Студопедия — Этимология слова.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этимология слова.






Восточный вариант. М. Фасмер, ссылаясь на В. Радлова, считает, что слово хозяин заимствовано из чувашского хожа, хужа “хозяин”, турецкого ходжа, чагатайский, татарский хожжа “учитель, хозяин, старец” Непосредственно из этого источника происходит древнерусское ходжа “господин”.

 

По мнению И. П. Петрушевского, “слово ходжа представляет собой производную форму от персидского ходжа “старец, господин, министр, сановник, эпитет, присваивавшийся в XV в. гражданским чиновникам, купцам. Из персидского ходжа произошло русское хозяин ” (Никитин, 1948, 166). Словарные данные подтверждают, что хозяин, хозя произошло от тюркского ходжа, киргизского кожо “потомок первых халифов”

Слова "хода" в арабском языке нет даже сейчас - они используют только слово "Аллах".

Первоначально слово "хода" среди иранцев имело смысл "хозяина" или "владельца", а также "владыки", "короля". например в средне-персидском языке (3-8 века) была написана книга "Хватай-намак" ("книга королей"), новоперсидский вариант этой книга потом был написан Фирдауси в 11 веке, "Шах-намэ".

Аланово-древнеболгарское письмо. Большая группа болгарских рунических надписей была найденна в 1957 г. во время раскопочных работ на холме, в селе Мурфатлар. В периода 9-11 в. здесь существует большой монастырский комплекс. Галереи и склепы выдолбленные в мягкой скале из извести. По стенам галереи найдено множество рисунков крестов, христианские символы, множество рунических и киррилических староболгарских надписей.

Сами надписи показывают недвусмысленную связь с алано-древнеболгарскими (донско-кубанское) письмо в ареале сальтово-маяцкой культуры и на Северном Кавказе.

Бог, в осетинском zжd, пуштунском jazd, персидском izad – бог, а во втором выражении, осетинское хuыcau/xuжcauж, ягнобское xudo, курдское xuda, пуштунское xuday, ишкашимское khuda, зебакское khudai, талышское xydo, персидское xoda, шугнанское xudo,гилянское xudе, язгулемское xкdo, сарыкольское xыdoy, белуджийское xuda, древнеиранское xutāw – бог, аналогичное в осетинском xicau/xеcau – государь. Заимствованное в татарском хоdаy, хоdа, хаk – бог, хuķа – хозяин, государь.

В русском хозяин, украинском хазяiн, белорусском хадзяiн, древнерусском хозя – господин, также в болгарском хазяин - глава дома, владелец, сербское газда – господин, владелец, государь, помесчик. Предполагают, что заимствоано от чувашского xоzа, xuzа - хозяин, турецкое hоdја (ходжа), крымско-татарское, чагатайское, азерб. huћa, татарское hоѕа - учитель, хозяин, старец (Радлов). Интересно что турецкое слово связано с персидским хudi - учитель, господин.

Слово связано с Исламом, ходжа это паломник который был в Мекке, а в болгарском ходжа является синонимом слова имам – мусульманский свяштенник.

Также в марийском xoza, удмуртском kьzё, мордвинском kozja – владелец, было заимствовано из чувашкого. (МФ-ЭСЧЯ-2,стр.371).

Думаю что происхождение чувашкого и древнеболгарского слова xоzа/xuzа связано с осетинским xicau/xеcau – государь и отражают древнее сармато-аланское слово! А от староболгарского языка слово распространилось в другие славянские языки, включая и древнерусский.

 

Древнерусский язык обогащался за счет соседних финно-угорских, иранских и, главным образом, тюркских языков. Взаимодействие русского и тюркских языков имеет длительную историю, что оставило глубокий след в областях лексики и фразеологии этих языков. Взаимодействие древнерусского языка с языками древнетюркских племен гуннов, булгар и прочие особо интенсивно происходило в период образования крупных славянских родоплеменных объединений в Восточной Европе от I в. н. э. до VIII в. Свою роль в широком проникновении кыпчакских тюркских элементов в древнерусский язык сыграло монгольское нашествие (XIII – XV вв.).

Многовековые контакты русских и тюркских народов обусловили проникновение в русский язык, преимущественно в его лексику многочисленных заимствований. Необходимость в обозначении новых предметов, лиц, местностей и понятий, обозначавшие конкретные реалии, относящиеся к жизни и быту населения, а также слова, обозначающие специфическую реалию стали причиной лексических инноваций.

Общение русских с тюркскими народами, торговые отношения, совместные военные походы не только способствовали взаимному практическому освоению языков, но и взаимодействию русского и соседних тюркских языков, выразившемуся во взаимном заимствовании лексики. Памятники древнерусской литературы – “Повесть временных лет” (XI в.), “Слово о полку Игореве” (XII в.), “Задонщина” (XIV в.), “Хождение за три моря” Афанасия Никитина (XV в.) являются яркими образцами, отразившими в своей лексике значительные слои заимствований тюркского происхождения.

Вряд ли найдется какая-либо другая языковая группа, которая снабдила русскую речь таким огромным числом лексических заимствований, как семья тюркских языков”

Известно, что чем древнее заимствование, тем больше ассимилируется оно языком и тем труднее установить признаки его как заимствования. О глубокой степени освоенности тюркских слов русским языком говорят факты употребления производных от тюркских заимствований в переносном значении. Показателем освоенности заимствованной лексики является она претерпевает семантическую адаптацию и приобретает грамматическую категорию русского языка, а также становится производящей основой для ряда новообразований.

 

 

Вариант 2. Западный вариант. Более близкое сравнение у слова хозяин - это немецкое хауз по-русски дом. В украинском языке есть слово хАзяин. Именно Дом как укрытие, защита первоначально мог ассоциироваться с богом (хозяин).

Есть более близкая «западная» версия происхождения этого слова, по сути очень близкое к значению из староболгарского. социальная и воспроизводственная единица и т.д. Это порядок или строй ведения дома (домострой).

Важно заметить, что в таком случае, хозяйство, образованное от славянского слова «хижина», что означает «дом», по смыслу полностью совпадает с греческим пониманием хозяйства, - ойкономики, где «ойкос» означает дом. [10] Следовательно, в «западной» версии слово «хозяйство», аналогично слову «ойкономия».

 

Цель хозяйствования. Все хозяйственные действия человека, вытекают из хозяйственного мотива – обеспечение жизни и выживания. Цель хозяйствования – есть связующий элемент хозяйства. Цель как связующий элемент хозяйства представляет собой продукт сознательной деятельности человека, в свою очередь, определяемая многими обстоятельствами, среди которых – психологические и идеологические.

«Хозяйственная деятельность в этом смысле есть зло и плен… и …остается горькой необходимостью и всемирно-исторической силой».[11]

В хозяйстве происходит выполнение задачи - достижения конечных (высших) целей человека, к которым бесспорно относиться – выживание и воспроизводство. «Первая же и самая великая потребность есть приготовление пищи для существования и жизни. Вторая – приготовление жилища, третья – одежды и тому подобных вещей».[12] Хозяйство есть проявление его борьбы за существование.[13] Благодаря хозяйству человек может существовать, вне природы, рядом с ней, т.е. существовать, следуя не природным, а социальным законам и нормам.[14] При всей важности других форм проявления человеческой жизнедеятельности, ни одна из них не отвечает за обеспечение условий самой жизни человека и общества. Пользуясь современным языком, можно сказать, что глубинная природа человеческих предпочтений - выживание. Об этом же говорит лауреат Нобелевской премии Р. Коуз. «Предпочтения человека остаются одними и теми же, что были миллионы лет назад … и эти предпочтения способствовали в тех условиях выживанию». [15]

«Борьба за жизнь с враждебными силами природы и в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их сделаться их хозяином и есть то, - что в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством». Или, «Хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращая ее в потенциальный человеческий организм». Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. С. 38-39

“Хозяйство есть борьба человека со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм”. Булгаков С.Н. с.39.

Хозяйствование как деятельность (трудовая) человека, если она не является самоцелью (например, если человек в хозяйственном процессе реализует свои творческие возможности) следует рассматривать для человека как средство его существования.

«Цели и смысл хозяйственной жизни лежат глубже и дальше, чем это представляется обычному хозяйственному сознанию. Эти цели и смысл могут быть основаны лишь в сознании, выходящем за пределы хозяйства». [16]

Современность. Очевидно, что и современные экономисты, приступая к исследованию проблем хозяйствования на различных уровнях, не могут упускать из виду задачи, которые стоят перед хозяйством. В противном случае они в принципе не могут достичь решения задач. Если не известна цель то и не могут быть выбраны средства для ее достижения. Это относиться прежде всего для экономистов решающих задачи экономического развития на уровне всего народного хозяйства или всей экономики. Здесь еще более важно знание средств и целей («должного» и «сущего») развития хозяйства.

Решение задачи эффективности хозяйства (средство) возможно лишь тогда, когда они соотнесены с пониманием цели хозяйства, как особой сферы жизнедеятельности человека, т.е. с задачами обеспечения жизни и выживания человека и общества. Эта цель едина, для любого экономического знания, будь то классика или неоклассика, институционализм или политическая экономия. Заметим, что в той или иной форме практически все от Аристотеля, до основоположников основных экономических теорий К. Маркса и А. Маршалла, так или иначе, в своих высказываниях отмечают, что экономическая наука есть лишь инструмент в выполнении хозяйством своей основной задачи – обеспечение жизни и выживания человека и общества. Наука о хозяйстве нужна для того, чтобы добиться улучшений, иначе от этой науки не было бы никакого проку. [17]

Философия хозяйства. Философия хозяйства у Булгакова принципиально отличается от науки о хозяйстве прежде всего источником своего знания. Философия хозяйства – наука о смысле хозяйствования как сферы жизнедеятельности обеспечивающей жизнь и выживание. «Философию можно определить, поэтому как учение о жизни в ее целом». Познание смысла жизни и одной из сфер ее жизнедеятельности есть суть философского, а может быть точнее, теологического подхода, отличающего его от рационального. Отсюда, «философия и наука как два разных направления нашего мышления и познания». [18]

Два различных подхода к познанию жизни и ее проявлений – хозяйства, два наличных начала. Две разные задачи в познании, которые стоят перед наукой и философией.

Наука о хозяйстве всегда есть лишь частные рассуждения о жизни человека и общества, основанные на тех или иных догматах или аксиоматических утверждениях. Положительная наука о хозяйстве (экономическая теория), решает проблему предметного, через предмет научного исследования, описания части действительности (хозяйства) как целое. Философия, напротив, как и подобает философии, исходит, из всеобщего и безусловного в жизни – смысла – обеспечения жизни и выживания.

Можно философию представлять по разному, как «науку наук», как сферу знания «ответственную» за основание самого рационального знания - его аксиоматические положения, допущения, предположения, метод исследования. Но можно представлять как область такого всеобщего безусловного, которое определяет смысл хозяйствования и самой науки о хозяйстве.[19] В первом случае, речь идет о философии как учения о познании (гносеология). Во втором случае, философия вообще и философия хозяйства в частности не гносеология, не теория науки, не методология или философия науки. Философия хозяйства отвечает за смысл и в этом смысле она выполняет роль иррациональной сферы знания (Веры). Это скорее сфера смыслополагания, находящейся за рамками рационализма как такового.

В булгаковском понимании, философия скорее предстает не как рационализм, хотя и в широких «всеобщих» терминах, а как смыслополагающее трансцендентное, религиозное.

Философия хозяйства исходит из смысла («зачем»?) Можно, пожалуй, выразиться и так, что «философия ищет уразумению жизненного смысла и значения явлений, в отдельности изучаемых наукой». [20]

Философия хозяйства – сфера знания, обязательная для экономиста, в которой формируется понимание смысла хозяйствования, причем на уровне очень глубоком (мировоззренческом, теологическом). Идеальная задача, возникающая перед человеком, в его стремлении улучшить общественный порядок, может выступить в качестве его внутренней установки, оказывающей воздействие на представление об объекте исследования, выбор определенной аксиоматики и на складывания накопленного знания в определенную рациональную систему понятий и категорий. Происходит формулирование предмета науки, что рождает и саму науку.[21]

ÎÍ

Выдержки из греческого полиса.

Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Земледелие – основа экономики полиса. Полис является основной формой политической и социальной организации античного общества.

Многие детали полисной жизни неясны до сих пор и это оставляет простор для свободных трактовок и разнообразных гипотез, но подчеркивает сложный характер древнегреческих общественных отношений.

Полис был суммой ойкосов (домохозяйств), обладающей сложной организацией в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

Полисный коллектив как коллектив граждан обеспечивал все материальные условия своего существования. В основе полиса лежали отношения государственной и частной собственности. Сочетание системы собственности общей и собственности частной, освященные обычаями и регулируемые законами государства. В общественном владении находились определенные категории земель, а вот право на земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане. Полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Политическими правами наделялись только собственники земли.

Право на участие в политической жизни имел только глава домохозяйства (ойкоса) (чего не имели даже его взрослые сыновья). Политическими правами пользовались и те, кто по каким-то причинам утратил земельный надел. Но в обществе владение землей было доминирующей тенденцией.

 

 

Полис. Формирование основ греческой цивилизации в VIII-VI вв. до н. э. происходило не в результате разложения родовых отношений, как это происходило в других местах, а на более сложной культурной основе. Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения. Благоприятные условия для развития земледелия создали условия того, что основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, а небольшое частное хозяйство, построенное на продуманной эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью (ойкос).

Развитие товарно-денежных отношений формировало политическую и экономическую картину развития Греции VIII — VI вв. до н. э. Греческий полис вырос из укрепленных поселков гомеровского времени — полисов, восприняв их название. Полис архаического типа представлял собой центр карликового государства, объединяя близлежащие деревни, располагавшиеся вокруг полиса.

Аристотель различал несколько типов устройства полиса - монархия, аристократия, олигархия, демократия и политея. Объединяющим началом полиса по Аристотелю - принадлежность человека к своему коллективу, местным святым местам и богам, земле, близким.

Идея полиса мыслилась как противостояние отдельного народа тяготам внешнего мира, стихийным бедствиям и нашествиям врагов. Можно предположить, что воспроизводственной единицей в древнегреческой культуре был все же полис, а не ойкос. Ойкос это владельческая (собственность) единица.

По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Спарта имела территорию 8400 кв.км, а население - около 150-200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. кв.км с населением в 120-150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30-40 кв.км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей.

Наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100-200 кв. км, т. е. с населением в 5-10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек.

"Население полиса, - писал Аристотель, - должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать".

"Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым".

Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо. В центре полиса находился город, где собиралось Народное собрание. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Полис определяют еще как город-государство.

Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов.

Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории необходимых ресурсов (металлов, строевого леса и т.д.), которые необходимо было их приобретать в других местах. Торговый обмен стал одним из основ хозяйственной жизни полиса. Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисное хозяйство в большей степени чем на Востоке, основывалось на торговом обмене, а стало быть, представляла возможности для накопления богатств, в рамках домохозяйств (крупных поместий в сельской местности, ремесленных мастерских в городе, использующих рабов).

Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены.

 

Полис как характерная форма совместной жизни эллинов, противопоставляемая племенам и царствам варваров, занимал центральное место уже в греческой классической политической теории, прежде всего в сочинениях Платона и Аристотеля. Специфические особенности полиса как характерной для греко-римского мира формы государства. В частности, вся история Шумера и, в значительной степени, история семитской Месопотамии была историей городов-государств, имевших, однако, мало общего с античным полисом. Античный полис представлял собой сравнительно небольшой коллектив полноправных граждан: самое большее — несколько десятков тысяч человек, обычно значительно меньше.

Гражданский коллектив монополизировал в своих руках владение землей. Ополчение граждан-землевладельцев, вооружавшихся на свои собственные средства, было ядром вооруженных сил полиса. Граждане полиса держали в своих руках основную часть жизненно важных для функционирования экономики рабов. Воля большинства гражданского коллектива определяла внешнюю и внутреннюю политику полиса.

Для возникновения и дальнейшего развития полиса необходима была соответствующая психологическая установка складывающегося гражданского коллектива, обусловленная предшествующей исторической традицией и уходящая своими корнями в формы жизни доклассовой племенной эпохи. Стремление племени завоевателей, находящегося на грани перехода к государственному быту, сохранить элементы племенной демократии, не допускать в своей среде слишком резкого неравенства и в то же время эффективно эксплуатировать покоренное население вполне естественно и многократно засвидетельствовано.

Географические факторы способствовали тому, что греческие города-государства часто были политически независимыми. Однако экономически они зависели от хозяйственной кооперации, благодаря которой получали необходимые товары и продукты (например, зерно), которыми не могли обеспечить себя сами.

 

Полис – не только факт общественной жизни Древней Греции, но и понятие, раскрывающее сущность античной цивилизации. Самое слово "полис" семантически вполне соответствует русскому понятию "город". Изначально еще в гомеровские времена (XI-IX вв. до н. э.), слово "полис" означало скорее огороженное место, оплот племени во время войны, то, что по-русски лучше было бы передать как "городище".

 

Характерной чертой основанного на полисе античного общества является неизвестное другим обществам развитие рабовладения: именно в Греции и Риме оно выступает в наиболее развитой форме, противостоящей патриархальной системе рабства, направленной на производство непосредственных «средств существования».

Фундаментальными положениями греческой философии (начиная с первофилософов V века до н. э. вплоть до Аристотеля) являлись идеи гармонии и порядка, которые обнаруживают себя и в природе, и в обществе. Для политических теорий Платона и Аристотеля исходным было понятие "человек-в-сообществе";, а не понятие изолированного индивида или понятие вознесенного над индивидом универсального закона и государства. Например, не считалось, что человек обладает какими-то "прирожденными правами". Права определялись функцией человека и его ролью в обществе. Под добродетелью (arete) в основном понималась не способность жить в соответствии с некоторыми всеобщими отвлеченными моральными нормами, но скорее реализация индивидом предназначения быть человеком, нахождение соответствующего места в обществе. Закон считался порядком, который обеспечивал функционирование общества. Платон и Аристотель творили в условиях греческого полиса, и для них, скажем, рабы были столь же естественны, как для нас служащие и работодатели.

 

 

Полис - гражданская община. В классической древности понятие полиса практически совпадало с городом и контролируемой им территорией, коллектив граждан, представляющий это государство и совпадающий с ним. Представление о полисе как о суверенном коллективе граждан, как о гражданской общине, опирающейся на город и воплощающей в себе государство.

Позже в период начиная с IV в. до н. э., мир греческих полисов стал клониться к упадку и наряду с обычной городской республикой все решительнее стали заявлять себя новые политические формы и единства (тирании, федеративные объединения и особенно территориальные державы с монархическим правлением).

Велик был вклад, сделанный Аристотелем, крупнейшим философом позднеклассической поры, чье творчество подвело итог более чем двухвековой работе греческой философской мысли. В Аристотеле полис нашел подлинного своего теоретика, который в "Политике" глубоко раскрыл историческую и социальную природу этой древней общественной организации.

У Аристотеля дом как жилье, включая обитателей дома, семьи и его имущества (oijkiva) выступает элементарной общественной ячейкой. Объединение как мужчины и женщины в семью, так и соединение господина и раба в рамках одного домохозяйства было естественным. Объединение нескольких семей в селение (kwvmh) является следующей ступенью, а объединение нескольких селений в город, или государство (povli"), обладающее необходимой территорией и населением и способное к самодовлеющему существованию и процветанию, объявляется высшей, совершенной формой человеческого общества (kuriwtavth, tevleio" koinwniva). Это было возможным поскольку жизнь объединенных в рамках государства людей, могло опирается на принципы добродетели (ajrethv), справедливости (dikaiosuvnh) и права (divkh) гражданского общества (Pol., I, 1).

Полис у Аристотеля выступает как совершенная организация человеческого сообщества. Политические это просто сообщество граждан - свободных людей, обладающих правом участия в законодательной и судебной власти. Определение полиса как вида политического сообщества, представленного коллективом граждан, у Аристотеля согласуется с признанием нормативности некоторых характерных черт современного ему греческого общества, которые могут быть объяснены только его полисною природою.

Отношения собственности в полисе строились на сочетании принципов общественного и частного. «Так, в делах собственности он признает естественным и наилучшим известное сочетание принципов общественного и частного, из которых первый должен обладать относительным, а второй безусловным значением. В противовес идеальному проекту Платона (в "Государстве"), предусматривавшему запрет частной собственности для высшего сословия граждан в совершенном государстве, Аристотель, со свойственным ему реализмом, с одобрением ссылается на укоренившийся у греков порядок, гибко сочетавший два названных противоположных принципа. "Немалые преимущества, - заявляет он, - имеет поэтому способ пользования собственностью, освященный обычаями и упорядоченный правильными законами, который принят теперь: он совмещает в себе хорошие стороны обоих способов, которые я имею в виду, именно общей собственности и собственности частной. Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще - частной (dei' ga;r pw;" me;n ei\nai koina;" [sc. ta;" kthvsei"], o{lw" dV ijdiva")" (Pol.. II, 2, 4, р. 1263 а 22-27».

Определение социальной природы античного общества было предложено с позиций марксизма. В "Немецкой идеологии" (1845-1846 гг.) К. Маркс и Ф. Энгельс впервые представили ход мировой истории как последовательную смену социально-экономических формаций, или, что то же самое, специфических, исторически обусловленных форм собственности. Второй в этом ряду, после племенной, или первобытнообщинной, представлена античная форма собственности, отличающаяся своеобразным двуединым характером, сочетанием общинного и частновладельческого принципов, обусловленным, в свою очередь, своеобразным характером античного рабовладельческого общества.

"Вторая форма собственности, - гласит знаменитое определение, - это - античная общинная и государственная собственность, которая возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания - нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это - совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит в упадок в той же мере, в какой именно развивается недвижимая частная собственность. Разделение труда имеет уже более развитой характер. Мы встречаем уже противоположность между городом и деревней, впоследствии - противоположность между государствами, из которых одни представляют городские, а другие - сельские интересы; внутри же городов имеет место противоположность между промышленностью и морской торговлей. Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего полного развития".10

Античное общество в изображении Маркса и Энгельса - это, таким образом, общество корпоративное. Это прежде всего гражданская община, сложившаяся на основе исконного этнического единства, опирающаяся уже на город и сохраняющая и развивающая рабство. При этом именно необходимость совместно противостоять чужеземцам-рабам и вынуждает сохранять общинную форму организации, а вместе с тем до известной степени и общинный характер собственности. Граждане обладают правом частной собственности, но это право обусловлено принадлежностью к привилегированному сословию, к гражданскому коллективу, который обладает верховным политическим суверенитетом и верховным правом собственности.

 

Основными производственными ячейками в сельском хозяйстве Греции V—IV вв. до н. э. были небольшой участок земледельца (3—5 га) — гражданина данного полиса, возделываемый трудом членов его семьи, которым могли помогать 1—2 раба, и поместье в 15—25 га, обрабатываемое рабами (15—25 рабов).

Доход от двух-трех рабов был достаточен для содержания одной афинской семьи, состоящей из 3—-4 человек.

Хозяйство того и другого типа было многоотраслевым, практически в каждом хозяйстве возделывались зерновые, был разбит виноградник, имелись маслинные посадки, сад из плодовых деревьев, огород, паслись небольшие стада овец, коз. Если продукция крестьянского двора, как правило, шла на удовлетворение потребностей семьи земледельца и была мало связана с рынком, то в рабовладельческих имениях получали значительные излишки продукции — зерна, вина, масла,— которые продавались для получения металла, кожу, шерсть и др. В небольших греческих полисах местного сырья было, как правило, немного. Камня, глины, шерсти, кожи было достаточно для обеспечения мастерских соответствующим сырьем, а вот железа, цветных металлов, ценных пород камня (мрамор, гранит), строительного и корабельного леса не хватало. Получить недостающее сырье можно было только путем торгового обмена: за привозимое платили звонкой монетой или своими ремесленными и сельскохозяйственными товарами.

Ремесленные мастерские-эргастерии, в которых обрабатывался металл, изготовлялась керамика, вооружение, ткани или обувь, были разными по величине: мелкими, где владелец работал с 2—3 рабами или своими домочадцами, средними — с 10— 15 рабами; здесь хозяин был занят главным образом надзором и организацией производства, крупными — в 30—40 рабов. Так, знаменитый афинский оратор Демосфен имел две мастерские с 20 рабами в одной и 32— в другой. Афинский финансист Пасион в начале IV в. до н. э. имел мастерскую со 100 рабами, а отец судебного оратора Лисия Кефал владел эргастерием в 120 рабов. Однако крупных эргастерий было мало, основными в греческом ремесле были мелкие и средние мастерские. Главной рабочей силой в них были рабы, вместе с ними трудились и свободные люди, в том числе и граждане. Из-за отсутствия точных сведений трудно определить соотношение свободного и рабского труда в греческих мастерских. В наиболее развитых в промышленном отношении полисах Греции, таких, как Афины, Коринф, Мегары, Родос, Милет, видимо, рабский труд преобладал. В средних и крупных эргастериях применялась некоторая специализация занятых работников, что повышало общую производительность труда. Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). «В небольших городах,— писал Ксенофонт,— один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изготовлять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже и части этого ремесла: так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой тем, что вырезает подошвы, третий только тем, что выкраивает передки, а четвертый — не делая ничего этого, а только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнить ее наилучшим образом».

Торговля. Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания.

Довольно многолюдное население торгово-ремесленных полисов с его разнообразными потребностями, все более возрастающими по мере усложнения городской жизни, недостаток зерна и разных видов сырья для ремесел, с одной стороны, излишки вина и масла, запасы различных ремесленных изделий — с другой, создавали благоприятные условия для греческой торговли в целом.

На рынках обращались основные продукты питания: хлеб, вино, масло, сырье для ремесленных производств, промышленные изделия — орудия труда, вооружение, предметы быта, начиная с металлических изделий и кончая предметами женского туалета, т. е. в товарном обращении находилась значительная часть произведенной продукции, а не только предметы роскоши, как во многих государствах Древнего Востока. В товарные операции были втянуты почти все слои населения: земледелец покупал ремесленные изделия и орудия труда, продавал вино, масло, овощи, ремесленник покупал основные продукты питания и продавал изделия своего эргастерия; строители, матросы, поденщики, городское население, занятое обслуживанием торговых операций, культа или в государственном управлении, по большей части кормилось с рынка.

Природные условия Древней Греции, несовершенство и дороговизна сухопутного транспорта не способствовали развитию сухопутных перевозок. С другой стороны, изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов, разбросанность по всему средиземноморскому побережью греческих колоний создавали самые благоприятные условия для расцвета морской торговли. Возросла грузоподъемность торговых кораблей (до 100—150 т), увеличилась длительность мореплавания в течение года (в осенние и зимние месяцы обычно не плавали), осваивались новые морские пути. ВV—IV вв. до н. э. усиливается интенсивность морских перевозок, практически все торгово-ремесленные полисы связаны между собой освоенными морскими путями. В каждом приморском городе благоустраивается морская гавань, строится порт с удобными стоянками для судов, причалами, складскими помещениями, доками для ремонта.

Освоение морских путей открывало перед греческими купцами самые широкие возможности для торговых операций во всем Средиземноморье, включая бассейн Черного моря.

Внедрение товарного производства, большой объем торговли требовали совершенствования расчетных операций. Примитивный обмен товара на товар или на куски валютного металла, которые постоянно нужно взвешивать, был неудобен. Новым средством расчета стала монета: небольшой кусочек металла (золота, серебра, бронзы) со строго определенным весом, гарантированным государством, выпустившим эту монету. Первые монеты появились в Греции еще в VII в. до н. э., но особого размаха выпуск монет и денежное обращение достигли в классическую эпоху. Каждый город чеканил большое количество монет, и общий объем монет, обращающихся в Греции, резко возрос. Постепенно выделяются монеты ведущих экономических центров, таких, как Афины и Коринф. Серебряные статеры Коринфа (8,7 г весом) с изображением на лицевой стороне богини Афины в коринфском шлеме и Пегаса на оборотной (так называемые «жеребчики») были наиболее популярной валютой в Западной Греции, Южной Италии и Сицилии. Афинские тетрадрахмы (17,5 г) и драхмы (4,4 г) с изображением Афины на лицевой стороне и совы на оборотной (так называемые «совы») охотно принимались в городах бассейна Эгейского моря. Коринфские «жеребчики» и афинские «совы» стали своего рода межполисной, международной валютой в Греции V—IV вв. до н. э.

 

Струве. В экономической науке под хозяйством обычно имеют деятельность, направленную на удовлетворение потребностей посредством благ. «Правильнее говорить в этом смысле не о хозяйстве, а о хозяйствовании». (3) Понятие хозяйствования характеризуется по его содержанию. От существительного «хозяйство» образуется прилагательное «хозяйственный», служащее для обозначения известного характера этой деятельности. Суть этой деятельности состоит в стремлении достижения наилучших результатов наименьшей затратой сил и средств. Речь идет о «принципе наименьшей траты сил» или принципе «экономии», или «хозяйственном принципе». Этот принцип имеет универсальное значение и составляет суть любой хозяйственной деятельности во все времена и народов. Подчинение хозяйственному принципу предполагает количественное сравнение или измерение как деятельности так и ее результатов. Вне возможности такого измерения не может быть хозяйствования. Еще одним следствием ведения хозяйства – рациональность. «ratio» в римском праве означало бухгалтерский счет. (4). Итак, измерение актов деятельности и результатов хозяйствования есть основа явления денег.

Ойкосное хозяйство – отдельное хозяйство.

 

 

Левитский Владимир Фавстович. [22]

У Карла Бюхера, само народное хозяйства – продукт многовековой истории и появилось не ранее, чем современное государство.

Философия греческих мыслителей хотя и не имела прямого значения для экономических учений, тем не менее, они оказали влияние на направление экономической мысли в средние века и в особенности в эпоху Возрождения наук и искусств.

Рассматривая историю возникновения хозяйства в древней Греции в хозяйственном быту которой зародилось понятие хозяйства (ойкономики) следует иметь ввиду, что древняя Греция в течении своего исторического существования пережила в своем хозяйственном развитии два периода. Период натурального, замкнутого домашнего хозяйства и, сменивший его, меторгово-ремесленный период. Это афинский период расцвета политической и хозяйственной жизни. Гранью между этими периодами следует считать от 7 до 6 века до нашей эры. Не различая особенность этих двух периодов невозможно обосновать само понятия хозяйства.

«Для того, чтобы выяснить себе хозяйственную роль семьи, мы должны коснуться общего положения, которое занимала семья в патриархальном строе древней Греции. Патриархальная греческая семья состояла не из одних только лиц, соединенных кровной связью; в ее состав входили лица также свободные, а иногда и целые семьи, находящиеся под ее покровительством (клиенты) и наконец рабы. Родовой союз – γένος – и дом, οἶκος, совпадали между собою. Патриархальная семья – это в то же время храм домашних богов, в честь которых теплится неугасаемый огонь на домашнем алтаре; если бы семья прекратилась, то и алтарь закрывается и божество оставляет сам дом».[23] Итак, ойкос – дом, но в смысле хозяйства, владения, семьи со своим хозяином владыкой и божественным покровителем (божетсвом)

«Во главе семьи стоял родоначальник или домовладыка, являющийся для своего рода жрецом и судьей, …».[24]

Греческая семья являлась основной ячейкой хозяйствования в древней Греции, представляя собой домашнее хозяйство. Глава которого был владельцем, управителем, т.е. хозяином. Условием образования хозяйства надо было иметь жену и рабочего вола или рабов его заменяющих. Семья представляла сбой самоудовлетворяющееся целое, не нуждающееся в соседстве с себе подобными. «Производство для домашнего потребления было правилом, а производство для обмена редким исключением». [25] Такое хозяйство наблюдается у всех народов на ранних ступенях развития. В экономической науке такое хозяйство получило термин: ойкосное хозяйство. [26]

«Ойкос был хозяйственной и административной самоуправляющейся единицей (в патриархальный период греческой истории ВАУ): между ним и государством не существовало никакого посредствующего союза». (16). Каждая такая семья была экономически и юридически независимой. Ойкос – круговая порука и кровная месть. Собственное хозяйство было источником возвышения аристократии. Типичным ойкосом был дом Одиссея, описываемый Гомером.

Хозяин-господин, участвовавший непосредственно в деятельности ойкоса, должен быть обладать практическим умом для того чтобы управлять всеми разнообразными отраслями домашнего хозяйства в которое достигало 100, 150 человек. «Быть господином, не означает иметь рабов, а означает уметь управлять, ими».[27] Т.е. быть хозяином, в патриархальной семье, означает не только быть собственником, но и хозяином-властителем. Труд в хозяйстве еще не стал предметом пренебрежения со стороны высших классов.

Патриархальный период греческой истории - слабое развитие торговли. В гомеровскую эпоху, мерой ценностей служили предметы быта: - сосуды, скот, слитки меди и железа. Ойкос как хозяйство удовлетворял свои потребности и не имел надобности в меновых знаках (монете).

Патриархальное домашнее хозяйство длительно сохранялось в Спарте, в которой конституцией государства запрещалась торговля и денежное обращение среди своих граждан. В других государствах Греции натуральное, ойкосное хозяйство ко второй половине VII века до нашей эры стало менять свой характер. В хозяйственном быту видное место стали занимать морская торговля и промыслы. К VI – III до н.э. торговым центром становятся Афины. Левитский Владимир Фавстович приводит три крупных факта в истории изменения патриархального хозяйства: развитие торговли, рост количества рабов и выделение ремесла в отдельную отрасль. (торговля, деньги, производительность труда).

Ойкосное хозяйство на протяжении всей истории аттического государства продолжало оставаться идеалом греческих мыслителей и законодателей. Это был основной субъект хозяйственных, правовых и политических отношений.

 


[1] Смысл, как и любое другое понятие, взятое из философского или научного языка также многозначно. Мы не будем здесь касаться всех многочисленных определений этого понятия, имеющегося в литературе. Остановимся на близком для нас понимании смысла, изложенного у выдающегося русского философа Евгения Трубецкого, сформулированного им в своем исследовании «Смысл жизни», в котором он определяет смысл в соответствии с отечественной традицией научной и богословской традициями. Смысл – безусловное значение чего либо. См. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2000. (Б-ка «Р.Х. 2000» Серия «Религиозная философия»).

[2] Ходжа – в персидском языке имеет множество значений: господин, хозяин, учитель и т. д.. В персидских текстах XIII— XIV вв. ходжа чаще всего встречается в значении “чиновник". Но также это слово означает почетный титул духовных лиц, состоятельных чиновников, феодалов, в некоторых случаях – поэтов и писателей. Его присваивали себе также представители крупной буржуазии, суфийские шейхи в Средней Азии, на Индо-Пакистанском субконтиненте, в Иране. (А Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998г.). Есть и другое значение этого слова: ходжа – название одной из ветвей тюркского народа.

[3] На иллирийском языке «khus», словенское (hiša), чешское сhýžе, сhуžinа, словацкое сhуžа, польское сhуżа.

[4].

[5] Словарь славяно - латинских лексических связей

матерь (мать) = mater

мень -ше = minu- s

вераveri- t-as(истина)

veru -s (вер -ный, истинный)

воля (жела -ние) – volа -re (жела -ть)

 

[6] Кстати «город» – это огороженное пространство, а «вселенная» это безграничное пространство которое было заселено.

[7] Словарь Ожегова

[8] «Хозяин то же, что владелец». Словарь Русского языка С.И. Ожегова. М.: Русский яз. 1983.

[9] «Хозяин то же, что владелец». Словарь Русского языка С.И. Ожегова. М.: Русский яз. 1983.

[10] Дом это и «хозяйство» или «ойкономика» в ее аристотелевском понимании. Дом, хижина, ойкос суть форма воспроизводственная.

[11] Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. В кн. О рынках при капиталистическом производстве / С.Н. Булгаков; сост., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. _ М.: Астрель, 2006. С. 165.

[12] Сократ Цит. по: Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова – М.: Астрель, 2007. 77.

[13] «...Человеческое хозяйство, можно рассматривать как частный случай биологической борьбы за существование». Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. С.187.

[14] Булгаков С.Н. «Борьба за жизнь с враждебными силами природы и в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их сделаться их хозяином и есть то, - что в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством». Или, «Хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращая ее в потенциальный человеческий организм». Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990. С. 38-39

[15] Коуз Рональд Фирма, рынок и право. – Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993, С. 7.

[16] Бердяев Н.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии// Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Письмо двенадцатое. Л. 1991. С.293.

[17] Аристотель 65 Никомахова этика.

[18] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. С.31

[19] Вся история экономической науки представляет собой дискуссия на уровне философских оснований познавательного процесса (предмета, метода) между двумя основными направлениями в экономической науке – между политической экономией с ее идеей воспроизводства и неоклассическим анализом, как индивидуалистического, субъективистского подхода в науке.

[20] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. С.30

[21] «Преследуемая наукой идеальная цель, таким образом, руководит исследованием отношений явлений в том смысле, что, не вмешиваясь в самый процесс решения тех задач, которые охватывает это исследование, она указывает, что надо исследовать, какие задачи должны быть поставлены и решены, какие стороны или отношения явлений должны подвергнуться изучению. Исследование отношений социальных явлений, таким образом, находится в совершенно служебном отношении и нераздельном сочетании с преследуемой наукой целью построения относящегося к ее области идеала». Булгаков С.Н.

[22] Левитский Владимир Фавстович. История политической экономии в связи с историей хозяйственного быта: С древнейших времен до конца ХIX века. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012.

[23] Левитский Владимир Фавстович. История политической экономии в связи с историей хозяйственного быта: С древнейших времен до конца ХIX века. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012. С. 15.

[24] Левитский Владимир Фавстович. История политической экономии в связи с историей хозяйственного быта: С древнейших времен до конца ХIX века. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012. С. 15.

[25] Левитский Владимир Фавстович. История политической экономии в связи с историей хозяйственного быта: С древнейших времен до конца ХIX века. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012. С. 15.

[26] Левитский Владимир Фавстович. История политической экономии в связи с историей хозяйственного быта: С древнейших времен до конца ХIX века. Изд. 2-е.- М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2012. С. 15.

[27] Гезиод. Цит. по Левитский В. Ф. Стр. 18.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 807. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия