Студопедия — С. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ






а. Общие вопросы.-

1. ИСТОРИЯ АТОМИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

146. Аристотель. О возникновении и уничтоже­нии I, 8. Наиболее методически построили свою те-

Орню, руководствуясь одним общим принципом При объяснении явлений, Л. и Д., исходя из того, что е«м >ораэно природе, какова она есть. Некоторые из Д|и нних полагали, что необходимо [логически], HHiOu бытие было едино и неподвижно. Ибо пусто-tw не существует, а при отсутствии отдельной пус-Титы невозможно движение, равно как и не может быть многих предметов, если отсутствует то, что от­делило бы их друг от друга... Исходя из таких рас-еуждший, некоторые [ученые] вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали, что Нужно следовать разуму. Поэтому они говорят, что едино и неподвижно, да к тому же, как гово-т linn iTopwG, еще и безгранично, ибо всякая гра-НН1Ы пмлй бы границей между телом и пустотой (и иvi неги и* существует). Что касается этих [уче-hi i • |, hi причины, руконодшниис ими, и их выска-{Ц.нмннм ив ИСТИШШЙ [природе пещей) были таки­ми М метим, что в лигичсч кой точки прения все это Шн лодокительно, но с точки прении фактом такой иилмд похож на бред сумасшедшего. Л. же был уГк'ждеи, что у него есть теория, которая, исходя из дополни, согласных с чувствами, [в то же время] не (делает невозможным ни возникновение, ни унич­тожение, ни движение, ни множественность ве­щей. Признав все это в согласии с явлениями, он в согласии с теми, кто доказывает единство [целого], признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что су-щсчтнуст и прямом смысле слова, является напол­ненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечные по числу [части­цы], невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота сущест­вует; соединяясь, они приводят к возникновению [вещей], а разъединяясь, к уничтожению. Они дейст­вуют на другие частицы и подвергаются воздейст­вию сами в тех местах, где касаются: ведь именно в этих местах нарушается их единство. При соеди­нении и зацеплении друг за друга они образуют [но-

юз

вые тела]. Из того же, что едино по своей истинной [природе], не может получиться множественное, и, наоборот, из того, что множественно по своей ис­тинной [природе], не получится единое — это не­возможно. Но происходит так, как говорит Эмпедокл и некоторые другие, утверждая, что воздействие про­исходит через поры; таким же образом, по мнению Левкиппа, совершается всякое изменение и всякое воздействие, причем распадение и уничтожение происходит через пустоту и сходным образом так­же рост, [имеющий место) при проникновении но­вых твердых тел [в пустоты]. Пожалуй, и Эмпедокл [логически] обязан был бы говорить то же, что и Левкипп, именно, по словам последнего, есть ка­кие-то [тела] твердые, но неделимые. [В противном случае] осталось бы только [допустить, что] всюду имеются непрерывные поры, но это невозможно: тогда не останется, помимо этих пор, ничего друго­го — твердого, но все окажется пустотой. Поэтому необходимо, чтобы соприкасающиеся между собой частицы были неделимыми, а то, что между ними, — пустотой, именно тем, что Эмпедокл называет по­рами. Так говорит и Л. о воздействии одного тела на другое.

147. Симпликий, комм, к «Физике» 1,2, стр. 28,4 (из «Физических суждений» Феофраста, отр. 8): Он (Левкипп) пошел при изучении сущего не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но, по-видимому, по прямо противоположному. Те счи­тают целое неподвижным, невозникшим и ограни­ченным и считают недопустимым какое бы то ни было изучение несуществующего; он же принял, что атомы — бесконечные по числу и вечно движущиеся элементы, и считал, что число форм их бесконечно, так как «нет основания, почему бы они были скорее такими, чем другими», и потому, что он видел, что процесс возникновения и изменения происходит в природе непрерывно. Далее, он считал, что бытие существует не в большей мере, чем небытие, и что и то и другое в равной мере является причиной про­исходящего. Природу атомов, которую он считал

плотной и полной, он назвал «существующим» и по-л< >жил, что они носятся в пустоте, которую назвал «несуществующим», и считал, что «несуществующее» i у щгствует не в меньшей мере, чем «существующее». <.*» vu 1ым же образом его сотоварищ Д. из Абдер счи-

•ijii первоначалами полное и пустое, из которых первое называл «существующим», а второе «несуще­ствующим».

148. Схолии к «Метафизике» 1,4- Парменид рас­сматривает землю как материю, а огонь как дея­тельную причину. Поэтому огонь он называет «су­ществующим», а землю «несуществующим». Вообще ведь он называет худшее из противоположностей

•несуществующим». Парменид в том [сочинении], и котором он говорит о кажущемся мире, называет

•существующее» и «несуществующее» первоначала­ми бытии, in >Д| ><>i'<> и >му как и Д., сотоварищ Левкип-пи, Нйэьиыгт «гущи i кующим» атомы, а «несуществу­ющим» пустоту. Но и»ги мвным образом приняли за начала противоположности: ведь прсхгииоположно-стью теплого является холодное, а противополож­ностью пустого — полное или атомы, которые Д. называл также телами; пустым же он называл про­странство, в котором находятся эти атомы, движу­щиеся вечно. Александр, комм, к «Метафизике» 1,5, стр. 45,5: Парменид принял два начала... огонь и землю, причем огонь он называл «существую­щим», а землю и холодное «несуществующим», та­ким образом, не один лишь Демокрит и Левкипп считали началами «существующее» и «несуществу­ющее».

14°. ДшнснЛсмртский IX, 42: Д. упоминает и уче­ние об едином, принадлежащее Пармениду и Зено-ну, самым знаменитым [философам] в его время, и Протагора из Лбдер, который, по общему мнению, был современником Сократа.

150. Симпликий, комм, к «Физике» 1,2 (из «Физи­ческих суждений» Феофраста, отр. S): Л., элеец или милегянин (о нем говорят и то и другое), был фило­софским единомышленником Парменида. Климент. ПротрептикЗ, 19'- Милетянин Левкипп...

151. Гипполит. Опровержение ересей 1,12,1: Л., сотоварищ Зенона, не остался верен его уче­нию, но, по его мнению, первоначала бесконечны и вечно движутся, а рождение и изменение проис­ходят непрерывно. Элементами он считает полное и пустое.

152. Диоген Лаэртский. Предисловие /5,£>.'Элеец Зенон, его ученик Левкипп, его ученик Д. ДиогенЛа-эртский IX, 30 сл„- Элеец Л., по другим — абдерит, а по мнению некоторых — милетянин. Он слушал Зе­нона. Псевдогален. История философии 3: Слушате­лем элейца Зенона был абдерит Л., впервые выдумав­ший атомы. Климент. Строматы I, 64: Парменид был слушателем Ксенофана, его слушал Зенон, его — Л., его — Д.

153. Цеца. Хилиады II, 980: Л. — ученик Мелисса.

154. Диоген Лаэртский IX, 38 (ср. IX, 45: Книги его, [Демокрита]... «Пифагор»): Считают, как говорил Фрасил, что Д. был последователем пифагорейцев. Он упоминает и самого Пифагора, отзываясь о нем с восхищением в сочинении «Пифагор». Получает­ся впечатление, что все свое учение Д. взял у Пифа­гора; можно было бы думать, что Д. был учеником Пифагора, если бы это не противоречило хроноло­гии. По крайней мере Главк из Регина говорит, что он учился у кого-то из пифагорейцев, а Главк — со­временник Демокрита. Аполлодор же из Кизика го­ворит, что он встречался с Филолаем. Ямблих. Жизнь Пифагора 104: Из его школы — прежде всего самые старшие и его современники, бывшие учени­ками самого Пифагора, причем он был стар, а они были молоды: Филолай, Еврит... Левкипп и Алкмеон. Порфирий, Жизнь Пифагора 3: Дурис из Самоса во второй книге «Хроник» приписывает Пифагору сы­на Аримнеста и говорит, что он был учителем Демо­крита.

155. Филопон, комм, к «О возникновении и унич­тожении» II, стр. 15,15: То, что, по их мнению, воз­никновение происходит таким образом, ясно, как говорит Аристотель, из изречения Эмпедокла: «Есть только смешение и разделение смешанного», исходя

из чего и Демокрит сказал, что сложные тела «отли­чаются друг от друга теми [частицами], из которых они состоят».

156. Диоген Лаэртский 1,22: Фалес был, как ут­верждают Геродот, и Дурис, и Д., сыном Экзамия и Клеобулины из рода Телидов, а Телиды — фини­кийцы, очень знатные, ведущие свой род от Кадма и Агенора. (23) По мнению некоторых, Фалес был первым астрономом, он впервые предсказал солнеч­ные затмения и солнцевороты... об этом свидетель­ствует и Д.

157. Аристотель. Метеорология II, 7 (о землетря­сении): Анаксагор из Клазомен и уже раньше его Анаксимен из Милета высказались об этом, а позже их Д. из Абдер.

158. Филопон, комм, к «Физике» III, 5, стр. 409, 7: 1>)'П> докхмл Аристотель в первой книге, где он поле­мизирует с Анаксагором и Демокритом.

159- Диоген Лаэртский IX, 34: После этого он, по словам некоторых, вступил в общение с Анакса­гором, будучи моложе его на сорок лет. Фаворин же утверждает в «Смешанных исследованиях», что Д. говорил об Анаксагоре, что [содержащиеся в его исследованиях] взгляды на солнце и луну не при­надлежат ему, а старинного происхождения, он же их только позаимствовал. (35) Он поносил учения Анаксагора об устройстве мира и разума, будучи враждебно настроен к нему за то, что тот не допус­тил его к себе. Так мыслимо ли, как утверждают не­которые, что он слушал Анаксагора?Дмоге«Лаэрт­ский II, 14: Как утверждали, Анаксагор относился враждебно к Демокриту, так как он потерпел неуда­чу в попытке вступить в научное общение с Демо­критом.

160. Секст. Против математиков VII, 140: «Явления есть оптическое изображение неочевид­ного», как утверждает Анаксагор, которого за эти слова хвалит Д. Bumpyвий VII, Предисловие 11: Ана­ксагор и Д. написали... каким образом надлежит со­ответственно взору глаз и распространению лучей провести линии... чтобы о неочевидной вещи су-

ществующие [в опыте] вещи давали представ­ление...

161. ДиогенЛаэртский IX, 30: Л.... впервые выста­вил учение о неделимых первоначалах.

163- Суда, под словом «Демокрит»: Из книг Демо­крита подлинны две «Большой Мирострой» и «О при­роде мира». Написал он и письма. Диоген Лаэртский IX, 45 сл~ Книга Демокрита «Большой Мирострой», о котором последователи Феофраста утверждают, что он написан Левкиппом. Аэ^мй /, 25,4: Левкипп... гово­рит в сочинении «О разуме»...

164. Геркуланские свитки VIII, 58—62, стр. 1: Он не постыдился написать, что якобы совершенно то же самое было сказано уже прежде в «Большом Ми-рострое», который они считают написанным Лев-киппом. И он, который так бесцеремонно присваи­вал себе учения других, заявляет, что изобличил Де­мокрита не только в том, что он написал в «Малом Мирострое» то, что было уже написано в «Боль­шом»...

165. Цицерон-Академическиеисследования 11,37, П8: Л. [принимает] полное и пустое, Д в этом с ним сходен, но значительно обстоятельнее в прочих [частях учения]. Цицерон. О природе богов!, 24,66: Так учил Д или же еще до него Л

166. Псввдоаристотель. О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 6: Горгий утверждает это... говоря вместо «пу­стота» «разделение», как и в сочинении, называемом Левкишювым.

167. Секст. Против математиков VII, 53: Ко­ринфянин Ксениад, которого упоминает и Д.

168. Диоген Лаэртский IX, 41: Демокрит жил, по-видимому, во времена Архелая, ученика Анаксагора, и во времена Энопида и его школы. Ведь он упоми­нает и последнего.

169- Страбон XVI: Если можно верить Посидо-нию, то и учение об атомах — древнее и принадле­жит оно сидонянину Моху, жившему еще до Тро­янской войны. Секст. Против математиков IX, 363: Д. и Эпикур выставили учение об атомах, если только не следует считать эту теорию еще более

древней и если она не восходит, как говорил стоик Посидоний, к некоему финикиянину Моху. Ср. Ди­оген Лаэртский. Введение 1; Флавий Иосиф. Иудей­ские древности 1,9,107;Ямблих. Жизнь Пифагора

13-14.

170. Псевдоплутарх. О жизни и поэзии Гомера 150, отр. VII: Если нужно упомянуть и основателей отдельных школ, то окажется, что они отправлялись от Гомера: Демокрит придумал свои «отобразы», ис­ходя из [знаменитых] слов [Гомера]:

Тою порой сотворил. Аполлон сребролукий отобраз.

(muadaV,449)

Евстафий, комм, к Одиссее IV, 795: Великий поэт был учителем Демокрита и его школы в уче­нии о том, что сны — результат вхождения и про­никновения |н тело) приходящих снаружи отоб-разов: «Отобраз туманный содеяла», т. е. сотворила, Афина.

//. сообщения общего характера об атомах и пустоте

171. Симпликий, комм, к «О небе» Ш, 1, стр. 564,24: Д. же, как сообщает Феофраст в «Физике», пришел к атомистической теории, так как те, которые [до не­го] давали объяснения относительно теплого и хо­лодного и т. п., рассуждали по-дилетантски. Таким образом и пифагорейцы пришли к плоскостям. Они, [Д. и пифагорейцы], считали, что форма и величина [первотел] — причина теплоты и холода; те [перво­тела], которые разъединяют и разделяют, вызывают ощущения теплоты, а те, которые соединяют и сгу­щают, — холода. (641,5) И Д. уже до Аристотеля го­ворил, что рассуждения о теплом, холодном и т. п. были дилетантскими; так сообщает Феофраст. Арис­тотель. Физика II, 8 (№ 31): К такой причине сво­дят (явления) все физики. [Они говорят]: «Так как теплое такое-то и холодное такое-то, то и каждая из подобного рода [вещей] в силу необходимости тако­ва и таковой оказывается». Филопон, комм. 312, 4:

«Так как, — говорят они, — теплое такое-то и холод­ное такое-то», то поэтому [вещь] оказывается такой-то, т. е. потому, что она состоит из таких-то атомов. Филопон, комм. 262,17: Д... в своих исследованиях по специальным вопросам (например: почему теп­лое и белое разделяет или почему мед сладок?) ви-; дит причину в положении, порядке и форме атомов. Аристотель. О частях животных 1,1: Древнейшие и первые из тех, которые занимались философией природы, исследовали причины материальной пер-восущности подобного рода: что ею является, како­ва она и как возникает из нее целое, а также что приводит ее в движение — вражда, дружба или ра­зум, или же [движение возникает] спонтанно, и ма­териальная субстанция имеет ту или иную природу по необходимости, как, например, природа огня теплая, земли — холодная, [с другой стороны], ог­ня — легкая, земли — тяжелая. Таким же способом они объясняют и возникновение мира. Аристо­тель. Метафизика XIII, 4: Д дал уже кое-какое опре­деление теплого и холодного (№ 99). Симпликий, комм, к «О небе» Ш, 1, стр.565: Это — второе [их] до­пущение: они утверждают, что существуют элемен­ты, еще более первичные, чем [обычные] четыре элемента. Я привожу это для того, чтобы показать, что пифагорейцы и Д. не без основания, отыскивая причины чувственных качеств, пришли к формам, [т. е. к атомам).

172. Симнликий, комм, к «О небе* Ш, 1, стр. 294,33: Я выпишу несколько слов из книги Аристотеля «О Демокрите», чтобы показать, каковы были взгля­ды этих людей. Д. считает природой вечного ма­ленькие сущности, бесконечные по числу. Кроме них, он принимает и пространство, бесконечное по величине. Это пространство он называет таки­ми именами: «пустота», «нуль», «бесконечное», а каждую из сущностей: «уль», «плотное», «существу­ющее».

173- Аристотель. Метафизика 1,4-' Л. и его сото­варищ Д утверждают, что первосущностями являют­ся полное и пустое, причем одно называют «сущест-

вующим», а другое «несуществующим». А именно полное, твердое — «существующее», а пустое, прони­цаемое — «несуществующее». Поэтому они говорят, что существующее существует ничуть не в большей степени, чем несуществующее, так как тело сущест-нует не в большей степени, чем пустота, и считают эти первосущности материальной причиной суще­ствующего. Точно так же, как те, которые считают субстанциональной сущностью единое, все осталь­ное выводят из его состояний, считая причиной всех состояний разреженное и плотное, и, как [неко­торые] из математиков, тоже видят в различиях [между первосущностями] причины всего прочего. Александр, комм. 36,12: В некоторых [рукописях] чи­тается: «И как из математических [тел]». Если считать это чтение правильным, то речь идет о Платоне: по­добно тому как 11латоп выводит различия между те­лами ип различия между треугольниками и из их числа, образуя нее тела из математических фигур, так и они из различий в фш-урах первотел выводили все вторичное.

174. Аристотель. О небеШ, 4: Подобно Левкиппу и Демокриту из Абдер... Ведь некоторым образом и они считают все сущее числами и продуктом чи­сел. Если они даже не говорят этого ясно, то тем не менее хотят это сказать.

175. Феофраст.Метафизика, отр. 12: Из чувст­венных вещей наиболее стройный порядок имеют небесные тела, а из других — математические, если только не считать, что математические тела являют­ся [логической] предпосылкой для других тел. Если в небесных телах и не все в стройном порядке, то по крайней мере большая часть. Иначе обстоит дело, ес­ли принять [для первотел] такие формы, какие Д при­нимает для атомов.

176. Схолии к «Метафизике» I, 4, стр. 593а 3: Сторонники Левкиппа и Демокрита считали перво­сущностями существующего пустое и полное; пол­ным они называли атомы, отличающиеся друг от друга формой; их они называли и атомами, так как они плотные и неделимые; а пустым — воздух, [раз- Ill

литый] повсюду, в котором эти атомы, как полагали они, носятся.

177. Асклепий, комм, к «Метафизике» 1,4, стр. 33,9: Затем он переходит к Левкиппу и его ученику Демо­криту и говорит, что они принимали материальные первосущности существующего, атомы и пустоту... И они говорили, что существующее не более сущест­вует, чем несуществующее, так как тело, т. е. атомы, существует не в большем количестве, чем пустота: ведь повсюду есть и пустота, и атомы. Так говорит и Платон в «Государстве» (V, 22), что несуществую­щее не менее существует, чем существующее. Того же, чего совершенно не существует, по его мнению, нельзя ни высказать словами, ни помыслить, а Д. го­ворит о нем, что оно существует не в меньшей степе­ни, чем существующее. Итак, сторонники Д. прини­мают такие материальные причины, как атомы и пу­стоту.

178. Александр,комм.к«Метафизике»Ш,5,стр.ЗОЗ,31: Д утверждал, что существует только пустое и полное. Он принимал, как утверждает Аристотель, атомы и пустоту и утверждал, что и то и другое существует в равной мере в каждой части чувственно восприни­маемых вещей, так что возникновение этих вещей происходит путем выделения из того, что уже суще-ствовало. Асклепий, комм. 275,18: Демокрит говорил, что существующее и несуществующее находится по­всюду... Повсюду, по его утверждению, существуют пустота и атомы. Он полагал, что атомы [рассеяны] по пустоте.

179. Плутарх. Против Колота 8: Что говорит Д.? Субстанции, беспредельные по числу, неделимые и не имеющие различий, кроме того, не воздейству­ющие на других и не поддающиеся воздействию, но­сятся, рассеянные в пустоте. Когда же они прибли­жаются друг к другу или наскакивают или зацепля­ются друг за друга, то из этих сборищ атомов одно кажется водой, другое — огнем, третье — растением, четвертое — человеком.

180. Цицерон. О границах добра и зла I, 6, 1J: Д. полагает, что те тела, которые он называет атома-

ми, т. е. неделимыми, вследствие своей твердости носятся в беспредельной пустоте, в которой нет ни самой высшей, ни самой низшей, ни средней, ни самой дальней, ни самой крайней точки, но­сятся они таким образом, что, сталкиваясь, скреп­ляются друг с другом, в результате чего получаются все те вещи, которые существуют и которые мы ви­дим; это движение атомов надо мыслить не имею­щим начала, но совершающимся уже в течение бес­конечного времени.

181. Цш^рон.Акаделшчеаа<е исследования 11,40,125: Кого мне выбрать? Демокрита? Как вы знаете, мои симпатии всегда были на стороне благородных... Но неужели ты веришь в существование чего-то пустого, когда все так заполнено и так набито, что всякое те­ло, которое сдвинется с места, уступит [свое место другому! и, к.л< только какое-либо тело уйдет с места, 11емедлс1 и ю же другое erai ict на его место? Или в ка­кие-то атомы, из которых сделаны все вещи, ничуть не похожие на эти атомы? Или ты веришь, что любая самая замечательная вещь может возникнуть без вся­кого участия разума?

182. Цицерон. О границах добра и зла 1,6,21: Ато­мы, пустота, «образы», которые они называют, сама бесконечность, которую они называют, — все это за­имствовано Эпикуром у Демокрита.

183. Секст. Против математиков Х,318(= Гип-полит. Опровержение ересейХ, 7): Что вещи происхо­дят от бесчисленных [элементов], учили школы Ана­ксагора из Клазомен, Демокрита, Эпикура и очень многие друшс, но... сторонники Демокрита и Эпику­ра [считали, что пещи происходят] из несхожих друг с другом и не поддающихся внешнему воздействию [элементов], т. е. из атомов.

184. Диоген Лаэртский К, 44: Д считал, что перво­началами целого являются атомы и пустота... причем атомы бесконечны и но величине, и по числу.

185. Гален. Об элементах по Гиппократу I, 2: Только считают, что существует цвет, только счита­ют, что существует сладкое и т. д.... Д. утверждает, что в действительности все [вещи] — это только «чего»

и «ничего». Это сказал он сам, причем словом «че­го» обозначает атомы, а словом «ничего» — пустоту. Все атомы — малые тела, лишенные качеств, а пус­тота — некоторое пространство, в котором носятся атомы.

186. Аэций1,3,15: Л. из Мил era говорит, что пер­воначалами и первосущностями являются полное и пустота.

187. Аэций!, 18,3: Л. и Д.... Эпикур [утверждали], что атомы бесконечны но числу, а пустота по вели­чине.

188. Фчлопон, качм. к «Физике» 1,5, стр. 110, 7: Также и Д., принимающий атомы и пустоту, называл атомы полными; полное и пустота, по его словам, — первоначала всего существующего, причем полное и пустота — это противоположности, которые он на­зывал «существующее» и «несуществующее», «чего» и «ничего». Полное он называл «чего», а пустоту — «ничего».

189. Филопон, комм, к «О душе» 1,2, стр. 67,4- Арис­тотель излагает прежде всего взгляд Демокрита. Д. сказал, что первоначала физических тел — атомы и пустота. Во вселенной, по его мнению, бесчислен­ное множество неделимых тел, отличающихся друг от друга бесконечным разнообразием своих форм. Соединение и разделение этих атомов и производит воз! mid louei 1ис и yi 1ичтожс1 ше.

190. Гипполит. Опровержение ересей 1,13: Д гово­рит, подобно Левкиппу, о первосущностях — полном и пустоте, причем полное он называет «существую­щим», а пустоту «несуществующим». Он утверждал, что сущности вечно движутся в пустоте.

191. Климент. Протрептик 5, 19: Милетянин Левкипп и хиосец Метродор ограничились, по-види­мому, только двумя первоначалами — полнотой и пу­стотой; Д. из Абдер присоединил к этим двум перво­началам еще третье — «отобразы».

192. Гермий. Осмеяние языческих философов 12— 13: Левкипп утверждает, что первоначалами являют­ся бесконечные, вечно движущиеся и мельчайшие [тела]... Д.... считал первоначалами «существующее»

и «несуществующее»; «существующим» он считал полное, «несуществующим» — пустое.

193- Аэций 1, 9, 3: Последователи Демокрита счи­тали не подверженными изменениям первоначала — атом и бестелесное пустое. Феодорет IV, 13: Д., Мет­родор и Эпикур называли атомы и пустоту не под­верженными изменениям.

194. Евсевий. Введение в Евангелие VII, 12: Пер­воначалом всего... Эпикур и Д. провозгласили не­делимые тела. (XIV, 3) Д. сказал, что первоначала целого — пустое и полное, причем полное он на­звал «существующим» и плотным, а пустоту — «не­существующим». Вот почему он говорит, что «су­ществующее» существует ничуть не в большей ме­ре, чем «несуществующее», и что испокон веков «существующее» движется непрерывно и быстро в пустоте.

195. Эпифаний. Против ересей III, 29: Д., сын Да-масиппа из Абдер, утверждал, что мир бесконечен и что он покоится на пустоте. ,

*

Ь. Атом *

- /. обозначения атома. i,

- 196. [Обозначение f\ огород столь обычно, что я не нахожу нужным сопоставлять здесь соответству­ющие места. Несколько реже встречается обозна­чение то utomov, например]: Симпликий, комм, к ^Физике» 1, 2, стр. $6,1: Последователи Левкиппа и Демокрита, называющие мельчайшие первотела йтоца, и. т. п.

Существующие по природе, неделимые первотела: их они называли природой.

197. Филопон, комм, к «Физике» 110, 7: Д называл атомы «полными»... а «полное» он называл «существую­щим» и «уль» (6ev). Симпликий, комм, к «О небе» 1, 10, стр. 294, 33: Я приведу немногое из сочинения Арис­тотеля «О Демокрите»... он называет... каждую из суб-станций «уль», «плотное», «существующее». Годен. Об

элементах по Гиппократу 1,2-. Д. говорит... в действи­тельности все есть «уль» и «нуль», причем атомы он на­зывает «уль». Плутарх. Против Колота 4~- Тело он на­зывает «уль».

198. Схолии Василия: Д. [называл первосущности] идеями, [т. е. формами]. Плутарх. Против Колота 8: Что говорит Д.? Субстанции, бесконечные по числу... Вселенная — это неделимые идеи, (т. е. формы], как он их называет. Аэций IV, 3,5: По Демокриту, душа состо­ит из имеющих шарообразные «идеи» [телец]. Гвси-хий, под словом «идея»: Идея — подобие, вид, форма, а также мельчайшее тело. [Ср. 11азвание сочинения Де­мокрита «Об идеях»].

199. ФеодоретIV,57,9: Д. из Абдер, сын Дамасип-па, первый выставил теорию о пустоте и плотных (те­лах). Эти (первосущности) хиосец Метродор назвал неделимыми и пустотой, а позже афинянин Эпикур, сын Неокла, живший пятью поколениями позже Де­мокрита, назвал атомами то, что эти [философы] на­зывали плотными и неделимыми.

//. чувственная модель атома («пылинки»)

200. Аристотель. О душе 1,2: Из атомов, имею­щих бесконечное число форм, шарообразные он называет огнем и душою; они подобны так называе­мым пылинкам, носящимся в воздухе и видным в лу­че, пропускаемом через окно. «Полный набор» таких [различных атомов] он считает элементами всей природы. Подобным же образом [рассуждал] и Лев-кипп... По-видимому, такой же смысл имеет и то, что говорят пифагорейцы: некоторые из них говорили, что душа — это пылинки, носящиеся в воздухе. Дру­гие же считали [душой] то, что движет эти пылинки. Об этих пылинках говорилось потому, что их мож­но наблюдать постоянно движущимися, хотя бы бы­ла совершенно безветренная погода. Симпликий, КО.ЧМ. 25,30: Учение Демокрита об элементах ясно из первой книги «Физики». В основу этого учения положены атомы — некие мелкие тельца, подобные тем пылинкам, которые наблюдаются в луче, пропу-

скаемом через окно. Не эти пылинки Д. считал эле­ментами, но подобные им по своей малости [тельца], состоящие все из одной и той же субстанции, но от­личающиеся друг от друга величиной и формой. Из них, как из семян, возникают все сложные тела. (26,13) Не следует полагаться на сообщение Арис­тотеля, ибо он здесь, как и в других случаях, излагает лишь внешнюю сторону, как и в том случае, когда он приводит теорию пифагорейцев. Так, по его словам, Д. считал элементы сходными с пылинками, нося­щимися в воздухе, а некоторые из пифагорейцев считали элементами сами эти пылинки. Но пифаго­рейцы никогда этого не полагали, быть может, они хотели лишь символически выразить, что субстан­ция души разделяется на части и становится доступ­ной чувствам. Филопон, комм. 67,21: Д. не говорил, что эти видимые через окно, поднятые [ветром с земли] пылинки [и есть те частицы], из которых со­стоит огонь или душа, или что вообще эти пылин­ки — это атомы, но он говорил: «Эти пылинки суще­ствуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют; подоб­ным же образом существуют и неделимые тела, мел­кие и невидимые из-за слишком малой величины». Он считает эти [тела] первоначалом всех естествен­ных тел, подобно тому как врачи началом всех тел считают четыре элемента. Фемистий, комм. 9, 13: Нет ничего удивительного в том, что душа невидима, хотя она и есть тело: ведь, как замечает Д., и так назы­ваемые пылинки, [носящиеся в воздухе], которые на­блюдаются в лучах [солнца], пропускаемых через ок­но, невозможно было бы наблюдать, когда не сияет солнце, но воздух кажется нам совершенно пустым, хотя он и наполнен твердыми телами. Но атомы еще много мельче, чем эти пылинки, и движутся много быстрее, чем они, а особенно шарообразные атомы, из которых состоит душа. Вот почему границей жиз­ни является дыхание. Софоний, пересказ «О душе» 1,1, стр. 10,37: Подобно тому как эти пылинки сущест-

вуют, но не наблюдаются из-за малой величины, ес­ли случайно не окажутся на пути луча, пронизываю­щего темноту, так и те первотела невидимы из-за чрезвычайной малости: множество, [составляющее] «полный набор различных семян», он считал эле­ментами всей природы. Филопон, комм, к «Физике» 1,2, стр. 25,5- Д, Л. и Эпикур принимали атомы и пусто­ту. Пустоту они считали бесконечной, а атомы — на­ходящимися в ней. Атомами они называли некие те­ла, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости, каковы, например, поднятые [вет­ром] пылинки, наблюдаемые в лучах через окно. Они становятся невидимыми, когда не сияет луч, не потому, что их не существует, но вследствие малой величины.

201. Феодорет IV,10(= Суда, под словом атоца): Д и Эпикур так называют те мельчайщие и тончайшие те­ла, которые солнечный свет, ворвавшись через окно, дает возможность видеть прыгающими в нем вверх и вниз. В этом Демокриту следовал и пифагореец си-ракузянин Экфант.

202. Гиероним, комм, к пророку Исайе XII, 40: Ев­реи говорят, что словом «ад» обозначается тончай­шая пыль, которая уносится ветром и часто попада­ет в глаза; ее скорее чувствуют, чем видят. Этим сло­вом обозначают мельчайшие и почти невидимые частички пыли; эти-то частицы, может быть, и назы­вает Д со своим Эпикуром атомами.

203. Лактанций. О гневе божьем 10,9: Так сказал

.Л... Они парят в пустоте, непрерывно двигаясь, и но-

, сятся туда и сюда, подобно пылинкам, которые мы

видим на солнце, когда оно впускает через окна свои

лучи и свет.

Ш. величина атома

204. Симппикий, комм, к «О небе» 1,10, стр. 295,1 (из сочинения Аристотепя «ОДемокрите»): Д счи­тает, что природа вечного... это малые субстанции... Он считает, что это столь малые субстанции, что они недоступны нашим чувствам. Они имеют самый раз-

L

личный вид и самые различные формы и всевозмож­ные различия по величине.

205. Аристотель. О возникновении и уничто­жении 1,8: Но такого рода [бытие] не едино, но бес­конечно по числу и невидимо вследствие малости телец.

206. Филопон, комм, к «О возникновении иунич-тожении» 1,2, стр. 39,4: (в комментируемом месте читается: Необходимо [допустить], что существуют невидимые неделимые величины; но речь идет о математических атомах, см. № 204): Он назвал атомы невидимыми величинами, чтобы не вступать в противоречие с чувствами. Ведь из доступных чув­ствам величин ни одно не является неделимым; по­этому он сказал, что атомы невидимы вследствие их малости. И нет ничего удивительного в том, что они существуют, но не видны из-за малости. Ведь точно так же и частички ныли в воздухе сначала бывают невидимы для нас, когда же проникнет луч через ок­но, они становятся доступны зрению из-за яркости света.

20/. Аэций 1,12,6: Демокрит утверждает... что мо­жет существовать и атом, величиной равный всему на­шему миру. Дионисий у Евсевия. Введение в Евангелие ХГ/, 23,2,3: Одни назвали атомами какие-то не подвер­женные уничтожению и мельчайшие тела, бесконеч­ные по числу... На этой точке зрения стоял Эпикур и Д Разница в их взглядах заключалась в том, что пер­вый считал все атомы мельчайшими и поэтому недо­ступными чувствам, Д. же допускал и существование чрезвычайно больших атомов.

208. Фемистий, комм, к «О небе» Ш, 5, стр. 186,30: Те, которые считают [элементами] атомы, не говорят, что они чрезвычайно малы.

209. Евсевий. Введение в Евангелие XIV, 14: Д, по­следователем которого был в большей части вопро­сов Эпикур, считал началом всего неделимые тела, постигаемые только мыслью.

210. Филопон, комм, к «Физике» Ш, 4, стр. 398,11 •. Д утверждает, что... первые тела... из них одни — больше, другие — меньше.

IV. «неподверженность воздействию» и «плотность»

АТОМОВ

211. Аристотель. Метафизика VI, 13: Д утвержда­ет, что невозможно, чтобы одно становилось двумя или два одним, ибо он считает субстанциями величи­ны — именно неделимые [величины]. Александр, комм. 526,13: Д говорил, что невозможно, чтобы два атома становились одним (ибо он принимал, что атомы не подвержены внешнему воздействию) или чтобы один атом становился двумя (он говорил, что они неделимы); так и мы говорим, что невозможно, чтобы две субстанции, существующие актуально, ста­ли одной [см. № 235].

212. Симпликий, комм, к «Физике» 1,2 (где гово­рится: если единое непрерывно, то оно множество, ибо непрерывное можно делить до бесконечности), стр. 81,34: Если же существующее едино в том смыс­ле, что оно неделимо, то [надо иметь в виду], что тер­мин «неделимые» употребляется во многих смыслах. Либо это означает «еще не разделенное, но могущее быть разделенным, как каждая из непрерывных ве­личин», либо — абсолютно неделимое, по самой своей природе, как не имеющее частей, на которые его можно было бы разделить, как точка и единица, либо [неделимое в том смысле], что оно имеет и час­ти, и величину, но не подвержено внешнему воздей­ствию вследствие твердости и плотности, как каж­дый из атомов Демокрита. Симппикий, комм, к «О не­бе» III, 4, стр. 609, 17: Аристотель перешел здесь к сторонникам Левкиппа и Демокрита, считавшим эле­ментами атомы, неделимые вследствие малости и плотности.

213. Аристотель. Физика VIII, 4: В тех местах, в ко­торых [целое] едино и непрерывно не соприкоснове­нием, там оно не подвержено воздействию.

214. Симпликий, комм, к «О небе» I, 7, стр. 242,15: Невозможно также, чтобы элементарные тела, буду­чи отделены друг от друга, были бесконечны по чис­лу, как принимали Л. и Д., жившие до Аристотеля, а после него Эпикур. Они говорили, что первонача-

ла бесконечны по числу, и считали их атомами, т. е. неделимыми и не подверженными воздействию вследствие того, что они плотны и не заключают ни­какой пустоты: ибо они говорили, что деление в телах происходит через пустоту. Аэций!, 15,8: Д говорит, что элементы — плотное и пустое — лишены свойств. (/, 9,3) Преемники Демокрита говорят, что первоначала — атомы и пустое, бестелесное — не подвержены воздействию. (/, 3,16) Д.... говорит, что первоначалами являются плотное и пустое. Алек­сандр, комм, к «Метафизике» 1,4, стр. 35,24: Вслед за тем Аристотель излагает взгляд Левкиппа и Демо­крита об элементах... полной он называл материю атомов вследствие плотности и отсутствия какой бы то ни было примеси пустоты.

215. ДиогенЛаэртский IX, 44: Атомы не подвер­жены воздействию и неизменяемы вследствие твер­дости. Гален. Обапемептах по Гиппократу!, 2: Они считают, что первотела не подвержены воздействию (причем одни считают, что они не могут быть раз­дроблены вследствие твердости, каковы последова­тели Эпикура, некоторые же считают их неделимы­ми вследствие малости, как последователи Левкиппа) и что эти тела не могут в силу тех или иных причин подвергаться тем изменениям, в существовании ко­торых убеждены все люди, наученные ощущениями. Так, они говорят, что ни одно из первотел не может становиться ни сухим, ни влажным, а еще в большей мере белым или черным или вообще принимать ка­кое бы то ни было свойство в силу какого бы то ни было изменения.

216. Плутарх. Против Капота, 8: Д. заслуживает порицания не за то, что он признал выводы, проис­текающие из принятых им предпосьшок, а за то, что он принял предпосылки, приводящие к этим выво­дам. Он не должен был принимать неизменяемых первотел, но, поскольку он их принял, он должен был видеть, что [тем самым] он устранил всякую причину для возникновения качеств. Но, видя неле­пость [получающихся выводов], отрицать эти выво­ды — верх бесстыдства, а так поступил Эпикур, при-

нявший, по словам Колота, те же предпосылки, но в то же время не заявлявший, что цвет, сладкое, белое и другие качества нам только представляются. Дей­ствительно, если «не заявлявший» означает то же, что «отрицавший», то он поступил, как он всегда по­ступает... Вовсе нет необходимости принимать пред­посылку, что атомы Демокрита — первоначала всего сущего; лучше отбросить эту предпосылку. Но кто принимает как предпосылку это учение, да еще разу­крашивает его доводами, восходящими к первоиде-ям, тот должен выпить и горечь со дна чаши или же показать, каким образом в бсскачественных телах появились различные качества только вследствие того, что они столкнулись друг с другом, как, напри­мер, прежде всего, откуда появилась у нас так назы­ваемая теплота и как она присоединилась к атомам: ведь атомы и первоначально не имели теплоты и не стали теплыми, оттого что столкнулись друг с дру­гом... Действительно, если бы они были теплыми первоначально, то они имели бы качество; если же они приобрели бы теплоту, то [это означало бы, что] они могут по своей природе подвергаться воздейст­вию. Но вы же сами говорите, что ни то, ни другое свойство не присуще атомам вследствие их неразру­шимости.

217. Евсевий. Введение в Евангелие XIV, 14,5;Ащий 1,3,18: Д, за которым по большей части следовал Эпи­кур, говорил, что первоначала существующего — не­делимые (бтоца) тела, постигаемые мыслью, не за-* ключающие никакой пустоты, не возникшие, вечные, неразрушимые, не могущие ни быть разбитыми или получить другую форму вследствие [иного располо­жения] частей, ни изменяться: они постигаемы мыс­лью. Они движутся в пустоте и через пустоту. Беско­нечны и сама пустота, и эти тела... Такое тело называ­ется атомом не потому, что оно чрезвычайно мало, '-^- а потому, что не может быть разрезано, так как не подвержено воздействию и совсем не заключает в се­бе пустоты. Так что, если кто скажет «атом», то этим самым он обозначит его не подверженным воздейст­вию и не заключающим пустоты.

218. Лактанций. О гневе божьем 10,5'-Д, говорит, что они, [атомы], так малы, что нет ни одного столь тонкого железного лезвия, которое могло бы их рас­сечь и разделить, поэтому он и назвал их «атомами». Лактанций. Божественные наставления III, 17,22: Почему же мы не чувствуем и не видим этих «семян»? Потому что они не имеют, по его словам, ни цвета, ни теплоты, ни запаха, а также лишены вкуса и влаж­ности и так малы, что не могут быть рассечены и раз­делены. Так-то его, принявшего ложное утверждение за исходный пункт, неизбежная последовательность рассуждения привела к безумным бредням. В самом деле, где эти тельца и откуда они? Почему они не сни­лись никому другому, кроме Левкиппа? От него Д на­учился этому и передал эту глупость в наследство Эпикуру. Если это тельца, и притом твердые, как они говорят, то, разумеется, должны были быть случаи, когда их можно видеть глазами... Про них говорят, что они так малы, что не могут быть рассечены ника­ким железным лезвием.

219. Дионисий у Евсевия. Введение в Евангелие XIV, 23,3: Эпикур и Д... оба говорят, что атомы неде­лимы и имеют свое название вследствие несокруши­мой твердости. а

а

V. материя и форма атомов Л

220. Аристотель. Физика III, 4'- Д говорит, что ни одно первотело не возникает из другого; одна­ко и для него началом всего служит общее тело, разбитое на части, отличающееся по величине и фигуре.

220а. Аристотель. О небе Ш, 4: Л. и Д из Абдер... (1 /) Ведь тела отличаются своей формой, но так как чис­ло форм бесконечно, то бесконечно и число [различ­ных] простых тел. Какова же и какого рода форма каждого из элементов, они при этом не определили, только огню они придали форму шара.

221. Аристотель.МетафизикаXII, 1: И, как гово­рит Д, все было вместе потенциально, но не актуаль­но. Александр, комм. 673,19: Но и Д, говоря «все было

вместе потенциально», обнаруживает, что он пришел к неясному представлению о материи, ибо выраже­ние «все было вместе потенциально» означает то же, что «в нас есть нечто, что может потенциально [пре­вращаться] во все». Гален. Об элементах по Гиппо­крату!, 2: В идее и потенциально можно было бы ут­верждать, что все едино, как говорят об атомах сто­ронники Эпикура и Демокрита.

222. Аристотель. О возникновении иуничтоже-нии1,8: Подобно тому как написал Платон в «Тимее». Он говорит примерно в том же духе, что и Левкипп, но отличается от него лишь п том, что неделимыми [элементами] у Левкшша являются тела, у Платона плоскости; при этом Левкипп утверждает, что каж­дое из его неделимых тел характеризуется особой формой, причем число этих форм бесконечно, а по Платону число их ограничено. Однако же оба ут­верждают, что элементы неделимы и характеризу­ются формой.

223. Аристотель. Физика!, 1: И если необходи­мо, чтобы первоначала были бесконечны по числу, то либо так, как говорит Д., одними и теми же по ха­рактеру, по фигуре же или по форме различными, либо наоборот...

224. Симпликий, комм, к «Физике» I, 4 (то, что бесконечно по числу форм, в некотором роде непо­знаваемо), стр. 166, 6: Последователи Демокрита и Лепкшша хотя и приняли первоначала бесконеч­ными по числу, но для каждого из них приняли одну и вполне определенную форму и сущность, так что первоначало с их точки зрения вовсе не является непознаваемым, если не принять во внимание того, что они приписали элементам бесконечное число форм или некоторых других особенностей внеш­него вида.

225. Александр. О смешении I (из философских учений и из рассуждений о смеси и смешении): Рас­ходились во взглядах по этому вопросу те, которые утверждали, что все тела мира явлений имеют суб­станцией одну и ту же материю, с теми, которые об­разовывали его из ограниченного [числа] определен-

ных тел. Из них одни утверждают, что первоначала­ми и элементами являются неделимые тела, беско­нечные по числу и отличающиеся друг от друга толь­ко по форме и по величине, и что путем соединения и некоторого рода сплетения их, а также и в зависи­мости от того или иного порядка и положения про­исходит все прочее. Полагают, что первыми сторон­никами этой теории были Л. и Д., а позже и Эпикур и все те, которые шли с ним по одному пути. Причи­на такого разногласия между ними — трудности, свя­занные с таким учением. Так как смешение тел друг с другом происходит на наших глазах, то почти все философствовавшие о природе и о явлениях приро­ды устремились к отысканию причины этого явле­ния, но так как нахождение этой причины затрудни­тельно и каждое из предложенных объяснений при­водит к своим трудностям, то каждый направился по другому пути.

226. Цицерон. О природе боте 1,24,66: Таковы-то бесстыдные утверждения Демокрита или даже еще раньше его — Левкиппа: существуют какие-то тель­ца, одни шероховатые, другие округленные, частью же угловатые или с крючками, некоторые же ис­кривленные и как бы изогнутые.

227. Аристотель у Симпликия, комм, к «О небе» 1,10, стр. 295,5: Д считает, что существуют столь ма­лые субстанции, что они недоступны нашим чувст­вам. Им присущи всевозможные формы и всевоз­можные очертания, а также [всевозможные] разли­чия по величине. Притом же одни из них кривые, другие якореобразные, одни вогнутые, другие вы­пуклые, третьи имеют другие бесчисленные разли­чия.

228. Симпликий, каъш. к «Физике» 1,2, стр. 44,3: Сторонники Демокрита, принимая, что атомы име­ют одну и ту же субстанцию, видели в «полном» одно­родное вещество.

229. Аэций I, 14, 3: Л. считал, что атомы имеют множество форм.

230. Филопон, комм, к «Физике» III, 4, стр. 398,11: Как говорит Аристотель, Д. утверждает, что первоте-

ла — именно атомы — никогда не возникли (ведь ни одна вещь не может возникнуть из другой наподо­бие того, как шарообразное возникает из пирами­дального). Ибо он принимает одну общую телесную природу при всех конфигурациях, причем частями этой природы являются атомы, отличающиеся друг от друга величиной и конфигурацией. Не только каждый из них имеет другую конфигурацию, но так­же одни из них больше, другие меньше.

231. Аристотель. О небе Ш, 8: Огонь... одни прида­ли ему форму шара. Симплпкий, комм, к «О небе» Ш, 7, стр. 649,9: Ксли разделить пирамиду или шар — ведь последователи Демокрита считали огонь шаром... Фи­лопон, комм, квозникновении и уничтожении»!, 1, стр. 12,31: Согласно Демокриту... Ведь огонь иземля со­стоят не из одних и тех же атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов. Филопон, комм, к «Физике» Л, 2, стр. 229,1- Шарообразные (атомы) образуют огонь.

232. Феофраст. Об огне 52: Возникает следую­щее затруднение: почему форма пламени пирами­дальная? Д. говорит, что вследствие охлаждения по­верхности пламени оно все больше сужается и нако­нец заканчивается острием...

233. Филопон, комм, к «Физике» 1,5, стр. 116,21: Д. говорит, что атомы противоположны друг другу по форме: одни угловатые, другие углов не имеют. Ведь угловатое и лишенное углов противоположно друг дру!у. 11оэтому эта же противоположность является и причиной различия сложных тел, поскольку одни из них угловатые, другие без углов. Это различие вы­зывается и порядком атомов, как, например, если ока­жется, что в одном теле спереди шарообразные ато­мы, а сзади пирамидальные (как, например, в челове­ке шарообразные атомы наверху, что и является причиной шарообразности головы, пирамидальные же атомы сгруппированы в области челюсти), в дру­гом же [теле] — наоборот, но [так или иначе] переднее противоположно заднему. Кроме того, [тела] отлича­ются положением атомов, как, например, если пира­миды в одном теле обращены вершинами книзу, а ос­нованием кверху (например, в челюсти: здесь верши-

ны снизу, а основания сверху), в другом — вершинац; ми кверху, а основаниями книзу. *

234. Аэций 1,3,18, Евсевий. Введение в Евангелие XIV, 14,5: Д. говорил, что атомы имеют два свойства: величину и форму, а Эпикур... говорит... что... формы атомов необозримы, но не бесконечны по числу. Ведь не существует, по его мнению, ни якореобразных, ни трезубцеобразных, ни закрученных атомов: все эти формы весьма хрупки, а атомы, не будучи подвер­жены внешнему воздействию, неразрушимы. [Такую же полемику с Демокритом мы находим у Эпикура (Письма 1,42)]: Сверх того, атомы, т. е. полное, из со­единения которых получаются тела и на которые те­ла распадаются, необозримы по числу различных форм, ибо из ограниченного числа форм не могло бы получиться столько различий. Но число одинаковых.11 < >м(ш < >Д1 к)й и той же формы в прямом смысле слова gcckoi теш ю, т< >гда как число различий не бесконечно, а лишь необозримо.

235. Лактанций. О гневе божьач 10,5: Д. понял, что если у всех атомов будет одна и та же природа, то они не смогут произвести различные вещи, при­чем отличающиеся таким разнообразием, какое, как мы видим, существует в мире. Поэтому он утверждал, что атомы бывают и гладкими, и шероховатыми, и круглыми, и угловатыми, и крючкообразными... Ес­ли же они шероховатые, и угловатые, и крючковатые (а это нужно для того, чтобы они могли зацепляться друг за друга), то их можно будет разрезать и рассечь: ведь в этом случае неизбежно будут торчать крючки и утлы, которые смогут быть оторваны. <...>







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия