Студопедия — Диаспоры новые
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диаспоры новые






Армянская, греческая и еврейская диаспоры на территории бывшего СССР имеют глубокие исторические корни и различны по своему происхождению. Все три диаспоры разного возраста и находятся на разных стадиях "диаспоризации". Эти народы в России и в других республиках бывшего СССР дают хороший пример того, как принадлежность общины к диаспоре меняется в пространстве и во времени. Исторически настоящими диаспорами были еврейская и греческая, поскольку центры этих наций были расположены за пределами Российской Им­перии и бывшего СССР. Армянские общины на протяжении последних двух веков формировались в результате миграций армян в границах одной страны -- России, в состав которой входила часть их исторической родины (табл. 1).

Современное пространственное распределение армянской, греческой и еврей­ской диаспор на территории бывшего СССР имеет некоторые общие черты и в то же время значительные различия, прежде всего в численности: по данным послед­ней переписи населения, в Советском Союзе было 4,6 млн армян, 1,4 млн евреев и 351 тыс. греков (табл. 2).

Первоначально армянские общины возникли во многих странах, включая Россию, в результате массовых переселений и депортаций армян из Армении, тяжелого экономического, национального и религиозного гнета со стороны иноземных захватчиков. Первые армянские колонии были основаны до начала V века н. э. в странах Ближнего Востока. В дальнейшем в результате арабского владычества (VII -- IX века) и нашествия сельджуков (XI век) эмиграция приня­ла более массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В XI-- XIV веках увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие армянские колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и других районах. На рубеже XIV века увеличилось переселение армян в Грузию, Малую Азию, Россию, Крым. В на­чале XVII века армяне основали в Иране город Новая Джульфа. Торговые компании этой крупной армянской колонии были связаны со многими странами мира. В начале XVIII века много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В начале XVIII века Россия официально предоставила армянам убежище [7].

В России армянские колонии существовали в Петербурге (с 1710 года), в Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе. В 1778--1779 годах армяне

 

Распределение еврейской, армянской и греческой диаспор по территории Российской Империи (в %) *

 

Названия регионов Национальные общины
1989 г. 1897 г. евреи армяне греки
Молдавия Бессарабия 7.49    
Литва   20.79    
  Ковенская губ. 14,14    
  В иле некая губ. 6,65    
Белоруссия   32.83    
  Витебская губ. 5,72    
  Гродненская губ. 9,15    
  Минская губ. 11,28    
  Могилевская губ. 6,68    
Украина   31.87    
  Екатеринославская 3,25   25,38
  Киевская губ. 6,96    
  Подольская губ. 12,13    
  Полтавская губ. 3,62    
  Таврическая 1,82 1,04 9,38
  город Одесса 4,09   2,64
Российская Федерация Россия (без Польши и   4.70 20.89
  Финляндии)      
  Обл. Войска Донского   3,10 1,17
  Кубань   1,60 10,48
  Черноморский округ     3,10
  Терская обл.     6,14
Грузия     25.60 21.66
  Тифлисская губ.   22,80 14,12
  Кутаисская губ.   2,80 7,54
Армения Эриванская губ.   51,36  
Азербайджан Елисаветпольская губ.   6,08  
Турция, Карсский вилайет Карсская обл.   8,55 16,97
Итого   92,88 97,33 96,92

* Учтены только территории, на которые приходится более 1 % еврейского, армянского или грече­ского населения Российской Империи. Таблица составлена по данным переписи населения 1897 года [51.

 

основали в устье Дона несколько сел и город Нор (Новый) -Нахичевань. В армян­ских колониях шла оживленная общественно-политическая жизнь, в них откры­вались школы, типографии, театры, функционировали армянские церкви [ 8].

Сложившаяся армянская диаспора на территории России и бывшего СССР за время своей истории претерпевала существенные изменения, которые следовали за политическими сдвигами. После присоединения Армении к России армянская диаспора стала внутренней на территории России и Украины и была таковой до 1991 года, до распада Советского Союза. За время существования СССР она была внутренней на всей его территории. Армянская диаспора на территории бывшего СССР была широко распространена, но наибольшая концентрация армян наблю­дается на юге России, в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в крупных городах.

В самой Армянской ССР проживало 2/3 армян Советского Союза. Вне рес­публики они составляли большинство населения в Нагорном Карабахе и в двух районах Грузии -- Ахалцихском и Ахалкалакском -- близ границы с Арменией. Они проживали также компактными группами в некоторых других районах Грузии и до драматических событий 1988--1990 годов -- в Баку, Сумгаите и некоторых других районах Азербайджана, а также на Северном Кавказе, в Крас­нодарском и Ставропольском краях и во многих крупных городах почти по всей стране. За период между переписями населения 1959 и 1989 годов общее количе­ство армян в СССР увеличилось на 1,8 млн человек, т. е. на 66%.

За 30 лет (1959--1989 годы) армянское население сократилось в абсолютном и относительном выражении (на 4%) только в одном из 88 регионов России -- в примыкающем к Азербайджану Дагестане, где быстро растет мусульманское население. В противовес этому крупные армянские общины в Москве и Ленингра­де выросли, соответственно, в 2,4 и 2,7 раза. Число армян значительно увеличилось также на Северном Кавказе (в 2,3 раза -- в Краснодарском крае, в 2,8 раза -- в Ставропольском и на 25% -- в Ростовской области). За период между переписями 1970 и 1989 годов число армян очень сильно выросло в Тюменской области (в 9,4 раза), в Бурятии (в 7,7 раза), в Амурской области (в 6,8 раза). Такой прирост можно объяснить наплывом на крупные стройки, нефтегазопромыслы Западной Сибири, поскольку строительные профессии относятся к числу традиционных для армян, тюменская же нефть могла привлечь армян-специалистов из Баку.

В отдаленных регионах России почти не отмечено конфликтов между армя­нами и другими группами населения. Армянские общины здесь сохраняют или устанавливают вновь прямые связи с Республикой Арменией (Армянской ССР до 1991 года). Например, армянская община города Красноярска, насчитывающая 15 тыс. человек, организовала после землетрясения 1988 года ассоциацию "Армения" с целью сохранения родного языка, распространения информации об армянской культуре и о положении в Армении, а также чтобы помочь республике выйти из экономического кризиса.

Совершенно иная ситуация на юге России и на Северном Кавказе. После землетрясения 1988 года, погромов в Сумгаите и других городах Азербайджана, с началом войны в Нагорном Карабахе многие крупные российские города с давно укоренившимися там армянскими общинами (Москва, Санкт-Петербург, Саратов и др.) и прежде всего юг страны испытали мощный приток беженцев из Армении и Азербайджана. В 1990 году после резни в Фергане многие армяне вынуждены были покинуть города Средней Азии и переселиться на Северный Кавказ. Позд­нее, в 1992 году, когда разгорелась грузино-абхазская война, новая волна бежен­цев обрушилась на Северный Кавказ. Армянское население Краснодарского края увеличилось в 1979--1989 годах более чем на 50% и на 26% с 1989 года по сентябрь 1992 года, достигнув 230 тыс. человек (только по официальным данным, без учета незарегистрированных беженцев).

Вынужденные мигранты и беженцы искали приют прежде всего у своих родст­венников и поэтому направлялись в районы усиленной концентрации своих со-

 

отечественников. Так, по местным официальным данным, 28,7% армян Абхазии в 1989--1992 годы переселились в город-курорт Сочи, ближайший к Абхазии, с давней и хорошо укоренившейся армянской общиной и к тому же обладающей значительной санаторно-гостиничной инфраструктурой, легко приспосабливае­мой для приема беженцев. Около 6% беженцев из Абхазии направились в Армавир (Краснодарский край), город с наибольшей долей армян среди жителей (12%), одной из старейших армянских колоний. Для части мигрантов Краснодар и другие города края служат транзитным пунктом на пути дальнейших передвижений, но многие хотели бы здесь остаться.

Местное же население, особенно в селах и казачьих станицах, воспринимает новоприбывших как конкурентов при возможной приватизации земли, столь пло­дородной в этих краях, и недвижимости. Нередко все "кавказцы", включая армян, воспринимаются здесь как богачи и мафиози, жаждущие подчинить себе всю торговлю и другие выгодные виды деятельности. Многие беженцы, будучи маргиналами или поневоле ставшими ими, усугубляют криминогенную ситуацию в крае. Нельзя не отметить также противоречия между беженцами (армянами и азербайджанцами, количество которых в Краснодарском крае с каждым годом растет). Эта ситуация беспокоит коренную местную армянскую диаспору и не позволяет переселенцам интегрироваться в ее среду.

Могут ли влиять армянская диаспора в России и русское национальное меньшинство в Армении на взаимоотношения между обоими государствами? Число русских в Республике Армения столь мало, что они не могут влиять на ее политику. Политическая ситуация и многовековые традиции побуждают Армению к союзу с Россией. Армянская диаспора в России могла бы влиять на взаимоотношения между обеими странами, если бы не была столь разобщена, разнородна и неорганизована. Армянские общины в России большей частью далеки от политической жизни Армении. Потомственные члены старых ар­мянских общин глубоко, вплоть до обрусения, интегрированы в российскую жизнь, а новые переселенцы происходят чаще всего не из Армении, а из Азербайд­жана и других регионов бывшего Советского Союза. Впрочем, во влиятельных политических кругах России есть несколько заметных фигур армянского происхождения. Не занимаясь специально армянскими проблемами, но будучи большей частью проводниками политики "сильной России", что в конечном счете выгодно Армении, они косвенно способствуют укреплению связей между обеими странами.

Численность евреев в бывшем СССР до 1960 года была сопоставима с количе­ством армян (соответственно, 2,3 и 2,8 млн человек в 1959 году), но в последующие три десятилетия динамика развития обеих диаспор была весьма различна. Количество еврейского населения на территории СССР, по данным переписи населения 1989 года, составило 1,4 млн, а по другим оценкам варьировало от 2,3 до 5--6 млн (мы придерживаемся официального источника -- переписи насе­ления).

Первые еврейские общины появились на территории Древней Руси -- в Киеве и других городах -- в XI веке. Еврейская диаспора в бывшем СССР была вторичной по своему происхождению: евреи пришли сюда из Европы, прежде всего из Германии и Польши, и были носителями языка идиш. Их доля в насе­лении Российского государства увеличилась после раздела Польши в конце XVIII века и присоединения правобережья Днепра и Белоруссии к России.

В истории еврейской диаспоры в России, к сожалению, было немало черных страниц. В 1796 году правительство установило "черту оседлости", ограничившую расселение евреев в империи Бессарабской, Виленской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Ковенской, Минской, Могилевской, Подольской, Полтав­ской, Таврической, Херсонской, Черниговской и Киевской губерниями (за исклю­чением городов Киева, Севастополя и Ялты). В течение XIX века периоды относительного "либерализма" (при Александре I и Александре II) сменялись новыми репрессиями и погромами. Во всех странах преобладающая часть

 

еврейских иммигрантов за период 1875--1917 годов происходила из Российской Империи. Только официально зарегистрированные погромы во время граждан­ской войны унесли более 200 тыс. жизней. В советскую эпоху (за исключением 20-х годов) также проявлялись более или менее очевидные формы антисемитизма, особенно в конце 40-х -- начале 50-х годов.

По официальным данным, число евреев в СССР сократилось за 1959--1989 годы более чем на 1/3 -- с 2,3 до 1,4 млн человек. Это сокращение лишь частично можно объяснить эмиграцией: по данным международных еврейских организаций, эмиграция евреев из СССР за 1959--1990 годы не превысила 300 тыс. человек. Гипотеза о "естественном" сокращении в результате преобладания смертности над рождаемостью также не подтвердилась. В наибольшей мере сокращение численности еврейского населения в СССР объясняется его быстрой ассимиляцией: если в 1970 году 17,7% советских евреев считали идиш своим родным языком, то в 1989 году -- только 8,9%. Кроме того, во многих смешанных семьях детей записывали русскими, украинцами и т. д. Из всех данных наиболее показательна статистика эмиграции.

Среди еврейского населения на территории бывшего СССР имеется несколько особых групп: горские евреи (таты), среднеазиатские (бухарские), грузинские, крымчаки. Некоторые ученые включают в эту группу и караимов, но следует учитывать, что самоидентификация караимов имеет разночтения. Остальные указанные группы объединены по религиозному признаку, хотя они говорят на разных языках, имеют различное этническое происхождение и культуру. Ис­торически они происходят от древнего населения Израильского и Иудейского царств. Позднее они смешались с местными народами и приняли их язык и культуру.

Евреи Средней Азии говорят на диалектах таджикского языка и живут в крупных городах Узбекистана, прежде всего в Бухаре. Таты говорят на персидских языках и населяют южные районы Дагестана и другие республики Северного Кавказа, однако таты Азербайджана -- мусульмане (шииты); сущест­вует также группа татов-христиан (монофизитов). Крымчаки -- небольшая этническая группа (1,5--2 тыс. человек), проживающая в городах Крыма (Симфе­рополе, Севастополе, Керчи, Феодосии) и Кавказа (Новороссийске, Сухуми). Их язык относится к тюркской группе, но в настоящее время большинство считает своим родным языком русский. Предполагают, что крымчаки образовались в результате смешения древнего местного населения с евреями, турками и, вероят­но, итальянцами (генуэзцами).

Евреи живут преимущественно в городах центральной части России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Их было много в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Кишиневе, Минске и в областных центрах Украины (Днепро­петровске, Виннице, Донецке, Житомире), а также в Гомельской и Могилевской областях Белоруссии. Более 1/3 еврейского населения было сосредоточено на Украине, где они составляли третью по численности национальную группу после украинцев и русских. В то же время в Еврейской автономной области, искусствен­но созданной в 1934 году на Дальнем Востоке, евреев насчитывалось в 1989 году не более 4% населения, к тому же сократившегося до 200 тыс. человек.

В 1917 году еврейское население было сконцентрировано на западе, юге и юго-западе Украины, т. е. в черте оседлости, определенной для него царским правительством еще в XVIII веке. После революции эта концентрация стала быстро ослабевать в результате миграций в большие города и за границу. В 1989 году в Белоруссии насчитывалось меньше 8% евреев Совет­ского Союза, в Молдавии -- меньше 5%. В период 1959--1989 годов удельный вес еврейской диаспоры в этих исторических районах продолжал сокращаться.

В России численность и доля еврейского населения снизились практически повсеместно, прежде всего в районах Северо-Запада и Центра (Псковская, Брян­ская, Рязанская, Тульская, Калужская области), а также в Воронеже и Ростове,

 

Иркутске и на Сахалине и во многих районах Поволжья. Резко упала численность еврейского населения в Москве (и области) и в Санкт-Петербурге.

В областях Центра и Черноземья, так же как и в Сибири, наблюдается тен­денция к замещению еврейского населения армянскими общинами, однако здесь армяне выступают не в традиционном качестве строителей, а коррелируют с евреями в других своих профессиональных предпочтениях -- в ювелирном деле и вкоммерции.

Греческая диаспора в России и бывшем Советском Союзе никогда не была столь же значительной, как армянская и еврейская. Она отличается большей древностью и большей дисперсностью. Первые греческие колонии появились на берегах Черного моря в античное время, а современная греческая диаспора на территории бывшего Советского Союза сформировалась в основном в XVIII--XIX ве­ках из греков, бежавших от преследований в Оттоманской империи [ 9]. Это выходцы из района Трапезунда и Карсской области, т. е. понтийские греки. Хотя практически все советские греки -- понтийцы, говорят они на разных языках. Часть греков, "урум", говорят на диалекте турецкого языка и проживают преиму­щественно в районе Цалки, в Грузии, и в Донецкой области Украины. Другие греки (ромеи) говорят на понтийском диалекте новогреческого языка.

Численность греков в бывшем Советском Союзе за период 1959--1989 годов увеличилась незначительно из-за интенсивной эмиграции. Казахстанская часть греческой диаспоры бывшего Советского Союза представляет собой наследие сталинских времен, когда греки наряду с другими народами были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. В настоящее время греки возвращаются из мест ссылки, но часто непосредственно на свою историческую родину -- в Грецию. Они направляются также в Краснодарский край и в некоторые крупные города России. Их географическое размещение на территории бывшего СССР меняется в пользу России и в ущерб Украине.

В 1989 году 28% советских греков (из общего количества 351 тыс. человек) было сосредоточено в Грузии, в прибрежных районах Абхазии и в узкой полосе вдоль южных склонов Главного Кавказского хребта (в районе Цалки, вокруг Кобулети); 27% греков проживало на Украине, прежде всего в Приазовье и в Крыму; 25% -- в России, в приморских районах Краснодарского края, по берегам Кубани и в крупных городах; 13% греков проживало в Казахстане.

Армянское, еврейское и греческое население бывшего Советского Союза и в частности России переживает период серьезных изменений, вызванных, с одной стороны, эмиграцией в "дальнее" и "ближнее" зарубежье, а с другой стороны, демократизацией, возрождением национального самосознания, самоорганизацией в территориальные общины и ассоциации, которые образуют национальную сеть, связанную с международной диаспорой.

Эти группы хорошо интегрированы в общество и в то же время сохраняют свою идентичность, их опыт может быть полезным для других национальных общин в бывших республиках СССР.

Крупные политические изменения, такие как распад Советского Союза, неред­ко порождают новые диаспоры и оказывают влияние на существующие. Пока еще трудно сказать, образуют ли в будущем русские и другие народы бывшего Совет­ского Союза настоящие диаспоры. Это будет зависеть от политического развития суверенных государств, которые объективно заинтересованы в интеграции национальных меньшинств и в поддержании их уровня жизни. История круп­нейших мировых диаспор очень поучительна. Для России их опыт полезен с точки зрения защиты прав русского национального меньшинства в новых государ­ствах -- бывших республиках СССР -- и возможности избежать большого на­плыва русских репатриантов оттуда в Россию, поскольку в современных условиях их абсорбция в России затруднительна. Не менее важно сохранить язык и куль­туру русского национального меньшинства за рубежами России, создать и под­держивать единую систему научной информации и культурных контактов.

 

ЛИТЕРАТУРА

-- Mouradian С. De Staline a Gorbatchev. Histoire d'une republique sovietique: Armenie. Paris, 1990.

-- Народы мира. Историко-этнографический справочник/Под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1988.

-- Kolossov V., Galkina Т., Kouibychev M. La geographie des diasporas et les communautes armenienn
juive, grecque de I,ex-URSS//Bruneau M. (coordinateur). Diasporas. Paris, 1995. P. 132--150.

-- Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории. М., 1991.

-- Перепись населения Российской империи, 1897. СПб., 1898.

-- Население СССР. 1989. Статистический ежегодник. М., 1990.

-- Армения. Энциклопедия путешественника. Ереван, 1990.

-- Александропулос М. Армяне. М., 1990.

-- Вопросы истории понтийских греков в России. Сборник научных статей. Вып. 1. Пятигорск, 1994.

No В. Колосов, Т. Галкина, М. Куйбышев, 1996

 

Диаспоры новые

Обзор этносов по регионам – ещё не полный обзор. Дело в том, что существуют народы, которые невозможно отнести к одному конкретному региону. В таких случаях говорят о диаспоре.

Диаспора (по-гречески «рассеяние») – это этнос или его часть, для которых характерно проживание вне своей исходной территории в качестве меньшинства при сохранении собственных этнических особенностей, резко отличающих их от большинства населения («принимающих этносов»). В наши дни ни одна территория в мире уже не может считаться строго моноэтничной, и у каждого народа есть своя диаспора. Это не какая-то особенность современности, а естественный процесс, происходивший всегда и всюду.

По своему характеру диаспоры делятся на три группы, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдём.

Вариант 1: собственно диаспора, или эмиграция

Прежде всего, это часть этноса, по каким-либо причинам покинувшая родину. Такова, например, русская диаспора. «Атлас народов мира» 1964 г. отмечал проживание русских в 16 странах мира за пределами тогдашнего СССР (при том, что группы менее 5 тысяч человек в этом издании не учитывались). Её крупнейшими очагами были США (750 тыс.), Канада (120 тыс.), Бразилия (50 тыс.), Франция и Аргентина (по 45 тыс.). Украинская диаспора в том же году насчитывала 11 стран, включая Канаду (475 тыс.), США и Польшу (по 100 тыс.). И это при том, что украинцы, жившие в других союзных республиках, кроме УССР, считались живущими на родине.

История русской диаспоры начинается ещё с XIV века, когда земли древней Руси были поделены между Литовским великим княжеством и княжествами Северо-Востока, в дальнейшем объединившимися вокруг Москвы. Далеко не сразу стало ясно, что восточнославянское население Литвы (а в дальнейшем Речи Посполитой) – это не просто русские вне России, что они консолидируются в особые этносы – украинский и белорусский. В XVI-XVII вв. усиление самодержавия и крепостного права в России вызвало несколько волн беженцев за её пределы. Так, старообрядцы, преследуемые царской властью, укрывались в Османской империи и Молдове. В северной части нашей республики они до сих пор живут целыми сёлами. И молдавские господари, и османские султаны принимали их очень охотно: как правило, это были люди с твёрдыми моральными устоями, активные (иначе они не покинули бы родину ради сохранения отеческой веры), целеустремлённые, активные в промышленности, и к тому же не было риска, что они выступят в поддержку правительства, от которого бежали. Их оставляли жить по своим законам при условии одной лишь уплаты налогов (обязанность, которую они выполняли очень аккуратно). В XVIII в., после ликвидации Запорожской Сечи, часть казаков ушла в Добруджу (в то время владения султана), основав там Задунайскую Сечь. Их потомки живут там до сих пор, и в их сёлах дети говорят по-русски до семи лет – румынский они впервые начинают учить в школе.

Русская диаспора XIX века – это прежде всего верхушка общества: чиновники (отставные), писатели, артисты, – переселяющиеся поближе к культурным центрам или покидающие Россию по идейным или политическим соображениям. Достаточно вспомнить кружки русских социал-демократов в Швейцарии. Наконец, XX век – эпоха трёх больших волн русской эмиграции. Распад СССР породил четвёртую волну – русских в бывших союзных республиках. По данным ЦРУ на 1994 г., особенно велика была их доля в Казахстане, Эстонии и Латвии; не столь велика, но также очень значительна – в Украине, Молдове, Киргизии, Беларуси (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Russians_ethnic_94.jpg).

В наши дни подсчитать численность русской диаспоры практически невозможно, так как в разных странах действуют разные критерии на этот счёт. Русская Википедия приводит данные о численности русских в 33 странах мира (в сумме 23 млн.человек вне самой России):

(Все цифры – из статьи Википедии «Русские», там же ссылки).

Представители таких диаспор заметно отличаются как от основного населения принимающей страны, так и от их соплеменников на прежней родине. Они обычно сохраняют архаический вариант языка – согласно нормам того времени, когда они покинули свою страну. Так, потомки русских старообрядцев в Турции до сих пор говорят на русском языке XVII века, непонятном приезжему. Французы Канады, оторванные от Франции в 1763 г. в результате Семилетней войны, до сих пор говорят на старом французском языке и называют такси «колесницей». Прочное сохранение традиций для них – одно из средств сохранения себя как обособленной группы.

Судьба такой диаспоры может быть различной. Очень часто её ждёт ассимиляция – растворение среди местного населения с утратой своих особых черт. Однако это возможно лишь тогда, когда культура диаспоры и принимающего этноса изначально близка, а переселенцы не играют в местном обществе специфической, специально для них отведённой роли. Другой случай, естественно ведущий к ассимиляции, – принятие такой общенациональной программы, при которой этнические различия отступают в тень (как это произошло, например, в США в первый век их существования).

Другой исход – репатриацию – вряд ли можно считать реальным (хотя многие на это надеялись – достаточно назвать русских белых эмигрантов). Как правило, при всём подчёркнутом этническом патриотизме члены диаспор, особенно их уроженцы, не стремятся на историческую родину, где они успели стать ещё более чужими, чем в стране нынешнего пребывания [1]. Самый частый случай – это оформление диаспоры в замкнутую группу, подобно тем «меркурианцам», о которых речь ещё впереди.

Вариант 2: ирредента

Второй вариант диаспоры – ирредента. Так некоторые исследователи называют группы, компактно проживающие хотя и за пределами исторической родины, но близ её границ. Первоначально ирредентизмом называлось движение итальянцев, живших в Австро-Венгрии (Южный Тироль, Далмация, Триест) за присоединение этих областей к Италии. XX век дал примеры других движений, аналогичных по сути: немцы в Судетах, венгры в Трансильвании и др. Эти движения сыграли немалую роль в развязывании Второй мировой войны, поэтому положение таких меньшинств в принимающих государствах, как правило, незавидно. Утверждение принципа национального государства создало ирредентистские движения везде, где этнические границы не совпадают с политическими, – то есть практически везде, где государство стремится быть национальным. В наши дни такие движения особо характерны для территории бывшего СССР.

Однако стоит заметить, что не всякая ирредента приводит к движениям такого рода. Так, в Эльзасе и Лотарингии до сих пор компактное большинство составляют немцы, говорящие на швабском диалекте. Тем не менее со времён Великой революции они предпочитали быть гражданами демократической Франции, чем милитаристской Германии, а после захвата ею Эльзаса в 1870 г. боролись за возвращение их области под власть Франции (что и произошло после Первой мировой войны). Точно так же русские белоэмигранты в Маньчжурии готовы были скорее служить китайским или японским властям, чем интересам СССР, поэтому местная власть высоко их ценила. В марионеточном государстве Маньчжоу-го (1932–1945) русские считались одной из пяти основных этнических групп страны и были представлены на её флаге белой полосой.

Вариант 3: «меркурианские» диаспоры

Наконец, третий и самый интересный тип – этносы или этнические группы, живущие в диаспоре постоянно и в основной массе. Самые известные из них – это евреи, армяне, ромы (цыгане). Их положение исследовал профессор университета в Беркли Юрий Слёзкин, назвавший такие группы «меркурианскими». Его анализ выявил чрезвычайно любопытную картину. Конечно, автора интересовали именно евреи, но (и в этом его заслуга) он сумел обойтись без ссылок на какие-то их особые качества (в положительном или отрицательном смысле). Особенность их положения состояла лишь в том, что в странах, где они жили, религия коренного населения также была основана на Ветхом Завете, но иначе понимаемом, что создавало почву для дополнительных религиозных конфликтов. Однако оказывается, что группы, подобные евреям, существуют во всём мире и в очень разных культурах. Таких групп автор насчитал около тридцати, не претендуя на полноту перечня:

  Этнос или группа Регион или «принимающий» этнос
  евреи Европа, часть Азии
  армяне Европа, Ближний и Средний Восток, Южная Азия
  ромы Европа, Ближний Восток
  балтийские немцы Россия
  «странники» (travelers) Ирландия, Англия
  греки-фанариоты Османская империя
  амира (армяне) Османская империя
  ассирийцы (айсоры, несториане) Ближний Восток
  шейх-мохаммади восточный Афганистан
  гхорбаты Афганистан
  парсы Индия
  джайны Индия
  канджары Пакистан
  хумли-хиампа западный Непал
  коли сачук, хуачук Корея
  эта, хинин Япония
  хуацяо (китайцы) Юго-Восточная Азия
  моны Таиланд
  халаби Египет
  инаданы туареги Сахары
  навары бедуины руала
  иебиры Сомали
  фуга, ваата южная Эфиопия
  марги Западный Судан
  гриоты малинке
  ибо Нигерия
  яо район озера Малави
  коороко Васулу (Мали)
  индийцы («банияс») Восточная и Южная Африка
  ливанцы, или «сирийцы» (арабоязычные христиане из Леванта) Латинская Америка, Западная Африка
  * караимы Восточная Европа
  * возможно, волохи до XIII-XIV вв. Юго-Восточная Европа
  * палестинские арабы арабские страны

(Звёздочками обозначены группы, не упоминаемые Юрием Слёзкиным).

Важно заметить, что численный показатель (доля этноса, живущая вне своей исторической родины) — показатель не главный. Так, по данным Андрея Бассо, 70 миллионов итальянцев в наши дни живёт вне Италии, и лишь около 50 миллионов — у себя на родине. [2] А это значит, что разница между «меркурианской» и традиционной диаспорой не так велика, как могло бы показаться по приводимой классификации.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия