Студопедия — Меркурианские диаспоры в Восточной Европе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Меркурианские диаспоры в Восточной Европе






Иммиграции таких групп нередко способствовали сами правители.

См. Фирдоуси, т.V, стр.340-341: «Бехрам призывает лури из Хиндустана», и комментарий Бессонова. Указание на легендарный характер этих сведений.

[Бехрам призывает лури из Хиндустана)

Мобедам [5] владыка послания слал.

Кто беден, тому одеяния слал.

Спросил: «Без заботы живущие кто?

15250 И кто в нищете, неимущие кто?

Как есть, обо всём известите меня,

Ко свету, скажу, поведите меня».

Такой повелителю слали ответ

И знатный, и мудрый, и каждый мобед:

«Мы видим цветущими землю, дела,

Звучит непрестанная всюду хвала.

Но жалоба всюду слышна бедняка

Такая: мол, бедных судьба не легка!

Мол, с чашей когда восседает богач,

15260 Венок из цветов надевает богач,

Под пение ченга [6] пирует, меж тем

Людьми бедняков не считает совсем.

Пьёт бедный без роз и без ченга вино,

Богатым лишь радовать сердце дано...»

Потешила шаха послания суть.

Отправил коня быстроногого в путь:

К Шенголу [7] гонца своего отрядил.

«О царь-избавитель — в письме говорил,—

Обоего иола сто сотен лури,

15270 Бербетом [8] владеющих, нам отбери».

Когда же к царю они прибыли, тот

Открыть им дорогу веленье даёт.

Ослов и быков уделил пришлецам,

Лури земледельцами сделал Бехрам.

И тысяча также харваров [9] зерна

Хранителем царским была роздана.

Затем, чтоб пахал на ослах и быках,

Выращивал свой урожай на полях,

Дабы музыкантом он стал беднякам,

15280 Всегда безвозмездно играл беднякам.

Тот съел и быков, и харвары зерна,

Пришёл через год, на щеках желтизна.

Царь молвил: «Как видно, тебе не под стать

Ни сеять, ни жатву с полей собирать.

Остался осёл. Что ж, осла нагружай,

Да руд [10] мастери, да струной оснащай!»

Поныне лури, слову верному в лад,

По свету, прокорма ища, колесят.

Сосед и попутчик — собака да волк,

15290 Ночлег по дорогам, татьба под шумок.

В отличие от Англии, Франции или Китая, многие страны Центральной и Восточной Европы опоздали с государственным развитием и вышли на историческую арену, уже имея сильных соседей с развитой городской культурой, торговлей и ремеслом. Чтобы отставание не стало безнадёжным, короли «импортировали» недостающих специалистов, не столько покровительствуя собственным горожанам и помогая им перенимать чужой опыт (как пытался сделать Пётр Великий или Советская власть), сколько приглашая ремесленников, торговцев и интеллигентов из других стран, в основном из соседней Германии. В Польше, Венгрии (с Трансильванией и Хорватией), Чехии очень долго дворянство и крестьянство было национальным, а вся буржуазия – либо немцы, либо евреи-ашкенази (то есть выходцы из той же Германии, говорящие на идише – швабском диалекте немецкого языка). По той же причине натурализованными иностранцами в этих странах было большинство врачей, юристов, учёных-естествоиспытателей, нередко литераторы и т. д. Этот способ ускоренного развития не исчез и в дальнейшем: ещё в XVIII в. Мария Терезия и Екатерина II приглашали в свои империи колонистов любой национальности, обладавших полезными навыками и хотя бы небольшим капиталом. Эдикт Марии Терезии от 1749 г. гарантировал им льготы, которых не было у коренного населения австрийских владений, включая свободу от налогов и даже веротерпимость. Естественно, платить за такую политику должны были местные жители. Даже в XX–XXI вв. такую политику проводит самая развитая страна в мире – под именем brain drain («перекачки мозгов»).

В результате, например, в Российской империи сложилось несколько крупных диаспорных групп. Самой многочисленной из них были евреи – начиная с 1770‑х годов. Тогда Екатерина II, завоевав Северное Причерноморье, начала приглашать в этот край любых переселенцев, обещав им свободу вероисповедания. Ведь крепостная Россия не могла дать много переселенцев, а без быстрой колонизации сохранялась опасность, что Османская империя вернёт эти земли себе. Кроме того, в результате разделов Польши в 1772–1795 гг. и их пересмотра в 1815 г. в состав России было включено почти 90 % территории бывшей Речи Посполитой, где в то время жило около половины всех евреев мира. На их долю осталась мелкая торговля и часть сферы интеллигентных профессий. Российские евреи были обязаны жить в пределах «черты оседлости» (Украина, Белоруссия, Прибалтика, российская часть Польши), покинуть которую могли лишь при трудноисполнимых условиях: капитал, дававший ранг купца 1‑й или 2‑й гильдии, либо полный срок службы в армии, либо учёная степень. Только крещение освобождало от этих ограничений. Эти законы были отменены лишь Временным правительством в марте 1917 г.

Однако привилегированной диаспорой были российские немцы – как выходцы из Прибалтики, так и иммигранты. В XVIII в. Германия пребывала в жалком состоянии, поэтому энергичные и талантливые люди охотно покидали её. В 1869 г. «на долю немцев (составляв­ших около 6,8 % населения города) приходилось 37 % пе­тербургских часовщиков, 25 % булочников, 24 % владельцев текстильных фабрик, 23 % владельцев предприятий по обработке металлов, 37,8 % администраторов крупных предприятий, 30,8 % инженеров, 34,3 % врачей, 24,5 % школьных учителей, 29 % воспитателей и гувернеров. Немки составляли до 20,3 % “среднего медицинского пер­сонала” (акушерки, сестры милосердия, хозяйки и работ­ницы аптек), 26,5 % школьных учительниц, 23,8 % класс­ных дам и гувернанток и 38,7 % учительниц музыки и пения. В 1905-м на долю немецких подданных русского царя приходилось 15,4 % корпоративных управляющих Москвы, 16,1 % — Варшавы, 21,9 % — Одессы, 47,1 % — Лодзи и 61,9 % — Риги. В 1900-м по империи в целом российские немцы (1,4 % населения) составляли до 20,1 % основателей компаний и 19,3 % их управляющих (самые высокие относительные показатели среди всех этничес­ких групп). Важнейшие научные учреждения (включая Академию наук) и профессиональные ассоциации России изначально комплектовались немцами и — до середины XIX века, а иногда и позже — пользовались немецким языком в качестве основного» (Слёзкин 2005: 152-153). К этому следует также прибавить 100 % членов царствующего дома и огромный процент немцев в правительственных органах: «В 1880-е годы российс­кие немцы (1,4 % населения) занимали 62 % высших по­стов в Министерствах почт и коммерции и 46 % в Военном министерстве» (там же: 152), этот процент ненамного снизился даже в годы Первой мировой войны. Помимо особенностей, характерных для многих письменных меркурианцев («вы­сокий уровень грамотности, сильные общинные институ­ты, чувство культурного превосходства, международные родственные связи и множество специально культивиру­емых технических и лингвистических навыков» – там же: 151), немцы особенно привлекали русское правительство тем, что привыкли служить не стране, а нанявшему их государю: таким образом, в отличие от русских чиновников и интеллигентов, от них можно было меньше ожидать участия в антиправительственных движениях. (Правда, и тут нашлись исключения, вроде П.И. Пестеля, К.В. Кюхельбекера и лейтенанта П.П. Шмидта). После 1917 г. немцы утратили в России своё исключительное положение. Многие из них выехали в Германию и сыграли немалую роль в развитии немецкого национализма. Однако многие предпочли остаться в России и продолжают играть видную роль в политике и культурной жизни. Достаточно назвать такие имена, как политики Г.О. Греф, Б.Г. Рейтер и Э.Э. Россель, полярный исследователь Э.Т. Кренкель, олимпийские чемпионы В.Н. Брумель и Д. Ригерт, великий реформатор театра В.Э. Мейерхольд, один из создателей советской космонавтики академик Б.В. Раушенбах, филолог-структуралист В.Я. Пропп, выдающийся востоковед академик В.В. Струве, крупнейшие математики О.Ю. Шмидт и С.О. Шмидт, актрисы кино Т.И. Пельтцер и А.Б. Фрейндлих, пианисты С.Т. Рихтер и Г.Г. Нейгауз, композитор А.Г. Шнитке…

Итак, разные социальные функции были разделены между разными этническими группами – во имя того, чтобы титульный этнос сохранял патриархальную чистоту. Хозяевам меняться не полагалось: Испания всегда рыцарственна, Франция галантна, Русь православна, – а об изменениях (от «быстрого реагирования» до прогресса) должны были заботиться чужаки, каждый из которых приглашался на определённую роль. Но это вело к тому, что сословия превращались в этносословия, каждая социальная ниша была занята представителями лишь одной-двух национальностей (и напротив, каждая национальность занимала не все ниши), а черты общественного сознания, по всем законам марксизма определяемые общественным бытием, воспринимались как этнические и врождённые. Например, казалось естественным, что все евреи – торговцы или ростовщики: на эту социальную роль они и были приглашены. Других путей у них не было: даже при всём желании они не могли ни стать крестьянами (как правило, не было свободных земель), ни войти в ряды знати (за немногими исключениями, как в Кастилии XIII века, столь завидное положение не давалось чужакам), а интеллигентные профессии очень долго были слишком немногочисленными, чтобы восприниматься как нечто отдельное.

Для архаического сознания крестьян и сельских помещиков логичен был вывод: буржуазная психология – этническое свойство этих иммигрантов, тем более что они резко отличались от всех окружающих языком, стилем поведения и даже религией (после Реформации последнее стало касаться и немцев-лютеран). Если же свой человек дорастал до положения буржуа и начинал (волей-неволей, в силу законов, диктуемых социальным бытием) вести себя так же, легко было представить, что он попросту «онемечился» или «научился у евреев». И напротив, психология аристократизма казалась традиционным свойством «благородных» наций, а не результатом того, что в этих нациях представлены не все социальные группы. Характерно, что с 1649 г., когда евреям вновь, после более чем трёхвекового перерыва, было позволено жить в Англии, где даже среди дворянства уже господствовали буржуазные ценности, и до наших дней антисемитизм в этой стране не возник. Не было его и в Италии, где национальная буржуазия сложилась в эпоху Возрождения, а знать очень часто как раз была пришлой.

 

О волохах, об их распространении как раз после чумы на опустевших землях. Впечатления Кекавмена. Военной власти не было долго именно потому, что меркурианцам она не свойственна. Их археологическая неуловимость = отсутствие «еврейской архитектуры» (Слёзкин 2005: 19). Параллель с цыганами, которые ведь тоже не одного происхождения. Израиль средних веков? Попытка меркурианцев перейти к оседлости и стать аполлонийцами?

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия