Студопедия — ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 31 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 31 страница






 

==363

 

 

Динамика культуры

 

рактер и масштабы происходящих в сообществе банту изменений, и лишь во вторую очередь — механизм изменения»53.

 

В целом среди исследователей культурного контакта существует согласие относительно некоторых его результатов. Буквально во всех работах в качестве возможных итогов культурного контакта называются принятие, синкретизм и реакция; предполагается, что в большинстве случаев возможны все три результата, перевес же какого-либо из них определяется условиями, в которых контакт происходит, и может с течением времени изменяться. Принятие, при котором новый элемент не модифицируется под влиянием других установок, ведет в конечном счете к полной ассимиляции новой культурой. В некоторых случаях ассимиляция может быть итогом даже тогда, когда в процесс вмешиваются и другие реакции. Часто результатом контакта является синкретизм, который был подробно описан в исследованиях латиноамериканских индейских культур и культур негров Нового Света. Реже в различных методичках для исследования упоминаются, иногда и обнаруживаются в современных исследованиях как в Новом Свете, так и в Африке спонтанные преобразования, приводящие к видоизменению элементов обеих контактирующих культур или порождающие совершенно новые структуры. В то время как возникающую культуру можно рассматривать в целом как синкретичную, значительные части социальной структуры могут иметь принципиально новый характер. Наиболее глубоко изученная область явлений — это, вероятно, сфера реакции. В эту категорию, бесспорно, следует включить различные возрожденные и аборигенные движения. Полезную типологию организации исследования таких движений дал не только Линтон54; имеются многочисленные работы, в которых анализируются: культ Пейота, Танец Духа и другие подобные в Северной Америке; к ним же относятся новогвинейские исследования Уильямса и т. д. Они не всегда называются аккультурационными, но тем не менее дают ценный материал для анализа.

 

После этих довольно общих высказываний может показаться, что для анализа процессов не созданы подходящие концептуальные схемы. Большинство существующих исследований процесса аккультурации отягощены психологическими рассуждениями и сосредоточены преимущественно на роли индивида в изменении или на том воздействии, которое изменение оказывает на индивида. Было дано мало социологических и культурологических объяснений. Попытки, кото-

 

==364

 

 

Р. Билз. Аккультурация

 

рые были предприняты в этом отношении, часто отличались несколько специализированным характером; в особенности это касается практически-ориентированных исследований. Так, например, мисс Хантер утверждает: «И администратор, и миссионер, и торговец в равной мере заинтересованы в выяснении того, какими санкциями регулируется поведение в условиях племенной жизни и как сказывается на этих санкциях контакт с европейцами. Социальные санкции, то есть узы, интегрирующие общество, можно понять лишь путем изучения функционирования и взаимосвязи общественных институтов; и нам необходимо определить, какое изменение в функционирование и взаимосвязь этих институтов вносит контакт с европейцами»55.

 

Трудно что-либо возразить против целей и предложений мисс Хантер. Они полностью согласуются с ее открыто провозглашенной прагматической ориентацией. Однако необходимо заметить, что она не предлагает нам адекватных концептуальных схем, которые позволили бы расширить теоретические рамки исследования, и по сути не предлагает конкретных методов, при помощи которых можно было бы анализировать процессы изменения. В этом отношении исследования Редфилда дают значительно больше для развития теории, поскольку содержат трактовку таких понятий, как «секуляризация», «индивидуализация» и т. д.; однако они ограничиваются лишь теми аспектами ситуации контакта, которые связаны с изменениями, ведущими от народной [folk culture] к городской культуре. Фортес56 указывал, что культурный контакт следует рассматривать как процесс непрерывного взаимодействия. Несмотря на признание важности сравнительной социологии культурного контакта, он предлагает мало конкретного. Таким образом, если отвлечься от самых общих теоретических схем, то прогресс в сфере создания концепций анализа процессов и их эмпирической конкретизации, особенно в общетеоретических контекстах, был крайне незначительным. Вероятно, наиболее весомый вклад за последнее время внесла работа Элкина57, в которой был рассмотрен процесс реакции на примере австралийских аборигенов; этот анализ заслуживает критического изучения и проверки на примере других регионов и других ситуаций.

 

 

Динамика культуры P. Билз. Аккультурация

 

 

==365

 

 

ж) Подсчет количественных показателей

 

Британские антропологи особенно настойчиво указывали на необходимость сбора статистических данных. В ситуациях изменения, в частности, важно знать, какая часть населения придерживается тех или иных изменяющихся норм. Ричарде58 выделила метод переписи сельского населения, и была в этом не одинока. Многие проблемы, связанные с выборкой и надежностью информации, до сих пор не были достаточно полно рассмотрены. Вагнер59 указывал на ненадежность имеющейся статистики и невозможность использования ее для интервьюирования «от дома к дому», а также на ее непригодность для составления случайной выборки. Он остроумно предлагает при возникновении серьезных проблем с выборкой воспользоваться генеалогическим методом для получения небходимых данных.

 

Было высказано предложение использовать количественные подходы для разработки эмпирических показателей аккультурации. Интересные мысли в этом плане, а также в плане использования количественных данных для измерения относительных темпов изменения в различных сегментах той или иной культуры и обеспечения сопоставимости аккультурационных исследований высказал Леонард Брум в двух коротких статьях 1939 и 1945 гг., однако этими предложениями так никто и не воспользовался. В неопубликованной рукописи Спиндлера и статье, написанной им совместно с Голдшмидтом, статистические данные используются для установления классов, или страт, представляющих (предположительно) различные уровни аккультурации в группе. Несмотря на общую тенденцию роста индекса данных, имеется крайне мало устойчивых методологий и статистических трактовок, которые могли бы внести свою лепту в понимание теории. <...>

 

Примечания

 

' Е. Parsons 1936.

 

2 Е. Parsons 1933.

 

3 R. Beals 1932.

 

4 R. Redfield, R. Linton, M. Herskovits 1936.

 

5 M. Herskovits 1948, р. 523 ff. 'В. Malinowski 1945, р. 1.

 

7 R. Thumwald 1932, р. 557.

 

8 R. Thurnwald 1938, р. 179-180.

 

9 L. Mair 1934.

 

i" M. Fortes 1936, p. 53.

 

==366

 

" С. DuBois 1939, р. 137. "С. DuBois 1951, р. 32.

 

13 F. Oniz 1940.

 

14 M. Fortes 1936, p. 54.

 

15 G.Wagner 1936, p. 317.

 

"E. Lindgren 1938.

 

17 R. Ekvall 1939.

 

"J. Greenberg 1941. ^''A. Ramos 1947.

 

^R. Beals 1951.: 2! G. Bateson 1935.

 

22 R. Thurnwald 1932.

 

23 R. Redfield. R. Linton. M. Herskovits 1935, 1936.

 

24 G. Bateson 1935.

 

25 R. Linton 1940.

 

26 В. Malinowski 1945.

 

27 F. Ramos 1947.

 

28 A. Richards 1935, р. 21.

 

29 В. Malinowski 1945, р. 29.

 

30 Ibid., p. 30. "S.Taxetal. 1952.

 

32 M. Fortes 1936, р. 53.

 

33 M. Fortes 1935, р. 6.

 

"G.Wagner 1936, р. 317-320.

 

"I.Shapera 1935, р. 316.

 

3fi M. Hunter 1934.

 

37 A. Richards 1935.

 

"A. and G. Culwick 1935.

 

M A. Hallowell 1949.

 

40 R. Redfield 1941.

 

41 M. Herskovits 1948, р. 534.

 

42 M. Fortes 1936. р. 26.

 

43 M. Herskovits 1948.

 

44 M. Hunter 1934, pp. 347-349.

 

45 R. Thurnwald 1935. ""A. Hallowell 1945.

 

47 Ср.: R. Thurnwald 1935; V. Barnouw 1950.

 

48 R. Merton 1949. р. 53.

 

49 С. DuBois 1951.

 

5» G. Spindler, W. Goldschmidt 1952.

 

51 G. Barker 1947.

 

"A. Elkin 1951.

 

53 M. Hunter 1934, p. 335.

 

54 R. Linton 1943.

 

55 M. Hunter 1934, p. 350.

 

56 M. Fortes 1936. "A. Elkin 1951. 58 A. Richards 1935. 5» G.Wagner 1936.

 

==367

 

 

Динамика культуры

 

Библиография

 

G. Barker. Social Functions of Language in a Mexican-American Community//Acta Americana. V. V, 1947, p. 185-202.

 

V. Barnouw. Acculturation and Personality among the Wisconsin Chippewa. (American Anthropological Association Memoirs. 1952, N. 72.)

 

G. Bateson. Culture Contact and Schismogenesis // Man. 1935, Art. 199.

 

R. L. Beals. Aboriginal Survivals in Mayo Culture // American Anthropologist. V. XXXIV, 1932, p. 28-39.

 

R. L. BeaJs. Urbanism, Urbanization and Acculturation // American Anthropologist. V. LIII, 1951, p. 1-10.

 

L. Broom. The Cherokee Clan: A Study in Acculturation // American Anthropologist. V. XLI, 1939, p. 266-268.

 

L. Broom. A Measure of Conservatism // American Anthropologist. V. XLVII, 1945, p. 630-635.

 

A. T. and G. M. Culwick. Culture Contact on the Fringe of Civilization //Africa. V. VIII, 1935, p. 163-170.

 

С. Dubois. The 1870 Ghost Dance //Anthropological Records. V. Ill, 1939, N. 1.

 

С. Dubois. The Use of Social Science Concepts To Interprete Historical Materials: Comments on the Two Preceding Articles // Far Eastern Quarterly. V. XXI, 1951, p. 31-34.

 

R. B. Ekvall. Cultural Relations on the Kansu-Tibetan Border. Chicago: University of Chicago Press, 1939.

 

A. P. Elkin. Reaction and Interaction: A Food Gathering People and European Settlement in Australia // American Anthropologist. V. LIII, 1951, p. 164-86.

 

M. Fortes. Culture Contact as a Dynamic Process // Africa. V. IX, 1936, p. 24-55.

 

J. H. Greenberg. Some Aspects of Negro-Mohammedan Culture Contact among the Hausa // American Anthropologist. V. XLIII, 1941, p. 51-61.

 

A. I. Hallowell. Sociopsychological Aspects of Acculturation // R. Linton (ed.) The Science of Man in the World Crisis. N. Y.: Columbia University Press, 1945, p. 171-200.

 

A. I. Hallowell. Ojibwa Personality and Acculturation // S. Tax (ed.) Acculturation in the Americas: Proceedings and Selected Papers of the XXIXth International Congress ofAmericanists. Chicago: University of Chicago Press, 1949, p. 105-114.

 

M. Herskovits. Acculturation: The Study of Culture Contact. N. Y.: J. J. Augustin, 1938.

 

M. Herskovits. Man and His Works. N. Y.: A. A. Knopf, 1948.

 

G. Herzog. Culture Change and Language: Shifts in the Pima

 

==368

 

 

P. Билз. Аккультурация

 

Vocabulary // S. Newman, L. Spier, A. I. Hallowell (eds.). Language, Culture, and Personality: Essays in Memory of Edward Sapir. Menasha, Wis.: Sapir Memorial Publication Fund, 1941, p. 66-74.

 

J. B. Johnson. A Clear Case of Linguistic Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 427-34.

 

D. Lee. The Linguistic Aspect ofWintu Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 435-440.

 

E. J. Lindgren. An Example of Culture Contact without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacks of Northwestern Manchuria // American Anthropologist. V. XL, 1938, p. 605-621.

 

R. Linton (ed.). Acculturation in Seven North American Indian Tribes. N. Y.: D. Appleton-Century Co, 1940.

 

R. Linton. Nativistic Movements // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 230-239.

 

L. P. Mair. The Study of Culture Contact as a Practical Problem // Africa. V. VII, 1934, p. 415-422.

 

B. Malinowski. Practical Anthropology//Africa. V. II, 1929, p. 2238.

 

B. Malinowski. The Dynamics of Contemporary Diffusion. Summary // Proceedings of the International Congress of Historical and Ethnological Sciences. Copenhagen, 1939.

 

B. Malinowski. The Dynamics of Culture Change: An Inquiry into Race Relations in Africa. New Haven: Yale University Press, 1945.

 

R. Merton. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 111.: Free Press, 1949.

 

F. Ortiz. Contrapunteo del tobaco у el azucar. Havana: J. Montero, 1940.

 

E. С. Parsons. Some Aztec and Pueblo Parallels // American Anthropologist. V. XXXV, 1933, p. 611-631.

 

E. C. Parsons. Mitia: Town of the Souls. Chicago: University of Chicago Press, 1936.

 

A. Ramos. Intraducao a antropologia brasileira. Rio de Janeiro, 1947, V. II.

 

R. Redfield. The Folk Cultures ofYucatan. Chicago: University of Chicago Press, 1941.

 

R. Redfield, R. Linton, M. J. Herskovits. Memorandum on the Study of Acculturation // American Anthropologist. V. XXXVIII, 1936, p.149-152.

 

A. I. Richards. The Village Census of Modem Culture Contacts // Africa. V. VIII, 1935, p. 20-33.

 

I. Schapera. Field Methods in the Study of Modern Culture Contacts //Africa. V. VIII, 1935, p. 315-326.

 

E. Spicer. Linguistic Aspects of Yaqui Acculturation // American Anthropologist. V. XLV, 1943, p. 410-426.

 

G. C. Spindler, W. Goldschmidt. Experimental Design in the Study

 

==369

 

 

Динамика культуры

 

of Culture Change // Southwestern Journal of Anthropology. V. VIII, 1952, p.68-83.

 

S. Tax et al. Heritage of Conquest: The Ethnology of Middle America. Glencoe, 111.: Free Press, 1951, R. Thurnwald. The Psychology of Acculturation // American Anthropologist. V. XXXIV, 1932, p. 557-569.

 

R. Thurnwald. Black and White in East Africa. London: Humanities Press, 1935.

 

R. Thurnwald. The African in Transition: Some Comparisons with Melanesia // Africa. V. XI, 1938, p. 174-186.

 

G. Wagner. The Study of Culture Contact and the Determination of Policy//Africa. V. IX, 1936, p. 317-331.

 

M. Wilson (Hunter). Methods in the Study of Culture Contact // Africa. V. VII, 1934, p. 335-350.

 

Сокращенный перевод В.Г.Николаева

 

К оглавлению

 

==370

 

00.htm - glava17

 

Бронислав Малиновский Научные принципы и методы исследования культурного изменения*

 

Инструмент, который мы хотим здесь предложить, представляет собой перевод выявленных нами принципов в форму таблицы. Мы обнаружили, что два культурных порядка — африканский и европейский, — в своем первоначальном состоянии полностью друг от друга независимые и до сих пор в значительной мере сохраняющие свой собственный культурный детерминизм, встречаются, оказывают друг на друга влияние и порождают третью культурную реальность. Составив таблицу и поместив каждый из наших аргументов в одну из трех колонок, мы останемся верны этому принципу. В первой колонке, которую мы далее будем называть колонкой А, будем перечислять влияние, интересы и намерения Белого населения. Поместим в нее принципы политики, проводимой Белым населением, идеалы миссионеров, цели экономических предприятий, лозунги и реальные намерения поселенцев, связанные с той или иной конкретной проблемой (например, вопросом о земле, труде, колдовстве, питании или промышленности). В колонке Б, которую мы озаглавим «Процессы культурного контакта и изменения», расположим те процессы и типы деятельности, в которых Черные и Белые сталкиваются друг с другом, вступают в сотрудничество и оказывают друг на друга непосредственное влияние. В колонке В разместим сохраняющиеся по сей день формы традиционных институтов, а также предания и легенды прошлого, поскольку они являются на сегодняшний день активно действующими силами. От предыдущей эта колонка отличается тем, что содержит элементы африканской жизни, не признаваемые официально Белой администрацией, а также те процессы, через которых реализуется старая африканская жизнь, зачастую

 

 

' В. Malinowski. The Dynamics of Culture Change. New Haven, 1945. P. 73-83.

 

==371

 

 

Динамика культуры

 

«загнанная в подполье» строгим внешним принуждением и внутренним сопротивлением. Например, мы должны внести сюда такие верования, обычаи и этические влияния культа предков, которые можно обнаружить даже в христианских общинах. Обсуждая проблемы земельной собственности и хозяйственной деятельности, мы должны занести в эту колонку пережитки старого обычного права, которые полностью игнорируются европейским законодательством и административной машиной, а временами даже вступают в противоборство с влияниями, перечисленными в колонке А.

 

Типовая таблица для анализа культурного контакта и изменения

А

 

Влияния, интересы и стремления Белого населения

Б

 

Процессы культурного контакта и изменения

В

 

Пережиточные формы и традиции

Г

 

Реконструкция прошлого

д

 

Новые силы спонтанной африканской реинтеграции и реакции

 

 

Чтобы пояснить ход нашей мысли, было бы полезно добавить дополнительную колонку Г, содержащую в себе реконструкцию до-европейского положения дел в том виде, в каком ее можно получить научными средствами. Поскольку такая реконструкция является одной из важных задач антрополога, колонка Г — законный компонент нашей синоптической таблицы; между тем, важно понимать, что эта реконструкция не может быть результатом непосредственного наблюдения и что надежность данных, в ней представленных, — совершенно иного порядка, нежели надежность данных, содержащихся в трех первых колонках. Для колонок А, Б и В полевой исследователь предоставляет реально наблюдаемые факты. В колонку Г он может занести всего лишь свое личное мнение о том, как, вероятнее всего, обстояло дело в былые времена.

 

И наконец, в некоторых случаях будет уместно добавить еще одну колонку, Д. В нее мы могли бы вписать новые силы спонтанной африканской реинтеграции и реакции. Сюда попали бы такие явления, как африканский расизм, региональный национализм и новые толкования племенного патриотизма. Такие данные, как мы уже ранее говорили, обязательно должны быть включены в спектр интересов антрополога. Хорошо было бы отделить их от феноменов совместных изменений и культурного контакта, перечисляемых в колонке Б, а также от элементов архаического, представленных в колонке В.

 

==372

 

 

Б. Малиновский. Научные принципы и методы культурного изменения

 

Поскольку мы разрабатываем метод анализа, наблюдения и практического рассуждения, базирующийся на некотором наборе принципов и представимый в виде таблицы, то нам лучше всего было бы поступить следующим образом. В прилагаемой таблице I мы сформулируем принципы, разработанные нами в ходе предшествующих дискуссий. В таблице II напротив каждого из этих принципов мы приведем соответствующее практическое правило, являющееся одновременно и правилом полевого исследования, каждое из которых служит руководящим принципом, направляющим ход наших рассуждении и определяющим, каким образом следует обращаться с этими данными на практике. Так же, как и все прочие правила метода, правила, приводимые в таблице II, можно непосредственно перенести в нашу типовую таблицу.

 

 

Таблица I Принципы

 

1. Принцип автономного детерминизма в каждой из трех сфер: А. Европейские стремления и интересы.

 

Б. Контакт и изменение.

 

В. Пережитки африканского трайбализма.

 

2. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости этих трех сфер.

 

3. Динамическая асимметрия европейской и африканской культур в области влияний и изменения.

 

4. Множественность и разнонаправленность европейских политических линий, идей, целей и методов.

 

5. Взаимовлияние и взаимодействие между институтами, т. е. системами такой четко ограниченной деятельности, которая осуществляется организованными группами, включает определенное материальное оснащение и нацелена на удовлетворение биологической, социальной или духовной потребности (связанные друг с другом виды деятельности, объединяемые в постоянно действующую систему санкцией закона или обычая).

 

6. Понятие общего фактора (или его отсутствие), сочетающего в себе стремления европейцев и интересы коренного населения, как главенствующий и основополагающий фактор изменения. От наличия или отсутствия общего фактора зависит, будут ли иметь место конфликт или сотрудничество (компромисс), дезинтеграция или согласие и совместное развитие.

 

==373

 

 

Динамика культуры

 

7. Принцип жизнеспособности африканского трайбализма, вытекающий из: внутренней силы туземной культуры, выросшей in situ, избирательности европейских приношений и даров; последствий существующего расового барьера, не позволяющего африканцу занимать престижные места в западной цивилизации и отбрасывающего его обратно, к племенным корням.

 

8. Новый национализм: племенной, региональный, африканский.

 

Таблица II

 

Правила метода

 

1. Подход к изучению каждой проблемы должен быть тройственным. В таблицу должны вноситься намерения европейцев, феномены изменения и факты африканского трайбализма — каждая группа явлений в отдельную вертикальную колонку.

 

2. Данные, исследуемые таким образом и представленные под тремя рубриками, должны быть соотнесены друг с другом, а для этого каждая запись, заносимая в ту или иную колонку, должна помещаться напротив соответствующих данных, находящихся в других колонках. Такой подход в организации таблицы показывает корреляцию данных — о европейцах, африканцах и изменении — по каждой конкретной проблеме.

 

3. Колонки всегда должны быть расположены в строгом порядке: данные о европейцах должны быть в первой колонке, об африканцах — в последней, а об изменении — в средней, ибо последняя группа данных представляет нам результат взаимодействия между двумя крайними колонками. И в полевой работе, и при аналитических размышлениях этот порядок выражает динамическую взаимосвязь между тремя указанными аспектами. На практике же наблюдение и теория могут брать за исходную точку любой из этих трех культурных аспектов.

 

4. В колонке А перечислены различные подходы, исходящие от каждой из европейских сил или организаций (административных, миссионерских, предпринимательских или поселенческих). С ними мы сопоставляем соответствующие факторы африканского трайбализма; в колонке изменений изучаем их взаимодействие.

 

5. Заносим в таблицу правила, санкционирующие институт, принципы его политики или основное верование религи-

 

==374

 

 

Б. Малиновский. Научные принципы и методы культурного изменения

 

озных или магических движений. Затем мы рассматриваем социологический аспект института, его экономическую и техническую реализацию. При занесении в таблицу правил, санкционирующих институты, а также проявлений политики европейских или туземных институтов или движений необходимо принимать во внимание их реальную культурную функцию, а не просто брать официально декларируемую доктрину и традиционную фразеологию.

 

6. Определение общего фактора автоматически вытекает из совпадения данных в колонках А и В. Размещение всех данных об изменении в центральной колонке находится в соответствии с первоочередной важностью понятия общего Фактора. Наличие в указанных колонках общего фактора, касающегося основной функции политики или движения, обусловливает перспективы сотрудничества, способные нейтрализовать возможность конфликта.

 

7. Сюда включается определение того, что правомерно было бы перечислить под рубрикой В: туземные институты, игнорируемые или подавляемые европейцами; институты, верования и практики, загнанные в подполье; африканские обычаи, экономические порядки и правовые принципы, сохраняемые внеплеменным коренным населением. N.B. Колонка В ни в коем случае не должна содержать никаких данных, полученных путем «реконструкции» прошлого.

 

8. Факты националистической реакции должны также, в целях удобства пользования таблицей, вноситься в колонку В.

 

Комментарий к таблице I; Принципы

 

Смысл этих принципов, по-видимому, еще не вполне ясен, но если мы дадим краткие определия одного-двух понятий, содержащихся в этих новых словоупотреблениях, то такое определение позволит нам подытожить и кристаллизовать суть предшествовавших аргументов.

 

Так, в качестве первого принципа мы приняли необходимость тройственного подхода и подчеркнули, что каждой из трех основных сфер африканской культурной реальности присущ собственный, автономный культурный детерминизм. Что мы подразумеваем под последним выражением, уже должно быть ясно. Критикуя и отвергая понятие культурного изменения как интегрального целого, а также разрабатывая ту точку зрения, что европейские влияния столь же важны, как и принятие этих влияний африканцами, мы постоянно сталкивались с существованием специфическо-

 

я

 

==375

 

 

Динамика культуры

 

го культурного детерминизма. Это означает, что есть такие факторы и силы, которые заставляют человека — и в индивидуальном, и в коллективном плане — вести себя специфическим для каждой данной культуры образом, выходя при этом за рамки чисто биологических импульсов и непосредственных влияний среды и модифицируя их. Каждая культура в процессе своего исторического развития вырабатывает определенные системы знаний, ценности (экономические, социальные и эстетические) и, далеко не в последнюю очередь, верования и убеждения, базирующиеся на сверхъестественном откровении. Любая культурная ценность и любой культурный императив определяют поведение в вопросах такого элементарного характера, как предпочтение тех или иных видов пищи и питья, в реакциях на сексуальное влечение и желание вести семейную жизнь, в чувстве чести, правды и неправды, в способах проведения досуга и его объеме, а также в отношении к объектам, почитаемым в качестве культурной ценности. Цели физических усилий и социальной конкуренции различаются не менее, чем отличаются друг от друга сообщество охотников за головами и каннибалов, тоталитарное государство, европейская националистическая держава, демократия и африканская монархия. Даже мы, европейцы, в не столь отдаленные времена нашей истории считали рабство и крепостничество естественными институтами и рассматривали их как часть Божественного Миропорядка; мы сжигали ведьм, убивали магометан в крестовых походах, вели кровавые войны во имя религиозных идеалов. Все это было отвергнуто как варварство и дикость, Важно помнить, что в настоящий момент в африканском мире изменений и контактов существуют три основных типа культурного детерминизма. Представители западной цивилизации исповедуют свой набор привязанностей и идеалов, свой кодекс чести и свои экономические ценности. То, что этот кодекс ценностей, обычаев и идеалов внутренне не вполне гармонизирован, специально подчеркивается в одном из принципов, стоящем в нашей таблице под номером 4. Однако наш кодекс в целом настолько глубоко отличается от африканских племенных кодексов в плане экономической и технической реализации, а также в политической структуре, лишь номинально базирующейся на христианских принципах, но реально связанной с нашей капиталистической экономикой и империализмом, что этому должно найтись о,собое место и в нашей таблице, и в наших рассуждениях. Европейская цивилизация, как указы-

 

==376

 

 

Б. Малиновский. Научные принципы и методы культурного изменения







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия