Подходы к познанию природы
В результате своей деятельности человек создает совокупность материальных и духовных ценностей, т.е. культуру. Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В процессе познания окружающего мира и самого человека сформировались две культуры: естественнонаучная и гуманитарная. Наука является частью культуры, а естествознание является частью науки. Естествознание является важнейшим элементом культуры человечества, это один из существенных показателей уровня цивилизации. Наука – это система, т.е приведенная в порядок совокупность знаний на основе известных принципов и законов. Естествознание – это комплекс наук о природе, предметами рассмотрения которых являются материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. Естественные фундаментальные науки – математика, физика, химия, биология – формируют естественнонаучную культуру. Гуманитарные науки, искусство, литература, религия, мораль, мифология исследуют духовную жизнь общества – формируют гуманитарную культуру. На начальной стадии познания (мифология) оба вида культур не разделялись, так как познание было обращено одинаково и к природе, и к человеку. Разделению этих культур и наук способствовали их разные цели: естественные науки стремились изучить природу для ее покорения; гуманитарные – изучить человека и его мир. Разные у этих культур и методы познания: рациональный – в естественных, эмоциональный (интуитивный, образный) – в гуманитарных. Главное различие этих двух культур – в истолковании подходов к основным функциям науки (объяснение, понимание, предвидение). Объяснение – это подведение явлений, факта и события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Понимание – способ представления информации, где можно интерпретировать, или истолковывать явления или события индивидуальной, духовной жизни и деятельности, исходя из индивидуального опыта. Предвидение (предсказание) – по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов, теорий), но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными, их предстоит еще открыть. Объяснение – характерно для естественнонаучной культуры, понимание – для гуманитарной, предвидение – используют обе культуры (опирается на статистические законы). В процессе познания Природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Но Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) – это единый, сложный, самоуправляющийся организм. Если Природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки, поэтому дифференциация знаний о Природе должна смениться их интеграцией. Только в наши дни была выработана и сформулирована единая глобальная общенаучная идея – это единство эволюции человека и эволюции Вселенной. Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности человека по многим позициям перекрываются. Поэтому в плане решения конфронтации двух культур и обеспечения интеграции знаний необходима фундаментализация гуманитарного образования и гуманитаризация естественнонаучного. Человечество, вступая в III тысячелетие, реализует путь к единой культуре, направленной на слияние знаний естественнонаучного и гуманитарного направлений, пронизанные различными системными связями. Однако, нельзя допустить полного слияния этих знаний, так как каждое из указанных направлений имеет свою специфику. Познание – Обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Основные формы познания: чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное (понятие, суждение, умозаключение). Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Знания (познание) разделяются на ненаучные (обыденные) и научные. Обыденными знаниями люди пользуются в повседневном житейском обиходе – это стихийно-эмпирические знания. Они основаны на непосредственных чувственных восприятиях и охватывают лишь сферу видимого, внешнего, не раскрывая существенные внутренние стороны и связи. Научные знания связаны с систематическими и экспериментальными и теоретическими исследованиями на основе определенной методологии и конкретной методики. Научные знания не ограничены непосредственным чувственным восприятием, а проникают во внутреннюю сущность вещей.
|