Комментарий. [1] Т. чаще всего рассматриваются как разновидности фигур, т.н
[1] Т. чаще всего рассматриваются как разновидности фигур, т.н. фигуры переосмысления. В то же время само выражение "Т. и фигуры" указывает на их коррелятивность. Признак, по которому они противопоставляются - парадигматичность/синтагматичность (в старой риторике - "выразительность/изобразительность"). [2] Метафора, метонимия, синекдоха, ирония - Т. с переносом значения; гипербола - с усилением значения, перифраза - с детализацией значения. Метафору, метонимию, синекдоху иногда называют "интеллективными тропами", а гиперболу, мейозис, иронию - "эмотивными" [Полторацкий 1973, 40-41]. Многоточие после перечисленных видов тропов означает, что экстенсионал этого понятая ими не исчерпывается. И причина здесь не столько в том, что у разных исследователей существуют на этот счет разные мнения, сколько, как нам представляется, в самой "тропичности": в ее орбиту может быть затянута практически любая фигура. Так что даже на классификационном уровне процесс "тропообразования" может быть бесконечным. УМОЛЧАНИЕ, -я (passing over in silence, preterition). Сознательная незавершенность высказывания, которая порождает неопределенность смысла и ведет к усилению выразительности. 9Но слушай: если я должна/ Тебе... Кинжалом я владею/ Я близ Кавказа рождена (А.СПушкин). Цинциннат сперва просто наслаждался прохладой; затем, окунувшись совсем в свою тайную среду, он в ней вольно и весело— (В.Набоков). => [отсутствует] Ш "Художественный смысл умолчания состоит в том, что несказанное становится важнее, значимее сказанного. И этим умолчание существенно отличается от эллипсиса, преследующего чисто экспрессивные цели" [Цжанджакова 1988, 113]. "В выражении "фигуры умолчания", апосиопезы (апосиопезиса), как умышленно не завершенного высказывания, могут использоваться "субстантивированные" словообразовательные аффиксы: Ворвутся в дома и всех нас перестреляют, перекусают, пере... (В.Панова)" [Виноградова 1988, 175-176]. фраза построена на умолчании.. что— Т. Синоним: апосиопеза, фигура умолчания Коррелят: эллипсис Род: стилистическая фигура; неполнота высказвания Вид: клишированное У. (ср. "Я вас...", Well, I never...) Пространство реализации: предложение Компонент: нуль выражения Параметр: недоговоренность Носитель параметра: пауза, интонация; многоточие Функция: намек; экспрессивная Выражение=Инструмент=Операция: обрыв фразы Имплицирующее: фоновые знания Имплицируемое=Компонент: подтекст Сфера В: риторика, стилистика ФИГУРА, -ы (figure). Обороты речи, отклоняющиеся от нейтрального словоупотребления и направленные на усиление выразительности высказывания. Употребляются как стилистический прием. ■^фигурный (синтаксис, стиль речи), фигуральный /нефигуральный (выражение мысли), фигурация (речи) Ш "Троп есть форма поэтического мышления; фигура есть форма речи. Тропы имеют результатом обогащение мысли известным новым содержанием; фигура - определенные обороты речи, рассчитанные на известное действие, но не вносящие в содержание ничего нового, расширяющего познание. Они служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю" [Горнфельд 1911, 335]. Фигуры, построенные на... Определение выражения как фигуры... Стиль, уснащенный фигурами... Т. Синоним, стилистическая Ф., риторическая Ф., Ф. речи Коррелят V Вид: троп [1] Род: стилистический прием, оборот речи Ввд: фигуры слова/словесные/легкие фигуры vs. фигуры анадиплозис, анафора, антиклимакс, антитеза <...> умолчание...[2] Пространство реализации: текст, дискурс Параметр: осознанность, синтагматичность Функция: экспрессивная; речевое воздействие Имплицирующее: возможность варьирования Имплицируемое: стилистический эффект, стиль 1 Уровень: синтаксис (преимущ.) Сфера А: художественный текст Сфера В: теория фигур, стилистика, поэтика, риторика Аспект: синтагматика Прочее: коммуникативное намерение
|