Преисполненная радости область будд — название небесной области, где пребывают будды перед своим
Перевоплощением в облике человека. Препятствия греховных и дурных деяний — судьба дальнейших перерождений целиком зависит от суммы хороших и пло- 125 Хих прижизненных деяний (кармы). Неправедная, греховная жизнь создает существенные препятствия для Нового рождения в одной из трех форм перерождений благой участи, т. е.тэнгри-ем, асу-рием или Человеком. Преты — существа, пребывающие в преддверии ада и испытывающие муки голода и жажды. Пришедший подобным образом — эпитет будд. Промежуточная область (тиб. бардо) — обычно местопребывание души умершего человека между Прошлым и будущим рождениями. промежуточный ад — то же, что и промежуточная область. Пять неискупных грехов — грехи, за которые следуют страдания в самом мучительном из адов. К таковым Относятся: убийство отца, убийство матери, убийствоархата, внесение раскола в сангху, умышленное Ранение будды. рабджам (рабджамба) — высшая ученая степень, присваиваемая в тибетском монастыре Лавран. риши — Отшельник, пустынник. Состояние пустоты — одно из центральных понятий философииМахаяны, указывающее на Относительность, несамостоятельность всего сущего. Секта Кадампа — буддийская секта (школа), основанная в Тибете во второй половине XI в. последователями индийского пандиты-проповедника Атиши. Секту отличали строгие требования, Предъявляемые к нормам и правилам монашеской жизни. В тексте «Повести о Чойджид-датами» помещен Перевод тибетского названия секты: «Те, кто следует словам наставника». Субурган — сооружение, чаще всего в форме пирамиды, в которое помещают мощи святых или другие Буддийские реликвии. Сукавади — один из буддийских раев, представляющий собой волшебные сады, где в окружении праведников пребывает будда Амитаба. 126 сумэ — храм. сутра — священный текст, содержащий проповедь Будды. Большое число сутр включено в состав канонического свода «Ганджур». Так пришедший — 1) эпитет Будды Шакьямуни; 2) эпитет будд. тантра — мистическая практика буддизма, включающая различные йогические упражнения и ритуалы, позволяющие соприкасаться с чудодейственными силами. тар ни — магическая формула, заклинание. тойн — монах, обычно высокого ранга, который может быть наставником для монахов низкого ранга. три вида дурной участи — перерождение среди животных, прет или обитателей ада. три драгоценности — Будда, Дхарма (Учение Будды) и Сангха (община). три мира — 1) небесный — верхний, 2) земной — средний, 3) подземный — нижний. три яда — глупость, гнев, похоть — причины всех человеческих пороков. Их символизируют свинья (глупость), змея (гнев) и курица (похоть). Эта троица обычно изображена в центре так называемого «колеса жизни». Тушита — см. Преисполненная радости область будд. Тысяча будд — будды, которые, согласно буддийской мифологии, должны посетить этот мир для Проповеди своего учения в течение нынешней «Счастливойкалпы». Существует пекинское Ксилографированное издание на монгольском языке, содержащее имена всех этих будд. Тэнгрии — небожители. В буддийской литературе упоминаются, как правило, 33 тэнгрия. Широкую Известность они приобрели также в мифологии монгольских народов, где уже насчитывается 99 тэнгриев во Главе сХормустой. Термин «tngri» в тексте использован также в значении: «небо», «небесный». 127 Удийяна — согласно буддийской космологии, эта страна расположена к западу от государства Магадха, лежащего в центре Дзамбудвипа, и населена колдунами и чародеями. По преданию, в Удийяне находился огромный алмазный дворец, в котором появилось большинство сокровенных тарни. уснир — особая прическа, в которой волосы собраны в пучок на темени. хайнук — помесь коровы с яком. Хонгшим-бодхисаттва — см. Авалокитешвара. Хормуста, хан тэнгриев — повелитель небесных божеств (тэнгриев). Хубилган — перерождение, перевоплощение какого-либо буддийского божества или одного из святых Буддийской церкви. Хуварак — член монашеской общины, послушник. Цангпо — тибетское название реки Брахмапутры. Царь птиц Гаруда — мифическая птица, враг всех наг, т. е. гигантских змей, обитающих в подземном мире.
|