Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 9 страница






Все В. м. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них в деятельности зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека. Например, теоретическое и практическое мышление можно разделить только при их изучении. Фактически эти два вида мышления функционируют одновременно.

МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими О. м. являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления (см. Анализ). Синтез— объединение частей, элементов в единое целое.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом.

Сравнение — установление сходства и различия между объектами.

Абстракция — отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, числе, человеке, обществе, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Некоторые психологи (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) различают два вида обобщения — формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое). Первый вид осуществляется путем сравнения внешне одинаковых общих признаков, второй вид основан на глубоком анализе объектов, выявлении скрытых общих признаков, связей и зависимостей.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, приведение примера. Классификация — это отнесение предмета, явления к группе предметов, явлений или конкретного понятия к более общему понятию. Систематизация — это приведение объектов в порядок; систематизировать можно знания, технические устройства и т. д.

О. м. взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

 

Н

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — способность внимательно и детально видеть предмет, явление, людей и их поведение. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами. Н.— это закрепившийся в общении и деятельности способ организации и проявления познавательных психических процессов, а также особенность, которой обладают некоторые люди.

 

НАБЛЮДЕНИЕ — метод психологии, объектом которого являются действия, поступки, взаимоотношения в группе и другие явления. С помощью Н. можно изучать чувства, волевые, моральные и другие качества человека. Н. результативно, если внешняя картина поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний. Н. должно иметь ясную цель, план, проводиться систематически, в разных условиях жизни и деятельности изучаемых людей.

Результативность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В большой степени на результате Н. сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяют обеспечить объективность Н.

В психологии в качестве одного из методов исследования применяется самонаблюдение, являющееся одним из частных случаев Н.

Н. отличается от наблюдательности, которая не является методом психологии.

 

НАВЫК - действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развитии н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – свойство человека, характеризующее его способность безотказно и с заданной точностью выполнять деятельность в течение определенного времени при заданных условиях. Характерной особенностью психологического понимания надежности является то, что категория надежности главным образом рассматривалась в контексте методов ее определения: как вероятность безошибочной работы (Добромысский Ю.Н.); стабильность характеристик точности (Зазыкин В.Г., Чернышев А.П.); запас резервных возможностей человека, которые могут быть включены в деятельность в случае осложнения ситуации (Копонкин О.А., Нерсесян Л.С.); способность поддерживать рабочие параметры в условиях действия экстремальных факторов (Небылицын В.Д.). Отсюда и разнообразие методов определения надежности.

Исследования надежности деятельности получили мощный импульс в своем развитии со становлением таких наук как инженерная психология и эргономика. В них рассматривались вопросы надежности функционирования систем “человек-машина” и деятельности человека, управляющего техникой (человека-оператора). В то же время для них было характерно технократическое (с позиций теории надежности технических систем) понимание психологических механизмов надежности деятельности человека. Это нашло свое отражение в доминировании вероятностных методов определения надежности, которые давали хорошие результаты в технической кибернетике и других технических науках, но применительно к деятельности человека показали свою ограниченность. С углублением представлений о психологических механизмах регуляции деятельности, особенно ее структурной организации, данное проявление технократического редукционизма было преодолено. В обеспечении надежности деятельности все большая роль стала принадлежать собственно психологическим детерминантам – функциональным резервным возможностям, уровню мотивации, индивидуальному стилю деятельности, а не только рационализации взаимодействия человека с техникой.

В акмеологии проблема надежности связывалась с формированием акмеологических инвариант профессионализма, компенсаторными связями в структуре профессиональных навыков и умений, творческим решением профессиональных задач, оптимизацией рефлексивной организации деятельности. Кроме того, надежность деятельности рассматривалась в неразрывной связи с ее инвериантностью и устойчивостью. Этим существенно повышены возможности обеспечения надежности деятельности.

НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА - устойчивость результатов эксперимента при его проведении второй, третий и т. д. раз.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - психическое свойство личности - система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность. В «акме» личности входят те компоненты направленности, которые способствуют высшим достижениям человека в избарнном виде деятельности.

 

НАПРЯЖЕННОСТЬ - это ведущее функциональное состояние человека, которое сопровождает любую целенаправленную деятельность и является индикатором степени соответствия условий деятельности функциональным возможностям человека. Подчеркивая переходный характер состояний психической напряженности, большинство исследователей выделяют в этом классе два вида: "операциональную напряженность" и "эмоциональную напряженность".

Стресс и утомление, являясь выраженными типами неблагоприятных состояний, образуют как бы противоположные полюса в пространстве функциональных состояний. В связи с этим они определяются как экстремальные и представляют собой проявление дезадаптивного процесса. Исследование специфики возникновения и протекания данных состояний в условиях профессиональной жизнедеятельности госслужащих важно для успешной разработки проблемы их профессионального долголетия. Как правило, подобные состояния возникают в сложных, особых и экстремальных условиях деятельности.

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ- волевое качество, направленное на достижение цели при преодолении препятствий или трудностей на пути к ней.

Существенными признаками настойчивости являются: приложение усилий, принятие решений и их реализация. Как волевое качество настойчивость предполагает борьбу мотивов в условиях конкурирующих, разноплановых влечений. Настойчивость предполагает самоограничение, сдерживание достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.

Настойчивость проявляется в сознательном регулировании человеком своего поведения, выраженном в умении видеть и преодолевать препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

На личностном уровне настойчивость проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и других. Она связана также с такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпении, упорство, стойкость, последовательность и т.л.

НАСТРОЕНИЕ - одна из форм эмоциональной жизни человека, характеризуется более или менее устойчивым эмоциональным состоянием человека, окрашивающим в течение некоторого времени все его переживания.

 

НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - целостная система жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально - окрашенного восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности. (по Ж. Тощенко, С. Харчев Социальное настроение. - М.,1996).

 

НАСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ - преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени, отражает также социальные обстоятельства жизнедеятельности личности и выражает отношение личности к происходящем в обществе процессам. Характеризуется предметной направленностью (политическое, религиозное, эстетическое и т.д.), характером и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Наряду с глобальными проявлениями (массовые настроения, настроения слоев, классов, народов) может носить локальный характер (микроклимат в коллективе). (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология.).

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ – закономерности онтогенеза, выявленные в контексте психологии развития и получающие новое содержание в акмеологии. Неравномерность проявляется в неодинаковых темпах развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления. Гетерохронность (разновременность) проявляется в разных темпах развития отдельных психических процессов относительно друг друга. Описано несовпадение во времени становления человека как индивида, субъекта деятельности, личности, профессионала (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев). Показана неравномерность темпов становления разных профессионально важных качеств: на отдельных этапах обучения наблюдается прогрессивное развитие одних профессионально важных качеств, относительная стабилизация других и даже регресс третьих (В.Д.Шадриков); психические функции, востребованные в ходе труда, получают новые пики развития, а те, которые не имеют для человека профессиональной и социальной значимости, могут подвергаться инволюции, угасанию (В.Л.Марищук). Обсуждается несовпадение темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессионализма, когда, например, прогресс и оптимум профессионального мышления может происходить на фоне стабилизации, или спада мотивационных показателей, разновременно может осуществляться становление разных видов профессиональных мотивов (А.К.Маркова) и т.д.

В акмеологии рассматриваются разные варианты профессионализма и социализации в зависимости от характера неравномерности и гетерохронности психического развития человека. Отмечается, что с помощью акмеологических технологий можно воздействовать на процессы неравномерности и гетерохронности посредством разных форм организации профессиональной деятельности человека.

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной гpyппой или всем обществом к своим членам. Н. с. выражают интересы класса, социальных, профессиональных и т. д. гpyпп. Они могут быть универсальными, то есть обязательными для всех членов гpyппы, и частными, локальными.

О

ОБРАЗ - форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, стро-ящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т. д.

 

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат приобщения обучающихся к опыту предыдущих поколений, происходящего посредством усвоения научных понятий, познавательных умений, ценностных ориентаций. Ведущую роль в осуществлении образования имеют обучение и воспитание. Образование предполагает систему учреждений (школа, вуз и т.д.), реализующих задачи общего и профессионального образования и обеспечивающих преемственность этапов образования.

Совершенствование образования состоит в переосмыслении с учетом запросов общества целей, требований к процессу и результату (образованности учащихся), в появлении новых типов образовательных учреждений. В современных условиях образование совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональности и др.

Цели и способы образования трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей образования предполагает создание образовательных учреждений нового типа.

Акмеология как наука изучает и выявляет роль разных этапов и форм образования в достижении человеком профессионализма деятельности и зрелости личности. Акмеология как учебная дисциплина включает разделы, направленные на усвоение обучающимся основных характеристик человека как профессионала, личности, а также на формирование обучающегося как субъекта образовательного процесса своего развития и достижения вершин профессионального и личностного развития.

 

ОБУЧАЕМОСТЬ - восприимчивость к обучению, учебные способности, которые не сводятся к объему знаний и умственных операций. Различают общую обучаемость - способность к усвоению любого учебного материала и специальную обучаемость как способность к усвоению отбельных видов материала (наук, искусства, практики). Психологическими показателями обучаемости являются активность ориентировки человека в новых условиях, перенос усвоенных способов действия в новые условия, готовность к сотрудничеству и к принятию помощи другого человека, переключаемость с одного способа работы на другой, быстрое образование новых понятий и способов действий, темп и работоспособность, выносливость и др.

Обучаемость формируется и расширяется в условиях обучения, приводя к качественным сдвигам в умственном развитии обучающегося.

Профессиональная обучаемость есть активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. Профессиональная обучаемость - это также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность и способность к профессиональному обновлению.

Акмеология изучает профессиональную обучаемость в связи с различной степенью упражняемости психических функций у разных людей, а также соотношение профессиональной обучаемости (податливости) и самообучаемости в процессе восхождения человека к профессионализму.

 

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на усвоение учащимися знаний, на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, овладение ими способами и приемами добывания знаний.

Развитие - процесс возникновения на каждой степени новых качеств, подготовленных всем предыдущим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Психическое развитие включает необратимые, закономерные, направленные, качественные (прогрессивные и регрессивные) изменения психологических функций и стсем.

В психологии существует несколько подходов к соотношению обучения и развития:

n обучение пассивно следует за развтием и приспосабливается к его уровням; само развитие определяется стадиями биологического созревания; отрыв развития от обучения (Ж.Пиаже);

n обучение отождествляетсяс развитием, когда отрицается качественное своеобразие возрастных периодов и различная сенситивность к обучающим воздействиям на разных этапах развития; предполагается, что человек становится тем, чему его обучали;

n обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский), преломляясь через его внутренние условия (С.Л.Рубинштейн); обучение актуализирует наличный уровень развития и создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны только в сотрудничестве с другим человеком, а затем становятся внутреннем достоянием развития самого человека. При этом обучение может обеспечивать функциональное развитие (усвоение его отдельных знаний, способов действий, умений а также парциальное изменение психических свойств и функций) или приводить к возрастному, стадиальному развитию (переход к новому плану отражения действительности, изменение детерминаций личности, образование нового психофизиологического уровня, радикальное преобразование психики (А.В.Запорожец);

n развитие имеет свою внутреннюю логику спонтанного движения, логику самодвижения, роль которого возрастает по мере взросления человека и обретения им зрелости.

Акмеология выявляет оптимальные условия профессионального обучения как планомерной организации деятельности педагога и учащихся, направленной на овладение ими профессиональными знаниями и умениями, а также изучает закономерности профессионального развития человека, состоящие в актуализации всех возможностей уже сложившегося уровня психики, в мобилизации внутренних потенций и зоны ближайшего профессионального и социального развития, в специализации возникших социальных и профессиональных способностей, в изучении неравномерного и асинхронного развития психических функций как источников профессионального развития, в усилении источников социального и профессионального саморазвития человека.

 

ОБЩЕНИЕ – непосредственные контакты, опосредованные отношения, взаимоотношения и взаимодействие людей друг с другом, коммуникативные процессы, включающие все сферы и уровни психологии людей, личности и психика (перцептивную, познавательную, мотивационную и др.).

Заслуга актуализации проблемы общения в отечественной психологии принадлежит Б.Ф.Ломову, который предложил ввести общение в число методологических принципов психологии, возражая против абсолютизации принципа (или подхода) деятельности как единственного системообразующего основания психологии.

Г.М.Андреева выделяет в структуре общения три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация, по ее мнению, заключается в обмене информацией между общающимися индивидами, интерактивная – в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями, перцептивная – в восприятии и познании людьми друг друга, приводящими к их взаимопониманию. Последний аспект общения – перцептивный – был впервые разработан в отечественной психологии А.А.Бодалевым, под руководством которого было осуществлено исследование восприятия человека человеком и некоторых характеристик социального интеллекта.

Общение может рассматриваться также в парадигме “отношений”, которая – в основном была предложена В.Н.Мясищевым применительно к личности. Эта парадигма включает и позволяет учесть и эмоциональные, и оценочные отношения людей друг к другу, а также рассмотреть общение как способы связей (более постоянных или временных, формальных или неформальных и т.д.) людей друг с другом на основе совпадающих по характеру или не совпадающих (позитивных или негативных) отношений. Тогда открывается перспектива для анализа конфликтного или гармоничного или проблемного типов общения (К.А.Абульханова).

Общение в вышеназванной парадигме рассматривается с учетом включающихся в него личностей. Но равно правомерно рассмотрение общения в основном как межличностных отношений, групповых, кооперативных, совместных процессов, в которые личности включаются в социально-психологических качествах, ролях.

 

ОБЪЕКТ ( от лат. предмет) — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Универсальным О. является природа, общество и человек. Познание человека и самопознание как О. — сложнейший раздел науки (прежде всего психологии), поскольку О. исследования становится сам субъект. Противопоставления О. субъекту относительны. Границы О. изменчивы, они обусловлены объемом и глубиной освоения мира, обогащения социального опыта. Науки различаются по своему О. Часто объект фиксируется в самом названии науки, например генетика, геология и др. Вместе с тем ни одна из наук не в состоянии описать свой объект во всей полноте. В связи с этим от О. науки отличают ее предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый О. Б. М. Кедров указывал на два научных объекта: природа и человек. Соответственно выделяют естественные и гуманитарные науки.

Человек выступает как объект антропологии, биологии, этнографии, физиологии, логики, психологии, наук об обществе и т. д. Каждая из этих наук определяет свой предмет. Для психологии — это психика человека, ее основные закономерности порождения и функционирования.

Классификация наук по О. не единственно возможная. Принято подразделять науки на фундаментальные и прикладные. Чувственное познание О. предполагает его понимание и объяснение. Познание О. интегрируется в знаниях независимо от ощущений, восприятий и изменений точек зрения субъекта.

 

ОДАРЕННОСТЬ - высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и лисностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение одаренности началось с работ Ф. Гальтона “Наследственность таланта”. Ее законы и последствия, Г. Жоди “Психология великих людей” и В. Освальда “Великие люди”. Возросший в начале 20 века интерес к проблеме одаренности, т.е. к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. Так П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием “Аристократия ума в школе и жизни”, а Я. Зеленкевич - книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы одаренности изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и одаренности, специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты одаренности представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в последней четверти 20 века психология одаренности, разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатыващих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для всех этих смежных с психологией одаренности дисциплин в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацкеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии одаренности заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие одаренности осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития одаренности. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, т.к. соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии является наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Поетому оценка роли рефлексии в творческом развитии одаренных учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику. Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопроваждается иногда неустойчивыми и кратковременными проявленими рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический и непроизвольный характер и слабо дифференцирована на такие ее формы, как интеллектуальной и личностная рефлексия. Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Все эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Все эти свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность одаренности проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент - в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на “Я-концепцию”) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на “образ себя и мира”) для инновационного продуцирования новых личностных “психотехнологий”, обеспечивабщих развитие мастерства. Поэтому у каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития своих творческих способностей и одаренности, накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой одаренности, ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы длякультивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и на перосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной И.Н. Семенов, 1992). Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала одаренности человека.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия