Природа как средство обучения и воспитания ребенка
Вторая причина актуализации экологического образования в дошкольном возрасте – всеобъемлющее влияние природы на развитие ребенка: и как на физическое существо (пища, вода, излучения, окружающие живые существа, т.е. биологические и физические факторы) и как на личность. Тем самым мы можем говорить о развивающей, обучающей и воспитывающей функции природы.
Взаимодействие с миром природы оказывает влияние как на развитие психических процессов, так и на формирование субъектно-личностных свойств и качеств.
1) развитие познавательных процессов – как основа умственного воспитания: изучение объектов и явлений окружающего мира способствует развитию у ребенка внимания (направленности сознания на объект), восприятия (чувственного отражения наблюдаемых объектов), памяти (свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее). Наблюдения в природе развивают образную память, а развитию логической памяти и мышления способствуют приемы аналогий и ассоциаций, использование знаковых опор, смысловая группировка информации, игры, упражнения. Постановка проблемных вопросов, исследовательская деятельность в природе, игровые упражнения развивают логическое мышление детей, с их помощью дети овладевают разнообразными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение…), которые помогают систематизировать информацию, поступающую из окружающего мира. Условиями развития познавательного интереса и любознательности является формирование знаний на высоком уровне обобщения, создание проблемных ситуаций, использование интересных фактов из мира природы. В процессе сопоставления и анализа фактов ребенок учится активно, творчески и самостоятельно мыслить.
2) с развитием мышления тесно связано развитие речи ребенка, его коммуникативных умений, расширение словарного запаса, т.к. о наблюдаемых явлениях ребенок говорит с окружающими людьми, сам с собой и даже с объектом наблюдения.
3) природа - средство нравственного развития. Ухаживая за живыми существами ребенок учится заботливому и бережному отношению к ним. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту, сердечность. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам.
4) природа способствует эстетическому развитию ребенка. Прогулки и экскурсии в природу дают живые и яркие впечатления о красоте Природы, у детей развиваются эстетические чувства, потребность жить по законам красоты.
5) природа – средство трудового воспитания. Дети овладевают практическими навыками: уход за растениями и животными, забота о природных объектах в своем микрорайоне, фенологические наблюдения и их фиксация, изготовление моделей, макетов. На основе сочетания умственного и физического труда у детей формируются личностные качества: трудолюбие, добросовестное отношение к труду.
6) физическое воспитание: прогулки улучшают общее физическое состояние ребенка, движение, игры, труд на свежем воздухе развивают физические качества и укрепляют нервную систему.
В процессе знакомства со своим организмом формируются гигиенические навыки, развивается стремление быть здоровым. 3. Психолого-педагогический потенциал мира природы.
Дерябо и Ясвин выделяют следующие функции взаимодействия с миром природы. 1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с 2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. 3) Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. 4) Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Известно, что в Китае уже 3,5 тыс. лет назад (правление династии Инь-Шанг) уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. 5) Познавательная функция. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию. 6) Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно — в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем выше самооценка человека. Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и, тем самым, благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации. 7) Функция самореализации. Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их Взаимодействие с природой позволяет удовлетворить эту потребность в квазиформе. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, демиурга, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п., — ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире». Кроме того, благодаря своей экологической активности, человек может и реально продолжить себя в других людях, остаться в их памяти. 8) Функция общения. Одна из важнейших функций, В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98 % обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого-педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животные и растения лишь тогда могут выполнять функцию партнеров по общению, когда личность готова воспринять их как субъектов, в противном случае они остаются «окружающей средой», удовлетворяющей ее прагматические потребности. Поэтому экологическое образование должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности описанные возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего развития и формирования личности.
Сейчас ученые говорят о том, что разрушение природы есть не что иное, как разрушение личности, внутреннего мира человека, его сознания, ценностных установок. Природа сама по себе является Другим, не менее значимым собеседником, в диалоге с которым происходит становление личности человека. Воспринимая Природу, иные живые существа как объекты мы тем самым обедняем себя.
|