Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАМПАНЕЛЛА




1 гДервые три слова — Pon, Sin, Мог — взяты из соответ­ствующих итальянских слов (Pssanza, Sapienza, Amore) и обозначают Мощь, Мудрость и Любовь. По учению Кампанеллы, они составляют три высших определения всякого бытия. В жизни Города Солнца они соединяются в лице и деятельно­сти его верховного правителя — Метафизика. —181.

2 В этих словах идеализация раннего христианства, свой­ственная как многим предшественникам Кампанеллы, так и ряду его продолжателей. В основе этой идеализации — черты потребительского коммунизма, с которыми мы встречаемся, например, в «Деяниях апостолов» (гл. 4) и некоторых других памятниках раннехристианской литературы. —183.

3 Под аномалиями здесь разумеется отклонение планет от равномерного кругового движения. — 184.

* Примечание 7 к документам и публикациям Бруно со­ставлено В. С. Рожициным.

, 756


4 По статистике Международного библиографического ин­ститута, с 1436 по 1500 г. было напечатано 30742 названия, с 1500 по 1600 г. —285824 названия, а с 1600 по 1700 г.— 972 300 названий. —186.

5 Под этим философом Кампанелла разумеет самого себя. —187.

6 Антихрист в христианском вероучении — противник Мес­сии — Христа, которому придется выдержать борьбу с ним во время второго пришествия на землю, перед тем как будет окончательно установлено царство праведных людей. —188.

7 Под Правоведом Кампанелла разумеет крупнейшего рим­ского юриста Ульпиана (ум. в 228 г. н. э.). Его сочинения по различным вопросам права были в VI в. включены византий-ско-римским императором Юстинианом в «Свод гражданского права». Приведенные Кампанеллой слова заимствованы из части этого свода, называющейся «Дигесты» (кн. I, гл. 1, 1).— 188.

БЭКОН

1 Не отвергая этих понятий, Бэкон глубоко критичен по отношению к тому содержанию, которое вкладывала в них схоластическая философия. —194.

2 Этот пример заимствован Бэконом из сочинения Цице­рона «О природе богов». — 198.

3 Бэкон имеет в виду алхимиков. — 202.

4 Семью мудрецами (в действительности в различных источниках названо большее число) в античности называли древнейших греческих философов-моралистов. Фалес — один из них (притом он больше натурфилософ, чем моралист). — 206.

5 Антиподы (букв, «противоположностоящие»)—люди, жи­вущие на противоположной стороне земного шара. Это воззре­ние преследовалось христианской церковью как ересь. — 209.

6 Здесь (и в дальнейшем) переводчик перевел на русский язык латинское слово inductio (индукция), которое обычно на русский язык не переводится. — 211.

1 Северин, Петр (1540—1602) — датский врач и философ, один из учеников известного немецкого врача и философа Парацельса.— 212.

ДЕКАРТ

1 Этим греческим словом Декарт и его современники на­зывали традиционную аристотелевско-схоластическую логи­ку. — 235.

2 Т. е. схоластическая. — 236.

3 Здесь (как и в некоторых других местах своих сочине­ний) Декарт в целях ослабления враждебности к его фило­софским идеям со стороны приверженцев традиционной схо­ластической философии, обладавших еще огромным влиянием, стремится ослабить впечатление от их новизны. — 268.

4 Луллий (1235—1315) — известный средневековый теолог, схоластик и логик. Пытался построить своего рода логиче­скую машину, которая позволяла бы делать новые выводы без того, чтобы изучать тот или иной вопрос. — 286.


ГАССЕНДИ»

1 Это изречение заимствовано из произведения Цицерона «О старости». — 296.

2 Вивес, Хуан Луис (1492—1540) — испанский философ, просветитель и гуманист. Основные сочинения: «О душе и жизни», «О науках», «О спорах», «Против псевдодиалектиков». Швррон, Пьер (1541—1603)—французский философ-моралист, теолог, ученик Монтеня. Основные сочинения — «Три истины», «Трактат о мудрости», «Христианские беседы». — 297.

3 Рамус, Пьер де ля Раме (1515—1572) — французский фи­лософ-гуманист. Боролся против схоластики и преклонения перед авторитетом Аристотеля. Зверски убит во время Варфо-ломеевской ночи. —· 297.

4 Академики — имеются в виду представители так наз. Средней (второй) и Новой (третьей) академий, ставшие на путь скептицизма. Пирронисты — последователи Пиррона из Элиды (ок. 365 — ок. 275 г. до н. э.), основателя древнегрече­ского скептицизма. — 297.

5 Подземелье Абде,рита — Гассенди имеет в виду слова Де­мокрита из Абдеры, что мудрость заключается в постижении того, что лежит в основе сущего, в глубине явления, на дне колодца, в пучине. — 298.

β Сизиф — мифический герой, за жадность и коварство осужденный Зевсом в загробном мире вечно вкатывать в гору тяжелый камень, каждый раз скатывающийся обратно. — 298.

1 Палладий — в греч. мифологии изображение вооружен­ного божества, считавшегося охранителем города. Согласно легенде Одиссей вместе с аргосским царем Диомедом похитил у троянцев их палладий, что повлияло на исход Троянской войны. — 300.

8 Шесть категорий Платона — бытие, небытие, движение, покой, тождество и различие. — 301.

9 Архит Тарентский (IV в. до н. э.) — древнегреческий философ-пифагореец. — 301.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 215. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия