностранных дел. Они развили активную меценатскую деятельность и значительно обогатили книжную культуру страны. Авторы часто сами издавали свои книги, а затем сдавали их на комиссию в книжные лавки. Книготорговцы также, учитывая спрос на то или иное издание, иногда выпускали его, извлекая дополнительные доходы. Оживление типографского дела началось после указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии, в Казани основывается специальная типография восточных языков, начинают выходить книги на чувашском, карельском, татарском и грузинском языках. Некоторые частные типографии представляют собой крупные, хорошо оборудованные предприятия. Были открыты типографии в Кронштадте, Уфе, Симбирске, Тамбове, Оренбурге, Новочеркасске, Архангельске, Сергиевом Посаде, Самаре. В Нижнем Новгороде в 1828 г. была основана типография при театре, имевшая право печатать афиши. В Екатеринбурге книги выпускала горнозаводская типография. В Твери действовала типография Управления путей сообщения, в которой издавались в основном религиозные, памятные книжечки и различные справочники. Существовали здесь и частные типографии В. Архангельского и П. Львова. В 1804 г. был учрежден Казанский университет, и ему были выделены средства на создание типографии. В ней выпускались книги по экономическим, медицинским, физико-математическим вопросам. В начале XIX века значительно расширяется издательская деятельность Киево-Печерской лавры. Расширение тематики выпускаемых книг было связано с именем известного ученого и библиофила Евфимия Алексеевича Болховитинова (1767-1837). Он был хорошо знаком со многими столичными книжниками, особенно с типографщиком С.И. Селивановским, который постоянно снабжал типографию всеми необходимыми материалами. В 1840 г. из-за границы были выписаны скоропечатная машина, чугунный ручной станок новейшей конструкции, машина для растирания красок. В продукции типографии преобладали церковнославянские книги, напечатанные кириллицей. Гражданским шрифтом печатали учебники, периодические издания и календари. Развитие гражданского книгопечатания на Украине связано с деятельностью университетов. Харьковский университет был основан в 1805 г. За первые пятьдесят лет работы университетской типографии было выпущено более 600 названий книг. На первом месте стоят курсы лекций, пособия для студентов, большое количество учебников и учебных пособий для начальных и средних школ. Типография при Киевском университете была учреждена в 1835 г. Основную часть продукции типографии (в первой половине XIX века было отпечатано более 250 названий книг) составляли учебники и учебные пособия для университета. В Одессе было три типографии (одна казенная и две частные). Присоединение Литвы к России вызвало изменения в книгоиздании: появились новые типографии, изменилось содержание книг. В 1803 г. был основан Вильнюсский университет, к которому перешла типография от Главной литовской школы. Типография была хорошо оборудована, принимала заказы из Петербурга. Довольно значительной была типография А. Марциновского. Здесь выходили книги на русском и польском языках. По инициативе А. Марциновского было создано вильнюсское "Товарищество типографов" (1818-1822). Календари и книги различного содержания выпускали гродненские типографы Ром и Нохумович в основанной им в Вильнюсе совместной типографии. В первой половине XIX века в Эстонии типографии были в трех городах: Таллине, Тарту и Пярну. Основной печатной продукцией Эстонии оставались произведения на немецком языке. Немецкий язык в Тартуском университете был официальным, поэтому труды ученых печатались на немецком и латинском (международном) языках. В это время здесь появились книги, изданные на русском языке. Деятельность тартусских типографий сосредоточилась на издании диссертаций, в основном по медицине. Тартуские литографы снабжали иллюстрациями научные труды и диссертации профессоров университета. Особую известность приобрел литограф Г.Ф. Шлатер. Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России. Она выполняла заказы Румянцевского кружка на издание высококачественных книг, печатала календари, проповеди, Библии, светские книги. Рижскую городскую типографию в 1789 г. унаследовал И.-К.-Д. Мюллер. Он печатал книги на латышском языке, издательство В.Ф. Геккера в Риге выпускало книги по истории. В XIX веке главным центром общественно-политической жизни восточных армян был Тбилиси, где в 1824 г. была открыта армянская Нерсисянская семинария, при которой была сооружена типография. В 1838 г. восстанавливается типография при Эчмиадзинском монастыре. Вторая типография на армянской земле была создана в городке Шуши Арцахской области. Здесь в 1820-е годы начала свою деятельность приехавшая из Базеля группа протестантских проповедников. Очаги армянского книгоиздания находились также в России, Италии, Константинополе и Индии. Новая армянская типография была открыта под руководством печатника О. Ованесяна. В ней печатались книги Российского библейского общества. Позднее, в 1829 г., оборудование типографии было перевезено в Москву в типографию Лазаревского армянского института. Грузинские типографии в XIX веке действовали во Владикавказе, Константинополе, Венеции, Париже, Лондоне. В основном издавались книги научно-практического характера. В самой Грузии в начале XIX века работала типография в Имеретии, в Кутаиси, где печатали книги по разным отраслям знаний. В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания - что-то среднее между журналом и непериодическим изданием - было легче получить разрешение властей. Впервые в России "альманах" выпущен в 1794 г., инициатором был Н.М. Карамзин. Первые опыты не создали подлинно нового типа книги - ежегодника. "Собрание стихотворений", которое выпускал В.А. Жуковский в 1810-х годах XIX века, тоже не совсем тот тип альманаха, который сложился в 1820-х годах под известным воздействием Запада, но с сохранением национальных русских черт. Наиболее типичные черты альманахи приобрели в пушкинские годы. Альманахи 20-х годов XIX века неизбежно вызывают в памяти имена декабристов - К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера. Они являют собой примеры новых приемов искусства иллюстрации, типографского мастерства и редакционно-издательской подготовки текста. В 1823 г. А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев начали издавать альманах "Полярная звезда". Это была карманная книжка для любителей русской словесности. На ее страницах целая россыпь имен - Крылов, Баратынский, Вяземский, Пушкин, Дельвиг и др. В альманахе печатались произведения демократически настроенных писателей Д.В. Давыдова, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, В.А. Жуковского. Здесь была напечатана поэма К.Ф. Рылеева "Исповедь Наливайки" - о герое национального освободительного восстания на Украине. В альманах вошли поэмы А.С. Пушкина - "Цыганы" и "Братья-разбойники". Гуманистические статьи декабристов, в которых звучали революционные идеи, придавали альманаху четкую направленность и привлекли к "Полярной звезде" внимание передовой общественности. Первый выпуск альманаха "Полярная звезда" вышел тиражом 600 экземпляров и сразу же был раскуплен. Его отличает изящное оформление и карманный формат. Издание "Полярной звезды" было прервано событиями 14 декабря 1825 г. Незадолго до этого был подготовлен альманах "Звездочка" на 1826 г., но издание не увидело свет, а отпечатанные листы были уничтожены. В.К. Кюхельбекер и В.Ф. Одоевский издавали альманах "Мнемозина", на страницах которого, помимо художественных произведений, появились анекдоты, путешествия, критика. Альманах А.О. Корниловича и В.Д. Сухорукова "Русская старина" состоял из материалов исторического характера. Альманах А. Дельвига "Северные цветы" отличался удивительным долголетием - он просуществовал с 1825 по 1832 гг. Оформление альманахов более или менее однородно. Формат - обычно в 1/24 долю листа. Обложка - из цветной нетолстой папки, с типографской наборной рамкой и политипажным украшением. Затем гравированный первый титул, часто - фронтиспис, обычно аллегорического содержания, за ним - обыкновенный наборный титул, дальше текст альманаха, проза и стихи, отделенные, как правило, друг от друга. "Картинок" чаще всего немного, пять-шесть. Они гравированы на меди, представляют собой или репродукции с картин русских художников, или иллюстрации к литературным произведениям. Часто самих этих произведений в данном альманахе нет, но предполагается, что они известны читателям альманаха; иногда даны отрывки из тех произведений, к которым относятся гравюры. В таком случае "картинки" являются основным элементом, текст к ним - вспомогательным. Расправа над декабристами и последовавшая за ней реакция особенно сказались в усилении цензуры. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший название "чугунного". В 1828 г. "чугунный" устав был пересмотрен. Новый устав в какой-то части был смягчен, а в какой-то еще более затруднял выпуск книг и периодических изданий. В первое время после его опубликования - в конце 20-х и в начале 30-х годов - при всей строгости цензуры гнет ее был ослаблен, и неоднократно Главное управление цензуры отменяло запреты чересчур зарвавшихся цензоров. С 1848 г. по 1855 г. цензура стала особенно жесткой вследствие тех опасений, которые возникли у государственной власти в связи с прокатившейся по Западной Европе революционной волной. 8 апреля 1848 г. учреждается специальный комитет под председательством Д.П. Бутурлина, начинается период гонений на печать, окрещенный в свое время "эпохой цензурного террора". Против "охранительных" порядков вели борьбу демократические журналы - "Современник" (1836-1837), издававшийся А.С. Пушкиным, а с 1846 г. - "Отечественные записки", издателем которых был журналист А.А. Краевский. По выражению А.И. Герцена, эти журналы были "властителями дум" молодежи. 30-е годы XIX века научили русских людей по-настоящему ценить книгу. Многосторонняя творческая деятельность А.С. Пушкина оказала значительное воздействие на развитие не только литературы, но и русского книгоиздательского дела. Успех произведений поэта в читательских кругах вызвал рост тиражей книг и способствовал превращению книгоиздания в "отрасль промышленности". Пушкин стал первым русским писателем-профессионалом, который успешно защищал свои авторские права от произвола издателей и коммерсантов. Он горячо поддерживал молодых поэтов: напечатал книги никому не известных тогда А.В. Кольцова и Ф.Н. Слепушкина, опубликовал целую тетрадь стихов Ф.И. Тютчева, до тех пор нигде не печатавшегося. Поэт с большой требовательностью относился к изданию своих книг. Оформлены они все строго и просто, хотя и выходили в разных типографиях. Титульные листы набраны шрифтами одного или двух рисунков, а текст произведений - преимущественно шрифтом умеренно-контрастного типа. Размер шрифта и его размещение на странице гармонически сочеталось со смысловым значением различных элементов текста и форматом издания. Одним из лучших памятников издательского мастерства пушкинской эпохи можно считать безупречное миниатюрное (в 1/64 долю листа) издание " Евгения Онегина", выпущенное в 1837 г. типографией Экспедиции заготовления государственных бумаг. Новыми в эпоху Пушкина стали книги с портретными гравюрами. К таким изданиям следует отнести "Историю пугачевского бунта" (1834 г.) Пушкина с реалистическим портретом Пугачева, гравированным во Франции с портретов из собрания П.П. Бекетова, собиравшего и публиковавшего портреты русских деятелей. Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. Классик графики Ф.П. Толстой (1783-1873) довел до высокого уровня очерковую гравюру. По-прежнему, начиная с конца XVIII века, применялась "карандашная" манера и "акватинта", введенная Н.А. Львовым (1751-1803). В начале XIX века на первое место выдвигается не "украшение", а "иллюстрация", не виньетка, а "картинка", связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги. Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Рождение и развитие этого нового стиля можно видеть на многих примерах. Внешность книги отражала новые требования книжного рынка. Серую, лишенную текста обложку, являвшуюся лишь временной оберткой, заменяет цветная бумага с обычным наборным текстом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру, и это давало возможность уместить в печатный лист больше текста. Точно также становится более компактным шрифт. Создание новых рисунков шрифтов велось на основе использования опыта парижской фирмы Ф. Дидо. Русские шрифты резал прославленный итальянский мастер шрифта Д. Бодони. Во второй четверти XIX века наиболее широкую известность получило заведение Ж. Ревильона. Он впервые в России организовал словолитню как самостоятельное коммерческое предприятие, ввел в России международную систему типографских измерений. Ведущим началом в русской книге всегда было содержание, в 40-е годы XIX века его значение безусловно усилилось. Н.В. Гоголь в письме по поводу гравюр к "Мертвым душам" писал: "Я - враг всяких политипажей и модных выдумок". Вопрос о внешности книги временно отошел на второй план, и изящные издания были вытеснены доступной по цене, убористо набранной книгой, хотя гравюра этого времени действительно поднялась на определенную высоту. Художники, выполнявшие для гравюры свои рисунки, - Т.Г. Шевченко, В.Ф. Тимм, Е.И. Ковригин, А.Е. Коцебу, Р.К. Жуковский, П.А. Федотов, А.А. Агин - были и превосходными художниками-реалистами, и, безусловно, тонкими наблюдателями действительности. В 1801 г. Платон Петрович Бекетов (1761-1836) завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Среди них сочинения М.М. Хераскова, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и других русских писателей. Особо следует отметить два гравированных на меди альбома. "Пантеон российских авторов" представлял собой портреты писателей с краткими биографиями, автором которых был Н.М. Карамзин. Другим роскошным альбомом было "Собрание россиян знаменитых…". В 1812 г. при пожаре в Москве типография сгорела. Крупнейшим издателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев (1754-1826), большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскому музею. Румянцев объединил вокруг себя известных ученых-историков. В кружок входили Ф.И. Круг, Н.Н. Бантыш-Каменский, П.И. Кеппен, Е.А. Болховитинов, К.Ф. Калайдович, А.Х. Востоков - всего 55 человек. Основное издание кружка Румянцева - "Собрание государственных грамот и договоров" - дипломатические и исторические памятники XIII-XVII веков. Большую ценность представляет одно из первых отечественных исследований по истории книгопечатания -"О Святополке Феоле, краковском типографщике, первом издателе книг церковно-славянских" (1820) К.Ф. Калайдовича и "Собрание словенских памятников, находящихся вне России" (1827). На средства Н.П. Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях (С. Селивановского, К. Кроя, Казанского университета и др.). Деятельность русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) как журналиста и издателя началась с сотрудничества в журнале "Утренние часы". Он выходил в Петербурге в 1768-1789 гг. Издателем журнала был Иван Герасимович Рахманинов (1750-1807). Он очень высоко ценил молодого Крылова и помог ему осуществить издание собственного сатирического журнала "Почта духов" (1789-1790). Журнал продолжил традиции лучших сатирических журналов конца 60-х - начала 70-х годов XVIII века. Для того чтобы избежать запрета цензуры, материал в нем излагался в форме писем "духов" к некоему философу. Крылов печатал злободневные фельетоны, анекдоты, новеллы, стихи, рассказы. Немало страниц в журнале посвящено Екатерине II. Намеки на ее любовные похождения, осуждение разбазаривания государственных земель фаворитам - все это можно было найти на страницах журнала "Почта духов". Единственным редактором и сотрудником журнала был двадцатилетний И.А. Крылов. В конце 1791 г. И.А. Крылов совместно с артистом П.А. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым, критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие "Типография Крылова со товарищи", которое приступило к переизданию ряда книг. В период с 1792 по 1796 гг. ими было издано около двадцати книг, преимущественно переводных драматических произведений, и два журнала: "Зритель" (1792) и " Санкт-Петербургский Меркурий" (1793). Сатирическая часть журналов, наиболее ценная в них, составлялась из произведений Крылова. Крыловские басни появились в этих журналах под рубрикой "Странички юмора". Начиная с 1803 г. В Петербурге появляются издания с маркой "Театральной типографии" или "Типографии императорских театров". В основном это были художественные произведения, сочинения по истории и искусству, философские труды. В целом репертуар типографии ориентировался на театр. Свою первую книгу басен И.А. Крылов выпустил в свет в 1809 г. Тираж книги был невелик - 1200 экземпляров, и он мгновенно разошелся, несмотря на то, что книжица была оформлена довольно скромно. Следующие иллюстрированные издания басен И.А. Крылова вышли в свет в 1815 и 1825 гг. Положение Крылова в русской литературе того времени было настолько устойчивым, что царское правительство выделило ему субсидию в размере четырех тысяч рублей на издание басен в 1825 г. В апреле 1830 г. И.А. Крылов заключил договор на издание басен с А.Ф. Смирдиным сроком на десять лет. Предусматривался общий тираж сорок тысяч экземпляров и гонорар сорок тысяч ассигнациями. В 1830 г. выходит первое смирдинское издание басен Крылова, а в 1840 г. было напечатано последнее, и в этом же году Смирдин полностью расплатился с баснописцем, оказавшим ему поддержку в начале издательской деятельности. Всего Смирдиным было выпущено восемь изданий басен Крылова. Свою последнюю книгу басен И.А. Крылов решает издать сам. В 1844 г. он напечатал ее в типографии начальника штаба военно-учебных заведений и широко раздаривал экземпляры этого издания. Видным петербургским издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) - брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство. После запрещения в 1796 г. деятельности "вольных" типографий В.А. Плавильщиков издавал книги под маркой типографии при Санкт-Петербургском губернском правлении и "Театральной типографии". С 1807 г. деятельность "вольной" типографии В.А. Плавильщикова возобновилась, и она стала одним из крупнейших издательств России начала XIX века. Всего издательство выпустило в свет 227 названий книг. Самую значительную часть из них составляли книги по искусству, художественная литература и учебники по различным отраслям знаний. При магазине В.А. Плавильщикова (на набережной Мойки, у Синего моста) в 1815 г. была открыта одна из первых в России частных библиотек. После смерти В.А. Плавильщикова предприятие перешло к его приказчику А.Ф. Смирдину. В 1813 г. Иван Васильевич Сленин (1789-1835) вместе с братом Яковом Васильевичем открыл в Петербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущими участниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них были посетителями его книжной лавки. Среди изданий И.В. Сленина выделяются две первые книги альманаха К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева "Полярная звезда" и альманах А.А. Дельвига "Северные цветы" (первые две книги). Основным изданием И.В. Сленина явилась "История государства Российского" Н.М. Карамзина (второе издание). Видным московским владельцем типографии был Семен Иоанникиевич Селивановский (1772-1835). Он происходил из крепостных крестьян и был отдан мальчиком в услужение в типографию. После нескольких лет работы он приобрел опыт и знания. Это позволило ему открыть в 1798 г. небольшую типографию, которая вскоре прекратила деятельность. С 1800 г. он возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскую типографию. В 1802 г. у него была собственная типография, которая находилась на пересечении Столешникова переулка и нынешней Пушкинской улицы. При ней была организована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографии Новгорода, Витебска, Ярославля, Перми, Тулы, Саратова, Иркутска и других городов России. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий. Он имел большой подбор гарнитур шрифтов, виньеток и других украшений. Ими украшались исторические, религиозно-философские книги, детская естественнонаучная литература. Особым шармом отличались издания художественной литературы. Так, "Думы" К.Ф. Рылеева были напечатаны в виде узких колонок текста с широкими пустыми полями, а детский альманах "Незабудка" был издан в виде маленькой квадратной книжечки. Работу Селивановского высоко ценили современники, которые говорили, что у него "такая типография, какой и немцы не устроят" . Селивановский издавал произведения современных ему авторов - Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и др. В 1825 г. он начал выпуск Полной Русской энциклопедии в 45 томах, но осуществить замысел до конца не удалось - вышло только три тома. Глазунов Матвей Петрович (1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце XVIII века, а затем занялся изданием книг. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия. Первое время Глазунов печатал книги в типографии Академии наук, а в 1803 г. он завел собственную типографию. Здесь издавались книги по истории, праву, географии, медицине, сельскому хозяйству. Первыми изданиями были "Театр чрезвычайных происшествий", "Путь ко спасению Эмиля". В 1805 г. было предпринято капитальное издание "Памятник законов" в 15 томах под редакцией Ф.Д. и А.Ф. Правиковых. К редактированию были привлечены видные чиновники Сената и юристы. Издание было завершено в 1827 г. Всего вышло 17 частей. В 1820 г. было организовано издание "Детского Музеума" на русском, французском и немецком языках. Всего вышло 26 выпусков. Это было своего рода энциклопедическое издание для детей. В 1821-1824 гг. было выпущено "Собрание образцовых русских сочинений в стихах и прозе", куда вошли произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина и др. В 1835 г. Фирма Глазуновых выпустила два тома "Военной библиотеки". Это издание было предпринято по образцу французского издания, выпущенного в Париже. Мысль издать серию книг миниатюрного формата по типу английского издания У. Шекспира подал приказчик Глазуновых В.П. Поляков. Он предложил начать это издание с "Евгения Онегина". Книга была отпечатана в типографии Экспедиции заготовлении государственных бумаг в 1/64 долю листа. Последнюю корректуру проверил сам А.С. Пушкин. Глазуновы напечатали три посмертных тома сочинений Пушкина, а в 1840 г. одними из первых издали "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Из типографов, которые не имели специальной подготовки в области книгоиздания, но успешно занимались выпуском книг, следует назвать француза Александра Ивановича Плюшара (1777-1827). Он прибыл в Петербург из Брауншвейга для организации типографии Министерства иностранных дел . Попутно он занялся издательской деятельностью. Одним из первых его изданий была "Галерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч., которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовью к отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся 1812 года". В 1834 г. сын А.И. Плюшара - Адольф Александрович Плюшар (1806-1865) - приступил к изданию "Энциклопедического лексикона" под редакцией Н.И. Греча и О.И. Сенковского. К сотрудничеству были привлечены крупнейшие литераторы и ученые. Предполагалось выпустить в течение шести лет 40 томов, однако, к 1841 г. вышло всего 17 томов, издание растянулось на много лет, что привело к сокращению, а затем и к полному прекращению подписки. В 1840-1850-е годы А.А.Плюшар выпустил несколько сборников и периодических изданий по вопросам искусства: "Переводчик, или сто одна повесть и сорок сороков анекдотов…" (1843), "Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств промышленности и общежития" (1850-1858) и др. Крупнейшим издателем первой половины XIX века являлся Александр Филиппович Смирдин (1794-1857), деятельность которого составила значительный этап в истории русской книги. Это был незаурядный человек, и его издательская деятельность представляет интерес потому, что позволяет выяснить характерные черты состояния книжного дела в этот период. Смирдин, как и большая часть книгоиздателей и книготорговцев того времени, прошел обычный жизненный путь: в детстве его отдали в "мальчики" московскому книготорговцу Ильину, затем он перешел к более крупному книготорговцу Ширяеву, а с 1817 г. попал в приказчики к известному книгопродавцу и издателю В.А. Плавильщикову. Своей преданностью, честностью и любовью к книге Смирдин настолько очаровал Плавильщикова, что тот, умирая (15 августа 1823 г.), оставил духовное завещание: право купить весь книжный товар и библиотеку по той цене, по какой ему будет угодно. Книжная торговля и библиотека Плавильщикова были обременены долгами, и только доброе имя Смирдина, вызывавшее доверие у кредиторов, помогло ему стать хозяином предприятия. Смирдин повел дело с таким размахом, с каким не решался сделать до него ни один издатель, за исключением Н.И.Новикова. Смирдин был явно талантлив, с практической народной смекалкой, которая и была его основным капиталом. У Смирдина было своего рода литературное чутье, но не было достаточного образования, которое дало бы ему возможность подвергать книги критической оценке, а для успеха дела нужно было очень осторожно и твердо строить свои издательские планы и учитывать не только художественную ценность литературных произведений, но и спрос, культурный уровень читателей. Почти все лучшее, что появлялось в русской художественной литературе, с конца 1820-х и до конца 1830-х годов, было издано А.Ф. Смирдиным. Он издавал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, П.А. Вяземского. Выпускал издания русских писателей ХУШ века, в частности М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. До Смирдина литературный труд не считался профессией, а был делом богатых людей, которые не нуждались в гонорарах. А.Ф. Смирдин ввел постоянную выплату гонорара, размеры которого были достаточно высокие, чтобы писатель мог целиком посвятить себя литературному труду. За время своей деятельности он издал и продал книг на сумму около 10 млн. рублей, а выплатил гонораров авторам на сумму 1,5 млн. рублей. Прибыль издателя при этом в несколько раз превышала размер выплаченных гонораров. Если в XVIII в. цена на книги устанавливалась произвольно и бумажные мануфактуры, словолитни, печатни работали в основном себе в убыток, то к середине XIX века наиболее крупные типографии, словолитни, переплетные и бумажные фабрики по всем признакам можно отнести уже к чисто капиталистическим предприятиям. Успех Смирдина-издателя начался с выпуска в 1829 г. романа Ф.Б. Булгарина "Иван Выжигин". Огромный по тем временам тираж - четыре тысячи экземпляров - разошелся за три недели. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан", имевшей небывалый успех у читателя. В 1834 г. Смирдин основал журнал "Библиотека для чтения", ставший наиболее популярным журналом для провинциального читателя. Количество подписчиков достигало семи тысяч. В нем помещались беллетристические произведения - русские и переводные, поэзия, научно-популярные статьи, материалы по сельскому хозяйству и домоводству. Смирдин выпустил три тома из запланированного десятитомника "Сто русских литераторов". К концу 30-х годов все яснее прослеживаются признаки грядущего разорения Смирдина. Книги, изданные большими тиражами, раскупаются значительно медленнее, чем необходимо для успешной работы; наличные средства исчерпаны, долговые обязательства начинают нарастать. С февраля 1841 г. на титульном листе журнала "Библиотека для чтения" не указывалось имя издателя Смирдина. Тем не менее Смирдин делает еще попытки восстановить свое издательство. В 1841-1842 гг. на витринах книжных лавок появились три пухлых тома сборника "Русская беседа. Собрание сочинений русских литераторов" с припиской на титульном листе "Издаваемое в пользу А.Ф. Смирдина". Крупнейший и недавно еще богатейший издатель призвал на помощь писателей. Однако это издание мало помогло Смирдину, так как сборники его не имели успеха. Правительство разрешает ему проведение беспроигрышной книжной лотереи. Каждый купивший рублевый билет выигрывал книг на сумму от рубля до 50 рублей. Кроме того, в лотерее имелся один выигрыш в 1000 рублей. Лотерея прошла успешно, но дела поправить не удалось, и вскоре Смирдин объявил вторую лотерею. Она уже не имела того успеха, какой имела первая, и не могла остановить приближавшегося разорения Смирдина. Не могла помочь ему и правительственная субсидия, которую выделило государство. Во второй половине 40-х годов ХIХ в. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание "Полного собрания сочинений русских авторов" ценою по рублю за компактный томик в 1/8 долю листа, напечатанный на хорошей бумаге, четким, убористым шрифтом. За десять лет (1846-1856) были выпущены собрания сочинений более 35 авторов - целая библиотека в 70 томов. Постепенно открытое им бюро по снабжению провинции книгами окончательно запутало его в долгах. Он был объявлен несостоятельным должником, а 16 сентября 1857 г. умер в нищете и забвении. Пример А.Ф. Смирдина вызвал много последователей. Видное место среди книжников смирдинского периода занимали Базуновы. Фирма Базуновых просуществовала почти целый век - с 1810 по 1899 г. Начало книготорговому делу положил Василий Иванович Базунов в Москве. По стопам отца пошли сыновья Иван Васильевич (1785-1866) и Федор Васильевич (1810-1854) в Петербурге. Ф.В. Базунов несколько лет проработал приказчиком у Смирдина. Собственный магазин открыл в 1835 г. В 1850-х годах в Петербурге дело отца продолжил Александр Федорович Базунов (1825-1899), последний из книжной династии Базуновых. Он особенно ярко проявил себя в издательской деятельности. Им были изданы произведения Ф.М. Достоевского "Вечный муж", "Записки из Мертвого дома", "Преступление и наказание". Выпуск этих книг являлся сам по себе заслугой издателя перед русской литературой. Он состоял комиссионером Академии наук, Министерства юстиции, финансов, Госимущества, Морского ученого комитета и Киевского университета. В начале 70-х годов Базунов полностью разорился, и все выпущенные им издания, а также его литературные права перешли к более крупному издателю М.О. Вольфу. Яков Алексеевич Исаков (1811-1881) начал с того, что открыл собственную торговлю в 1825 г. Его магазин, имевший прекрасный ассортимент русских и иностранных книг, был лучшим универсальным магазином в Петербурге. В начале 50-х годов XIX века при содействии генерала Милютина у Исакова появляется возможность стать комиссионером всех военно-учебных заведений. Это обстоятельство благоприятно отразилось на книжной торговле и издательской деятельности Исакова. Магазин специализировался на учебной литературе. Как издатель Исаков прославился тем, что выпустил серии "Классическая библиотека", "Библиотека путешествий". Школу Я.А. Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины XIX века. Отмена крепостного права в России, где подавляющая часть населения (67,8 млн. человек) была занята в сельском хозяйстве, привела к активному развитию промышленности. Увеличение протяженности шоссейных и железных дорог, связавших основные административно-территориальные центры империи, образование акционерных коммерческих (к 1879 г. - 39) и городских общественных банков (к 1897 г. - 235) способствовали развитию торговли, в том числе и книжной. Интенсификация экономики повлекла за собой рост общественного движения, что в свою очередь сказалось на состоянии науки и культуры русского общества. Большие изменения претерпела система просвещения, расширилась сеть учебных заведений различного уровня. Русские ученые сделали замечательные научно-технические изобретения и естественнонаучные открытия. Во многом эти достижения сказались на состоянии отечественного книгоиздания и книжной торговли. Книгоиздание в России получило возможность интенсивного развития в связи с принятием новых цензурных правил. 6 декабря 1855 г. была приостановлена деятельность Бутурлинского комитета, и в 1865 г. был принят новый цензурный Устав, согласно которому периодическая печать была освобождена от предварительной цензуры (кроме иллюстрированных и сатирических изданий). Бесцензурными становились книги объемом более 10 печатных листов и 20 для переводных книг, а также издания академий, университетов и ученых обществ. Предварительную цензуру осуществляло Главное управление по делам печати, входившее в Министерство внутренних дел. Издателей "вредного" направления подвергали денежным штрафам, конфискации и арестам книг, привлекали к суду. В 1872 г. цензурным комитетам было предоставлено право входить через Министерство внутренних дел в Главное управление с ходатайством об уничтожении той или иной "вредной" книги без возбуждения судебного преследования. В конце 70-х годов судебные процессы против издателей были почти прекращены: цензурные комитеты предпочитали ограничиваться уничтожением изданий без судебного преследования. В 1882 г. вышел дополнительный закон о печати, согласно которому право прекращать издание любого органа печати получило особое совещание министров внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Синода. Цензурная реформа 50-60-х годов ХIХ в. вызвала к жизни большое количество новых периодических изданий. Пик журнально-газетного бума пришелся на 1860 г., когда открылись 43 новых издания, а всего за период с 1857 по 1862 г. возникло 179 новых изданий, наиболее крупное из них - журнал " Современник ". Его издателем и редактором был Н.А. Некрасов, а руководителем беллетристического отдела - Н.Г. Чернышевский. Благодаря произведениям Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А. Н. Майкова, А.А. Фета и др. журнал пользовался большой популярностью среди читателей. В 1868 г. идейную линию "Современника" продолжил журнал " Отечественные записки ". В нем сотрудничали Г. И. Успенский, А.Н. Островский, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др. Значительно возросли масштабы книгоиздания. Если в 1855 г. было выпущено 1020 книг, то в пореформенный период число названий значительно увеличилось и в 1864 г. составило 1836. Число типографий и литографий в период с 1883 по 1904 г. выросло почти в два раза (с 1039 до 1979); предприятий книжной торговли и издательств более чем в два раза (с 1277 до 2964). Владельцы типографий модернизировали свои предприятия, ввозили из-за границы новейшее полиграфическое оборудование. Ручной труд гравера в 60-70-х годах был вытеснен фототехникой. Начали применять автотипию, ракельную глубокую печать, фотолитографию. Получили распространение цветная иллюстрация в книге, а также изопродукция: тоновые гелиогравюры, многокрасочные олеографии. В 1868 г. в Москве и Петербурге насчитывалось в общей сложности 323 полиграфических предприятия, причем в руках частного капитала в этот период находилось 78 % этих предприятий, а спустя десять лет (1877) только в Москве было 211 частных типографий и литографий. Рост книгопроизводства требовал повышения производительности машин. Первые действующие модели для двусторонней печати со стереотипов были показаны на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г., а затем в 1862 г. Они содержали в себе все узлы, характерные для рулонных ротационных машин, и были первыми предшественниками современных машин этого типа. После выставки владелец газеты "Таймс" приобрел эту модель и по ее образцу построил такую же машину, которая в 1865 г. прошла испытания и начала работать со скоростью 5-6 тыс. об/ч. Рулонные машины с двумя печатными цилиндрами начали строить в США с 1884 г. Эти машины использовались для печатания малотиражных газет с первичных наборных форм: из-за сложности конструкции и малой производительности широкого распространения они не получили и были вытеснены более эффективными ротационными машинами. Техника печати в России неуклонно совершенствовалась. Имена ученых П. Княгининского, М. Алисова, В. Гассиева и многих других утвердили приоритет отечественных изобретателей в области наборных, пишущих и фотонаборных машин. Способы И.И. Орлова в области цветной печати, Г.Н. Скамони в фотолитографии были авторитетны во всем мире. Начиная с 1867 г. в России издавались специальные журналы, посвященные типографскому делу: "Обзор графических искусств" (с 1878 г.) и периодический "Обзор Всероссийской выставки печатного дела" (1895), Графические искусства", "Вестник графического дела", "Печатное искусство" (1901-1903), "Наборщик". В 1882 г. в Петербурге была основана первая русская фирма типографских машин, а в 1884 г. были открыты две школы по подготовке специалистов печатного дела. В издательском репертуаре на первом месте стояли сочинения русских писателей-беллетристов. Русская литература обогатилась романами И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого. Широкое распространение получила естественнонаучная литература. Издавались труды Д. И. Менделеева, К.А. Тимирязева, И. И. Мечникова и др. Из зарубежных авторов большим спросом пользовались книги Ч. Дарвина, К. Фохта и др. При многих высших учебных заведениях создавались общества естествоиспытателей, которые издавали труды своих членов: "Известия общества любителей естествознания при Московском университете" (с 1866 г.), "Труды С.-Петербургского общества испытателей" (с 1870 г.) и др. Издательскую деятельность вели различные научные общества: Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Общество любителей истории и древностей российских. В области издания специальных научных трудов центральное место во второй половине XIX века занимала Академия наук. Увеличился спрос на книги по истории. В 1872 г. Археографическая комиссия, занимавшаяся изданием источников и древних памятников, приступила к выпуску "Русской исторической библиотеки". Общество любителей древней письменности основало серию "Памятники древней письменности", в которую вошли источники по древней русской литературе. Большое место в общем объеме издательской продукции занимали учебники, тиражи которых достигали 40 тыс. экз. Вместе с тем доминирующее положение по тиражам занимали книги религиозного содержания и лубочная литература. Лубочные издания в 60-е и 70-е годы XIX века достигли значительной степени развития и переживали переломный период - в дальнейшем они во многом изменили свои формы. Лубочную литературу подразделяли на духовную и светскую. К первой категории следует отнести различные "жития", например, "Николая-чудотворца", "Марии Египетской" и различные поучения, например, о пьянстве, о брани, о "страшном суде господнем" и т.д. Ко второй категории относятся прежде всего сказки; например, "Сказка о славном и непобедимом богатыре Еруслане Лазаревиче и о супруге его - прекрасной Анастасии Вахрамеевне" и т.п. Заметное место в лубочной литературе занимали также псевдоисторические книги, наполненные описаниями подвигов того или иного исторического "героя" или "злодея", например, Дмитрия Донского или Ивана Мазепы. Среди лубочных изданий нередко попадались сочинения классиков, чаще всего переделанные составителями лубочных книг для того, чтобы выдать издателю такое произведение за свое и получить гонорар, а иногда и для того, чтобы сделать повесть более эффектной. Так, повесть Н. В. Гоголя "Вий", неузнаваемо перекроенная, была издана под названием "Страшная красавица, или три ночи у гроба", повесть А.П. Мельникова-Печерского "В лесах" - под названием "Пещера в лесу, или труп мертвеца" и т.д. В большом количестве издавались всякого рода "песенники", "оракулы", "снотолкователи", книги по астрологии, самолечебники и т.п. Среди лубочной литературы были книги для деревни, составлявшие наиболее значительную ее часть, а также литература для "городской улицы": письмовники, сборники куплетов и анекдотов, бульварные романы и тому подобные издания. Литература этого рода отнюдь не составляла особенность русского лубочного книжного дела - она была очень развита и в западноевропейских государствах, в частности в Германии. Во второй половине XIX века делались попытки создания дешевой и доступной книги, полезной по содержанию и адресованной непосредственно для "удовлетворения потребности чтения в народе". Развернули свою деятельность комитеты и общества грамотности, которые стремились издавать книги для народа и таким образом бороться с лубочными изданиями. В 1861 г. возникло в Москве "Общество распространения полезных книг", которое ставило своей задачей издание книг "для народного и детского чтения". Однако Общество не смогло дать книгу, нужную по содержанию и подходящую по изложению для деревни, и выпускало бессодержательные переводные рассказы "нравоучительного" характера, написанные без знания и понимания интересов тех читателей, для которых они предназначались. Другое издательство под названием "Общественная польза" было образовано в начале 1860 г. Для него было характерно отсутствие четкой читательской ориентации. Оно осуществляло выпуск книг разной степени трудности: от многотомных изданий ("История России с древнейших времен" С.М. Соловьева, "История Французской революции" Л. Блана и др.) и естественнонаучных трудов (Д.М. Менделеева, К.А. Тимирязева и других ученых) до научно-популярных изданий, но делало это крайне неумело. Поэтому его книги, сухие и скучные, написанные как учебник, не годились для широкого круга читателей. Поэт Н.А. Некрасов в 1862 г. предпринял первую попытку создания литературы для народа, начав выпуск серии " Красные книжечки ", которая должна была состоять из рассказов и стихотворений русских писателей. Цензура прекратила выпуск серии. Тем не менее работа, проделанная в 60-е годы по созданию общедоступной книги, имела большое значение, так как после ряда неудачных опытов можно было найти причины, которые обусловливали ее неуспех, и наметить более правильный путь. Уже в конце 70-х годов стало ясно, что книга лишь тогда найдет доступ к читателю, когда будет яркой по внешности и доступной по изложению и цене. Определенную положительную роль сыграли Московский и Петербургский комитеты грамотности, выпуская дешевые серии изданий классиков, научно-популярные брошюры по истории и краеведению, много учебников, наглядных пособий. Московский комитет начал свою деятельность в середине 70-х годов, издав несколько рассказов Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Серьезнее и успешнее приступил к издательской деятельности Петербургский комитет грамотности в начале 80-х годов. В комитет пришли представители интеллигенции - А.М. Калмыкова, крупные педагоги - В.Н. Чарнолуский, Г.А.Фальборк, Н.А. Рубакин и др. Была создана издательская комиссия, которая приступила к своей основной задаче - выпуску книг для народа, произведений Л.Н. Толстого, Т.Г. Шевченко, А.Ф. Погосского и многих других, вышедших в серии "Народные издания". В 1885 г. возникло издательство " Народная библиотека ", которое ставило своей целью распространение в народе полезных книг и противодействие лубочным изданиям. Владельцем издательства был В.Н. Маракуев, который издавал произведения не только русских писателей, но и зарубежных - У. Шекспира, Г. Флобера, Г.-Х. Андерсена, Ч. Диккенса, Г. Бичер-Стоу, а также книги по сельскому хозяйству. Постепенно народная книга начинает вытеснять лубочную продукцию. Учитывая возрастающий спрос на дешевые книги для народа, крупные книжные фирмы брались за их выпуск. К середине 80-х годов XIX века вокруг Л.Н. Толстого образовался круг людей (В.Г. Чертков, Н.П. Щепкин, Р.Л. Писарев, В.Н. Маракуев), заинтересовавшихся идеей писателя выпускать книги для народа. Это должны были быть дешевые (по цене лубочных изданий) книжки и картины русских и иностранных художников с соответствующими подписями. Так было образовано издательство " Посредник " (1884-1935). Специально для "Посредника" Н.С. Лесков написал "Пустопляса", "Прекрасную Азу", "Фигурки"; бесплатно передали издательству свои произведения Д.В. Григорович, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и др. Эти издания оформлялись рисунками И.Е. Репина, Н.Н. Ге, В.И. Сурикова, А.Д. Кившенко и др. Было положено начало замечательной серии книжек "Посредника", которые по замыслу организаторов должны были выполнять роль проводника идей радикально настроенной интеллигенции массовому читателю. Организаторы издательства "Посредник" надеялись на активный спрос и старались расширить репертуар изданий: печатали популярную литературу по сельскому хозяйству, медицине и духовно-нравственную литературу. Издательство выпускало журналы: "Маяк", "Свободное воспитание" и др. Цена изданий "Посредника" составляла 90 коп. за сто штук. Книжки "Посредника" пользовались успехом в основном в среде малоимущего городского населения и сельской интеллигенции. Крестьяне покупали их неохотно. Печатались издания в типографии И.Д. Сытина, взявшего на себя также и распространение изданий "Посредника". Ход дела заставлял Сытина расширять и модернизировать производство, вкладывать в него все новые и новые средства. Для улучшения качества печати он завел цинкографию, открыл переплетную мастерскую, купил типографию Орлова. Сотрудничество "Посредника" с Сытиным продолжилось до 1904 г. Оживление книжного дела под влиянием открывшихся экономических возможностей и изменившихся социальных условий заставило предпринимателей искать коллективные формы организации своей деятельности. В пореформенной России существовало два вида капиталистических объединений: торговые дома (товарищества полные и товарищества на вере), участие в которых в качестве учредителя влекло за собой полную ответственность по делам фирмы, и акционерные компании (паевые товарищества), члены которых несли ограниченную ответственность, в зависимости от вклада в основной капитал предприятия. С конца 80-х годов акционерные компании стали преобладающей формой предприятий в промышленности России. Тем не менее удельный вес акционерных предприятий книжного дела был незначителен. Товарищества на паях были преобладающей формой организации предприятий в книжном деле. Многие из них сохранили "семейный" характер, и проникновение посторонних лиц в такого рода товарищество было затруднено. Первая акционерная компания в области книжного дела была создана в 1858 г. Это был торговый дом "С.Д. Струговщиков, Г.Д. Похитонов, Н.И. Водов и Ко". Цель фирмы - издание общедоступных сочинений по разным отраслям "естествоведения" и чтение лекций в этом же направлении. В 1860 г. фирма была преобразована в паевое товарищество, которое получило название "Общественная польза Качественные изменения в отечественном книжном деле, а именно усовершенствование типографского производства, становление крупных частных издательств, их специализация, рост литературных сил, расширение издательского репертуара, привлечение новых слоев покупателей привели к существенным переменам во внешнем облике книги. Издания, предназначенные не для избранных слоев дворянства, а для разночинной интеллигенции, которая в конце XIX века пополнилась читателями из рабочей и крестьянской среды, отвечали новым утилитарным требованиям по объему, качеству и цене. По большей части книги выпускались компактные, с большим полем набора, с убористым, хотя и скучным шрифтом. Существовали в это время книги "подарочного" типа - таковы, например, некоторые издания М.О. Вольфа. Но и та роскошь, на которую они претендовали, нередко довольно далека от настоящего искусства книги и в лучшем случае сводилась к подражанию тем или иным заграничным изданиям, предназначенным для состоятельных покупателей. Важную роль в формировании книги второй половине XIX века играли издатели, стремившиеся выпускать книги, которые с их точки зрения, имели определенную культурную ценность. Русская книга искала новые методы и виды оформления, и в этом плане можно указать на книгу "Жертва морали" Тарновского (Москва, 1871 г., фотолитография Леонтьева), где иллюстрации были отпечатаны литографским способом с камня, на который был нанесени набор той страницы, где помещены иллюстрации. Это почти единственный пример книги, где рядом с листом типографской печати оказывается лист, в котором полностью и шрифт и рисунок выполнены в технике литографии. В это время появляется в России и фотомеханический способ, с помощью которого воспроизводятся в отдельных изданиях рисунки того или иного художника по типу прежних альбомов с гравюрами или литографиями. В 1879 г. в издательстве Вольфа был выпущен в крупном формате альбом "Женщины русских писателей", в котором были наклеены настоящие фотоотпечатки снимков с экспозиции польско-литовского мастера Э. Андриолли. М аврикий Осипович Вольф (1825-1883) после окончания варшавской гимназии поступил учеником в книжный магазин А.Е. Глюкберга, затем практиковал в Париже, Лейпциге, Праге, Вильнюсе, Кракове. В 1848 г. переехал в Петербург и поступил на работу в книжный магазин Я.А. Исакова, на должность заведующего французским отделением. Через пять лет он оставил Исакова и открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи с издателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжного магазина он приступил к изданию книг на русском языке. Книгоиздание М.О. Вольфа носило универсальный характер: выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детская литература. Переиздавались неоднократно собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.И. Даля и др. В книжной продукции Вольфа видное место занимали серийные издания: "Библиотека знаменитых писателей", "Нравственные романы для юношества", "Наша библиотека", "Библиотека юного читателя" и др. В конце 70-х годов Вольф приступил к выпуску многотомного издания "Живописная Россия". Роскошно оформленное издание в двадцати книгах было завершено в начале 1900-х годов. Видные деятели русской науки и культуры - Г.Н. Потанин, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др. - принимали участие в составлении "Живописной России". Кроме книг, издательство Вольфа выпускало журналы: "Вокруг света", "Новь", "Новый мир", "Задушевное слово" (в двух изданиях) и др. Большинство изданий он печатал в своей типографии, организованной в 1856 г., а в 1874 г. он присоединил известную в то время типографию В.И. Головина. В 1878 г. приобрел знаменитую словолитню Е. Ревильона. Магазины книгоиздательства успешно работали в Москве, Могилеве и Витебске. Ведущую роль книгоиздательство сыграло в распространении иностранной книги в России. С именем М.О. Вольфа связана судьба другого крупного издателя и книготорговца Адольфа Федоровича Маркса (1838-1904), который родился в Штеттине в семье фабриканта башенных часов Ф. Маркса. Получив среднее образование, он работал приказчиком в известной книжной торговле Гиршвальда. В сентябре 1859 г. по приглашению книготорговца Ф.А. Битепажа А.Ф. Маркс переехал в Россию. Проработав здесь около пяти лет, перешел к М.О. Вольфу, а в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала "Для семейного чтения" - "Нива". При всей широте программы журнала, включающей исторические очерки, биографии знаменитых людей, описание путешествий, стран и городов, популярные статьи по науке и искусству, медицинские советы, Марксу все время приходилось заботиться о том, чтобы опережать конкурентов в борьбе за читателя. Поэтому в 1879 г. он с разрешения Министерства внутренних дел начал выпускать бесплатные приложения к "Ниве" - картины, портреты, календари и т.д. Тираж журнала достиг невиданной цифры - 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать с другими издательствами. В числе наиболее известных изданий фирмы - выпущенные в качестве приложений собрания сочинений В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и др. Наряду с книгами Маркс выпускал картографические издания, например "Большой всемирный настольный атлас", "Всеобщий географический и статистический карманный атлас" и др. По завещанию А.Ф. Маркса, после его смерти издательство было преобразовано в акционерное общество "Товарищество издательского и печатного дела А.Ф. Маркс". Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) был крупным текстильным фабрикантом. Определенную роль в формировании общественных взглядов сыграли его взаимоотношения с членами московского кружка передовой интеллигенции, руководимого профессором всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановским. Самым близким Солдатёнкову человеком в кружке был Н.Х. Кетчер - переводчик Шиллера, Гофмана, Шекспира. Именно по инициативе Н.Х. Кетчера было создано издательство К.Т. Солдатёнкова и Н.М. Щепкина. Их первой книгой стали "Стихотворения" А.В. Кольцова, выпущенные в феврале 1856 г. Через год был открыт магазин Щепкина и Солдатёнкова на Лубянке. В 1862 г. книжная компания распалась, и затем в течение почти сорока лет Солдатёнков выпускает книги только под своей фамилией. Первой книгой, изданной им в 1862 г. своей единоличной фирмой, был роман "Отцы и дети" Тургенева. Среди книг, выпущенных Солдатёнковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий. Русская культура обязана К.Т. Солдатёнкову изданием переводов многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук. Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых: историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского и др. Следует отметить серию "Библиотека экономиста" - произведения А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, Д. Юма и др.; памятники мировой классики - "Илиада" Гомера, "Гулистан" Саади, "Драматические произведения" У. Шекспира (9 т.) и др. 19 мая 1901 г. К.Т. Солдатёнков умер в своем кунцевском имении. По его завещанию книги и право на их переиздание были переданы Москве, а личная библиотека - Румянцевскому музею. Наряду с рассмотренными книжными фирмами важную роль начинают играть предприятия иного типа - организованные людьми с достаточно высоким уровнем образования, которые смотрели на издательскую деятельность как на культурную и общественную работу, строя ее вместе с тем на основе самоокупаемости. Таковы книгоиздательства Ф.Ф. Павленкова, Л.Ф. Пантелеева, О.Н. Поповой и М.В. и С.В. Сабашниковых. Русский книгоиздатель Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) родился в Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию. Свое первое издание - переведенную им же небольшую книгу "Собрание формул для фотографии" Е. Бертран
|