ПРИМЕЧАНИЯ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИИ 1 Имеется в виду одно из произведений, входящих в «Ареопагитики» — «Таинственное богословие», см. т. 1, ч. 2, стр. 606 настоящего издания. — 59. 2 Т. е. «Об именах божиих», см. там же. — 59. 3 Следует иметь в виду, что точку зрения автора, т. е. Николая Кузанского, выражает Простец, в то время как Философ формулирует скорее точку зрения господствующей схоластической философии. — 73. БАЛЛА 1 «Честное» греки называли «хорошим». — 79. ПОМПОНАЦЦИ 1 Здесь и в дальнейшем Помпонацци мог иметь в виду как сочинение Аристотеля «О возникновении животных» (см. русский перевод. М., 1940), так и его же сочинение «О частях животных» (см. русский перевод. М., 1937). — 90. МОР 1 Сцилла (из древнегреч. мифологии) — чудовище, олицетворяющее скалу в Мессинском проливе. — 98. 2 Делена (оттуда же) — одна из трех гарпий мифических чудовищ с лицом девушки, телом коршуна и огромными когтями. — 98. 3 Лестригоны — один из древних народов, якобы живший в Сицилии. Согласно мифу, были людоедами. Называя их «пожирающими народы», Мор выражает свое ироническое отношение к тогдашним описаниям морских путешествий, наполненным небылицами. — 98. 4 «Малой логикой» назывался распространенный схоластический учебник XIII в. Он был написан Петром Испанским, ставшим впоследствии папой (чем отчасти и объясняется широкое распространение этой книги). — 104. 5 Ограничения (restrictiones), расширения (amplificatio-nes), подстановления (suppositiones)—термины схоластической логики, в частности и «Малой логики» Петра Испанского. — 104. 6 Мор иронически намекает здесь на монастыри, в подавляющем большинстве которых в его эпоху монахи (да и монахини) вели распущенную жизнь. — 110. КОПЕРНИК 1 Речь идет о четырех традиционных стихиях — элементах древности — земле, воде, воздухе и огне, унаследованных схоластиками от Аристотеля. — 119. 2 Здесь Коперник имеет в виду свой будущий труд «Об обращениях небесных сфер» (см. ниже). — 119. 3 Имеются в виду астрономические воззрения поздних пифагорейцев Гикетаса из Сиракуз, Филолая из Кротона, Эк-фанта и Гераклида Понтийского. — 119. 4 Буквально «те, кто учит о природе». Этим греческим словосочетанием в античности именовали древнейших натурфилософов. Коперник же имеет в виду средневековых схола-стов-аристотеликов. — 119. 5 Гермес Трисмееист — легендарное лицо, которому приписывалось сочинение «Собрание герметических книг», появившееся в III в. н. э. Здесь пифагорейско-платоновский идеализм оказался в причудливом сочетании с ближневосточными и египетскими религиозными воззрениями. Названное сочинение имело большое влияние на средневековых схоластиков и алхимиков. — 122. МОДЖЕВСКИЙ 1 См. Аристотель. Политика, 1253а, 27; 1252Ь, 27. — 130. 3 См. Цицерон. Парадоксы стоиков, 15. — 130. ПАТРИЦИ 1 Т. е. Аристотелем. — 152. 2 Т. е. за пределами сферы неподвижных звезд, замыкающей мир. — 152. 3 Эон (от греч. aion — жизнь) — длительный период в развитии мира. Иногда этим словом обозначали период времени, в течение которого точка равноденствия проходит весь Зодиак, т. е. 26000 лет. Особенно часто это слово употреблялось в религиозно-мифологической философии гностицизма, оказавшей немалое влияние на формировавшееся христианство. — 152. БРУНО 1 Тимей — главное действующее лицо одноименного диалога Платона. — 161. 2 Имеется в виду Ибн-Гебироль, еврейский философ XI в., отрывки из произведения которого «Источник жизни» опубликованы в т. 1, ч. 2 настоящего издания. — 161. 3 О Трисмегисте — см. прим. 5 к стр. 122 настоящего тома. — 162. 4 Возможно, что здесь Бруно имеет в виду Николая Ку-занского в первом случае и Гераклита — во втором. — 171. 6 Бруно имеет в виду виднейших схоластиков XIII в., которым их последователи присваивали почетные прозвища: «Тонкий доктор» — Дуне Скот (см. т. 1, ч. 2 настоящего издания), «Великий» — Альберт, учитель Фомы, «Ангельский» — сам Фома, «Неопровержимый» — Александр Галесский, «Серафический» — Бонавентура. — 172. 6 Бруно говорит о своих книгах. — 174. 7 В трактате «Свод метафизических терминов» Джордано Бруно устанавливает различие философии и религии. «Богословская вера есть достоверность некоторых первых начал, считающихся самоочевидными (хотя и непостижимых никаким разумением), так как они изложены высшим разумом, который не. может ни обманывать, ни обманываться. Философская же вера есть уверенность в том, что открывается глазам и чувствам на основе некоторых первых начал...» (Лат. соч., т. I, ч. 4, стр. 71). Там же Джордано Бруно дает следующее определение философии и богословия в их различии и противоположности: «Богословская вера отличается от философской тем, что вторая принимает человеческое" существо, выполняющее свои задачи посредством естественных средств, тогда как первая ведет сверхъестественными средствами к сверхъестественной цели, если только в этом деле имеется божественная истина, а не обман под вымышленными именами людей и демонов». «Нельзя допустить бытия формирующего начала, сходящего свыше, дающего порядок, приносящего фигуру извне. Искусство во время творчества рассуждает, мыслит. Природа все творит безгранично быстро, без рассуждения. Искусство имеет дело с чуждой материей, природа — с собственной материей. Искусство находится вне материи, природа — в самой материи. Даже более того: она сама есть материя. Таким образом, материя творит все из своего собственного дона. Она есть сама свой внутренний мастер, живое искусство, изумительное умение, наделенное мыслью, сообщающее действие своей материи, а не чужой. Она не медлит, не размышляет, но все творит свободно из себя, подобно огню, который сияет и сжигает, подобно свету, свободно несущемуся в пространстве» («О безмерном и бесчисленном». Лат. соч., т. I, ч. 2, стр. 312). В «Своде метафизических терминов» дается такое определение: «Природа либо есть сам бог, либо боже- ственная сила, открытая в самих вещах» (Лат. соч., т. I, ч. 4, стр. 101). «Бог есть субстанция, универсальная в своем бытии, субстанция, которою все существует, он есть сущность — источник всякой сущности, сущность, от которой все обретает бытие и которая близка любому бытию более, нежели на то способна собственная форма и природа этого бытия. Ибо подобно тому, как природа есть для всякого основа его бытия, так более глубокой основой любой природы является бог» (там же, стр.73). Чаще всего цитируются слова Джордано Бруно: «Ты знаешь, что животные и растения — это живые творения природы, а природа, как тебе должно быть известно, не что иное, как бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя». Ит. соч., т. И, стр. 186). В поэме о «Безмерном и бесчисленном»: «Мы создаем иное представление о воле бога, чем негодяи и глупцы. Мы считаем нужным прилагать к богу самые возвышенные и достохвальные понятия, наиболее отвечающие его природе. Мы считаем кощунством искать бога в крови какого-то прохвоста, в обрезанном мертвеце, в пене на губах припадочного кликуши, под содрогающимися ногами висельника, в мрачных тайнах презренных колдунов. Нет, наоборот, мы ищем его в нерушимом, непоколебимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, созданных нашей матерью-природой из своего лона, в правдивом ее образе, который воплощает лики бесчисленных живых существ, сияющих на безграничном своде единого неба, живых, чувствующих, мыслящих, восхваляющих великое прекрасное единство» (Лат. соч., т. I, ч. 2, стр. 316) (стр. 395—397) *. — IfK.
|