Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Контролирующие функции слуха в процессе музыкального исполнения.





В работе исполнительского аппарата первостепенная роль принадлежит слуху. Связь между слухом, работой губ идыханием обеспечивает качество звука, интонацию, громкость, тембр, вибрато.

Известно, что духовые инструменты, за исключением тромбона, имеют относительную настройку, что не дает чистой интонации. Для преодоления этих трудностей необходимо правильное взаимодействие между слухом, губами и дыханием играющего. При не точной интонации слух устанавливает фальшь, слуховые ощущения через кору головного мозга, преобразуясь в волевые импульсы, регулируют напряжение губ и интенсивность выдоха. Взаимодействие слуха дыхания и губ оказывает влияние и на динамическую сторону звучания. Любое изменение силы звука обеспечивается различной силой выдоха и соответствующими изменениями в работе губ. Степень же усиления или ослабления силы звука, как и ее другие изменения, регулируются слухом. Именно слуховые ощущения и представления играющего помогают ему определить, какой должна быть градация силы звука в каждый данный момент игры.

Взаимосвязь между слухом, дыханием и губами влияет на качество вибрато. Вибрато бывает звуковысотное, динамическое, тембровое. Наиболее часто применяется сочетание звуковысотного и динамического вибрато. Это колебания звучащего тела (столба воздуха) за счет работы дыхательных мышц. Вибрато должно иметь 6,5 – 7,5 колебаний в секунду. Более быстрые колебания создают «дребезжащий» звук называемый «блеяние». Более широкие колебания размывают интонацию, создают неустойчивость звучания. И тот и другой недостаток ухудшают звучание инструмента. Красивое же вибрато создает «живой», «полетный» звук. В оркестровой и ансамблевой игре вибрато применяется или всеми вместе или все играют прямым, «белым» звуком.

Взаимодействие между слухом, пальцами и языком определяется в момент атаки звука. Только слуховой контроль может помочь выработать четкую атаку звука без призвуков и точную координацию пальцев и языка. Механизм проведения слухового контроля такой – же, как при взаимодействии с губами и дыханием. Все штрихи, их точное исполнение и культура зависят от развитости слуха и вкуса исполнителя. Четкое исполнение пассажей, ритмичное исполнение сложных фигураций; все это обеспечивается слуховым контролем.

Таким образом, слуховой контроль, непрерывный и тщательный, помогает музыканту координировать и направлять работу своего исполнительского аппарата, доводя качество исполнения до высокой степени совершенства.

СЕМИНАР № 7

  1. Музыкальный слух.
  2. Контролирующие функции слуха в процессе музыкального исполнения.
  3. Работа над интонацией.

Работа над вибрато.

Тема: Развитие музыкальной памяти.

1. Музыкальная память и её разновидности

Среди разнообразных психических процессов, характеризующих познавательную деятельность человека, особую роль играет память. Сущность этого процесса составляют запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых явлений. Механизм памяти необычайно сложен. Физиологической основой её является образование в коре головного мозга рефлекторных связей. Музыкальная память представляет собой совокупность, в значительной степени взаимозависимое сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает человек.

Есть три её компонента: слуховая, зрительная. Моторная.

  • Слуховая память – это способность сохранять в сознании полученных музыкальных впечатлений и воспроизводить их. Она обеспечивает запоминание высоты, громкости, тембра, ритма, мелодического рисунка, лада и т. п. Особенно большое значение для качества слухового запоминания имеет хорошо развитый внутренний слух, который дает возможность внутренне представлять звучание.
  • Зрительная память – это способность мысленно видеть внутренним зрением страницы нотного текста произведения со всеми подробностями. Не все обладают таким даром. Большинство сначала представляют себе нотный текст приблизительно, упуская важные детали. Зрительная память, как и абсолютный слух – очень ценное и редкое качество музыканта. Хорошо читающие с листа пользуются зрительной памятью. Только единство слуховой и зрительной памяти устраняет опасность механического чтения и обеспечивает достижение цели.
  • Моторная память – это способность мгновенно воспринимать сигналы моторных центров головного мозга. Память на различные движения помогает отбирать наиболее целесообразные из них.

Все три вида памяти в чистом виде не встречаются. Как правило, они объединяются между собой, что позволяет говорить о комбинированных видах памяти







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1918. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия