Назовите и кратно охарактеризуйте основные методы и средства агрессивной культурной глобализации
- использование нац.культ.элиты как агента влияния на духовную сферу общества; - насаждение чуждого народам, подвергаемым агрессии, образа жизни, основанного на абсолютизированных отношениях обмена, разрушении и подмене цивилизационных ценностей; - раскрепощение чувственности; - экономизация культурной сферы. 29)Раскройте содержание использования национальной культурной элиты как метода агрессивной культурной глобализации. Условия для использования культурной элиты СССР с целью формирования в обществе антисоветской сознания создавались давно и активно поддерживались идеологами Запада. Ядро антисоветской программы в целостном и явном виде сложилось в 60-е годы в среде "шестидесятников"-представителей творческой интеллигенции, выступавших на волне хрущевской "оттепели" с критикой "темных сторон" советского строя. С началом перестройки М. Горбачева идеологическое поле страны превратилась в сплошной массив антисоветских текстов и выступлений.В сознании культурной элиты также происходили существенные изменения. Одни четко стали на позиции диссидентов, в других расщепление сознания произошло под влиянием "шкурного интереса". Многие деятели из элитарной художественной интеллигенции активно стали приспосабливаться к запросам платежеспособной публики и поплатились за это творческим бессилием. Для третьих мечта о богатстве и власти отождествлялась с избавлением от комплекса неполноценности; четвертых в ряды сторонников западной культуры привел страх перед неопределенной опасностью нового мира, хотя такая позиция уничтожала сам смысл их существования. В разрушенном национальном обществе мероприятия не нужны ни наука, ни культура. В позиции пятой оказалась общее свойство - безответственность за судьбу своего народа, чьи интересы должна представлять элита. 30)Раскройте содержание метода раскрепощения чувственности как метода агрессивной культурной глобализации. Раскрепощения чувственности, высвобождение ее из-под контроля разума и морали как метод культурной агрессии соответствует двум заданным критериям. Во-первых, ее раскрепощения внешне напоминает эмансипацию и тем самым как вписывается в проект западной либерализации. Подменивая реальные социальные и политические права правами чувственности, можно, не уступая властью, прославиться сторонником прав личности и прав человека, демократом. Во-вторых, заполучив вместо граждан, хорошо осознают свои социальные интересы, индивидов с раскованной чувственности, можно запустить на полную мощность массовую "индустрию удовольствий" и внушить субъективную удовлетворенность тем людям, у которых есть реальные основания для недовольства и протеста. Сегодня пропаганда и внедрение асоциального чувственности рассматривается как противоборство современности и старой запретительной морали, как бунт тела против духа. 31)Раскройте понятие «манипулирование сознанием». Какие средства для этого используются? Манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это влияние характеризуется следующими особенностями: 1) он нацелен на психологические структуры человека, 2) осуществляется скрыто от тех, кого подвергают этому влиянию, 3) ставит своей задачей изменение мнений, стремлений и целей людей в нужном для власти направлении; 4) прививает человеку желаний, противоречащих его главным ценностям. Манипуляция сознанием, которая проводится всегда скрыто, тем самым лишает человека свободы принимать решения на основании собственной осознанной оценки. В основе манипуляции сознанием лежит использование языка как товара. 32)Раскройте содержание экономизации духовной жизни как метода агрессивной культурной глобализации. Массовая культура характеризуется индустриально-коммерческим типом производства и распределения стандартизированных духовных благ, охватом подавляющего большинства членов общества. Массовой культуре присущ ряд специфических признаков: - примитивность характеристики отношений между людьми - вседозволенность и агрессивность - развлекательность, потешность, сентиментальность, жажда владения, чувство собственности, условность, примитивность, созвучность низовому, простейшему эмоциональному уровню познания мира. Культура, регулируемая рынком, с гениальной простотой и цинизмом опирается на первичные, базовые инстинкты, живущие в людях: жажда наживы, голод, страх, секс.
|