ГЛОССАРИИ
Авалокитешвара — один из восьми главных бодхисаттв, особо почитаемый в Тибете и Монголии. Его основные качества — сострадание и милосердие. 120 ад промежуточной пустоты — то же, что промежуточная область. Амитаба — будда, олицетворяющий свет. Один из пяти земных будд. архат — тот, кто сумел подавить в себе все желания и привязанности и, обретя, таким образом, высшую свободу, достиг последней ступени святости на пути к нирване. аршан — святая вода, нектар. Арьябало — см. Авалокитешвара. банди — низшая степень монашества для принявших пять обетов: не убивать, не воровать, избегать женщин, не лгать, не пить вино. бодхисаттва — существо, породившее «устремленность к Пробуждению» (санскр. bodhicitta), то есть, достигнув святости, отказавшееся от личного спасения ради спасения других существ. большая статуя Будды — главнейшая святыня Лхасы, помещенная в специально построенном для нее храме. бон — древняя религия жителей Тибета. С приходом туда буддизма бон был вытеснен на окраины Тибета и за его пределы — в Непал, Сикким и Бутан. брахман — в буддизме — человек, постигший высшее начало; в индуизме — член высшей касты жрецов. будда северной стороны — будда Амогасиддха. Ваджрасана — местность в царстве Магадха, расположенном в Восточной Индии и являвшемся оплотом буддизма. Ваджрасаттва — тантрийское божество. Великий милосердный — эпитет Авалокитешвары. Величественный — эпитет Будды. владыки земли — духи-покровители какой-либо местности. Представления об этих мифических персонажах, упоминаемых в литературе народного буддизма, издавна существовали в рамках добуддийских народных верований монголов. С рас- 121 пространением буддизма они были включены в буддийский пантеон в качестве божеств низшего ранга. восемь видов существ — в их число входят тэнгрии, драконы, ракшасы (демоны-людоеды), гандхарвы (небесные музыканты), асурии (демоны-соперники тэнгриев), гаруды, киннары (небесные певцы Индры с телом человека и головой рогатой лошади), махораги (демоны земли в образе змей). Галбаварас (Галварас) — мифическое дерево, исполняющее любое желание. грехи, подобные пяти неискупным грехам — грубость, сеяние раздоров, скупость, злоба, превратные воззрения. гэбши (тиб. друг добродетели) — ученая степень, присваиваемая ламам, прошедшим курс буддийской философии. галун — монах, получивший полное посвящение и принявший 253 обета. Давно ушедшие и Так пришедшие — эпитеты будд. дагини — в буддийском пантеоне особый разряд женских божеств. В литературе народного буддизма под этим термином обычно подразумевается «небесная фея, волшебница». Дара-эхэ — женское божество. В буддийском пантеоне насчитывается значительное число манифестаций этого божества. У монголов наиболее известны и почитаемы были Ногон (Зеленая) Дара-эхэ и Цаган (Белая) Дара-эхэ. два вида благой участи — рождение среди людей и небожителей. десять сил — десять добродетелей будды: знание того, что можно и что нельзя; знание последствия деяний; знание о различии склонностей людей; о различных элементах; о высоких и низких способностях людей; о происхождении пороков; о прошлых перерождениях; о рождении; о смерти; об очищении от пороков. десять сторон света — четыре основные стороны света, четыре промежуточные, зенит и надир. Здесь в значении — «повсеместно, всюду». 122 десять черных грехов — в их число входят грехи тела (убийство, воровство, прелюбодеяние), грехи речи (ложь, брань, клевета, пустословие), грехи мысли (алчность, злоба, превратные воззрения). Дзамбудвип (Джамбудвипа) — согласно буддийской космологии, так называется один из четырех материков, расположенный к югу от горы Сумэру. Здесь в значении: мир людей. дэль, дали — традиционная монгольская одежда, представляющая собой подобие подпоясанного халата с длинными рукавами. Истинно и полностью познавший — эпитет будд. йогачар (йогачарин) — последователь школы йогачариев, основанной в IV в. индийским философом Асангой. Важнейшим положением учения этой школы было утверждение об иллюзорности внешнего мира, порожденного исключительно человеческим сознанием и не существующего вне его. калпа — период времени, в течение которого мир зарождается, достигает расцвета, приходит в упадок и, разрушаясь, исчезает. Кам — восточная область Тибета, славящаяся своим благоприятным климатом и плодородными землями. Красная страна — Map-юл, западная область Тибета. круговращение — буддийский обряд, заключающийся в обхождении с поклонами вокруг монастырей или иных буддийских святынь. лан — мера веса, равная 37,3 т. Денежная единица в Маньчжурской империи. ли — мера длины, равная 576 м. Майтрея (санскр. гуманный, милосердный) — 1) один из восьми главных бодхисатте; 2) будда грядущих времен. малая, средняя и большая добродетели — молебствия, совершаемые ламами по умершему: в день похорон; на седьмой день, 123 когда душа умершего окончательно покидает родной дом, и на сорок девятый день, когда умерший обретает новое перерождение. мангус — мифическое чудовище, обитающее в подземном мире. Манджушри — один из восьми главных бодхисатте, олицетворяющий собой «небесную мудрость». мани — краткое название самой распространенной и почитаемой среди тибетских и монгольских буддистов шестисложной магической формулы «ом ма ни пад мэ хум», ставшей своего рода молитвой-заклинанием. маничи — человек, проявляющий религиозное усердие путем изображения священной формулы мани на придорожных камнях и стенах домов. махасаттвы (санскр. великие существа) — эпитет бодхисатте. Махаяна (санскр. Большая колесница) — одно из направлений буддизма, получившее наибольшее распространение в Тибете и Монголии. молитвенная мельница — металлический или деревянный вращающийся цилиндр, внутри которого помещают тексты молитв или заклинаний. Каждый оборот цилиндра означал прочтение всех находящихся в нем текстов. Молитвенные мельницы больших размеров установлены в каждом буддийском храме. Существуют также ручные молитвенные мельницы, представляющие собой небольшие, как правило деревянные, насаженные на рукоятку вращающиеся цилиндры. Невообразимо лучезарный будда — эпитет будды Амитабы. нирвана — прекращение перерождений в телесной оболочке при полном освобождении духа от земных привязанностей и страстей. В буддизме — конечная цель на пути спасения. нойон — основные значения: «князь», «господин». В публикуемых текстах этот термин чаще всего использован в значениях «высокопоставленный чиновник», «министр». Номун-хан — см. Эрлик-хан. \24 обо — груда камней. Чаще всего обо сооружались на перевалах и вершинах гор и использовались для совершения обрядов в честь местных духов-покровителей. орхимджи — часть дамской одежды, представляющая собой длинный и широкий кусок материи, которым оборачивают тело, пропуская конец материи через левое плечо, оставляя правое плечо открытым. орчилан (санскр. самсара) — материальный мир, населенный шестью видами одушевленных существ. основы добродетели (корни добродетели) — благие деяния, из которых «произрастает» счастливая возможность беспрепятственно пройти путем спасения. «пад» — конечный слог магических формул, заклинаний (тарни). пандита (санскр. ученый) — звание, присваиваемое в Индии и Тибете прошедшим полный курс буддийских наук. патра — чаша для сбора подаяний. Обязательный атрибут каждого буддийского монаха. Победивший врагов — эпитет будд. Победоносно Прошедший — эпитет будд. Потала — гора в Лхасе, на которой расположен одноименный дворец Далай-лам. пратьекабудды — будды, пришедшие к просветлению своим путем в тех землях, где не появлялись будды и бодхисаттвы. Учение о пратьекабуддах составляет так называемую «Среднюю колесницу», которая в совокупности с «Малой колесницей» (учением о нирване и архатах) и «Большой колесницей» (учением о бодхисаттеах) образует три основных направления буддизма, или «Три колесницы закона».
|