Ъ. Об органах тела
I. ИХ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 540. Гесихий, под словом «водостоки»: Водостоки, а в теле — жилы. У Демокрита. Эротиан 90,18: «Жилами» он называет не то, что обыкновенно подразумевается под этим словом, но также и артерии. Так, пульсирование артерий он называет «сотрясением жилок». Боэций. О музыке!, 1: В зависимости от возбуждения тела и пульс ускоряется толчками сердца. Это и есть, очевидно, то, что, как говорят, сообщил Демокрит врачу Гиппократу, когда тот посетил в его заключении безумного, по мнению всех его сограждан, Демокрита, чтобы вылечить его. 541. Элиан. Естественная история XII, 18: Сам Д указывает на следующую причину того, что у оленей разрастаются рога. Он признает, что желудок у оленей чрезвычайно горяч и что жилы их, проходящие через все тело, чрезвычайно пористы, тогда как кость, в которой заключен мозг, очень тонкая, вроде оболочки, и пористая, жилы же, подымающиеся оттуда в верхнюю часть головы, очень толстые. Поэтому пища, и прежде всего ее производительнейшая часть, чрезвычайно быстро распределяется по всему телу, причем, как он выражается, жидкий жир выступает снаружи [тела], а наиболее активная часть пищи устремляется в голову через жилы. Вследствие этого вырастают рога, так как они орошаются обильной влагой. Влага непрерывно притекает и толкает вверх ту [часть ее], которая находилась уже на том же месте до ее притока. По влага, выступая на поверхность тела, становится твердой, так как воздух сгущает ее и покрывает роговой оболочкой, тогда как внутренняя часть, закрытая [со всех сторон], остается еще мягкой: внешняя часть затвердевает вследствие холода, а внутренняя остается мягкой под влиянием внутренней теплоты. Растущая новая часть рога выталкивает старую часть как нечто инородное, так как часть, находящаяся [еще] внутри головы, давит и стремится оттолкнуть рог вверх, причиняет ему боль и совер- шает толчкообразные движения, точно она спешит родиться на свет и выйти наружу. Таким образом, влага, сгущающаяся и подымающаяся вверх, не может оставаться на одном месте, и она [затем] становится твердой и выталкивается находящейся перед ней. Таким образом, в большинстве случаев эта [жид-• «ость] выталкивается под действием внутренней си-J лы. Нередко случается, что преследуемое животное, вследствие сильного напора, отламывает части рогов, запутавшиеся в ветвях и мешающие быстрому бегу. И одни части рошпой материи рассеиваются в воздухе, -л другие, готоныс выйти наружу, природа выводит па свет. 542. Элиан. Естественная история XII, 20: Безрогие быки, лоб которых не содержит в себе [материи) типа осиного гнезда, [так называет Д. губчатую материю], причем [лобовая] кость у них непроницаема для чего бы то ни было и не может прини-1 мать в себя стекающихся [к ним] соков, оказываются невооруженными и лишенными средств защиты. И жилы, находящиеся под этой костью, получая меньше питания, становятся тоньше и слабее. В силу [той же] необходимости и шея безрогих быков оказывается более сухой. По той же причине и ее жилы тоньше и более слабы. Наоборот, у арабских быков даже самки имеют прекрасные рога; по словам Демокрита, «обильный приток соков» служит питанием, вызывающим пышный рост рогов. Но и из них безрогие тс, у которых кость, принимающая влагу, слишком тверда и плохо воспринимает соки. Одним словом, причина роста рогов — приток [соков]. А этот приток обусловливают жилы многочисленные, очень толстые и чреватые столь большим количеством влаги, какое они только могут вместить. 543- Элиан. Естественная история XII, 19: Кладеные быки: как утверждает Д, у них растут косые тонкие и длинные рога, а у некладеных — толстые у корня, прямые и не идущие в такой мере в длину: кроме того, говорит он, у этих быков лоб гораздо более широкий, чем у кладеных; так как здесь находится много жил, то вследствие этого кости становятся более широкими. И место посадки рогов, будучи более широким, содействует также у этих быков расширению указанной части. Кладеные же быки имеют малую окружность основания рогов, поэтому [и лоб у них] не такой широкий. 544. ^фистотель. История животных IX, 39: Пауки умеют испускать паутину с самого момента рождения, но [они испускают ее] не изнутри, как испражнения, как утверждал Демокрит, но с поверхности тела, точно скорлупу, или как те животные, которые [при линьке] теряют шерсть, например, свиньи — щетину. Плиний. Естественная история XI, 80: Третья порода пауков замечательна мудрым искусством: они снуют ткань и для столь трудной вещи прибегают к помощи только своего собственного чрева потому ли, что и определенное время их постигает особое расстройство желудка, как утверждал Д., или же потому, что у них в коже есть особые тканетворные способности. U. О повторном оплодотворении. об уродствах 545. Элиан.Естественная историяХИ, 16: Д. усматривает причину того, что свинья и собака отличаются столь большой плодовитостью, в том, что эти животные имеют много маток и много мест, способных принять сперму. Поэтому извержение спермы не наполняет все эти [матки] после одного совокупления, а эти животные должны быть покрыты два или три раза, пока в результате повторных актов приемники спермы не наполняются ею. Феофилакт, Физические вопросы 20: Природа зайцев наиболее плодоносящая... Заяц [в одно и то же время] имеет одних детенышей рожденными, рождает других, носит третьих еще наполовину сформировавшимися в чреве... Поэты воспевают Эгипта и Даная как самых многодетных [отцов]! Но их далеко превзошел заяц, если верить тому, что утверждал абдерский [философ], а верить ему никому не возбраняется. Гиппократ. О природе ребенка 31: Доводом в пользу того, что двойни [у человека] рождаются в результате одного акта совокупления, могут служить, например, собака, свинья и все другие животные, которые в результате одного акта совокупления рождают двоих или больше детенышей. Каждое из [рождающихся] животных занимает в [одной из] маток [особое] углубление и особую оболочку: мы сами видели, что так бывает. При том же эти [животные] по большей части рождают всех [детенышей] в один и тот же день. Аристотель. Проблемы 10,14- Почему одни животные рождают много детей сразу, как, например, свинья, собака, заяц, а другие не рождают, как, например, человек, лев? Не потому ли, что [самка] у [животных] первой группы имеет много маток и [дегских] мест в них, которые она стремится заполнить и по которым распределяется семенная жидкость, а у второй группы — наоборот. 54б. Ар14апотеаь.Опроисхх)ж:ден1шживотнъ1х1У,4: Д. утверждал, что уроды рождаются потому, что две семенные жидкости попадают в одно и то же место, одна — сперва, другая — за ней. И эта вторая, выйдя [из половых органов самца], проникает в матку, вследствие чего части тела, [содержащиеся в двух различных спермах], срастаются и перемешиваются. У птиц же, так как совокупления совершаются у них с большой скоростью, яйца, [в частности их цвет], всегда результат смешения [двух сперм]. Фшюпон,. комм. 185, 33: Д. утверждал следующее: допустим, что от сегодняшнего совокупления вошла в матку семенная жидкость самца; та семенная жидкость, которая выйдет [из самца] от завтрашнего совокупления, также войдет туда, и вообще одна сперма может войти от более раннего, другая от более позднего совокупления. Так вот если самка будет покрыта дважды и дважды войдет семенная жидкость в ее матку, то и семенная жидкость, вошедшая в первый раз, формирует и создает руки, ноги и прочее, и точно так же другая семенная жидкость, вошедшая позже, производит то же. Но так как жидкость месячных [очищений] все время неизменно одна и та же, то и [органы, сформированные] в результа- те того и другого совокупления, тесно связаны и перемешаны между собой, т. е. образуют одно целое и сходны друг с другом. По этой-то причине и образуется один человек, имеющий две головы и четыре ноги. Д. утверждал, что и яйца птиц — уроды; так как половой акт [у птиц] совершается с большой скоростью и в течение одного и того же часа одна птица может быть покрыта много раз, в нее входит много сперм, поэтому-то одна часть яйца — белая, а другая — желтая. Если же входила бы одна сперма, яйцо было бы или все желтым, или все белым. Яйца, замечает он, тоже уроды, но так как вследствие скорости совокупления они всегда получаются такими, то их не считают уродами. Он говорит, что яйца «всегда смешаны» [цветом] и всегда одинаковы [цветом] потому, что во всяком птичьем яйце часть белая и часть желтая. Таков Демокритов взгляд на возникновение уродов: причину он видит в семенной жидкости самца.
|