Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Седьмая книга





1. Порок — что такое? То, что ты часто видел. И при всем, что случается, пусть у тебя под рукой бу­дет: вот — то, что ты часто видел. 1*ообще вверху, вни­зу найдешь все то же — то, чем полны предания древ­них, средних, недавних времен, чем и теперь полны города и жилища. Ничто не ново, все и привычно, и недолговечно.

2. Основоположения могут ли отмереть, если только не угаснут соответствующие им представле­ния? А разжечь их снова — от тебя же зависит. Могу я здесь как следует применить признание? Раз могу, что же смущаюсь? ведь то, что вне моего разума, то вооб­ще ничто для моего разума. Пойми это, будешь прям. А обновление для тебя возможно — смотри только на вещи снова так, как уже начинал видеть их, — в этом обновление.

3. Тщета пышности, театральные действа, стада, табуны, потасовки; кость, кинутая псам; брошенный рыбам корм; муравьиное старанье и тасканье; бегоп ш

I

напуганных мышей; дерганье кукол на нитках. И сре­ди всего этого должно стоять благожелательно, не за­носясь, а только сознавая, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

4. Надо осознавать, что говорится, — до единого слова, а что происходит, — до единого устремления. В одном случае сразу смотреть, к какой цели отнесе­но, а в другом уловить обозначаемое.

5. Хватает у меня разумения на это или нет? Если хватает, то оно и служит мне в деле как орудие, данное мне природой целого. Если же не хватает, то либо ус­туплю дело тому, кто способен лучше с ним справить­ся, раз уж не выходит иначе, либо делаю, как могу, объ­единившись с тем, кто способен помочь моему веду­щему сделать то, что сейчас важно для общей пользы. Ведь что бы я i ih делал сам или с чьей-либо помощью, только о том и следует заботиться, что пригодно и подходит для общестна.

6. Сколько их, прославленных, предано уж забве­нию. Да и те, что прославили, с глаз долой.

7. Не стыдись, когда помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если, хромой, ты не в силах один подняться на башню, а с другим вместе это возможно?

8. Пусть будущее не смущает, ты к нему придешь, если надо будет, с тем самым разумом, который те­перь у тебя для настоящего.

9. Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миро­порядке. Ибо мир во всем един, и Бог во всем един, и естество едино, и един закон — общий разум всех разумных существ, и одна истина, если уж одно на­значение у единородных и единому разуму причаст­ных существ.

10. Все, что вещественно, не медлит исчезнуть во всеобщем естестве, и все причинное немедленно приемлется всеобщим разумом, и воспоминание обо всем немедля погребается вечностью.

11. Для разумного существа, что содеяно по при­роде, то и по разуму.

12. Исправен или исправлен.

13- Что в единенных телах суставы тела, то же по смыслу среди разделенных тел — разумные сущест­ва, устроенные для некоего единого сотрудничества. Осознание этого скажется у тебя больше, если поча­ще будешь говорить себе, что вот я — сустав в сово­купности разумных существ. А если ты так гово­ришь, что ты просто в составе целого, то, значит, еще не любишь людей от всего сердца и радость от благодеяния тобою еще не постигнута; и еще ты де­лаешь его просто как подобающее, а не так, как бла­годетельствующий самого себя.

14- Пусть любое выпадает извне тому, что может пострадать, когда ему это выпало; наверное, само пострадавшее и посетует, если ему угодно. Я же, если не признаю, что происшедшее — зло, никак не пост­радал.'А ведь мне дано не признать.

15- Кто бы что ни делал, ни говорил, а я должен быть достойным. Вот как если бы золото, или изум­руд, или пурпур все бы себе повторяли: кто бы что ни делал, ни говорил, а я должен быть изумруд и со­хранять свой собственный цвет.

16. Ведущее самому себе не досаждает — скажем, не пугает себя по собственной прихоти. А если кто другой может его напугать или опечалить, пусть по­пытается, потому что оно само не пойдет сознатель­но на такой разворот. Твое тело само пусть печется, если может, чтобы ему как-нибудь не пострадать, и пусть само рассказывает, как оно там страдает. А вот твоя душа, хоть ее и пугают и печалят, всецело распоряжаясь признанием в этих делах, пусть никак не страдает — ты не доведешь ее до такого суждения. Ведущее само по себе ни в чем не нуждается, если не сотворит себе нужды; точно так же оно невозмутимо и не знает помех, если само себя не возмутит и себе же не помешает.

17. Блаженство — это благое божество или бла­гое ведущее. Так что же ты тут делаешь, представле­ние? Иди, добром прошу, откуда пришло, потому что ты мне не нужно. Ну да, ты пришло по старому обык­новению, я не сержусь — только уйди.

I

18. Страх превращения? А может ли что проис­ходить без превращения? Что любезнее и свойст­веннее природе целого? Сам ты можешь ли хоть вы­мыться, если не превратятся дрова? Или ты можешь напитаться, если не превратится еда? Хоть что-ни­будь нужное может ли совершиться без превраще­ния? Так разве не видишь ты, что и твое превраще­ние — нечто сходное и сходным же образом необ­ходимое для природы целого?

19- В естестве целого, словно в потоке, передви­гаются все тела, соприродные целому и с ним со­трудничающие, как наши части одна с другой.

Скольких уже Хрисиппов, скольких Сократов по­глотила вечность, скольких Эпиктетов! Это же пусть явится тебе и обо всяком другом и человеке, и деле.

20. Меня одно-единственное касается: как бы са­мому мне не сделать такого, чего не желает строение человека, или так, как оно не желает, или чего сейчас не желает.

21. Недалеко забвение: у тебя — обо всем и у все­го—о тебе.

22. Любить и тех, кто промахнулся, — это свой­ственно человеку. А это получится, если учтешь и то, что все — родные, заблуждаются в неведении и про­тив своей воли и что вы скоро умрете оба, а более всего, что не повредил он тебе, ибо ведущее твое не сделал хуже, чем оно было прежде.

23- Природа целого из всего, что есть, словно из воска, слепила коня какого-нибудь, потом смешала это и взяла вещество для древесной природы, а там, положим, для человека, после еще на что-нибудь. И всякий раз это очень ненадолго. И не страшнее ларцу быть сломанным, чем быть собранным.

24- Озлобленное лицо очень уж не согласно с природой; если она часто замирает или является ви­димостью, она в конце концов угаснет, так что невоз­можно будет ее разжечь. Поэтому старайся осозна­вать, что это противно разуму. Ведь если уйдет ощу­щение своего заблуждения, тогда жить зачем?

25- Все, что видишь, вот-вот будет превращено природой — распорядительницей всего; она сделает

775

из того же естества другое, а из того еще другое, что­бы вечно юным был мир.

26. Если кто чем-нибудь погрешил против тебя, сразу подумай: что он, делая это, признавал добром и злом? Это усмотрев, пожалеешь его без изумления или гнева. Ведь либо ты и сам еще считаешь добром то же или почти то же самое, что и он, — тогда надо про­щать; либо ты уже не признаешь добром и злом всякое такое, и тогда тебе не так уж трудна будет благожела­тельность к mci ice зоркому.

27. Не мыслить отсутствующее как уже существую­щее; счесть, сколько превосходного в настоящем, и в связи с этим напоминать себе, как бы оно желанно бы­ло, если б его не было. С другой стороны, остерегайся, как бы, вот этак радуясь, не привыкнуть тебе настоль­ко это ценить, чтобы смутиться, утратив это.

, 28. Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедли­во и тем самым хранит тишину.

29. Сотри представление. Не дергайся. Очерти настоящее во времени. Узнай, что происходит, с то­бой ли или с другим. Раздели и расчлени предметы на причинное и вещественное. Помысли о послед­нем часе. Неправо содеянное оставь там, где была неправота.

30. Сопутствовать мыслью тому, что говорится. Погружать мысль в то, что происходит и произво­дит.

31. Просветлись простотой, скромностью и безраз­личием к тому, что среднее между добродетелью и по­роком. Полюби человеческую природу. Следуй за Бо­гом. Говорит философ всецело по обычаю, а по правде только первостихии. Но довольно помнить: всецелое — по своему обычаю. Вот уж совсем мало.

32. О смерти: или рассеянье, если атомы, или еди­нение, и тогда либо угасание, либо переход.

33- О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо. И мысль через обрете­ние себя сохраняет свою тишину, и ведущее не станет хуже. А раз уж какие-то части пострадали от боли, то пусть, если могут, сами заявят об этом.

34- О славе. Рассмотри их разумение, каково оно, чего избегает и за чем гонится. А еще: как морской пе­сок опять и опять ложится поверх прежнего, так преж­нее в жизни быстро заносится новым.

35- «У кого есть мысль великолепная и созерцающая время и бытие в целом, тому человеческая жизнь пред­ставится ли, как ты думаешь, чем-нибудь значитель­ным? — Исключено, сказал тот. — Так, видно, и смерть для такой мысли не покажется чем-то ужасным? — Ни в коем случае*.

36. Творя добро, слыть дурным — царственно.

37- Безобразно, когда послушное лицо соблюда­ет вид и порядок по воле разумения, а в самом-то ра­зумении ни вида, ни порядка.

38.

На ход вещей нам гневаться не следует

Что им за дело?

39.

Дай же бессмертным богам и нам, земнородным, отраду.

40. ш> Жизнь пожинать, как в пору зрелый злак, —)й Того уж нет, а тот стоит. "Щ >;.

41.

Пренебрегли детьми и мною боги — что ж, Знать, есть и в этом смысл.

42. Ибо благо со мной и правда со мной.

43- Не рыдай с другим, не задыхайся.

44- «А я, пожалуй, справедливо отвечу ему таким словом, что нехорошо ты, друг, считаешь, если дума­ешь, что человек, который вообще на что-нибудь го­ден, должен прикидывать, жить ему или умереть (от чего проку мало), а не смотреть единственно на то, справедливо ли он действует или несправедливо, как достойный человек или дурной».

45- «В том, мужи афиняне, и правда — где кто-ли­бо сам же себя сочтет за лучшее поставить или где его поставит начальник, там, думается мне, ему и встре­чать опасность, не принимая в расчет смерть или дру­гое что, а только постыдное».

46. «А ты взгляни-ка, счастливец: разве смелое

L

и благое — в том, чтоб сохранять и сохраняться? Вот от этого-то, чтобы жить, скажем, столько-то времени, настоящему человеку надо отказаться и не дрожать за жизнь, но, вверившись в этом деле богам и пове­рив старухам, что от судьбы никуда не уйдешь, думать больше о том, как бы положенный срок прожить как можно достойнее».

47. Смотреть на бег светил, ведь и ты бежишь вместе, и мыслить непрестанно о превращении од­ной стихии в другую. Ибо такие представления очи­щают от праха земной жиз! т.

48. Прекрасно это у Платона. И когда о людях су­дишь, надо рассматривать все наземное как бы отку­да-то сверху: поочередно стада, войска, села, свадьбы, разводы, рождение и смерть, толчею в судах, пустын­ные места, пестрые варварские народы, праздники, плач, рынки, совершенную смесь и складывающийся из противоположностей порядок.

49. Вновь видеть то, что уже прошло. Сколько дер­жав пережили превращение! Видеть вперед, что бу­дет, — тоже возможно. Оно ведь, конечно, будет еди­нообразно и не уйдет от лада настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?

50.

... И то, что землей рождено, В нее же уйдет, а эфира дитя Вернется обратно в небесный предел.

(Еврипид. Хрисйпп, фр. 839,9—11)

или так: распадение переплетений атомов и какое-то такое расточение бесчувственных первостихий.

51. Еще:

Едой, питьем и разными заклятьями Поток отводят, смерти уклоняются... А бурю, рожденную в лоне богов, Сносить суждено нам без жалоб.

(Еврипид. Умаляющие, 1110 ел.)

52. Скорее стремящийся возобладать, чем слу­жить общественно; не почтительный, не подчинив-

шийся происходящему, не снисходительный к недо­смотрам ближних.

53- Там, где можно свершить дело по общему бо­гам и людям разуму, там ничего нет страшного. Пото­му что где дано получить потребное от блаженно ше­ствующей и поступающей сообразно с устроением деятельности, там не подозревай никакого худа.

54- От тебя везде и всегда зависит и благочестиво принимать как благо то, что сейчас с тобой происхо­дит, и справедливо относиться к тем людям, что сейчас с тобой, и обращаться по правилам искусства с тем представлением, которое у тебя сейчас, для того чтобы не вкралось что-нибудь, что непостигательно.

55- Не оглядывайся на чужое ведущее, а прямо на то смотри, к чему тебя природа ведет: природа цело­го с помощью того, что с тобой случается, а твоя — с помощью того, что надлежит тебе делать. А надле­жит то, что сообразно устроению каждого, устроено же все прочее ради существ разумных, как и вообще худшее ради лучшего, а разумные существа — друг ради друга. Так вот, первостепенным в человеческом устроении является общественное. Второе — непо­датливость перед телесными переживаниями, ибо свойство разумного и духовного движения — опре­делять свои границы и никогда не уступать движени­ям чувств и устремлений, так как эти последние жи-вотны, духовное же движение хочет первенствовать, а не быть под властью. И по праву — ведь ему от при­роды дано ими всеми распоряжаться. Третье в разум­ном устроении — нсчл фометчивость и проницатель­ность. Так вот, держась этого, пусть ведущее шествует прямо и всем своим владеет.

56. А теперь нужно остаток жизни прожить по природе, как если бы ты, отжив свое, уже умер.

57- Любить только то, что тебе выпало и отмере­но. Что уместнее этого?

58. При каждом событии иметь перед глазами тех, с кем случалось то же самое, а потом они сетовали, удивлялись, негодовали. А теперь где они? Нигде. Что же, и ты так хочешь? а не так, чтобы оставить чужие развороты души тем, кто разворачивает или развора-

чивается, а самому всецело заняться тем, как распоря­диться этими событиями? Ведь распорядишься пре­красно, и это будет твой материал. Только держись и желай быть прекрасен перед самим собой, что бы ты ни делал. И помни как о том, так и о другом — не­безразлично то, от кого деяние.

59- Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если будешь всегда его от­капывать.

60. Надо, чтобы и тело было собранным и не раз­брасывалось, будь то в движении или в покое. Ведь по­добно тому как мысль выражается на лице, сберегая его осмысленность и благообразие, так и от всего те­ла должно требовать того же. И все это соблюдать с непринужденностью.

61. Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее.

62. Внимательно рассматривать, кто они такие, те, чьих отзывов ты домогаешься, и каково их веду­щее. Потому что ты не станешь бранить тех, кто ошибается против своей воли, и в свидетельстве их не будешь нуждаться, когда заглянешь в источники их признания и устремления.

63. Сказа! ю: против воли лишается истины всякая душа. Точно так же и справедливости, здравомыслия, благожелательности и всего такого. И ничего нет важнее, как вспоминать об этом непрестанно, — бу­дешь со всеми тише.

64- При всякой боли пусть у тебя будет под рукой, что не постыдна она и что правительницу-мысль ху­же не делает, так как не губит ее ни в ее веществен­ном, ни в общественном. И при любой почти боли пусть поможет тебе еще и Эпикурово: переносимо и не вечно, если помнишь о границах и не примыс­ливаешь. Помни и о том, что многое, на что мы сету­ем, втайне тождественно страданию, — так с сонли­востью, потением, с вялостью к еде. Так вот, когда ты раздражен чем-нибудь таким, говори себе, что под­дался страданию.

65- Смотри, к нелюдям не относись так, как люди к людям.

66. Да откуда мы знаем, что душевный склад Те-лавга не был добротнее Сократова? Не довольно же, что кончина Сократа славнее, что он бойчее вел бе­седы с софистами, легче переносил ночные замо­розки, а когда приказали привезти саламинца, ре­шил, что это будет мужественно — воспротивиться, а еще красовался на дорогах — всем этим вполне еще можно заняться, как оно доподлинно было. Нет, здесь надо рассмотреть то, какова была душа Сокра­та и сумел ли он довольствоваться тем, чтоб быть справедливым к людям и праведным перед богами, не досадуя ни на что попусту и чужому неведению не рабствуя, ничуть не отчуждаясь от того, что уделяет природа целого, и не соглашаясь на это, словно не­выносимое, и телесным страстям не предоставляя единострастный разум.

6J. Не в такое сцепление замешала природа, что­бы нельзя было определить себе границу и себе под­чинить все свое она очень даже допускает, чтобы че­ловек дошел до божеского и при том остался не узнан как таковой. Об этом всегда помни, а еще о том, как мало надо, чтобы жить счастливо. Так что, если ты из­верился в своем знании диалектики или природы, не отказывайся из-за этого быть благородным, почти­тельным, общественным и послушным Богу.

68. Прожить неприневоленно в совершенном благодушии, хотя бы кричали о тебе, что им вздума­ется, хотя бы звери раздирали члены вот этого во­круг тебя наросшего месива. Ведь разве что-нибудь мешает мысли сохранять свою тишину благодаря истинному суждению об окружающем, а также го­товности распоряжаться именно тем, что ей выда­лось? Так, чтобы суждение говорило тому, что ему выпадает: ты — естественно, хотя и покажешься не таким; а то, что распоряжается, говорило бы тому, что ему подпадает: а вот и ты, потому что для меня всегда именно настоящее предмет разумной и об­щественной доблести и вообще искусства человече­ского и божественного. Ибо все, что случается с Бо-

гом или человеком, — по их расположению, и нет в нем ничего нового или несподручного, а все знако­мо и исполнимо.

69- Совершенство характера — это то, чтобы вся­кий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

70. Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придет­ся им целую вечность терпеть великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся; а ты, который вот-вот прекратишься, за­рекаешься — ты, из скверных один.

71. Смешно это: собственной порочности не из­бегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно.

72. Что разумная и гражданственная сила нахо­дит не духовным и не общественным, то она по пра­ву считает весьма ей уступающим.

73. Ты сделал добро, другому — сделано добро. Что же ты, как безумец, ищешь что-то третье сверх этого? чтобы еще и знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?

74. Благодетельствуемый не устает. Благодеяние есть деяние, согласное с природой. Так не уставай же, благодетельствуя, благодетельствовать себе.

75. Природа целого устремилась к миропорядку. И теперь, что ни происходит, либо происходит по­след ственно, либо лишено всякого смысла, даже и са­мое главное, к чему собственно устремляется все­мирное ведущее. Вспомнишь это, и много тише будет у тебя на душе.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия