Студопедия — ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВИДЕНИЯ СМЕРТИ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВИДЕНИЯ СМЕРТИ 1 страница






В древнееврейской культуре видения загробного мира были жестко вписаны в единый религиозный контекст и

органично входили либо в канонические, либо в апокрифические религиозные тексты. Многие пророки видели

загробный мир, но Енох — среди тех немногих избранных, кто при жизни удостоился чести оказаться на небесах.

Поэтому «Книга Еноха», описывающая видения загробного мира, несмотря на ее апокрифичность, занимает

особое место в ветхозаветной литературе.

В сущности, сегодня нам известны три произведения, написанные от имени библейского патриарха Еноха, самое

древнее из которых — так называемая «Первая книга Еноха» (IV/III— I вв. до Р. X.), сохранившаяся в эфиопской

версии.

«Вторая книга Еноха» дошла до наших дней лишь в славянском переводе Х~Х1 века. Пространная версия

«Славянского Еноха» была переводом с греческого. Перевод краткой редакции (так называемые Уваровский и

Академический списки), возможно, был осуществлен с древнееврейского. В своей основе славянская версия

книги восходит к иудаистскому оригиналу I века по Р. X., в котором прослеживается месопотамское, отчасти

египетское и особенно иранское влияние. На Руси «Слово от книг Еноха Праведного» было включено в XVI в. в

«Великие Четьи-Минеи» и лишь позднее «Книга Еноха» была причислена к «отреченным» сочинениям.

«Третья книга Еноха» (еврейская), или «Книга небесных Дворцов», датируется учеными по-разному (от III до VII

в. по Р. X.). Она содержит описание небесного путешествия известного палестинского законоучителя I—II века по

Р. X. рабби Ишмаэла.

130

Очевидно влияние «Книги Еноха» на многие средневековые эсхатологические сочинения, видения рая и ада. Ее

отзвук слышен и в «Божественной комедии» Данте, и в «Потерянном рае» Мильтона. Своеобразным мостиком

между ветхозаветным и новозаветным мистицизмом стали апокрифические рукописи, найденные в Кумране в XX

в., в том числе и посвященные «свидетелю Бога» Еноху.

Фигура Еноха и вся символика видения в значительной степени архетипичны. Такие символы, как само

путешествие на небо, древо жизни, источники меда и молока, которые видит Енох, семь небес, север как «земля

мертвых», имеют явные параллели в шама-нистских культах, в древне шумерских видениях и сказаниях, в иных

евразийских традициях.

В нашем издании представлена эфиопская версия «Первой книги Еноха». Эфиопская версия, вероятно, является

переводом с греческого оригинала IV—VI вв. Эфиопская церковь даже причисляла «Книгу Еноха» к

каноническим, благодаря чему она и сохранилась до наших дней в целостном виде.

Книга Еноха1

Первый отдел

1. Слова благословения Еноха, которыми он благословил избранных и праведных, которые будут

жить в день

1 Печатается по изданию: Смирнов А. В. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение
апокрифической книги Еноха. Казань, 1888. В примечаниях использованы комментарии А. В. Смирнова.

2 Деление на отделы принадлежит эфиопскому подлиннику. В круглых скобках приводятся пояснения переводчика, в
квадратных — реконструированные места.

131

скорби, когда все злые и нечестивые будут отвержены. И отвечал и сказал Енох — праведный муж,


которому были открыты Богом очи, — что он видел на небесах святое видение:

— Его показали мне ангелы, и от них я слышал все и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для
родов отдаленных, которые явятся. Об избранных говорил я и об них беседовал со Святым и Великим,
с Богом мира, Который выйдет из Своего жилища. И оттуда Он придет на гору Синай, и явится со
Своими воинствами, и в силе Своего могущества явится с неба. И все устрашится, и стражи
содрогнутся, и великий страх и трепет обоймет их до пределов земли. Поколеблются возвышенные
горы, и высокие холмы опустятся и растают, как сотовый мед от пламени. Земля погрузится, и все, что
на земле, погибнет, и совершится суд над всеми праведными. Но праведным Он уготовил мир, и будет
охранять избранных, и милость будет господствовать над ними; они все будут Божьи, и хорошо им
будет, и они будут благословенны, и свет Божий будет светить им. И вот Он идет с мириадами святых,
чтобы совершить суд над ними, и Он уничтожит нечестивых и будет судиться со всякою плотию
относительно всего, что грешники и нечестивые сделали и совершили против Него.

2. Я наблюдал все, что происходит на небе, — как светила, которые на небе не изменяют своих путей,
как все

1 День скорби — период крайнего развращения человечества накануне Суда, а также день самого Суда.

2 Стражи (стерегущие, бодрствующие) — в «Книге Еноха» это в основном ангелы, прельстившиеся дочерьми
человеческими, но иногда так называют и добрых ангелов, когда хотят подчеркнуть, что они постоянно бодрствуют.
Название «стражи» в приложении к ангелам встречается также в «Малом Бытии», в «Заветах Рувима и Неффелима», в
апокрифической «Книге Адама» и в некоторых талмудических писаниях.

они восходят и заходят по порядку, каждое в свое время, не преступая своих законов. Взгляните на землю и обратите внимание на вещи, которые на ней, от первой до последней, как каждое произведение Божие правильно обнаруживает себя! Взгляните на лето и зиму, как тогда (зимою) вся земля изобилует водой, и тучи, и роса, и дождь стелются над нею!

3. Я наблюдал и видел, как зимою все деревья кажутся, будто они высохли, и все листья их опали, кроме четырнадцати деревьев, которые не обнажаются, но ожидают, оставаясь со старой листвой, появления новой в течение двух-трех лет.

4. И опять я наблюдал дни летние, как тогда солнце стоит над нею (землею), прямо против нее, а вы ищете прохладных мест и тени от солнечного жара, и как тогда даже земля горит от зноя, а вы не можете ступить ни на землю, ни на скалу (камень) вследствие их жара.

5. Я наблюдал, как деревья покрываются зеленью листьев и приносят плоды; и обратите внимание на все и узнайте, что все это для вас сотворил Тот, Который живет вечно; посмотрите, как Его произведения существуют пред Ним в каждом новом году, и все Его произведения служат Ему и не изменяются, но как установил Бог, так все и происходит! И посмотрите, как моря и реки все вместе исполняют свое дело! А вы не претерпели до конца и не выполнили закона Господня; но преступили его и надменными хульными словами поносили Его величие из своих нечистых уст,

— вы, жестокосердые, не обретете мира! И посему вы проклянете ваши дни, и годы вашей жизни
прекратятся; велико будет вечное осуждение, и вы не обретете милости. В те дни вы лишитесь
мира, чтобы быть вечным проклятием для всех

133

праведных, и они будут всегда проклинать вас как грешников, — вас вместе со всеми грешниками. Для избранных же настанет свет, и радость, и мир, и они насладятся землею; а для вас, нечестивые, наступит проклятие. Тогда избранным будет дана и мудрость, и они все будут жить и не согрешат опять ни по небрежности, ни по надменности, но будут смиренными, не согрешая опять, так как имеют мудрость. И они не будут наказаны в продолжение своей жизни и не умрут в муках и гневном осуждении, но окончат число дней своей жизни и состарятся в мире, и годы их счастия будут многими: они будут пребывать в вечном наслаждении и в мире в продолжение всей своей жизни. Второй отдел

6. И случилось: после того как сыны человеческие умножились, в те дни у них родились красивые
и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу:
«Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей!» И Семъйяза,
начальник их, сказал им: «Я боюсь, что вы не захотите

1 То есть во дни Иареда, отца Еноха. Епифаний относил ко времени Иареда распространение магии и волшебства, которое связывалось с падшими ангелами.

В основе истории о падении ангелов лежит библейское повествование о смешении сынов Божиих с дочерьми человеческими (Быт. 6, 1—12). В Септуагинте библейское выражение «сыны Божий» было заменено словами «ангелы Божий». Подобные рассказы встречаются у Филона Александрийского, Иосифа Флавия, в «Малом Бытии» и в «Заветах двенадцати патриархов». Современное богословие считает, что под «сынами Божиими» здесь подразумеваются потомки Сифа. 134 привести в исполнение это дело и только я один должен буду искупать тогда этот великий грех». Тогда


все они ответили ему и сказали: «Мы все поклянемся клятвою и обяжем друг друга заклятиями — не оставлять этого намерения, но привести его в исполнение». Тогда поклялись все они вместе и обя­зались в этом все друг другу заклятиями; было же их всего двести. И они спустились на Ардис, который есть вершина горы Ермон, потому что поклялись на ней и изрекли друг другу заклятия. И вот имена их начальников: Семъйяза, их начальник, ЭДэакибарамеел, Акибеел, Тамиел, Рамуел, Данел, Езекеел, Саракуйял, Азаел, Армерс, Батраал, Анани, Цаке-бе, Самсавеел, Сартаел, Турел, Иомъйяел, Аразъйял. Это управители двухсот ангелов, и другие все были с ними.

7. И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с
ними, и научили их волшебству и заклинаниям, и открыли им срезывание корней и деревьев. Они же и
родили великих ис-

1 Гора Ермон («гора проклятия, заклятия») — южный отрог Ан-тиливана.

2 Существует мнение, что большинство ангельских имен в «Книге Еноха» заимствовано у персов. В данной главе
перечисляются восемнадцать начальников падших стражей, а не двадцать один, как в главе 69. Это произошло из-за
слияния двух имен в одно (Уракибарамеел) и из-за пропуска имен тринадцатого и семнадцатого ангелов (Базазаел и Ту-
маел). Для удобства сопоставления имен в главах 6 и 69 А. В. Смирнов предлагает следующую таблицу соответствий: 1)
Семъйяза — Семъйяза; 2)... — Арестикифа; 3) Уракибарамеел — Армен; 4) Акибеел — Кокабаел; 5) Тамиел — Турел;
6) Рамуел — Румъйял; 7) Данел — Данел; 8) Езекеел — Нукаел; 9) Саракуйял — Баракел; 10) Азаел —Азазел; 11)
Армерс—Армерс; 12)Батраал — Ба-таръйял; 13)...—Базазаел; 14)Анани — Ананел; 15)Цакебе — Туръйял; 16)
Самсавеел — Симапизиел; 17) Сартаел — Иетарел; 18)... — Ту маел; 19) Турел — Тарел; 20) Иомъйяел — Ру маел; 21)
Аразъйял — Изезеел.

135

полинов, рост которых был в три тысячи локтей. Они поели все приобретения людей, так что люди не могли уже прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать друг с другом их мясо и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых.

8. И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было
позади их, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению
драгоценнейших и превосходнейших каменьев, и всяких цветных материй и металлов земли. И явилось
великое нечестие и много непотребства, и люди согрешили, и все пути их развратились. Амезарак
научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос — расторжению заклятий, Батраал —
наблюдению над звездами, Ко-кабел — знамениям; и Тамел научил наблюдению над звез-

1 У Георгия Синкелла имеется иное, чем в эфиопском тексте, описание этого события: «...и жены родили им (стражам)
три рода, — во-первых великих гигантов, гиганты же родили Нафилимов, а у На-филимов родились Елиуды». Именем
Нафилимы (Нефилимы) в Библии (Быт. 6,4) называется потомство, произошедшее от нечестивого брака сынов Божиих
с дочерьми человеческими. В Библии нет исполинов с именем Елиуды, но встречается наименование «Еми-мы, народ
великий, многочисленный и высокий» (Втор. 2,10—11).

2 Намек на Азазела (Азазеля) встречается в книге Левит (16, 8), в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-
киппур). В этот день грехи народа перекладывались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную
жертву для Бога, второго же — «козла отпущения» — отводили в пустыню, место обитания Азазела. Иногда в
талмудической литературе Азаэел отождествляется с сатаной или Самаэлем. Азазел и Семъйяза — по «Книге Еноха»,
высшие начальники над согрешившими стражами.

3 Возможно, здесь содержится намек на изготовление зеркал.
136

дами, и Асрадел научил движению луны. И когда люди погибли, они возопили, и голос их проник к небу.

9. Тогда взглянули Михаил, Гавриил, Суръйян и ^ъйян с неба и увидели много крови, которая текла
на землю, и всю неправду, которая совершалась на земле. И они сказали друг другу: «Голос вопля их
(людей) достиг от опустошенной земли до врат неба. И ныне к вам, о Святые Небеса, обращаются с
мольбою души людей, говоря: испросите нам правду у Всевышнего». И они сказали своему Господу
Царю: «Господь господей, Бог богов, Царь царей! Престол Твоей славы существует во все роды мира,
и Твое святое, славное имя во все роды мира: Ты прославлен и восхвален! Ты все сотворил, и
владычество надо всем Тебе принадлежит: все пред Тобою обнаружено и открыто, и Ты видишь все, и
ничто не могло сокрыться пред Тобою. Так посмотри же, что сделал Азазел, как он научил на земле
всякому нечестию и открыл небесные тайны мира. И заклинания открыл Семъйяза, которому Ты дал
власть быть вождем его сообщников. И пришли они (стражи) друг с другом к дочерям человеческим и
переспали с ними — с этими женами, и осквернились, и открыли им эти грехи. Жены же родили
исполинов, и через это вся земля наполнилась кровию и нечестием. И вот теперь разлучен-

1 Архангел Михаил — в Ветхом Завете «князь» еврейского народа, предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (ср. Дан. 10,13,21; 12,1; Откр. 12, 7). Гавриил («сила божья», «человек божий») — вестник, раскрывающий смысл пророческих видений и разъясняющий ход событий, особенно в отношении пришествия Мессии (ср. Дан. 8,16; 9, 21).

Вместо Суръйяна (Суриила) в греческом тексте стоит Руфаил (Рафаил — «исцели, Боже»). Это второй после Михаила архангел. В неканонической книге Товита он выступает в роли ангела-целителя. Уръйян (Уриил — «свет божий», «пламя божье») — проводник Еноха в его видениях, царь ангелов.


137

ные души сетуют и вопиют ко вратам неба, и их воздыхание возносится: они не могут убежать от нечестия, которое совершается на земле. И Ты знаешь это и их дела и, однако же, ничего не говоришь нам. Что мы теперь должны сделать с ними за это?»

10. Тогда стал говорить Всевышний, Великий и Святый, и послал Арсьйялайура к сыну Ламеха (Ною),
и сказал ему: «Скажи ему Моим именем: „Скройся!" — и объяви ему предстоящий конец! Ибо вся
земля погибнет, и вода потопа готовится прийти на всю землю, и то, что есть на ней, погибнет. И
теперь научи его, чтобы он спасся и его семя сохранилось для всей земли!» И сказал опять Господь
Руфаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая
находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его
мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лице, чтобы он не смотрел на свет! И в великий
день суда он будет брошен в жар (в геенну). И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести
земле исцеление, что Я исцелю ее и что не все сыны человеческие погибнут через тайну всего того, что
сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась через научение делами
Азазела: ему припиши все грехи!» И Гавриилу Бог сказал: «Иди к незаконным детям, и любодейцам, и
к детям любодеяния и уничтожь детей любодеяния и детей стражей из среды людей; выведи их и
выпусти, чтобы они сами погубили себя через избиение друг друга: ибо они не должны иметь долгой
жизни. И все они будут просить тебя, но отцы

1 Возможно, Уриила.

2 Дудаел («котловина Божья») — название пустыни, в которой обитал Азазел.
138

их (исполинов) ничего не добьются для них, хотя они и надеются на вечную жизнь и на то, что каждый из них проживет пятьсот лет», И Михаилу Бог сказал: «Извести Семъйязу и его соучастников, которые соединились с женами, чтобы развратиться с ними во всей их нечистоте. Когда все сыны их взаимно будут избивать друг друга и они увидят погибель своих любимцев, то крепко свяжи их под холмами земли на семьдесят родов до дня суда над ними и до окончания родов, пока не свершится последний суд на всю вечность. В те дни их бросят в огненную бездну; на муку и в узы они будут заключены на всю вечность. И немедленно Семъйяза сгорит и отныне погибнет с ними; они будут связаны друг с другом до окончания всех родов. И уничтожь все сладострастные души и детей стражей, ибо они дурно поступили с людьми. Уничтожь всякое насилие с лица земли, и всякое злое деяние должно прекратиться; и явится растение справедливости и правды, и всякое дело будет сопровождаться благословением; справедливость и правда будут насаждать только полную радость вовек. И теперь во смирении будут поклоняться все праведные и будут пребывать в жизни, пока не родят тысячу детей, и все дни своей юности и свои субботы они окончат в мире. В те дни вся земля будет обработана в спра­ведливости, и будет вся обсажена деревьями, и исполнится благословение. Всякие деревья веселые насадят на ней, и виноградники насадят на ней; виноградник, который будет насажен на ней, принесет плод в изобилии, и от всякого семени, которое будет на ней посеяно, одна мера принесет десять тысяч, и мера маслин даст десять прессов елея. И ты очисти землю от всякого насилия, и от всякой неправды, и от всякого греха, и от всякого нечестия, и от всякой нечистоты, какая есть на земле, уничтожь их с земли. И все сыны человече- 139

ские должны сделаться праведными, и все народы будут оказывать Мне почесть и прославлять Меня, и все будут поклоняться Мне. И земля будет очищена от всякого развращения, и от всякого греха, и от всякого наказания, и от всякого мучения; и Я никогда не пошлю опять на нее потопа, от рода до рода вовек.

11. И в те дни Я открою сокровищницы благословения, которые на небе, чтобы низвести их на землю,
на произведение и на труд сынов человеческих. Мир и правда соединятся тогда на все дни мира и на
все роды земли».

Третий отдел

12. И прежде чем все это случилось, Енох был сокрыт, и никто из людей не знал, где он сокрыт, и где
он пребывает, и что с ним стало. И вся его деятельность в течение земной жизни была со святыми и со
стражами. И едва я, Енох, прославил Великого Господа и Царя мира, как меня призвали стражи —
меня, Еноха, писца, — и сказали мне: «Енох, писец правды! Иди возвести стражам неба, которые оста­
вили вышнее небо и святые вечные места, и развратились с женами, и поступили так, как делают сыны
человеческие, и взяли себе жен, и погрузились на земле в великое развращение: они не будут иметь на
земле ни мира, ни прощения грехов, ибо они не могут радоваться своим детям. Избиение своих
любимцев увидят они, и о погибели своих детей будут воздыхать; и будут умолять вовеки, но
милосердия и мира не будет для них».

1 Здесь — ангелы, оберегающие престол Божий. 140


13. И Енох пошел и сказал Азазелу: «Ты не будешь иметь мира; тяжкий суд учинен над тобою, чтобы
связать тебя, и облегчение, ходатайство и милосердие не будет долею для тебя за то насилие, которому
ты научил, и за все дела хулы, насилия и греха, которые ты показал сынам человеческим». Тогда я
пошел далее и сказал всем им вместе; и они устрашились все, страх и трепет объяли их. И они просили
меня написать за них просьбу, чтобы через это они обрели прощение, и вознести их просьбу на небо к
Богу. Ибо сами они не могли отныне ни говорить с Ним, ни поднять очей своих к небу от стыда за
свою греховную вину, за которую они были наказаны. Тогда я составил им письменную просьбу и
мольбу относительно состояния их духа и их отдельных поступков и относительно того, о чем они
просили, чтобы через это получить себе прощение и долготерпение. И я пошел и сел при водах Дана
прямо (то есть к югу) от западной стороны Ермона и читал их просьбу, пока не заснул. И вот нашел на
меня сон и напало на меня видение; и я видел видение наказания, которое я должен был возвестить
сынам неба и сделать им порицание. И как только я пробудился, то пришел к ним; и все они сидели
печальные с закрытыми лицами, собравшись в Ублес-йяеле, который лежит между Ливаном и
Сенезером. И я рассказал им все видения, которые видел во время своего сна, и начал говорить те слова
правды и порицать стражей неба.

14. То, что здесь далее написано, есть слово правды и наставление, данное мне вечными стражами, как
повелел им Святый и Великий в том видении. Я видел во время моего сна то, что я буду теперь
рассказывать моим плотским языком

(Малый Иордан) — приток Иордана. 141

и моим дыханием, которое Великий вложил в уста людям, чтобы они говорили им и понимали это сердцем. Как Дан сотворил Он всех людей и даровал им понимание слова благоразумия, так Он сотворил и меня и дал мне право порицать стражей — сынов неба. «Я написал вашу просьбу, и мне было открыто в видении, что ваша просьба не будет для вас исполнена до всей вечности, дабы совершился над вами суд, и ничто не будет для вас исполнено. И отныне вы не взойдете уже на небо до всей вечности, и на земле вас должно связать на все дни мира: такой произнесен приговор. Но прежде этого вы увидите уничтожение ваших возлюбленных сынов, и вы не будете обладать ими, но они падут пред вами от меча. Ваша просьба за них не будет исполнена для вас, как и та (моя) просьба за вас; вы не можете даже в плаче и воздыхании произносить устами ни одного слова из писания, которое я напи­сал». И видение мне явилось таким образом: вот тучи звали меня в видении, и облако звало меня; движение звезд и молний гнало и влекло меня, и ветры в видении дали мне крылья и гнали меня. Они вознесли меня на небо, и я приблизился к одной стене, которая была устроена из кристалловых камней и окружена огненным пламенем; и она стала устрашать меня. И я вошел в огненное пламя и приблизился к великому дому, который был устроен из кристалловых камней; стены этого дома были подобны наборному полу (паркету или мозаике) из кристалловых камней, и почвою его был кристалл. Его крыша была подобно пути звезд и молний с огненными херувимами между нею (крышей) и водным небом. Пылающий огонь окружал стены дома, и дверь его горела огнем. И я вступил в тот дом, который был горяч как огонь и холоден как лед; не было в нем ни веселия, ни жизни: страх покрыл меня, и трепет объял меня. И так как я был потрясен и трепетал, 142

то упал на свое лице; и я видел в видении. И вот там был другой дом, больший, нежели тот; все врата его стояли предо мною отворенными, и он был выстроен из огненного пламени. И во всем было так преизобильно — в славе, в великолепии и величии, — что я не могу дать вам описания его славы и его величия. Почвою же дома был огонь, а поверх его были молния и путь звезд, и даже его крышей был пылающий огонь. И я взглянул и увидел в нем возвышенный престол; его вид был как иней, и вокруг него были как бы блистающее солнце и херувимские голоса. И из-под великого престола выходили реки пылающего огня, так что нельзя было смотреть на него. И Тот, Кто велик во славе, сидел на нем; одежда Его была ярче солнца и белее чистого снега. Ни ангел не мог вступить сюда, ни смертный созерцать вид лица самого Славного и Величественного. Пламень пылающего огня был вокруг Него, и великий огонь находился пред Ним, и никто не мог к Нему приблизиться из тех, которые находились около Него: тьмы тем были пред Ним, но Он не нуждался во святом совете. И святые, которые были вблизи Его, не удалялись ни днем ни ночью и никогда не отходили от Него. И я до сих пор имел покрывало на своем челе, потому что трепетал; тогда позвал меня Господь собственными устами и сказал мне: «Подойди, Енох, сюда к Моему святому слову!» И Он повелел подняться мне и подойти ко вратам; я же опустил свое лице.

15. И Он отвечал и сказал мне Своим словом: «Слушай! Не страшись, Енох, праведный муж и писец
правды; подойди сюда и выслушай Мое слово! И ступай скажи стражам неба, которые послали тебя,
чтобы ты просил за них: вы должны просить за людей, а не люди за вас. Зачем вы оставили вышнее,
святое, вечное небо и переспали с женами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе
жен,


Из

и поступили как сыны земли, и родили сынов-исполинов? Будучи духовными, святыми, наследниками вечной жизни, вы осквернились с женами, кровью плотской родили детей, возжелали крови людей и произвели плоть и кровь, как производят те, которые смертны и тленны. Ради того-то Я им и дал жен, чтобы они оплодотворяли их и через них рождали детей, как это обыкновенно происходит на земле. Но вы были прежде духовны, призваны к наследию вечной, бессмертной жизни на все роды мира. Посему Я не сотворил для вас жен, ибо духовные имеют свое жилище на небе. И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами, и на земле будет их жилище. Злые существа выходят из тел их; так как они сотворены свыше и их начало и первое происхождение было от святых стражей, то они будут на земле злыми духами и будут называться злыми духами. И духи неба имеют свое жилище на небе, а духи земли, родившиеся на земле, имеют свое жилище на земле. И духи исполинов, которые устремляются на облака, погибнут, и будут низринуты, и станут совершать насилие, и производить разрушение на земле, и причинять бедствие; они не будут принимать пищи, и не будут жаждать, и будут невидимы. И не восстанут против сынов человеческих и против жен, так как они произошли от них. Во дни избиения и погибели

16. и смерти исполинов, лишь только души выйдут из тел, их тело должно предаться тлению без суда;
так будут погибать они до того дня, когда Великий суд совершится над великим миром — над
стражами и нечестивыми людьми. И теперь скажи стражам, которые послали тебя, чтобы ты просил за
них, и которые жили прежде на небе, теперь скажи им: вы были на небе, и хотя сокровенные вещи не
были

144

еще вам открыты, однако вы узнали незначительную тайну и рассказали ее в своем жестокосердии женам, и через эту тайну жены и мужи причиняют земле много зла. Скажи им: для вас нет мира». Четвертый отдел

17. И они (ангелы) унесли меня в одно место, где были фигуры как пылающий огонь, и когда они хотели, то казались людьми. И он привел меня к месту бури и на одну гору, конец вершины которой доходил до неба. И я видел ярко блестящие места и гром на краях их; в глубине этого — огненный лук и стрелы, и колчан для них, и огненный меч, и все молнии. И они донесли меня до так называемой воды жизни и до огня запада, который принимает в себя каждый вечер заходящее солнце. И я пришел к огненной реке, огонь которой жидок, как вода, и которая впадает в великое море к западу. И я видел все великие реки, и дошел до великого мрака, и пришел туда, где шествуют все смертные. И я видел горы мрачных туч зимнего времени и место, куда впадает вода целой бездны. И я видел устье всех рек земли и устье бездны.

18. И я видел хранилища всех ветров, и видел, как Он изукрасил этим все творение, и видел основание земли. И я видел краеугольный камень земли и видел четыре ветра, которые носят землю и основания неба. И я видел, как ветры растягивают высоты неба и они носятся между небом и землею: это столпы неба. И я видел ветры, которые кружат небо и несут солнечный круг и все звезды к заходу. И я видел ветры на земле, которые носят тучи; и видел пути ангелов,

145

и видел в конце земли вверху небесную твердь. И я пошел далее к югу, который горит день и ночь, — туда, где находятся семь гор из драгоценных камней, и одна из перловых камней, и одна из сурьмы; а те, которые к югу, из красных камней. Средняя же, достигавшая неба, как престол Божий, была из алебастра, и вершина престола из сапфира. И я видел пылающий огонь, который был во всех горах. И я видел там одно место по ту сторону великой земли: там собирались воды. И я видел глубокую расселину в земле со столбами небесного огня, которые нельзя было сосчитать ни в направлении кверху, ни книзу. И над той расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место. И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. Ангел сказал мне: «Это то место, где оканчиваются небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных, для воинства небесного. И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в свое определенное время. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, — в год тайны». 19. И Уриил сказал мне: «Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с женами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, — будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведен Великий суд, пока не постигнет их конечная участь. Так же и с женами их, которые соблазнили ангелов неба, будет, как и с друзьями их». И только я, Енох, созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я. 746







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия