Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Третья книга





Писано в Карпуите.

/. Высчитывать не только, как с каждым днем растрачивается жизнь и остается все меньшая часть ее, — и то высчитай, что проживи человек дольше, неизвестно, достанет ли у него силы-то ума для по­нимания вещей и того умозрения, которое заботит­ся об искушенности в божественном и человечес­ком. Ведь начнет же дуреть: дышать, кормиться, представлять, устремляться и все такое будет без не­достатка, а вот располагать собой, в надлежащее по всем числам вникать, первопредставления расчле­нять и следить за тем, не пора ли уже уводить себя и прочее, что нуждается в разумной мощи, — это все раньше угасает. Значит, должно нам спешить не от­того только, что смерть становится все ближе, но и оттого, что понимание вещей и сознание кончаются еще раньше.

2. Следует примечать и в том, что сопутствует происходящему по природе, некую прелесть и при­влекательность. Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края — так ведь эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря, тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде. Или вот смоквы лопаются как раз тогда, когда пере­спели; у перезрелых маслин самая близость к гние­нию добавляет плодам какую-то особенную красоту. Так и колосья, гнущиеся к земле, сморщенная морда льва, пена из кабаньей пасти и многое другое, что да­леко от привлекательности, если рассматривать его 1 отдельно, однако в сопутствии с тем, что по приро­де, вносит еще более лада и душу увлекает; поэтому кто чувствует и вдумывается поглубже, что происхо-

дит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно слажено. Он и на подлинные звериные пасти станет смотреть с тем же наслаждением, как и на те, что выставляются живописцами и ваятелями как подражание; своими здравомысленными глаза­ми он сумеет увидегь красоту и некий расцвет у ста­рухи или старика и притягательность новорожден­ного; ему встретится много такого, что внятно не всякому, а только тому, кто от души расположен к природе и ее делам.

3. Гиппократ, излечивший много болезней, забо­лел и умер. Халдеи многим предрекли смерть, а по­том их самих взял рок. Александр, Помпеи, Гай Це­зарь, столько раз до основания изничтожавшие го­рода, сразившие в бою десятки тысяч конных и пеших, потом и сами ушли из жизни. Гераклит, столько учивший об исиламснении мира, сам на­полнился водой и, обложенный навозом, умер. Де­мокрита погубили вши, Сократа — другие вши. Так что же? — сел, поплыл, приехал, вылезай. Если для иной жизни, то и там не без богов, а если в бесчувст­вии, то перестанешь выдерживать наслаждение и боль и услужение сосуду, который тем хуже, что сам он в услужении, ибо одно — разум и гений, дру­гое — земля и грязь.

4- Не переводи остаток жизни за представления­ми о других, когда не соотносишь это с чем-либо об-щеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит, что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет, и еще много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему. Должно поэтому укло­няться того, чтобы в цепи представлений было слу­чайное или напрасное, а еще более — суетное или злонравное; приучать себя надо только такое иметь в представлении, чтобы чуть, тебя спросят: «О чем сейчас помышляешь?», отвечать сразу и откровенно, что так и так; и чтобы вполне явственно было, что все там просто и благожелательно и принадлежит существу общественному, не озабоченному видени-

ями услад или вообще каких-нибудь удовлетворе­ний, а еще — что нет там какой-нибудь вздорности, или алчности, или подозрительности, или еще чего-

! нибудь такого, в чем не сможешь признаться не

j краснея, что оно у тебя на уме. И вот такой человек, который более уж не откладывает того, чтобы быть среди лучших, есть некий жрец и пособник богов, распоряжающийся и тем, что поселилось внутри его, благодаря чему человек этот наслажденьями не запятнан, не изранен никакой болью, ни к какому насилию не иричастсн, ни к какому не чувствителен

, злу; подвижник он подвига великого — ни единой не

< покорился страсти, справедливостью напоен до дна;

4 от всей принимает души все, что есть и дано судь-

! бой. А представлениями о том, что говорит, делает или думает другой, он себя без крайней и общепо-•\ лезной надобности не часто займет. То, что при нем, то ему для действия, а что отмерено судьбой, в то он вглядывается непрестанно; в том он поступает пре­красно, а в этом уверился, что оно благо. Ибо удел, отмеренный каждому, несом целым и целое несет.

. А еще он и то помнит, что единородно все разумное и что попечение о всех людях отвечает природе че­ловека, а славы стоит добиваться не у всех, а у тех только, кто живет в согласии с природой. А кто не так живет, про тех он всегда помнит, каковы они до­ма и вне дома, ночью и днем и с кем водятся. Вот и не

, станет он считаться хотя бы и с хвалой таких людей,

«которые и сами-то себе не нравятся.

5. Не действуй как бы нехотя, необщественно, или же необдуманно, или же зависимо. Пусть вычур­ность не изукрасит твою мысль; многословен и мно­госуетен не будь. И пусть Бог, что в тебе, будет покро­витель существа мужеского, зрелого, гражданствен­ного, римлянина, правителя, того, кто сам поставил себя в строй и по звуку трубы с легкостью уйдет из жизни, не нуждаясь ни в клятвах, ни в людском свиде­тельстве; в нем лишь веселие, и независимость от по-

< мощи другого, и независимость от того покоя, кото­рый исходит от других. Верно: «исправным быть, а не исправленным».

6. Если находишь в человеческой жизни что-ни­будь лучше справедливости, истины, здравомыслия, мужества или вообще того, чтобы мысль твоя до­вольствовалась собою, когда ты благодаря ей дейст­вуешь по прямому разуму, и судьбой довольствова­лась, когда принимаешь то, что уделено нам не по нашему выбору; если, говорю я, усмотрел ты что-ни­будь лучше этого, то, обратившись к нему всей ду­шой, вкуси от этой прекраснейшей из находок. Если же не появится ничего, что лучше поселенного в те­бе гения, который и собственные устремления себе подчинил, и свои представления обследует, и от чув­ственных переживаний себя, как выражается Со­крат, оттащил, и богам себя подчинил, а о людях печется; если ты находишь, что все прочее более мелко и убого, чем он, то не давай места такому, к че­му однажды потянувшись и прибившись, уже без су­дорожного усилия не сможешь предпочитать то, что есть благо и само по себе, и твое. Недозволительно выставлять против разумного и деятельного блага что бы то ни было чужеродное, хоть бы хвалу от мно­гих, или должности, богатство, или вкушение наслаж­дений. Все эти вещи, даже если кажется, что понем­ногу они кстати, вдруг овладевают и несут за собой. Так избери же, говорю, просто и свободно то, что лучше, и этого держись. Тем лучше, чем больше при­носят пользы. Если как разумному тебе полезно, храни. А если как животному, то докажи и соблюдай свое суждение без ослепленья. Смотри только, основа­тельно рассуди.

7. Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нару­шить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-ни­будь, заподозрить, проклясть, притворствовать, воз­желать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах. Право, тот, кто предпочел собственный разум и своего гения и таинства его добродетели, тот не разыгрыва­ет трагедию, не стенает, не нуждается ни в одиноче­стве, ни в многолюдстве. А главное — станет жить, не гоняясь и не избегая, а будет ли он больший отре­зок времени распоряжаться душой и объемлющим ее

телом или же меньший, это ему ничуть не важно. Да хоть бы и пора было удалиться — уйдет так же лег­ко, как на всякое другое дело из тех, которые можно сделать почтительно и мирно. Всю жизнь он будет остерегаться единственно того, как бы мысль его не оказалась в каком-нибудь развороте, не подходящем для разумного государственного существа.

8. Не отыщешь в мысли выученного и очищен­ного никакого нагноения, пятна или воспаления, и рок не застанет его жизг 1ь незавершенной, так что­бы можно было сравнить его с лицедеем, который ушел, не кончив, не доиграв. А еще ничего рабского, никаких ухищрений, никак он не скован и не отщеп­лен, не подотчетен, не зарылся в нору.

9. Силу признавать — чти. В ней все для того, что­бы признание в твоем ведущем не было больше не­связно с природой и устроением разумного сущест­ва. Они ведь требуют неопрометчивости, располо­жения к людям и покорности богам.

10. Так брось же все и только этого немногого — держись. И еще помни, что каждый жив только в на­стоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем. Малость и длиннейшая из всех слав, что и сама-то живет сменой человечков, которые вот-вот умрут, да и себя же самих не знают — где там давным-давно умершего.

11. К названным выше опорным положениям пусть приложится еще и то, чтобы всегда находить пределы и очертания тому или иному представляе­мому, рассматривая его естество во всей наготе, пол­но и вполне раздельно, и говорить себе как собствен­ное его имя, так и имена тех вещей, из которых оно составилось и на которые распадается. Ничто так не возвышает душу, как способность надежно и точно выверить все, что выпадает в жизни, и еще так смот­реть на это, чтобы заодно охватывать и то, в каком - :таком мире и какой прок оно дает и какую ценность имеет для целого, а какую для человека, гражданина высочайшего града, перед которым остальные горо-

да — что-то вроде домов. Что оно, из чего соедини­лось и как долго длиться дано ему природой — тому, что сейчас создает мое представление? И какая нуж­на здесь добродетель — нестроптивость, мужество, честность, самоограничение, самодостаточность, верность и прочие. Вот почему всякий раз надо себе говорить: это идет от Бога, а это по жребию и вплете­но в общую ткань, а это так получается или случай, а это — единоплеменника, родственника и сотовари­ща, не ведающего только, что тут ему по природе. А я вот ведаю и потому отнесусь к нему и преданно, и справедливо по естественному закону нашей общ­ности. Вместе с тем в вещах средних ищу должную оценку каждой.

12. Если будешь, действуя в настоящем, следовать за прямым разумом с рвением, силой и благожела­тельностью, и не привходящее что-нибудь, а собст­венного гения сохранишь в устойчивой чистоте, как будто бы надо уже вернуть его; если увяжешь это, ни­чего не ожидая и ничего не избегая, довольствуясь в настоящем деятельностью по природе и правдиво­стью времен героических в том, что говоришь и про­износишь, — поведешь благую жизнь. И нет никого, кто помешал бы этому.

13. Как у врача всегда под рукой орудия и желез­ки на случай неожиданного вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с бо­жественным, и наоборот.

14. Не заблуждайся доле; не будешь ты читать своих заметок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость. Поспешай-ка лучше к своему назначе­нию и, оставив пустые надежды, самому себе — если есть тебе дело до самого себя — помогай, как мо­жешь.

15- Они же не знают, сколь различное значит «воровать», «сеять», «прицениваться», «не беспоко-

иться», «смотреть, что делаешь», что делается не гла­зами, а неким иным зрением.

16. Тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — уст­ремления, уму — основоположения. Впитывать пред­ставления — это и скотское, дергаться устремления­ми—и звериное, и двуполое, и Фаларидово, и Нероно-во. Руководствоваться умом, когда нечто представилось как надлежащее, — это и для тех, кто в богов не верует, бросает родину или берется действовать, разве что заперев двери. Так вот если остальное — общее с те­ми, кто назван выше, то свойством собственно до­стойного человека остается любить и принимать судьбу и то, что ему отмерено, а гения, поселившегося,у него внутри, не марать и не оглушать надоедливыми представлениями, а беречь его милостивым, мирно следующим Богу, ничего не произносящим против правды и не делающим против справедливости. И ес­ли даже не верят ему все люди, что он живет просто, почтительно и благоспокойно, он ни на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к на­значению его жизни, куда надо прийти чистым, спо­койным, легким, приладившимся неприневоленно к своей судьбе.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия