Студопедия — Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гельмут Штольце. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс






Штольце Г. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс // Энциклопедия глубинной психологии. Том I. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем./ Общ. ред. А. М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998, С. 621 – 627.

«Нельзя утверждать, что человечество было весьма благодарно психоаналитическим исследованиям за открытие эдипова комплекса», — писал Фрейд (XI, 212). И тем не менее едва ли какое другое понятие столь охотно было включено тем же самым человечеством в его лексикон, как понятие «эдипов комплекс». Если бы оно считалось лишь «по праву ядром неврозов» (XI, 349), вряд ли можно было бы это понять2. «Но поскольку все люди, а не только невротики, имеют такие извращенные инцестуозные и преступные мечты, мы можем заключить, что даже сегодня люди, находящиеся в здравом уме, прошли путь развития через перверсии и объектный катексис эдипова комплекса и что этот путь является путем нормального развития» (XI, 350). Не всем этот вывод кажется убедительным. Балинт, например, пишет: «Обычно предполагается, что наблюдающиеся в рамках психоаналитической лечебной ситуации явления должны быть репрезентативными для человеческого развития в целом. Такое представление имплицитно оказывает влияние на многие наши теоретические положения. Я считаю его ошибочным. Во-первых, не все то, что пережил человек в своем развитии, повторяется в психоаналитической ситуации. Во-вторых, то, что повторяется, в высшей степени искажается специфическими условиями психоанализа» (Balint 1970, 40—41).

Трудности понимания эдипова комплекса связаны с двумя типами тесно переплетенных между собой проблем: проблем, возникающих в процессе полового развития маленького ребенка, и проблем перехода развития с дуальных отношений «мать—ребенок» в раннем детстве на стадию сознательных отношений со многими людьми.

Я хотел бы попытаться показать, каким образом эдипова ситуация может быть понята как основополагающая констелляция человеческого развития, которая возникает всегда и везде.

Выражение «эдипов комплекс» Фрейд впервые употребил в 1897 году в письме к своему другу, берлинскому врачу Вильгельму Флиссу. В нем для характеристики биографически-общественной ситуации «семейного романа» (V, 127) связываются между собой два элемента, мифологический и психологический. Для лучшего понимания избранного здесь подхода вкратце вспомним, о чем идет речь.

В мифе об Эдипе нашли свое отражение сказания о богах и героях, древнейшие обряды и события былых времен (Borkenau 1957). Этой теме посвящена обширная специальная литература, которую открывает двухтомный труд Роберта (Robert 1915). На этот миф как бы спроецировано огромное множество теоретических работ, что говорит о его несомненной притягательной силе. Самым древним и самым известным из дошедших до нас литературных произведений является драма Софокла «Царь Эдип». Фрейд, вводя понятие эдипова комплекса, ссылается на относительно более позднюю эллинистическую версию мифа.

«Теперь вы с нетерпением хотите узнать, что содержит в себе этот ужасный эдипов комплекс. Само имя говорит об этом. Вам известны все греческие сказания о царе Эдипе, кому судьба предначертала убить отца и взять в жены мать, который делает все для того, чтобы не дать исполниться предсказанию оракула, и который понес кару, ослепив себя, после того как узнал, что совершил оба эти преступления, ничего о том не ведая» (XI, 342).

Фрейд полагал, что в этих событиях нашло отображение наблюдавшихся у детей и его пациентов-невротиков душевных побуждений: любовного влечения к одному из родителей и ненависти к другому. Отсюда — «эдип». Он говорил о «комплексе» 3, поскольку эти, как было сформулировано им позднее, «дурные» побуждения вытесняются в бессознательное, причем как в процессе нормального развития ребенка, так и у невротика. В этом отношении каждый человек испытывает эдипов комплекс, и от его преодоления (отказа от любовного влечения и ненависти) или непреодоления (вытеснения остающихся неизменными побуждений) зависит нормальное или невротическое развитие человека.

Чтобы принять эдипов комплекс в качестве «реального психического образования, возникающего и затем исчезающего в определенный период развития человека» (Nunberg 1959, 89), необходимо наличие определенных предпосылок. Фрейд считал, что с первых дней жизни единое для всех влечение к жизни, сексуальное влечение, которое питается энергией либидо, определяет отношения ребенка с окружающим миром. Затем, в соответствии с направленностью на объект, либидо в своем развитии проходит различные фазы, первой из которых является оральная, а второй — анальная. Лишь в третьей фазе развития, в так называемой фаллической фазе, на третий-четвертый год жизни, область гениталий становится центром организации либидо. После этого ребенок выбирает четко очерченный сексуальный объект, родителя противоположного пола, на которого он направляет инцестуозные желания. И наоборот, родитель одного с ним пола отвергается как соперник.

Сопоставление мифа и психоаналитического толкования сразу же вызывает возражения. Нигде в мифе, в том числе у Софокла, не идет речи о сексуальных стремлениях, которые должны вести к «первопреступлению»: инцесту с матерью и убийству отца. Эдип в порыве гнева, в споре за право пройти первым убивает пожилого человека, своего отца. Не имел он и сексуальных желаний к Иокасте, своей матери. Она досталась ему в награду за освобождение Фив от Сфинкса.

Таким образом, между мифом и аналитической теорией можно провести лишь шаткую аналогию. Следует, однако, отметить, что, хотя сексуальные желания-влечения не являются промоторами события, Фрейд тем не менее интуитивно распознал в судьбе Эдипа важнейший момент человеческого развития. Его судьбу можно понимать не только как предписание рока, но отчасти и как следствие личной вины в происходящем. Но для этого необходим другой подход к проблеме.

Примерно полвека назад психоанализ стал проявлять интерес одновременно к этологическим работам и к непосредственному наблюдению за поведением ребенка4. Результаты этих исследований в той мере, в какой они имеют значение для рассматриваемой нами темы, показывают, что формам проявления сексуальности предшествуют врожденные сенсомоторные способы поведения, имеющие решающее значение для теперешней и дальнейшей жизни. Боулби (Bowlby 1961) описывает «влечения-реакции» (именно так он назвал это явление) цепляния, плача, смеха и сосания, порождающих привязанность, которая является независимой от оральности частью реципрокных социальных отношений, имеющих собственное развитие.

Любопытно, что Фрейд в своей ранней работе (V, 80) упомянул «хватательное влечение», но подчинил его в более поздних трудах сексуальному влечению. Сегодня мы знаем, что такие крайне важные позиции, как «доверие» и «страх отделения», зависят от судьбы потребности в привязанности. Человек изначально является эмоциональным существом, и как таковое он ориентирован на контакты. «Чувство безопасности» и «отделение» на протяжении всей жизни остаются важными факторами развития его Я.

Особое значение этот социальный опыт приобретает на стадии, когда начинает формироваться Я-сознание, то есть примерно в конце первого года жизни. Ребенок начинает воспринимать себя как самостоятельное существо и впервые в возрасте полутора-двух лет произносит: «Я». Он расстается с системой соотносительных понятий, которую мы описываем также понятиями «базальное доверие» (Erikson 1950) и «базальное чувство безопасности». Основной фигурой этой первой системы соотносительных понятий является «мать». Это, впрочем, не означает, что здесь имеется в виду только личность матери. Поэтому лучше говорить о «материнском». Теперь ребенок сталкивается с другой системой соотносительных понятий. Ее представителем является «отец», или, точнее говоря, «отцовское». В этой фазе жизни формирующееся Я впервые вживается в важную ситуацию принятия решений. Вопрос, который ставится перед ним, мог бы звучать следующим образом: хочешь ли ты, способный уже стоять на двух ногах, оставаться в симбиотической безопасности, то есть продолжать ползать как маленький ребенок на четвереньках? Или же ты хочешь стать участником напряженных трехсторонних отношений «Я — материнское — отцовское»? Вопрос, сформулированный именно таким образом, равнозначен загадке Сфинкса, которую тот задал Эдипу: «Какое из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, при этом самое слабое, когда ног у него больше всего?» Эдип решает эту загадку, узнав это существо в себе самом: «Человек».

Таким образом, все мы эдипы, прошедшие в ходе развития и проявления Я всю эдипову ситуацию. Но — и это представляется мне самым важным — мы проходим ее отнюдь не единожды, как это многие считают в соответствии с психоаналитической теорией. Мы переживаем ее, всегда по-новому, в любых трехсторонних отношениях, формировать которые мы призваны. В этом состоит эдипова ситуация, постоянно представляющаяся нам в образе впервые пережитых нами трехсторонних отношений, отношений Я, находящегося между материнским и отцовским. Поэтому нетрудно понять, почему эдипова констелляция имеет столь широкое распространение в образах души, сновидениях и фантазиях.

Исходя из этого можно привести психологическое объяснение понятия «эдипова ситуация», которое, пожалуй, лучше согласуется с мифом: «эдипова ситуация» всегда имеет место в том случае, если перед человеком стоит сложная задача включить себя в качестве Я в трехсторонние отношения, чтобы утвердить себя в них между тем, что остается, и тем, что движется вперед. Это есть общечеловеческая проблема, а не что-то патологическое.

Мелани Кляйн проследила эдипову ситуацию вплоть до конца первого года жизни ребенка. Ее работа подвергалась резким нападкам со стороны многих психоаналитиков. Однако ее наблюдения показывают, что эдипова ситуация распространяется гораздо дальше, чем это вначале предполагал Фрейд, рассматривая ее лишь как часть процесса овладения половой ролью.

Она превращается в «эдипов конфликт» в том случае, если человек временно оказывается неспособным справиться с этой задачей из-за несоответствия между его запросами и силой Я.

Балинт изучал развитие человека не столько с позиции развития влечений, сколько с позиции развития Я и коммуникативных способностей (объектных отношений). В результате он описал появляющуюся после ранней симбиотической связи матери и ребенка способность к установлению двусторонних отношений и возникающие при этом основные препятствия. По мнению Балинта, дальнейшее развитие при достаточной силе Я приводит к установлению трехсторонних отношений. По этому поводу он пишет: «Вся область характеризуется тем обстоятельством, что во всем, что происходит, помимо субъекта участвует по крайней мере два объекта. Энергия, проявляющаяся на этом уровне, выступает в форме конфликта. Последний, как правило, проистекает из амбивалентности, которая вследствие запутанных отношений индивида относится к обоим одновременно познанным объектам» (Balint 1970, 39).

Об «эдиповом комплексе» мы можем говорить в том случае, если человек в описанном выше состоянии неспособности устанавливать трехсторонние отношения из-за уже существующей слабости Я фиксирован на псевдорешении исключить незнакомого третьего с тем, чтобы добиться мнимого благополучия — а также мнимого исцеления — в еще более тесных двусторонних отношениях с кем-то уже знакомым, а потому внушающим доверие. Этот патологический процесс означает отрицание и регрессию5, если говорить в терминах психодинамики, и убийство отца и инцест с матерью, если говорить языком мифологии.

Последнее нуждается в пояснении. После всего того, что мы недавно говорили про привязанность, нам следует отказаться от представления, что инцест основывается в первую очередь на сексуальном желании. Фромм (Fromm 1968, 126) также указывает на то, что самые глубокие инцестуозные отношения могут существовать без каких-либо следов сексуального возбуждения. Кроме того, последние этологические исследования (Bischof 1972) 6 показывают, что вполне справедливо высказанное в 1891 году Вестермарком положение, согласно которому ранняя и постоянная близость гетеросексуальных партнеров в целом препятствует возникновению сексуальных желаний по отношению друг к другу. Следовательно, мать (для мальчика) и отец (для девочки) изначально как раз не являются объектами сексуальных желаний. Но поскольку естественные препятствия только мотивируют человеческое поведение, но не детерминируют его, и в этих отношениях также могут возникнуть сексуальные стремления, свобода действий, которой располагает здесь человек, должна быть ограничена. В этом и состоит предназначение и смысл табу инцеста. Последнее направлено не против сексуальности как таковой, а против инцеста, с одной стороны, который по отношению к бипарентальному размножению и экзогамии означает ущербность отбора, и против инфантильной склонности человека не покидать безопасного укрытия семьи — с другой. Парсонс и Бейлс (Parsons, Bales 1955) полагали, что табу инцеста является своего рода принуждением доказать социальную зрелость. Мы можем добавить: своего рода принуждением к становлению Я, предпосылкой которого является то, что человек постоянно противостоит другому человеку, незнакомому.

В психоаналитической терапии действительно встречается то, что столь подробно было описано Фрейдом, а именно то, что эдиповы конфликты тесно связаны с сексуальными конфликтами. Эмоциональная привязанность к матери или отцу на четвертом или пятом году жизни — вполне нормальное явление. Патологическим оно становится в том случае, если подобные отношения сексуализируются и вместе с относящимися к ним защитными механизмами сохраняются вплоть до пубертатного возраста и после него. Вопрос здесь состоит в том, как это связано с развитием Я в трехсторонних отношениях.

Сексуальное влечение к матери часто представляет собой скрытое желание симбиотического единения. Существует немало людей, неспособных разграничить отношения тепла, ласки и сексуальные отношения и считающих, что они могут удовлетворить свои потребности в тепле и ласке только через сексуальные отношения.

Не будем подробно останавливаться на тех случаях, когда дети остаются фиксированными в эдиповой ситуации из-за того, что родители совращали их в форме прямых или символических предложений к половым сношениям. Я ребенка еще слабо, чтобы он мог сопротивляться подобным домогательствам. Это является причиной его регрессивного поведения. Прогрессивное преодоление эдиповой ситуации становится затрудненным.

Нередко желание симбиотического единения проявляется у этих людей в образе сексуально- инцестуозногослияния. Можно было бы сказать, что речь идет об усложнении эдиповой ситуации — о напластовании на желание единения сексуального желания-влечения, то есть о смешении влечений. Основываясь на клинических наблюдениях, можно сказать: чем сильнее сексуальное желание и чем прочнее оно фиксировано на образе родителя противоположного пола, тем сильнее нарушение Я и тем неблагоприятнее прогноз. Ведь сексуально- инцестуозная форма эдипова комплекса отнюдь не равнозначна эдипову комплексу в целом, а сексуальные стремления являются не причиной, а симптомом нарушения контактов и отношений человека, которое проявляется здесь и теперь. У маленького ребенка, испытавшего достаточно ласки, чувствовавшего себя в безопасности и при этом не фиксированного на родителях, естественным образом развивается стремление установить отношения с посторонними, а с развитием сексуальных побуждений искать не только эротические контакты в родительской семье, но и в возрастающей степени с чужими людьми.

Поэтому можно предположить: там, где имеет место фиксация сексуальных потребностей на родителях, существует неисполненное желание безопасности, которое и воспрепятствовало развитию объектных отношений с чужими людьми.

Теперь несколько слов относительно понятия «отцеубийство», «устранение» соперника. Давно известно, что любые трехсторонние отношения имеют тенденцию к тому, чтобы превратиться в отношения двоих к одному. При этом тот, кто остался в одиночестве, становится помехой для двух других. Если он удаляется, то соперничество на этом заканчивается, наступает внешнее спокойствие. Но в результате пропадает возможность того, что один из двух оставшихся вновь солидаризируется с третьим. Говоря словами Гёте, эта ситуация «образования и преобразования, о вечном смысле вечный разговор» является, однако, предпосылкой того, что могут быть найдены все новые, ведущие дальше жизненные решения.

Рассмотренная нами концепция эдиповой ситуации имеет немаловажное значение для практической терапевтической работы. Поясним это на примере фокальной терапии.

Психоаналитическая работа нередко требует длительного времени. Но нам известна также концепция кратковременной терапии, фокального анализа, которая основывается на трудах Балинта и его рабочей группы. Если все проблемы пациента сфокусировать в одной точке и сконцентрироваться на ней в аналитической работе, то у пациента можно добиться удивительно быстрых изменений. С учетом изложенной здесь концепции эдиповой ситуации подобного рода фокальная терапия может быть использована также для работы над «эдиповым комплексом».

Ко мне обратился за помощью мужчина в возрасте тридцати с небольшим лет с жалобами на impotentia coeundi. С двадцати трех лет он предпринимал всевозможные, но постоянно безуспешные попытки вступить в половые отношения. Последние девять месяцев он встречался с молодой женщиной, которую любил и которая — мать четырех детей (!) — ради него развелась с мужем. Вполне понятно, что пациент испытывал огромные внутренние проблемы. Однажды ему приснилось:

«Я лежу с моей подругой в постели и тщетно пытаюсь вступить с ней в половую связь. Рядом с кроватью стоит мой отец и наблюдает за нами. Я поворачиваюсь к нему спиной, мне нет до него дела. И тут происходит превращение, и в моих объятиях оказывается мать».

Пожалуй, можно однозначно сказать, что здесь имеет место эдипова фиксация: отец устраняется, к матери проявляется сексуальное влечение. Импотенцию можно рассматривать как символическую кастрацию, как наказание за нарушение табу инцеста.

Можно было бы считать, что все это следует разрабатывать и прорабатывать лишь в рамках долговременного анализа. Однако для этой терапии потребовалось всего четырнадцать часов. На первых восьми сеансах я как можно более тщательно обсудил с пациентом его ситуацию, в особенности его отношение к родителям, всем женщинам, с которыми он встречался, но прежде всего к его нынешней подруге, затем его первичные страхи — причину его трудностей в установлении контактов, — а также вторичный страх, принявший форму фобии. На девятом сеансе он поведал мне описанное выше сновидение. Что же он мне сказал?

Этот мужчина хочет быть одновременно партнером женщины и ребенком матери. Этот первоначально неразрешимый конфликт между желанным новым и привычным старым он пытается преодолеть путем частичного устранения Я: pars pro toto [часть вместо целого (лат.).Ред. ] парализуется функция гениталий. Его Я еще не ощущает себя достаточно сильным, чтобы принять отцовское — поэтому в сновидении он отворачивается от отца. Тем самым, однако, по точному выражению Лу Андреас-Саломе, «мысленно убрав отца из мира», он «напрочь вычеркнул... равное самому себе, свое собственное видение будущего» (Andreas-Salome (1927, 26—27).

«Что было бы, — спросил я пациента, — если бы вы обратились к отцу и взяли его четвертым к себе в постель?» Пациент вначале был удивлен, но затем задумался. Дальнейшее течение беседы показало: он понял мою мысль, что решение его проблемы возможно не через отклонение, а через принятие отцовской роли. На эту мысль меня натолкнуло и то обстоятельство, что пациент своим инстинктивным выбором себе в спутницы жизни женщины с четырьмя детьми уже предначертал себе путь к мужскому через отцовское.

На последующих пяти сеансах, ободренный мною, молодой человек вжился в эту роль и мог теперь выступить в качестве «отца» «матери».

На мой взгляд, это яркий пример того, в какой мере изложенная здесь концепция эдипова конфликта может влиять на организацию психотерапевтической работы. Наверное, становится понятным, что сохраняющееся сексуальное влечение к матери представляет собой защиту от дальнейшего развития отношения к женщине как к «чужой» партнерше. С одной стороны, мужчина ищет у матери детскую зависимость — с другой — пытается взять на себя мужскую роль по отношению к ней, для чего необходимо отвергнуть отца. Фрейд осознал это, говоря, что решающее значение для развития человека имеет преодоление эдипова комплекса. С точки зрения психоаналитической практики это означает, что пациенту надо помочь избавиться от подобной регрессии и возобновить развитие Я. Сегодня, почти через сто лет после фундаментальных открытий Фрейда, мы можем расширить его концепцию и рассматривать ее в контексте развития человека в раннем единстве «мать—дитя», то есть сохраняющейся у него симбиотической привязанности к матери. Это расширение включает в себя также концепции социализации и групповой принадлежности, которые мы обнаруживаем, например, у Эриксона (Erikson 1950) и в современных представлениях о роли первичного отца в семье.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Статья посвящена господину профессору д-ру В. Т. Винклеру по случаю 60-летия со дня рождения.

2. В другом месте (О женской сексуальности. G. W. XIV) Фрейд это же опровергает: «...похоже, от тезиса, что эдипов комплекс является ядром невроза, придется отказаться».

3. Как известно, термин идет от К. Г. Юнга, который, однако, понимает его иначе, чем Фрейд.

4. Здесь в первую очередь следует упомянуть Шпица, Мейерхофера, Кауфмана и Боулби.

5. Регрессия в область «основного расстройства» (М. Балинт). По предложению Рикмана (Rickman 1951), М. Балинт (Balint 1968, 39—40) обозначает эту область цифрой 2, тогда как эдиповой ситуации присвоена цифра 3.

6. Ссылки на литературу см.: Bischof 1972.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Andreas-Salome, L.: Was daraus folgt, daß nicht die Frau gewesen ist, die den Vater totgeschlagen hat. B: Dritter Almanach des Internationalen Psychoanalytischen Verlags. Wien 1928,25-26

Balint, M.: The Basic Fault: Therapeutic Aspects of Regression. London: Tavistock 1968

Bischof, N.: Das Rätsel Ödipus. Inzesttabu und Reibungskonflikte. München: Piper 1972

Borkenau, E: Zwei Abhandlungen zur griechischen Mythologie. Psyche, 11,1957,1-27

Bowlby, J.: Ethologisches zur Entwicklung der Objektbeziehungen. Psyche, 15,1961,508-516

Erikson, E. H.: Childhood and Society. New York: Norton 1950

Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G. W. V

Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916-1917). G. W. XI

Fromm, E.: Das Menschliche in uns. Zürich: Diana 1968

Nunberg, H.: Allgemeine Neurosenlehre. Bern, Stuttgart: Huber 1959

Parsons, Т., Bales, R. F.: Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe, Ill.: Free Press 1955

Rickman J.: Number and the Human Sciences. B: Psychoanalysis and Culture. New York 1951

Robert, C.: Ödipus. Geschichte eines poetischen Stoffs im griechischen Altertum. 2 T. Berlin 1915

Westermarck, E.: The History of Human Marriage. London 1891







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1267. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия