Студопедия — ЛОГИЧЕСКИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛОГИЧЕСКИЕ






ния: тождества («всякая сущность совпадает сама с собой»), противоречия («никакое суж­дение не может одновременно быть истинным и лож­ным»), исключённого третьего («для произвольного высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно») и достаточного осно­вания («всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано»). Согласно совр. представлениям, принципы тождества и достаточного основания принадлежат скорее не логике, а теории по­знания и методологии науки. Принципы исключённого третьего и противоречия относятся собственно к логи­ке, где играют, однако, различную роль: если «обще­принятый» для традиц. логики принцип исключённого третьего для ряда логич. исчислений отвергается (см. Интуиционизм, Конструктивная логика), то принцип противоречия не только доказуем в любой содержатель­но-интерпретируемой логич. системе, но и лежит фак­тически в основе всей совр. формальной логики (см. Непротиворечивость).

* Войшвилло Е. К., Логич. следование, связки и зако­ны логики, в кн.: Модальные и интенсиональные логики, Μ., 1978.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ,течение неопозити­визма, возникшее в 20-х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник по­зитивистской субъективно-идеалистич. традиции, иду­щей от Беркли, Юма и махизма. Вместе с тем логич. позитивисты отказываются от характерного для ста­рого позитивизма и дискредитировавшего себя психо-логич. и биологич. подхода к познанию и пытаются сочетать субъективно-идеалистич. эмпиризм с методом логич. анализа. Подобная ориентация Л. п. связана с реальными проблемами науки 20 в. — всё большим осознанием роли знаково-символич. средств, с тенден­циями возрастающей математизации и формализации знания, с выявлением зависимости способов рассмотре­ния действительности от типа языка и т. д. Однако ати сложные и актуальные проблемы трактуются Л. п. в ду­хе субъективизма и конвенционализма. Знаково-симво­лич. средства и языковые формы познания превращают­ся в Л. п. в некий абсолют, а выход филос.-методологич. анализа за их пределы расценивается как неправомер­ная «метафизика». Подлинно науч. философия, согласно Л. п., возможна только как логич. анализ языка нау­ки, к-рый должен быть направлен, с одной стороны, па устранение «метафизики» (т. е. традиц. философии), с другой — на исследование логич. строения науч. знания с целью выявления «непосредственно данного» или эмпирически проверяемого содержания науч. по­нятий и утверждений. Конечная цель такого исследо­вания усматривалась в реорганизации науч. знания в системе «единой науки», к-рая в соответствии с пози-тивистско-феноменалистским представлением о при­роде познания должна была бы давать описание «непо­средственно данного». Для Л. п. был характерен ярко выраженный сциентизм, согласно к-рому специально-науч. познание (понимаемое при этом в духе позити­визма, феноменализма и узкого эмпиризма) является единственно возможным типом научно-теоретической деятельности и само по себе обеспечивает достаточные основания для выработки всеобъемлющего мировоз­зрения.

Со 2-й пол. 30-х гг. (после переезда осн. представи­телей в США) Л. п. стал известен как логич. эмпиризм. Сохраняя неизменными осн. идеи Л. п. периода Вен­ского кружка — концепцию сведения философии к ло­гич. анализу языка (рассматриваемому, однако, уже не только как синтаксический анализ, но и как семан­тический, а в нек-рых случаях предполагающий также обращение к теоретич. прагматике) и положение о не­возможности теоретич. оправдания существования объ­ективной реальности, Л. п. на этом этапе вынужден был отказаться от ряда своих исходных гносеологич. догм,

сформулированных в Венском кружке и выявивших свою несостоятельность при попытках осуществления программы логич. анализа науки. Так, в качестве ба­зисного «языка наблюдений» Л. п. с кон. 30-х гг. пред­лагает т. н. вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физич. явления, а не язык личных пе­реживаний субъекта. Требование исчерпывающей ве­рифицируемости каждого осмысленного науч. утверж­дения (см. Верификация) заменяется условием возмож­ности частичной и косвенной подтверждаемости. Л. п. отбрасывает и принцип сводимости науч. знания к эмпирически данному, заменяя его принципом воз­можности эмпирич. интерпретации теоретич. системы. При этом, однако, в науч. понятиях представители позднего Л. п. видят лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации опытных данных, а не отражение глубинных сторон объективной реальности.

В работах представителей позднего Л. п. содержит­ся тенденция представить вынужденный отход и реви­зию своих исходных принципов как нек-рое их разви­тие или либерализацию. По существу эти принципы приводят к внутр. противоречивости и эклектичности доктрины позднего Л. п. Так, Л. п. не удалось дать удовлетворит. объяснения гносеологич. природы и методологич. функций науч. понятий («теоретич. кон­структов», по терминологии Л. п.); выработать адек­ватный вариант критерия науч. осмысленности, осно­ванный на ослабленной версии принципа верифици­руемости (принципе подтверждаемости) и на идее час­тичной эмпирич. интерпретации теоретич. понятий; предложить чёткие критерии гносеологич. различения т. н. аналитич. и синтетич. высказываний и т. д. Не­способность Л. п. реализовать свою собств. исследоват. программу приводит в сер. 20 в. к резкому падению его авторитета. В 50-х гг. Л. п. переживает глубокий кри­зис, теряет своё ведущее положение в бурж. философии науки, а в 60-х гг. по существу перестаёт существовать как самостоят. течение.

• Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., M., 1965, гл. 13 и 14; Кар на π Р., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; см. также лит. к ст. Неопозитивизм.

В. С. Швырёв.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ,см. в ст. Логический по­зитивизм.

ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ, течение совр. аналитической философии, к-рое сводит философию к логич. анализу языка и возникающих при его исполь­зовании проблем средствами совр. формальной (ма-тематич.) логики. Возникновение и развитие Л. а. ф. обусловливались повышением интереса к логико-мето-дологич. проблематике, связанной с интенсивным про­цессом математизации науки и развитием методов ло­гич. формализации. Исследование этой проблема­тики оказалось, однако, связанным в Л. а. ф. с пози­тивистским отрицанием мировоззренч. значения фило­софии. Осн. идеи Л. а. ф. впервые были сформулирова­ны Расселом, выдвинувшим тезис, что любая научно осмысленная филос. проблема есть по существу фор­мально-логич. проблема. Идеи Л. а. ф. были развиты также в «Логико-филос. трактате» Витгенштейна и получили развёрнутое выражение в логич. позитивиз­ме Венского кружка. Начиная с 1930-х гг. к течению Л. а. ф. примыкает ряд др. групп и отд. философов (в США т. н. логич. прагматисты У. Куайн, Н. Гудмен, А. Пап, в Великобритании К. Поппер, в Польше К. Айдукевич, Я. Лукасевич, Т. Котарбиньский и др.). Л. а. ф. сводит философию к метафилософии, т. е. к ана­лизу форм и способов выражения в языке филос. проб­лематики, либо подменяет философию логич. или линг-вистич. исследованиями.

• Рассел Б., История зап. философии, пер. с англ., М., 1959, гл. 30; H a p с к и й И. С., Совр. позитивизм, М., 1961, гл. 1; см. также лит. к статьям Аналитическая философия, Нео­позитивизм.

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ, см. Историче­ское и логическое,,....

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ, отношение между нек-рыми высказываниями (посылками) Г и высказы­ванием В (заключением), отображающее тот факт, что из Г, используя правильные приёмы рассуждения, можно получить В. В логике, фиксирующей нормы рас­суждения с помощью построения формализов аксио-матич. теорий (логич. исчислений), утверждение о Л. с. В из Г в нек-ром исчислении (символически: Г - В) означает существование такой конечной последователь­ности формул (называемой выводом из посылок), в к-рой каждый член этой последовательности есть либо одна из посылок Г, либо аксиома, либо получается из предшествующих членов последовательности по одному из правил вывода, причём последний член этой последо­вательности есть В. Если для построения вывода Г h- ß не требуется никаких посылок (т. е. если множество Г пусто), то говорят о логич. доказуемости В. Утверж­дения о том, что Г "г- В, могут быть использованы как правила логики для высказываний с соответств. логич. структурой, однако при том условии, что в рамках принятой семантики при истинности всех посылок из Г гарантируется истинность В. В таком случае говорят, что между Г и В имеет место отношение Л. с. в семан-тич. смысле (символически: Г ν- В). Чтобы решить за­дачу формального описания свойств Л. с. в рамках ис­числения, в язык последнего вводится спец. связка — импликация. Имеется ряд формальных теорий Л. с. (теории материальной, строгой, релевантной имплика­ции и др.), к-рые с различных сторон уточняют поня­тие Л. с.

* см. к ст. Логика.

ЛОГОС (греч. λόγος), термин др.-греч. философии, оз­начающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысло­вом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (λόγον διδόναι — отдавать отчёт). Л. — это сразу и объективно данное содержание, в к-ром ум должен «от­давать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятель­ность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядочен­ность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безот­ветственному, бессмысленному и бесформенному в ми­ре и человеке.

Термин «Л.» введён в филос. язык Гераклитом, к-рый использовал внеш. созвучность этого термина с житей­ским обозначением человеч. «слова», чтобы в духе иро-нич. парадокса подчеркнуть пропасть между Л... как законом бытия и неадекватными ему речами людей? Космич. Л., как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармо­ния, но обыденное сознание ставит свой частный произ­вол выше «общего» и по-разному оценивает равно необ­ходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в дру­га, но равным себе остаётся Л. — ритм их взаимопере­хода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраня­ет стабильность и гармонию. В целом учение Герак­лита о Л. представляет близкую историко-филос. ана­логию учению Лао-цзы о дао.

У более поздних др.-греч. натурфилософов, у со­фистов, Платона и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологич. содержание. Лишь стои­цизм возвращается к гераклитовскому понятию суб-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия