Студопедия — две современные концепции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

две современные концепции






Этика ненасилия возникла именно тогда, когда насилие уже правило миром, творило беззаконие. Из истории этики нам из­вестно, что всякое новое течение возникает в противовес суще­ствующей и господствующей тенденции. При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в иде­алах предыдущих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон.

Этика ненасилия обосновывает принципы и методы решения проблем и конфликтов, исключающих применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия — это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отно­шения с людьми, относится ко всему живому, к природе.

Значительная роль в разработке принципов этики ненасилия принадлежит Л. Толстому. Он писал, что призние необходимости противления злу насилием значит оправдание людьми своих при­вычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, власто­любия, трусости, злости. Насилие не есть средство разрешения конфликтов и противоречий: оно ничего не создает, а только раз­рушает.

Этика благоговения перед жизнью — направление, которое возникло в XX в. и связано с именем величайшего гуманиста со­временности — Альберта Швейцера (1875—1965).

Основной принцип этической концепции А. Швейцера — бла­гоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению А. Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии, благогове­ние перед жизнью относится и к природным, и к духовным явле­ниям, преклонение перед естественной жизнью неизбежно вле­чет за собой преклонение перед жизнью духовной.

Объектом нравственного отношения для А. Швейцера стано­вится любая жизнь — человека, природы, животного мира, ми-


кроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех су­ществующих форм жизни.

А. Швейцер подчеркивал религиозный характер своего миро­воззрения, усматривая явно положительные результаты взаимо­действия и взаимопроникновения христианской нравственности и рационалистического способа осмысления мира.

Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает как строгий рационалист с одной стороны, и как тонкий психолог — с другой. Одной из основополагающих является мысль о само­отречении как средстве творческой добродеятельности. Само­отречение в понимании А. Швейцера не обесценивает человека как личность, не обкрадывает его духовно, но позволяет ему осво­бодиться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъективизма в оценке чужих поступков, от стремления судить и осуждать дру­гих, платить за зло злом, мстить и т. п.

А. Швейцер толкует прощение как средство недопущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе пренебречь злом и тем самым как бы отменяет, даже исключает зло.

А. Швейцер постоянно смешивает привычные акценты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фиксирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает бездействие, но активно поддерживает всякое действие, направленное на сохранение жиз­ни. Он вообще никого ни за что не осуждает.


Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет философии

и ее место в системе научного знания................................................ 3

ЛЕКЦИЯ № 2. Что такое философия................................................. 5

ЛЕКЦИЯ № 3. Философия

как теоретическое ядро мировоззрения............................................. 7

ЛЕКЦИЯ № 4. Структура философского знания........................... 9

ЛЕКЦИЯ № 5. Бытие как всеохватывающая реальность... 11

ЛЕКЦИЯ № 6. Познание.

Основные точки зрения на процесс познания................................ 14

ЛЕКЦИЯ № 7. Виды познания.......................................................... 16

ЛЕКЦИЯ № 8. Субъект и объект познания................................... 18

ЛЕКЦИЯ № 9. Общие представления о духе................................ 21

ЛЕКЦИЯ № 10. Материя.................................................................... 23

ЛЕКЦИЯ № 11. Сознание................................................................... 25

ЛЕКЦИЯ № 12. Движение.................................................................. 27

ЛЕКЦИЯ № 13. Пространство и время........................................... 29

ЛЕКЦИЯ № 14. Общие понятия о человеке.................................. 31


ЛЕКЦИЯ № 15. Человек в мире природы...................................... 33

ЛЕКЦИЯ № 16. Понятие общества.................................................. 35

ЛЕКЦИЯ №17. Социальная структура общества....................... 37

ЛЕКЦИЯ № 18. Гражданское общество........................................ 39

ЛЕКЦИЯ № 19. Человек и культура................................................ 41

ЛЕКЦИЯ № 20. Массовая культура............................................... 43

ЛЕКЦИЯ № 21. Типы цивилизаций................................................. 45

ЛЕКЦИЯ № 22. Основные положения

эволюционной теории познания........................................................ 47

ЛЕКЦИЯ №23. Отражение

как четвертое свойство материи........................................................ 49

ЛЕКЦИЯ № 24. Истина как процесс............................................... 51

ЛЕКЦИЯ №25. Критерии истины.................................................... 53

ЛЕКЦИЯ №26. Красота и ценность истины

(единство красоты, истины и добра)................................................ 55

ЛЕКЦИЯ №27. Ложь............................................................................ 57

ЛЕКЦИЯ №28. Заблуждение............................................................ 59

ЛЕКЦИЯ №29. Ценность как категория......................................... 61

ЛЕКЦИЯ №30. Решение проблемы

классификации ценностей в философии.......................................... 63


ЛЕКЦИЯ №31. Закон единства

и борьбы противоположностей......................................................... 68

ЛЕКЦИЯ № 32. Взаимопереход количественных

и качественных изменений.................................................................. 70

ЛЕКЦИЯ № 33. Закон отрицания отрицания............................... 72

ЛЕКЦИЯ № 34. Этапы истории философии................................. 74

ЛЕКЦИЯ № 35. Дофилософские

(дорациональные) мировоззрения.................................................... 76

ЛЕКЦИЯ № 36. Философия

и культура Древнего Востока............................................................ 78

ЛЕКЦИЯ № 37. Античная философия............................................ 80

ЛЕКЦИЯ № 38. Средневековая философия.................................. 84

ЛЕКЦИЯ № 39. Философия Возрождения.................................... 86

ЛЕКЦИЯ №40. Философия Нового времени................................. 92

ЛЕКЦИЯ №41. Монизм, дуализм,

плюрализм в философии XVII в......................................................... 97

ЛЕКЦИЯ № 42. Философия эпохи Просвещения........................ 99

ЛЕКЦИЯ № 43. Философия Канта................................................ 101

ЛЕКЦИЯ № 44. Философия Гегеля................................................ 103

ЛЕКЦИЯ № 45. Антропологический материализм
Фейербаха.............................................................................................. 105

ЛЕКЦИЯ № 46. Философская концепция марксизма............... 107


ЛЕКЦИЯ №47. Философия позитивизма:

этапы развития..................................................................................... 109

ЛЕКЦИЯ № 48. Философия прагматизма.................................... 111

ЛЕКЦИЯ № 49. Герменевтика

как философское направление......................................................... 113

ЛЕКЦИЯ № 50. Сциентизм и антисциентизм............................. 115

ЛЕКЦИЯ № 51. Человек в «философии жизни».......................... 117

ЛЕКЦИЯ № 52. Учения психоанализа и неофрейдизма... 119

ЛЕКЦИЯ № 53. Проблема свободы в экзистенциализме.. 121

ЛЕКЦИЯ № 54. Значение творчества

М. В. Ломоносова для русской философии.................................. 123

ЛЕКЦИЯ № 55. Философские дискуссии западников

и славянофилов..................................................................................... 125

ЛЕКЦИЯ № 56. Философские идеи

Ф. Достоевского и Л. Толстого......................................................... 127

ЛЕКЦИЯ № 57. Философская система В. Соловьева............... 129

ЛЕКЦИЯ № 58. Русский космизм................................................... 131

ЛЕКЦИЯ № 59. Диалектика. Структура диалектики............... 133

ЛЕКЦИЯ № 60. Особенности философской

и религиозной картин мира............................................................... 136

ЛЕКЦИЯ № 61. Понятие культуры в философии...................... 139


ЛЕКЦИЯ № 62. Этапы исторического

развития этических представлений................................................ 145

ЛЕКЦИЯ № 63. Эволюция эстетических идей........................... 147

ЛЕКЦИЯ № 64. Категориальный аппарат

эстетической теории........................................................................... 149

ЛЕКЦИЯ № 65. Практическая сфера

реализации эстетических представлений..................................... 151

ЛЕКЦИЯ № 66. Этика ненасилия

и этика благоговения перед жизнью —

две современные концепции............................................................. 153







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия