Студопедия — Книга первая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга первая






13- об общих тропах сккпсиса

Так как мы говорили, что невозмутимость следует за воздержанием во всех [вопросах], то следовало бы сказать, каким образом достается воздержание. Гово­ря в более общих чертах, оно достается через проти­вопоставление вещей друг другу. Противопоставля­ем же мы либо явление явлению, либо мыслимое мыслимому, либо попеременно. Так, например, явле­ние — явлению, говоря: «одна и та же башня издали кажется круглой, вблизи же четырехугольной»,

а мыслимое — мыслимому, когда мы выводящему су­ществование Провидения из порядка небесных вещей противопоставляем то положение, что часто добрые несчастны, а злые счастливы, и отсюда заключаем об отсутствии Провидения. Мыслимое же — явлению, как, например, Анаксагор противопоставлял поло­жению, что «снег бел», то, что «снег есть затвердев­шая вода, а вода черна, следовательно, и снег черен». С другой же целью мы противопоставляем иногда настоящее настоящему, как в только что указанных примерах, а иногда настоящее прошедшему или бу­дущему.

Так, если бы кто-нибудь высказал нам положение, которое мы не можем разрешить, то мы говорим ему: подобно тому, как до рождения лица, внесшего то ми­ровоззрение, которого ты придерживаешься, рассуж­дение, будучи правильно на нем основано, для нас еще не обнаружилось, а в отношении к природе сво­ей существовало, точно таким же образом может быть допустимо, что положение, противоположное выска­занному теперь тобою, существует в отношении к своей природе, а нам еще не обнаруживается; поэто­му для нас нет еще необходимости соглашаться с по­ложением, кажущимся теперь убедительным. Для того же, чтобы нам точнее разобраться в этих противопо­ставлениях, я изложу и те способы (тропы), путем ко­торых достигается воздержание, не утверждая ничего ни о количестве их, ни о значении; допустимо и то, что они слабы, и то, что их больше, чем будет пере­числено.

14. О десяти тропах

Обыкновенно, по преданию, идущему от более древних скептиков, тропов, путем которых происхо­дит воздержание, насчитывается десять, и называют­ся они одинаково «рассуждениями» и «местами». Они следующие: первый [основывается] на разнообразии живых существ, второй — на разнице между людьми, третий — на различном устройстве органов чувств, четвертый — на окружающих условиях, пятый — на

V

положениях, промежутках и местностях, шестой — на примесях, седьмой — на соотношениях величин и устройствах подлежащих предметов, восьмой — на относительности, девятый — на постоянной или ред­кой встречаемости, десятый — на [различных] спосо­бах суждения, обычаях, законах, баснословных веро­ваниях и догматических предположениях. Мы поль­зуемся этим расчленением предположительно. Над этими тропами возвышаются, обнимая их, следую­щие три: первый [происходит] от судящего, второй — от подлежащего суждению, третий — от того и друго­го. Троп «от судящего» охватывает собою первые че­тыре, ибо судящее есть либо животное, либо человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей обстановке; к тропу «от подлежащего суждению» [вос­ходят] седьмой и десятый; к тропу — «от того и друго­го» — пятый, шестой, носьмой и девятый. Эти три тро­па опять-таки восходит к од! юму — к относительности, так что троп «относительности»есть самый общий, ви­довые — три, подчиненный им — десять. Вот что го­ворим мы, согласно с вероя'п юстыо, об их количест­ве, о силе же их скажем следующее. №«

Р

О ПЕРВОМ ТРОПЕ !-<Ж

Первое рассуждение, как мы говорили, есть то, в котором при разнообразии живых существ одина­ковые вещи вызывают у них не одинаковые пред­ставления. Об этом мы заключаем как из разницы их (т. е. живых существ) происхождения, так и из разли­чия в строении их тел. Из происхождения, говорим мы. потому, что одни из живых существ рождаются без смешения полов, другие же от их соединения. Из тех, которые рождаются вне смешения полов, од­ни происходят от огня, как те маленькие животные, которых мы видим в очагах, другие же от испорчен­ной воды, как комары, третьи из бродящего вина, как муравьи, четвертые из земли, пятые из ила, как лягуш­ки, шестые из грязи, как черви, седьмые из ослов, как жуки-скарабеи, восьмые из овощей, как гусеницы, де­вятые из плодов, как орехотворки из диких фиг, деся-

тые из гниющих животных, как пчелы из быков или осы из лошадей. Что касается до происходящих от полового соединения, то одни из них, и притом ог­ромное большинство, рождаются от однородных су­ществ, другие от разнородных, как мулы. Опять-таки среди живых существ вообще одни рождаются живы­ми, как люди, другие возникают из яиц, как птицы, третьи в виде кусков мяса, как медведи. Вероятно, что такое сходство и разница в происхождении произ­водят сильные противоположности в ощущениях, так что от этого получается не подлежащее смеше­нию, несоединимое и борющееся между собою. Но и разница в главнейших частях тела и особенно тех, которые даны природою для суждения и ощуще­ния, может производить весьма большую борьбу [различных] представлений. Называют же болеющие желтухой все то, что нам кажется белым, желтым, а имеющие налитые кровью глаза — кроваво-красным. Так как и среди живых существ одни имеют желтые глаза, другие кроваво-красные, третьи белесоватые, четвертые еще какого-нибудь другого цвета, то, ду­маю я, для них должна быть и разница в восприятии красок. Мало того, если мы, поглядев пристально долгое время на солнце, наклонимся потом над кни­гой, то нам нажегся, что буквы — золотые и кружатся. И так как есть некоторые животные, имеющие от природы какой-то блеск в глазах, из которых [поэто­му] струится тонкий и подвижный свет, так что и но­чью они видят, то мы можем непременно считать, что внешние предметы воспринимаются ими и нами не одинаково. Далее, и фокусники, смазывая светиль­ни ламп медной ржавчиной или жидкостью из кара­катицы, достигают того, что благодаря незначитель­ному количеству примеси присутствующие кажутся то медно-красными, то черными. Тем более поэтому обосновано [положение], что благодаря различным сокам, примешиваемым к органам зрения у живот­ных, у них возникают и различные представления о подлежащих предметах. Точно так же, когда мы прижимаем сбоку глаз, то образы, фигуры и величи­ны видимых вещей кажутся нам продолговатыми

и узкими. Поэтому вероятно, что те из животных, ко­торые имеют косой и продолговатый зрачок, как ко­зы, кошки и тому подобные, имеют иное представле­ние о подлежащих [предметах], а не такое, каким вос­принимают их животные с круглыми зрачками. И зеркала, смотря по разному устройству, показывают внешние предмегы то очень маленькими, как вогну­тые зеркала, то продолговатыми и узкими, как выпук­лые. Некоторые же показывают голову смотрящегося в них внизу, а ноги наверху. Также и из сосудов, нахо-дяпщхся вокруг органа зрения, одни совершенно вы­даются из глаза вследствие выпуклости, другие лежат глубже, третьи находятся в ровной плоскости; от­сюда вероятно, что вследствие этого изменяются и представления и что собаки, рыбы, львы, люди и стрекозы видят те же самые [предметы] не равными по величине и не одинаковыми по форме, а такими, какими запечатлевает представление воспринимаю­щий его зрительный орган. То же самое суждение имеет силу и при других восприятиях. Как можно сказать, что при осязании получают одинаковое впе­чатление [животные] и черепахообразные, и имею­щие обнаженное мясо, и снабженные иглами, и опе­ренные, и чешуйчатые? И как могут получать одина­ковое восприятие слуха и те, у кого слуховой орган весьма узок, и те, у кого он весьма широк, и те, у кого уши волосатые, и те, у кого они гладкие? Ведь и мы иначе воспринимаем слух, когда заткнем уши или когда просто пользуемся ими. И обоняние может ме­няться, смотря по разнице между живыми существа­ми: мы иначе воспринимаем [запах] при охлаждении, когда мы полны холодным соком, и иначе, [наобо­рот], когда окружающие нашу голову части получают преизбыток крови, и мы отворачиваемся от того, что остальным кажется благоуханным, и считаем, что оно как бы ударяет нас. Также и среди животных од­ни от природы полны влаги и холодного сока, другие же очень полнокровны, иные имеют преимущест­венно и в преизбытке желтую желчь или черную; яс­но, что вследствие этого и обоняемые вещи кажутся всякому из них разными. Одинаково обстоит дело

и с подлежащим чувству вкуса, так как одни имеют язык жесткий и сухой, другие же очень влажный, и когда даже у нас при лихорадке язык делается более сухим, то все подносимое кажется землистым [на вкус], имеющим дурной сок и горьким. Это же мы ис­пытываем вследствие различного преобладания того или иного сока из тех, которые, как говорят, сущест­вуют в нас. А так как и животные имеют вкусовые ор­ганы различные и наполненные различными сока­ми, то они могут получать и различные вкусовые представления о подлежащих предметах. И подобно тому, как та же самая пища, распределяясь [в организ­ме], обращается то в вену, то в артерию, то в кость, то в мускул и в любое из остального, производя раз­личное действие сообразно с различием принимаю­щих ее частей; и подобно тому, как единая и однооб­разная вода, распределяясь в дереве, обращается то в кору, то в ветвь, то в плод, а далее [среди плодов] — то в фигу, то в гранат, то в любое из остального; и по­добно тому, как одно и то же дыхание музыканта, вдыхаемое в флейту, делается то высоким, то низким и одно и то же прикосновение руки к лире произво­дит то низкий, то высокий звук, — так, вероятно, и внешние предметы рассматриваются как различ­ные, смотря по различ! юму crpoci 1ию живых существ, получающих представление. Яснее же это познается из изучения того, к чему живые существа стремятся и чего избегают. Миро, например, кажется людям очень приятным, а жукам и пчелам невыносимым, и оливковое масло полезно людям, а если капнуть им на ос и пчел, то они погибают. Также морская вода при питье неприятна для людей и напоминает им яд, рыбам же она весьма приятна и пригодна для питья. Свиньи охотнее купаются в самой вонючей грязи, чем в прозрачной и чистой воде. Среди животных мы видим травоядных, едящих кустарники, пасущих­ся в лесах, едящих семена, плотоядных, млекопитаю­щих; одни любят гнилую, другие — свежую пищу; од­ни — сырую, другие — приготовленную поварским способом. И вообще, приятное одним кажется дру­гим неприятным, отвратительным и губительным.

Например, от цикуты жиреют перепелки, от свиных бобов — свиньи; последние охотно едят и саламандр, подобно тому как олени — ядовитых животных и ла­сточки — жуков. Муравьи и червячки, проглоченные человеком, производят боль и резь; а медведь, забо­лев какой-нибудь болезнью, поправляется, проглаты­вая их. Ехидна цепенеет при прикосновении к ней одной только фиговой ветвью, а летучая мышь — от листа платана. Слон бежит от барана, лев от петуха, морские киты от треска мелющихся бобов, а тигр от звука тимпанов. Можно привести и много других [примеров] еще в большем количестве, чем эти, но, чтобы не казалось, что мы останавливаемся на этом больше, чем следует, [скажем так]: если одно и то же кажется (является) одним — приятным, другим — не­приятным, а «приятное» и «неприятное» основано на представлении, то у живых существ получаются раз­ные представления от подлежащих предметов. Если же те же самые предметы кажутся неодинаковыми, смотря по различию между живыми существами, то мы сможем только сказать, каким нам кажется подле­жащий предмет, но воздержимся (от утверждения], каков он по природе. Ибо мы не сможем судить ни о наших представлениях, ни [о представлениях] дру­гих живых существ, так как сами являемся частью этой общей разноголосицы и вследствие этого более нуждаемся в решающем и судящем, чем можем су­дить сами. И кроме того, мы не можем бездоказатель­но предпочитать наши представления тем, которые являются у бессмысленных животных, ни доказать [их превосходство]. Помимо того, что может не быть такого доказательства, о чем мы |сще] упомянем, са­мо так называемое доказательство будет либо оче­видным (видимым) для нас, либо неочевидным; если оно неочевидно, то мы и не примем его с убеждени­ем; если же оно очевидно для нас, то так как мы имен­но и исследуем представления, видимые живыми су­ществами, а это доказательство видимо нами, живы­ми существами, то придется поэтому исследовать и его, правильно ли оно, поскольку оно нами видимо (нам очевидно). А пытаться обосновать искомое ис-

комым бессмысленно, так как одно и то же будет вер­ным и неверным, а это невозможно: верным, посколь­ку оно предполагает доказательства, неверным, по­скольку оно требует доказательств. Поэтому у нас не будет доказательства, путем которого мы предпочита­ем собственные представления тем, которые являются у так называемых неразумных животных. Если же в за­висимости от разницы между живыми существами яв­ляются различные представления, судить о которых невозможно, то необходимо воздерживаться [от суж­дения] о внешних предметах.

ИМЕЮТ ЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ НЕРАЗУМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ РАЗУМ?

Излишества ради сравним по отношению к пред­ставлениям так называемых неразумных животных с людьми; ведь после [предшествующих] дельных рассуждений мы не отказываемся от насмешек над ослепленными и много о себе мнящими догматика­ми. Наши [единомышленники] привыкли все множе­ство неразумных животных сравнивать просто с че­ловеком. Но так как ловко измышляющие доводы догматики считают это сравнение несостоятель­ным, то мы, продолжая из обширного запаса содер­жания свою шутку несколько дальше, остановим свое рассуждение на одном только животном, на­пример на собаке, которая, если угодно, кажется са­мым обыкновенным из всех животных. Ибо и в этом случае мы найдем, что эти животные, о которых идет рассуждение, нисколько не ниже нас в отноше­нии вероятности видимых ими явлений. Догматики единодушно соглашаются, что собака превосходит нас своими ощущениями. Она воспринимает боль­ше нас своим обонянием, выслеживая им и невиди­мых ею зверей. Глазами она также видит их скорее, чем мы, и остро воспринимает слухом. Но перейдем к разуму. Он бывает либо внутренний, либо внеш­ний. Обратимся сначала к внутреннему. По мнению наиболее противоречащих нам догматиков, именно стоиков, деятельность его проявляется в следующем:

в выборе надлежащего и избегании неподходящего, в изучении ведущих к этому искусств, в достижении добродетелей, соответствующих своей природе, а также того, что касается ощущений. Собака же, на которой мы решили остановить ради примера свое рассуждение, делает [себе] выбор надлежащего и из­бегает вредного, отыскивает, [например], годное себе в пищу и отходит пред поднятым бичом. Она облада­ет также и искусством, доставляющим ей надлежа­щее, именно охотничьим. Собака не лишена и доб­родетели; если справедливость состоит в том, чтобы каждому воздавать по заслугам, то собака не может стоять вне добродетели, так как она виляег хвостом [навстречу] домашним и хорошо обходящимся с нею и охраняет их, а чужих и обижающих ее прого­няет. Если же собака обладает справедливостью, то, так как добродетели следуют взаимно одна за дру­гою, она обладает и другими добродетелями, кото­рых, по словам мудрецов, не имеет большинство лю­дей. Мы видим ее и храброй при защите и понятливой, как [о том] свидетельствует и Гомер, сочинивший, что Одиссей не был узнан ни одним из домочадцев, а был признан одним только Аргосом, причем соба­ка не обманулась изменением тела человека и не от­стала от принуждающего представления, которое, как оказалось, она удержала больше, чем люди. По мнению Хрисиппа, который, однако, более всего враждовал против неразумных животных, собака причастна и к прославленной диалектике. А именно, упомянутый муж говорит, что она пользуется пятым, согласно с мнением большинства, из не требующих доказательств умозаключением; когда она приходит к перекрестку, то, обнюхав две дороги, по которым не ушла дичь, она немедленно спешит по третьей, даже не обнюхав ее. «Значит, по смыслу», говорит древний философ, она рассуждает так: «Дичь ушла либо по этой, либо по этой, либо по той дороге; а ес­ли не по этой и не по этой, то, значит, по той». Но и собственные свои ощущения собака воспринимает и облегчает их: при колючке, крепко засевшей в но­гу, она стремится удалить ее тем, что трет ногу о зем-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия