Комментарий. [1] См. примечание [1] к статье троп.
[1] См. примечание [1] к статье троп. [2] Разнообразные классификации фигур ведут свое начало еще or античности, достигая "изысканных, ненужных и сочиненных тонкостей и различий" [Горнфельд 1911, 345-346]. Мы здесь приводим самые общие деления и упоминаем несколько присутствующих в нашем словаре конкретных фигур. ФОНИКА 1,ед. (phonics). Звуковая организация художественной речи; один из уровней строения поэтического произведения. * см. Аллитерация, Ассонанс, Паронимическая аттракция ■=> фонический (организация текста, система, уровень), фонически (стихотворная речь разбирается фонически) Ш "А нам <...> пора уже думать о расширении поля зрения нашей науки — о том, чтобы установить структурную связь явлений стиха с явлениями других уровней строения поэтического произведения: фоники, грамматики, стилистики, семантики" [Гаспаров 1996, 5]. Фоника гласных стиха... Изменения в фонике... Сказываться на фонике Т. Синоним: эвфония, инструментовка, звуковая организация текста Коррелят: тропы, фигуры Экстенсиональное пересечение V Вид: звукопись Род: стилистический прием; уровень организации художественного текста Целое=Пространство реализации: художественная речь Компонент=Инструмент: звуковой повтор Функция: экспрессивная, когезия Сфера А: художественный текст Сфера В: поэтика, стилистика Уровень: фонетика Прочее: анаграмма, звуковой символизм, звуковые ассоциации ХИАЗМ 1, -ы (chiasmus). Фигура речи. Перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных словосочетаниях или предложениях. • Рассудку вопреки, наперекор стихиям (А.С.Грибоедов). Здесь Пушкина изгнанье началось, и Лермонтова кончилось изгнанье (А.Ахматова). Вдруг перед нею очутился г. Голядкин. Г.Го-лядкин был бледен (Ф.М.Достоевский) ■=> хиастический Ш "Синтаксическая симметрия входит в стилистику художественной речи под названием специальной стилистической фигуры - хиазма. Хиазм опирается на синтаксический параллелизм, только члены одинаково построенных смежных конструкций расположены в обратном порядке, т.е. этот вид симметрии теснейшим образом связан с инверсией, например, Сердце пусто, хладен ум (А.СПушкин)" [Голуб 1988, 77]. "В <...> строке обнаруживается
I А. внутренний параллелизм по принципу хиазма - в первом полустишии за подлежащим следует, а во втором ему предшествует глагол совершенного вида в прошедшем времени и и мужском роде" [Якобсон 1987, 118]. Хиазм возникает... В хиазме... Связь по принципу хиазма Т. Синоним: обратный параллелизм Род: стилистическая фигура Вид=Имплицируемое: хиазм2 [1] Пространство реализации=Имплицирующее: смежные синтаксические конструкции с параллельными членами Параметр: зеркальная симметрия Функция: экспрессивная Операция=Инструмент: мена синтаксических функций, инверсия Уровень: синтаксис Сфера А: художественный текст Сфера В: стилистика, риторика ХИАЗМ 2, -ы (chiasmus). Антитеза с двойным лексическим повтором в виде хиазма 1. • Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М.Цветаева). Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Grammar of poetry and poetry of grammar. Компьютер в музее, музей в компьютере •=> хиастический Ш "Броская орнаментальность хиазма, его "игровой", динамичный характер и возможности многообразия в однообразии делают хиазм весьма привлекательной формой для художника слова. Но как всякое сильнодействующее средство, он требует малой дозировки" [Бегеговская 1983, 237]. "Хиазмы нередки в заголовках: Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р.Якобсон)" [Скребнев 1975, 144]. Т. Синоним: антиметабола Род: антитеза Род=Имплицирующее: хиазм 1 [1] Вид: Х.-заголовок, хиастический каламбур, X.-pointe... Пространство реализации=Сфера А: предложение, текст; заголовок, афоризм, клише... [2] Параметр: зеркальная симметрия Параметр=Инструмент: лексический повтор Функция: экспрессивная, эмфаза Уровень: синтаксис Сфера А: художественная речь, публицистика Сфера В: стилистика, риторика
|