Студопедия — ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Недавно значительный интерес и дискуссии ученых вызвала статья американского политолога Френсиса Фукуямы "Конец истории?" [27]
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Недавно значительный интерес и дискуссии ученых вызвала статья американского политолога Френсиса Фукуямы "Конец истории?" [27]






Недавно значительный интерес и дискуссии ученых вызвала статья американского политолога Френсиса Фукуямы "Конец истории?" [27]. Анализируя происходящие в Восточной Европе и СССР грандиозные социальные преобразования, автор статьи пришел к выводу о том, что предречения о достижимости оптимального государственного устройства становятся все более реальными. Воссоздание такого устройства в большинстве стран мира будет означать конец истории в том смысле, что закончатся вековые искания человечества в этом направлении. На первый взгляд, это марксистская точка зрения. Однако Ф. Фукуяма выводит ее происхождение от Гегеля, и этот источник до неузнаваемости преобразует указанное утверждение. Ведь для Гегеля бытие человека в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в достигнутом состоянии сознания. "Сфера сознательного, - считает Ф. Фукуяма, -

в к о н е ч н о м с ч е т е

с необходимостью проявляет себя в материальном мире, точнее, формирует материальный мир по собственному образу и подобию. Сознание - это причина, а не следствие, и оно может развиваться независимо от материального мира; следовательно, история идеологии составляет подлинную организующую основу видимого хаоса ежедневных событий" [27; 89-90]. Для иллюстрации такого взгляда Ф. Фукуяма ссылается на книгу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в которой содержатся конкретные примеры того, как католические и протестантские ценности по- разному выражаются в специфике и темпах экономического развития стран, часто находящихся по соседству друг с другом. Суть этих различий выражена в пословице, что протестанты хорошо едят, а католики хорошо спят. Протестантское мировосприятие, находящее место для поощрения индивидуальных усилий человека, способствует более быстрому развитию производства и потребления. Взращиваемое в таких идеологических условиях сознание человека мотивировано на поиск областей для приложения усилий и обеспечивает более высокий жизненный тонус как отдельного гражданина, так и общества в целом. Католики же, привыкшие в большей степени уповать на волю Господа, основываются на этом и в экономических отношениях. Это непосредственно отражается на темпах роста экономики, притормаживая их. Нечто подобное, но на нерелигиозных основаниях, происходило и в социалистических странах. Ведь функционировавшая в них командно-административная система изменилась от 50-х к 70-м гг. мало. Однако темпы развития экономики в эти периоды различались разительно. Американский политолог считает, что объяснение этих различий можно отыскать в господствовавшем в эти периоды типе общественного и индивидуального сознания. Дело в том, что приверженность централизованному планированию, отчетливо выраженная в общественном сознании 50-х гг., была подвергнута длительной коррозии и к 70-м гг. была в значительной мере изжита в широких кругах общества. Результаты не замедлили проявиться и в экономике. Темпы промышленного роста снизились, отражая падение веры большинства людей в разумность существующих экономических отношений.

Мы можем добавить новую иллюстрацию к вышеприведенным. Многим памятны первые успехи перестройки в СССР, когда минимальные изменения в сложившейся экономической системе, но осуществлявшиеся на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении социально-экономического развития, были с восторгом приняты и немедленно нашли выражение в оживлении экономической жизни. Лозунги оказались эффективными, потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам. И даже являясь объективно не отражающими реальные потребности экономики, тем не менее оказали на нас воздействие более сильное, чем осуществленные реформы.

Выходит, сознание и идеология не такие уж вторичные и производные вещи, как утверждалось многие года. Не знаем, прав ли Ф. Фукуяма а своем основном выводе о конце истории. Но то, что он обратил внимание научных кругов на проблематику сознания, задвинутую в угол и длительное время не популярную, - несомненная его заслуга. По нашему мнению, этой проблематике давно пора возвратиться из изгнания и занять подобающее ей место в ряду предметов не только психологии, но и других гуманитарных дисциплин. Этому-то и могут способствовать междисциплинарные исследования человека.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем все изложенное? Есть поток сознания, он меня несет, и незачем его останавливать, замораживать, структурировать, да еще с тем, чтобы впоследствии его снова пытаться оживлять. В качестве если не возражения на такой вопрос, то аргумента в свою пользу можно сказать следующее. Есть не только поток сознания, но и поток жизни. Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием. Муки сознания, в том числе муки самосознания и самоанализа, - это не такая уж высокая плата за то, чтобы претворить существование в жизнь. Но для этого нужно хотя бы приблизительно знать, что представляют собой акты сознания, выступающие средством претворения воды в вино. Конечно, сознание коварно, оно несет в себе силы не только созидания, но и разрушения. Самоанализ может быть средством самосовершенствования и средством саморазрушения личности. В этом нет противоречия. В сознании общества, как и в сознании отдельного человека, не все заслуживает сохранения. Кое от чего нужно освобождаться, кое-чем жертвовать. кое-что по-новому осмыслить.

Это непростая работа. При ее проведении мы слишком долго ориентировались на бездушную идеологию, деформировавшую и разрушавшую наше сознание прежде всего потому, что в ней не было места для личности. Психологи и сейчас пытаются занять это место понятием "субъект". Сознание, при всей своей спонтанности и других замечательных свойствах, частично описанных в статье, не обладает способностью самовосстанавливаться. Единственной и надежной помощницей в этом может быть культура, духовность. "Вне духовного содержания, - писал М. К. Мамардашвили, - любое дело - это полдела. Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное - слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов" [22; 199]. Надеюсь, люди когда-нибудь начнут себя узнавать и в мысли психологов. Но сюжеты "сознание и культура", "сознание и духовность" или "культура сознания" - эта тема уже другой статьи.

  1. Белый А. Между двух революций. М., 1990.
  2. Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1912
  3. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 27-37.
  4. Велихое Е. П., Зинченко В. П., Лекторекий В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопр. филос. 1988. № 11. С. 3-30.
  5. Гордеева Я. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  6. Дюрренмат Ф. Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями. М., 1990.
  7. Закссе X. Антропология техники // Философия техники в ФРГ / Под ред. Ц. Г. Арзаканяна, В. Г. Горохова. М., 1989.
  8. Зинченко А. В. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма // Человек. 1991. № 3.
  9. Зинченко В. П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа. 1986..№ 2.
  10. Зинченко В. П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1988. № 3. С. 25-33.
  11. Зинченко В. П. Культура и техника// Красная книга культуры? / Под ред. Я. Т. Фролова. М., 1989.
  12. Зинченко В. П. Наука - неотъемлемая часть культуры? // Волр, филос. 1990. № 1. С. 33-50.
  13. Зинченко В. П. Послесловие к дружбе (о М. К. Мамардашвили) // Вопр, филос. 1991. № 5
  14. Зинченко В. П., Вергилес Я. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  15. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К.. Об объективном методе в психология // Вопр. филос. 1977. № 7. С. 109-125.
  16. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Исследование высших психических функций и эволюция категории бессознательного: Сб. Тезисов конференции "Эргономика в системе дизайна". Боржоми, 1979.
  17. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  18. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  20. Лефевр В. А. "Непостижимая" эффективность математики в исследованиях рефлексии (интервью с В. А. Лефевром) // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 51-58.
  21. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. филос. 1990. № 10. С. 3-18.
  22. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.. 1990.
  23. Мандельштам О. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. Тбилиси, 1990.
  24. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  25. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  26. Розов М. А. От зерен фасоли к зернам истины // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 42-50.
  27. Фукуяма Ф. Конец истории? // Проблемы Восточной Европы. Нью-Йорк, 1989. № 27-28.
  28. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 143-176.
  29. Шрейдер Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопр. филос. 1990. № 7. С. 32-41.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия