Т.В. Галкина, М.В. Хайкнна 6 страница
Какие же сипы, отнесенные к личности самого работника определяют достижения им новых научных результатов или, хотя бы, совершение попыток такого достижения0 Мы приблизимся к ответу, если примем но внимание, чю всякому творчеству, наряду с другими характеристиками, может быть присуще эмоциональное впечатляющее и ув!екающее действие, как на самого исполнителя, так и на окружающих. В отношении искусства эю очевидно. Оно и процветает в значительной мере благодаря и ради оказания такого впеча1ляклцего действия. При этом круг учааников очень широк В области науки - то же самое, только сложнее Чтобы получить впечатление на эмоциональном уровне, нужно прежде всего понимать в чем дело, разбираться в существе рассматриваемого вопроса. Вот тогда, перед мысленным взором может открыться глубина и красота умственных творений человека. Еще сложнее с активной творческой работой, особенно в области точных наук. Здесь, кроме изначальных, способностей, требуется специальное очень непростое физико-математическое образование, а также практика. Естественно, что круг лиц, занимающихся научными вопросами существенно сужается, а внутри этого круга ограничения продолжаются. Одно дело заниматься наукой, хотя бы и с интересом, но только в порядке служебных обязанностей, пусть важных или полезных, и совсем другое, когда о г исследователя ожидаются новые резулыаты, и он сам увлечен такой возможностью. Способность ученых к увлечению, вплоть до самоотверженной преданности своим идеям, вошла в историю на многочисленных примерах жертв инквичиции и, к сожалению, современныл тоталитарных режимов. В научном аспекте увлеченность обсуждалась неоднократно, Очень полно в книге М. Полани (3985), где она фигурирует как "страстность" (intellectual passion). В русском переводе звучит несколько выспренно. Но основной недостаток состоит в том, что Полани понимает страстность как объективную компоненту творчества, отражающую личность исследователя Для процесса творчества это в большей или меньшей мере верно, Например, в отношении видения исследователем собственной работы и ее результатов-. Так, Кеплер, открытые им движения планет, сопоставлял с Формальными пифагорейскими идеями и даже с мистикой. Он ВеДь и сам занимался астрологией. Но прошли годы, все вненаучное исчезло, а законы движения планет фигурируют в науке независимо от личности Кеплера. Еще пример. Э. Шредингер подучил свое знаменитое уравнение как бы между прочим, не придавая ему особого значения. Только несколько лет спустя М. Борн оценил это уравнение. Оно стало одним т основополагающих в волновой механике, а Шредингер - вошел в историю науки как выдающийся ученый. Вообще же. многолетнее обшение с молодыми сотрудниками убеждает, что изначально способность к увлечению присуща вовсе не всем. Кому это не свойственно -постепенно отсеиваются, уходят в обслуживающие подразделения, на производство, в коммерцию. А к го остается на научной работе, большей частью обладает общей способностью характера к увлечению. Они занимаются еще музыкой, автомобилизмом, шахматами, коллекционированием марок, компьютерными премудростями, получая массу удовольствия и радости. Но все эти занятия, рассматриваемые в качестве хобби, требуют сдержанности, А научная работа, будучи профессией, допускает почти полную самоотдачу Что же касается соответствующего удовольствия, то лучше использовать более общее понятие "удовлетворение" и относить ею преимущественно к процессу творчества. Именно так выразил Эйнилейн свое отношение к специальной теории относительности в связи с возникшими замечаниями об авторстве: ".. я нашел удовлетворение уже в самом процессе своих усилий" Вот и получается, что научный работник, не обращая внимания на трудности, увлечен своей деятельностью как органической потребностью на высоко интеллектуальном уровне. Своей работой он гордится, влюблен в нее, считает прекраснее и важнее всего на свете. Если даже, не говорит вслух, то внутренне считает элитарной и, другой раз. переносит элитарность на самого себя. Да, бывает, что увлечение досгигает страстности, вплоть до ггригупления самоконтроля и благоразумия. Но, именно одухотворенный труд и приводит к эффективной творческой деятельности Об этом подробнее п следующем разделе. 4. Концептуальные и научного творчества рабочие факторы процессов В психологии издавна рассматриваются два концептуальных фактора, обьяс1иющие процесс научного твОрчества: интуиция исследователя, приводящая иногда к неожиданному решению задачи, и последовательная логика его действий. История естествознания полна примеров использования исследователями того или другого фактора применительно даже к великим открытиям, что отражает природные свойства интеллекта исследователя, например, ближе к экспериментальному или теоретическому складу. Вместе с тем, в литературе по научному творчеству нет недостатка в попытках объединения обоих факторов, выводах одного из другого, дополнениях разновидностями и историческими аспектами. Нам представляется, что разделение на интуитивный и логический склады творческой деятельности следует рассматривать как своего рода предельные идеализации, весьма общие и плодотворные при психологических исследованиях, например, уже законченных, но реконструируемых процессов. Что же касается реальной научной деятельности, то перед исполнителем стоят задачи решения конкретных научных и научно-технических вопросов. Они могут иметь различный характер - теоретический, экспериментальный, многоплановый. Решать эти задачи исполнитель должен по целесообразности, используя в силу компетентности и организационно-технических возможностей различные приемы ведения научной работы. Тут и финансовые вопросы, составление планов, установление рабочих связей, поиск и выбор готовых и близких решений в море информации, предварительные расчеты и наброски, заказы на недостающее оборудование и., ведение собственно работы во всем великом разнообразии тематики и методов достижения цели. Забот во имя получения важных полезных результатов у исполнителя хватает с большим избытком. Но над психологическими аспектами объяснения и направленности своей деятельности исполнитель может не задумываться. Это Протекает на подсознательном уровне. Сознательно исполнитель вовсе ничего не знает, чего в его работе больше -логики или интуиции? Как тут не вспомнить мольеровского Журдена, очень удивившегося, когда узнал, что говорит прозой1 Вместе с тем, эффективная научная работа, претендующая на получение новых результатов, это процесс глубоко психологический, и естественно ставить вопрос какие объективные личностные качества и действия проявляются, и внешние условия и обстоятельства поддерживаются со стороны самого исполнителя сознательно, как мотивирующие. определяющие и стимулирующие творческий процесс. Таких рабочих факторов, на наш взгляд, гри. 1) Психологическая установка исполнителя на интеллектуальном уровне к познанию и совершенствованию некоторой области науки или техники, с эмоциональным устремлением и попытками получения новых резульгатов на базе персональной заинтересованности в различных аспектах; образовавшейся увлеченности работой, честолюбивого желания продолжения и развития известных исследований по специальности, материальной стороны, выполнения ответственных заданий, защиты диссертации, литературной научной работы. 2) Профессиональная компетентность исполнителя на базе врожденных и развитых интеллекта и способностей, общего и специального обрачования и воспитания, практической деятельности и большого числа частично взаимно-противоречивых, но сбалансированных качеств, характеризующих исполнителя как личность в целом: честности, работоспособности, памяти, креативности, воображения и здравомыслия, решительности и осторожности, новаторства и скептицизма, бесконфликтности и принципиальносш, аккуратности и дотошности, а еще самоотдачи и здоровья, юмора и серьезности, харизмы исключительности и скромности, широты взглядов и деловитости. 3) Организационно-техническое обеспечение, к которому относятся обеспечение оборудованием, включая измерительную и компьютерную технику, образование рабочего коллектива, финансирование и планирование, взаимоинформация и связь с другими учреждениями, административные мероприятия. О нервом факторе. Установка определяет преимущественно динамику - настрой к действиям исполнителя. Согласно одному из основных исследователей этого понятия, Д.Н. Узнадзе (1961, с.40), сознание участвуете выработке установки, особенно, когда действие наталкивается на преграду и человек объективизируй собственное поведение, осмысливает его. Таким образом, в дальнейшем, не являясь содержанием сознания, установка оказывается все же в основе сознательных, процессов. При детальном психологическом анализе реальных, сложных процессов, следовало бы, вероятно, исследовать сумму составляющих установок различною уровня, действующих одновременно и образующих диспозщионную систему с дифференцированной предрасположенностью реалтации (ЯдовВ.А.. 1975, с.89) Поскольку здесь такие исследований не предусматриваются, мы условно будем продолжать пользоваться термином "'установка" в единственном числе. О втором факторе - компетентности. Необходимость компетентности при любой осмысленной деятельности очевидна. На ее Значение и значение внешних условий для продуктивности творчества вообще (а также профессиональной и учебной деятельности) укачал В.Н. Дружинин (1998). Профессиональная компетентность выражает личностные качества исполнителя непосредственно и. в какой-то степени, через внешние условия и обчпоятельства, способствующие реализации и совершенствованию личностных качеств, например, благодаря компьютерной технике. Для современного научного творчества внешние условия и обстоятельства приобрели исключительное значение, нередко - решающее. Поэтому представилось целесообразным выделить, указанный выше самостоятельный, третий, не психологический рабочий факюр "научно-техническое обеспечение", который и представляет внешние воздействия. Все три фактора в значительной мере подконтрольны исполнителю, они на уровне его сознания образуют единую систему, действуют совместно и обеспечивают выработку в подсознании того сокровенного, что рождается в качестве продукта творчества. Эта система рабочих факторов и определяет технологию творческих процессов. 5. Закрепление и поддержание рабочих факторов Творчес1ва Как указывалось, психологическая установка исполнителя к творческой научной деятельности определяется персональной заинтересованностью различных аспектах, главным образом, благодаря образовавшейся увлеченности решением поставленной задачи. В максимальной степени это связано с глубоким проникновением исполнителя в сущность задачи, вплоть д0 своего рода слияния с ней. Исполнитель ведет постоянную мозговую работу, сконцентрированную вокруг своего увлечения, впереди всех других интересов, порой в ущерб жизненно необходимым. В активные периоды такая страстность и подвижничество могут доходить д0 болезненного фанатизма. Однако в пределах здравомыслия постоянная концентрация и направленность мысли составляют самое главное условие достижения успеха. Размышлять о своей работе все время. Всегда. Прежде всего, это выполнение самой работы: текущие заботы и трудносш, поиски путей их преодоления, всплески новых идей, порой - радикальных. Обычно они гут же встречают внутреннее сопротивление самого исполнителя Верна ли идея? Как это доказать достаточно строго? Можно ли осуществить? А стоит ли вообще, браться? Сравнение с другими возможностями. Нельзя ли сделать с точностью до наоборот? Какое же принимать решение? В конце концов, сомнения должны быть отброшены, выбор сделан и решение принято? Надежда!? Разочарование?? Удовлетворение!!! Такой процесс развивает постоянную общепсихологическую готовность исполнителя к реалюации активизированной потребности подобной деягельности. Вот и создается ситуация, способствующая выработке установки, ее развитию, поддержанию и закреплению И всему этому способствуют множество конкретных дейсгвий исполнителя, занимающих все 24 часа в сутки. Приведем примеры. Ведение подробных разборчивых записей в рабочем и личном дневниках, с выделением вопросов, требующих возвращения к ним. Повторные проверки и уточнения матема!ических выкладок. Отработка доходчивое! и полученных графических представлении. Шлифовка разработанных конструктивных схем и компьютерных программ. Постоянные уточнения планов мероприятий, содержания темы, рационализации ее наименования. Собственноручное изготовление рисунков и плакатов на бумаге и для экрана компьютера. Изготовление моделей из картона или пластилина. А если они получились удачно отражающими основные идеи, то держать их поблизости и любоваться ими с утра до вечера10. Чтение, конспектирование и анализ литературы, непосредственно касающейся темы выполняемой работы. Но особенно важно, не упускать возможности бесед, как с терпеливыми благожелательными собеседниками, так и нервными, важничающими и пр. Следует фиксировать все прохладные и отрицательные замечания. Уже через день-два самая неприемлемая, даже мерзостная критика может представиться в модифицированном виде и стать источником новых идей. Не пренебрегать возможностями выступлений с сообщениями на совещаниях, семинарах и конференциях. Но не надо выступать с сырыми материалами и, ни в коем случае нельзя поручать выступление помощникам-слабакам. Если окончание работы или самостоятельного этапа уже маячит, то полезно заранее обдумывать отчетные материалы: часто обобщения в "конце" вызывают необходимость чго-то изменить или дополнить в "начале". К отчетным материалам мы еще вернемся. Разумеется, научный работник повышает общий профессионализм и конкретную компетентность прежде всего самим ведением научной работы, особенно, если она имеет творческий характер и позволяет рассчитывать на успех. В активные периоды условия достижения этих целей те же, чт.о и для поддержания установки. В спокойные периоды научный работник может позволить себе планомерную проработку литературы достаточно широкого профиля, участие в регулярных коллоквиумах и многоплановых конференциях. Многие даже крупнейшие деятели науки продолжают без афиширования всю жизнь учиться. Речь идет не только о чтении и конспектировании отдельных статей или книг, а систематической проработке какого-нибудь курса, освоении Дополнительной специальности, изучении иностранною языка и пр. Если есть желание и время, то можно рекомендовать такие универсальные объекты для постоянного самосовершенствования: английский язык, компьютерная техника и главы математического анализа. Высокой формой дополнительного научного Профессионализма, поддерживающей основную, является литературная работа по специальности. Это написание Диссертаций, монографий, учебников, популярных статей, брошюр и книг. Такая работа сама по себе творческая, очень увлекательная, а может содержать и новые научные достижения автора. Во всех случаях необходимость письменного ючного отображения мысли, четкость содержания и обобщений очень полезны автору не только для ведения основной научной работы, но и для поднятия научного уровня, как по существу, так и в отношении негласного рейтинга. Не в меньшей мере 1лубине понимания научных вопросов способствует систематическое преподавание. Оно тоже rpe6>ei ясности изложения и отточенности формулировок Особенно полезно преподавание специальных курсов, бличкич к научным интересам научного работника Но и преподавание общих дисциплин в вузе математического анализа, физики, теормеханнки. химии, электротехники - способствует шлифовке фундаментальных знаний, развивает способность уверенно, правильно и быстро производить расчеты, с использованием основных законов и правил Преподавательская деятельность, живая связь со студентами и аспирантами. включая руководство дипломными работами и диссертациями, вообще, д>х высшего учебно1 о заведения, способствует культуре и широте взглядов научного работника, его приобщению к идеям экономики, общего развития науки и техники Еще довод в пользу преподавания, причем, с молодости Оно ведет к способности держать себя перед аудиторией, выступать с докладами на конференциях, читать популярные лекции. Однако в целом, исюрически условия сложились так, что основное развитие научно-исследовательских работ в России получило не в вузах (как, например в США), а в сети специализированных научно-исследовательских институтов, которые предоставляют исследователю значительно большие возможности для ведения творческой работы. Поэтому такому исследователю интереснее основную трудоемкую научную работу вести и НИИ и допогашь ее небольшим совместительством в вузе, а не наоборот, так как небольшие научные "нагрузки" к учебной деятельности в высшей школе большей частью формальны и мало продуктивны. У серьезных ученых научная работа литературный труД и преподавание могут быть крепко взаимосвязаны. Известный нейрофизиолог Карл Прибрам, на моно1рафи!° которого мы уже ссылались (1975), увлеченно рассказывает в эпилоге, как многолетняя работа над монографией, а еще до того постоянное чтение лекций, существенно поменяли его научные убеждения, что, в свою очередь, требовало неоднократной реорганизации и переписывания текста. Что касается организационно-технического фактора, то он образуется и совершенствуется вместе с личным опытом исполнителя. Если исполнитель стоит во главе хотя бы небольшого научного коллектива, то заботы организационно-технического характера целесообразно возложить на кого-нибудь из членов коллектива, но держать под постоянным контролем. В современных условиях действенные организационно-технические мероприятия могут оказаться решающими в достижении научного успеха. Остановимся еще на последствиях произошедшей почему-либо смене специализации исполнителя, например, при его переходе на новую работу. Такие последствия не однозначны. С одной стороны наносится ущерб установившейся компетентное! и, деловым связям и привычкам исполнителя. Но, с другой стороны, хорошо известны случаи, когда участие исполнителя в работе по новой для него тематике оказывается полезным в творческом отношении. По-видимому, образуется взаимовыгодный обмен: исследователь с интересом осваивает новое для него поле деятельности, а соответствующая область науки или техники может обогатиться нетрадиционными подходами. 6 Отчетные материалы и авторство Служебная промежуточная и окончательная Документация, включая научные отчеты оформляется согласно официальным правилам, В связи с завершением работы, могут, однако, возникнуть недоразумения в отношении авторства. Мы уже отмечали, что среди современных научных и научно-технических работ очень велик процент многоплановых исследований, требующих для развертывания и проведения участия крупных коллективов специалистов, уникального оборудования, больших инвестиций и сложного административного руководства. Поэтому, если изначальной авторской документации не было, то установление авторства на интеллектуальном Уровне может оказаться настолько переплетенным с формальными, юридическими. этическими и... коммерческими интересами, что утрачивает смысл. *а администратора,^ Авторство может установиться за которые нередко считают: "Наука, это Заметим, что разумное административное руководств и в самом деле очень важно. Но каждому свое. Никому Не придет в голову смешивать выступление одаренного певца и пусть очень деятельного, его импресарио, подготовившего это выступление. Точно также необходимо отдавать должное авторам творческих идей и принципов, лежащих в основе сложных научных изысканий, научно-технических разработок и пр. Вместе с тем, даже в научной современной литературе уделяется место такому виду "творческой" деятельности: подешевле купить новый продукт творчества, что-то слегка изменить или добавить, выдержать паузу, найти покупателя и продать подороже (Стернберг Р. Григоренко Е.. 1998). Истинным авторам, обладающим нормальным честолюбием, для защиты своих интересов можно рекомендовать своевременно и без афиширования оформлять официальные планы зашит диссертаций, публиковать препринты и "письма в редакцию" журналов, делать персональные патентные заявки на изобретения, сохранять нужную переписку по сделанным предложениям... Авторство и временной приоритет окажухся застолбленными. Однако общественным достоянием результаты научного творчества становятся, главным образом благодаря публикациям статей в научных журналах и сборниках конференций. Для точных наук с середины XX столетия установился определенный с гадь таких статей, отражающий сбалансированность частично противоречивых требований. Это выпуклое и достаточно полное изложение существа рассматриваемою вопроса, предельная краткость деловитого безэмоционального написания в принятых научных терминах и выражениях, с разумным минимумом информативных иллюстраций и самых необходимых литературных ссылок И вместе со всем этим, полная понятность читателю-специалисту по существу, и ясность, что именно сделано нового автором или авторами данной статьи. Техническое оформление статьи следует выполнять согласно правилам, действующим в выбранном вами журнале. Если что не так, редакция журнала может вернуть рукопись еще до ознакомления с ней рецензентов. Чтобы не делать оформительских ошибок, рекомендуется просмотреть несколько последних номеров соохветствующего журнала. Печатная статья - это завершение какою-то научного творчества Она, извините за банальность, войдет навсегда в сокровищницу научных знании и увековечит имя автора На ее тщательную отработку, включая наименование, злнотаиию, рисунки, таблицы и формулы не следует жалеть груда и времени, воодушевляясь образом Льва Толстого, который, например, первую главу Войны и Мира переделывал 15 раз (Фриш С Э, 1992) 7 Психологическая времени цепь научного творчества во При проведении научных или научно-технических работ большей частью изначально не ставится задача получить обязательно нечто совершенно новое, "чего раньше никогда не было". Разумеется, исследователю желательны положительные результаты, притом, весомые, побыстрее и недорогой ценой. Творчество налицо, но степень принципиальной новизны - уж как выйдет, на фоне большого, порой гигантскою длительного труда а самоотдачи исполнителей В этом, кстати, состоит одно из отличий простой деловитой мотивации творчества в науке и технике or искусства, в котором оригинальность и публичная демонстрация таланта исполнителя имеют первостепенное значение Все же научные работы, с большим или меньшим успехом пытаются планировать согласно официальной программе или плану поэтапно, от начала до конца И это, несмотря на трудности организации и предвидения течения работ творческого характера, результат которых не очевидны и нередко заставляют существенно отклоняться от планов, а первые этапы проводить втихую под прикрытием и ia счет дру1их работ, вовсе без разделения на официальные этапы Представляются слишком общими и и*вестные "стадии" процесса творчесгва: подютовка, исследование, образование идеи, разработка - все в различных вариантах наименований Ьез детализации такие сiалии звучат формально, статично, беспредметно, также, как "начало" и "конец*' любой Деятельности Нас тоже будут интересовать последовательные характерные участки творческого процесса, но, имея в виду его технологию, не официальные или формальные, а реальные Такие участки, назовем их хот бы звеньями, образуются постепенно, самим течением работъ - от мотивации и трудностей постановки, через перепнтиц организации, каждодневный интеллектуальный, а то и физический труд, к объективному осмысливанию, окончанию и признанию с использованием и. очень редко, с какой-нибудь официальной наградой. Звенья цепи должны отражать не только течение работы, но и ее динамику, влияние сопутствующих обстоятельств и условий, роль и судьбу исполнителя и Других участников Цепь звеньев приобретает, таким образом осмысленно исторический характер, что полезно ддя адекватного ретроспективно!о анализа. Звенья различных работ могут оказал ься сущсС1Венно различными, так что давать им какие-то выделяющие названия едва ли целесообразно. Однако, в качестве примера, можно попытаться представить последовательность эвеньев не слишком детализированной цепи из ответов на следующие типовые вопросы Каковы общая ситуация в отношении целеобразности постановки работы, мотивация се научной направленности и выбор методики будущего исследования (Кудрявцев В.Т, 1997)? Каковы организационные 1р>дности начала работы и как исполнитель им противостоял1* Чго исполнитель делал: как иной раз годами старался, не находил ответов я решений или ошибался, не раз бросал работу, опять начинал. боролся с людской несправедливостью и удивительно складывающимися неблагоприятными обстоятельствами, многому на\чился, но измучившись проклял и, поклявшись, "бросил навсегда"? Как, разобравшись еще раз, быть может "вдруг" озарившись, исполнитель опять взялся, старался ичо всех, сил и сделал что-то разумное9 Как всех убеждал в этой разумности и дальнейшей перспективности работы, несмотря на дружную, но не дружественную необоснованную критику? Почему, закончив работу официальными кислыми, но все же положительными заключениями, отчетами и актами вместо признания по существу вместо пирогов и пышек, исполнитель заработал синяки и шишки9 И, наконец, года через три после официального окончания работы, в чем оказался смысл и чначение ее проведения0 В отношении научной новизны7 В отношении полезности7 Состоялись ти доклады на конференциях' Появились ли публикации'' Выданы ли патенты9 Удалось ли защититься9 Каков результат по существу, если коротко положительный - конкретно, в чем? Отрицательный -почему7 Трудно сказать7 Никакой7 Что исполнитель7 Как себя чувствует7 Продолжает ли заниматься научными вопросами активно7 Такая цепь многому учит Может создаться впечатление о пессимистическом настрое вопросов К сожалению, очень часто, за каждым из них, действительно, могут стоять глубокие переживания, большие тр>дности и неприятные ответы Цепь в целом может даже приобрести сильнейший эагради гетьный характер, тем более выраженный, чем pa6oia перспективней, оригинальней и инюресней К счастью, для человечества, по крайней мере в среднем (но только в среднем1), трудности постепенно преодолеваются о чем свидетельствует прогресс науки и техники. Что же касается конкретных факторов заграждения, то самый главный - это недостаточная поддержка науки на государственном уровне, включая недос.атки общей организации и руководства, планирования, финансирования, информации подготовки кадров, патентного дела, секретности Часто сильное заграждение возникает в связи с косностью восприя1ия окружающими и ответственными специалистами новых идей, хотя бы и правильных, вполне на уровне развития соответствующих разделов науки и техники. Преодоление таких заграждений составляет труд и неприятности, а то и горести исследователя или изобрет ателд Сложнее обстоит дело, когда проявляются своего рода "барьеры" - принципиальные заграждения, которые возникают по мере исчерпания известных достижений и возможностей науки Они преодолеваются благодаря новым успехам науки, иногда за длительное время, с большими трудностями Это и ведет к прогрессу на более высоком Уровне знания (Кедров Б М, 1987) В повседневной практике на уровне большой пауки ло Довольно редкий случаи, а на уровне ведения конкретной работы возникновение и преодоление трудностей научно- технического характера это и есть творчество, со всеми заботами, огорчениями и... радостями. В начале схатьи мы говорили о вынужденной необходимости реконструировать для исследований процессы научного творчества по вторичным материалам, включая архивные. Рассматриваемая здесь психологическая цепь творчества показывает, как много при такой реконструкции ускользает от анализа психологов-теоретиков в отношении динамики: увлеченности исполнителя в действии, его остро направленного настроя, возникающих преград и душевных переживаний. К сожалению, -такому расплывчатому денотату трудно подобрать соответствующую однозначную номинацию. Выше, когда была введена система рабочих факторов научного творчества (разд. 4). авюр в такой же ситуации условно использовал "установку" на основе интеллектуального содержания и как бы в ореоле эмоциональности. Специалисты могли бы, наверное, сделать замечание о самовольном расширении содержания термина. Убедительным оправданием, однако, представляется ссылка на разд. 5, в котором рассмотрены поддержание и закрепление рабочих факторов творчества с помощью методов, характерных для установки. И, ближе к концу. Можно ли в качестве примеров попытаться образовать психологические цепи научного творчества оптимистического характера? Если работа сколько-нибудь значительная и творческая, то совсем без закавычек - едва ли. Но с благополучным окончанием - да, можно. Правда если абстрагироваться от личных судеб исполнителей. Отличный пример - разработка на протяжении всей жизни "Квантовой электродинамики" крупнейшим физиком-теоретиком современности Ричардом Фейнманом. Свою Нобелевскую лекцию он закончил таким абзацем:
|